Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности(Понятие оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
Введение.
В Российской Федерации оперативно-розыскная деятельность занимает
важную позицию в правовом аспекте жизни современного общества. Почти во всех российских силовых ведомствах и правоохранительных органах, за исключением следственного комитета РФ существуют службы и подразделения, наделенные государством полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности.
Тема курсовой работы очень актуальна. История криминалистики показывает, что преступный мир всегда пользовался последними достижениями науки и техники. Настоящее время не исключение. Но только сейчас использование криминалом последних достижений науки и техники вызывает серьезные опасения в обществе.
Оперативно-розыскная деятельность в Российской Федерации с течением времени регулярно совершенствуется, реформируется и подвергается из года в год новым преобразованиям. Это происходит в связи с новыми вызовами, с которыми сталкивается современное российское общество, потому что преступность в стране идет в ногу со временем и создает себе новые условия процветания, с помощью которых препятствует раскрытию преступлений и иных противоправных действий[1].
Цель дипломной работы заключается в том, чтобы исследовать современные проблемы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации.
Основными задачами исследования является:
- рассмотрение понятия и оснований оперативно-розыскной деятельности;
- исследование системы нормативно-правовых актов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность;
- анализ принципов оперативно-розыскной деятельности и их характеристика;
- исследование оперативно-розыскных мероприятий и решений, принимаемые в оперативно-розыскной деятельности;
Объектом исследования дипломной работы является оперативно-розыскная деятельность, как особый вид правоохранительной деятельности в Российской Федерации, обеспечивающей стабильный конституционный гарантированный порядок управления в стране и за ее пределами.
Это отражено в концепции развития отношений между министерствами внутренних дел и органами безопасности стран СНГ.[2]
Предметом курсовой работы является правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации и предусмотренные российским законодательством оперативно-розыскные мероприятия, проводимые оперативными службами и подразделениями правоохранительных органов Российской Федерации внутри страны и за ее пределами.
В работе использованы следующие методы: диалектический метод
познания, системного анализа, сравнительно-правовой, частно-научный и общенаучный методы исследования действующего законодательства, логический метод и иные методы.
Теоретической базой курсовой работы были труды таких учёных как А.А. Арутюняна, Л.В. Брусницына, Л.В. Головко, А.В. Гриненко, К.К. Горяинова, Е.А. Карякина, Е.В. Кашкина, В.М. Лебедева, М.А. Макаренко, И.Л. Петрухина, Е.В. Цветкова, Л.Е. Щетнева и других.
Нормативная база исследования состоит из Конституции РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» и иных законов.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.
Глава 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности.
Функционирование государственно-правового механизма предполагает различные формы реализации охранительных функций. Одна из таких форм — оперативно-розыскная деятельность, предполагающая динамичное сочетание превентивных мероприятий и мероприятий, связанных с раскрытием преступлений. Среди последних особое место занимает оперативно-розыскная деятельность, содействующая решению уголовно-процессуальных задач.
Оперативно-розыскная деятельность может, проводится, как внутри
Российской Федерации, так и за ее пределами, а следственные действия и
мероприятия, проводимые в рамках дознания, регулируют уголовно-правовые отношения исключительно на территории России[3].
Итак, чтобы непосредственно изучить объект понятия оперативно-розыскной деятельности и ее основания, действующие на территории России
необходимо рассмотреть основное определение данного правоохранительного регулятора.
Оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным
законом "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ[4].
Данное определение содержится в первой статье федерального закона
"Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ, принятого Государственной думой Российской Федерации пятого июля одна тысяча девятьсот девяносто пятого года.
На основании исследованного нами определения оперативно-розыскной деятельности мы можем сделать вывод, дающий ответ на вопрос о понятии данного правового аспекта силового правоохранительного блока современного российского права в целом[5].
Итак, понятие оперативно-розыскной деятельности включает в себя комплекс правовых норм, законодательно закрепленных и действующих в Российской Федерации, выполнение которых обеспечено человеческим и материально-техническим ресурсами. Данные нормы имеют ряд, поставленных перед собой задач, выполняемых перед государством и обществом, а также несение ответственности перед ними и предполагает контроль и надзор со стороны вышестоящих надзорных ведомств и государственных органов, наделивших полномочиями структуры, проводящие оперативно-розыскную деятельность.
Исполнение данного комплекса правовых норм соответствует основным конституционным принципам Российской Федерации, что отражено в первой главе, третей статье федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ.
Для основного обозначения понятия оперативно-розыскной деятельности необходимо обратится к задачам это вида правоохранительной деятельности. Как нами уже было отмечено раннее, перед правовыми нормами, составляющими юридическую основу оперативно-розыскной деятельности, стоит спектр задач, обязательных к выполнению компетентными органами, наделенными государством определенными полномочиями. Также за выполнение и невыполнение данных задач оперативными подразделениями и службами правоохранительных органов и иных силовых структур предусмотрена юридическая ответственность[6].
Во второй статье федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ предусмотрены четыре основные задачи оперативно-розыскной деятельности. Вообще задачи оперативно-розыскной деятельности сами собой дают ответ на вопрос: «На что направлена
оперативно-розыскная деятельность?»
Основные задачи оперативно-розыскной деятельности:
1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
3) добывание информации о событиях, действиях или бездействиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
4) установление имущества, подлежащего конфискации;
Законодатель сформировал четыре основные задачи оперативно-розыскной деятельности в России и утвердил их в федеральном законе,
регулирующем правовые отношения в этом виде правоохранительной сферы.
Исходя из рассмотренных нами задач оперативно-розыскной деятельности, мы можем сделать вывод о том, что оперативно-розыскная деятельность по своему понятию в российском современном праве обеспечивает исполнение принципа неотвратимости от уголовного наказания, за совершенное противоправное деяние в отношении государства и общества.
Принцип неотвратимости от уголовного наказания предусматривает
требование, чтобы каждое лицо, совершившее преступление, претерпело
уголовно-правовое воздействие за совершение преступления. Также принцип
неотвратимости в своем смысле содержится и реализуется в основных
принципах уголовного кодекса Российской Федерации.
Все основные правовые принципы, которые своей работой обеспечивает оперативно-розыскная деятельность, содержатся в статьях третей, четвертой, пятой, шестой и седьмой уголовного кодекса Российской Федерации.
Также в данном аспекте невозможно не отметить важный тезис о том,
что оперативно-розыскная деятельность неразрывно связана с уголовно-правовым законодательством России и обеспечивает его действие во времени
и пространстве, как того от нее требует законодатель.
Основные правовые принципы уголовного законодательства Российской Федерации:
1) Принцип законности - отражен в третей статье уголовного кодекса РФ
2) Принцип равенства граждан перед законом – закреплен в четвертой
статье уголовного кодекса РФ
3) Принцип вины – имеется в пятой статье уголовного кодекса РФ
4) Принцип справедливости – утвержден в шестой статье Уголовного
кодекса РФ
5) Принцип гуманизма – обозначен в седьмой статье уголовного кодекса
РФ.
Исходя из основных принципов действия уголовно-правового законодательства в России, возникает основание применения оперативно-розыскной деятельности. То есть оперативно-розыскная деятельность сама собой реализует эти принципы. Говоря об основании оперативно-розыскной
деятельности необходимо пояснить важный факт того, что данный вид правоохранительной деятельности обеспечивает нормальное функционирование дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в Российской Федерации.
Оперативно-розыскная деятельность обеспечивает уголовный процесс - в стране. Говоря по-другому, оперативные службы и подразделения обеспечивают деятельность органов, правомочных осуществлять уголовное преследование согласно уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации[7].
Некоторые оперативные службы и подразделения неформально относятся к органам дознания, то есть выполняют некоторые функции предварительного следствия и дознания непосредственно и в своей деятельности руководствуются уголовно-процессуальным кодексом.
Изучая вопрос об основании применения оперативно-розыскной деятельности, руководствуясь вышеизложенными законодательными основами современного российского государства, появляются определенные
тезисы этого правового явления[8].
Основной смысл основания оперативно-розыскной деятельности опять-таки кроется в ее задачах, которые перед ней поставило наше государство. Первой задачей оперативно-розыскной деятельности является выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Говоря по-другому, это означает, что в современной российской юридической науке предусмотрено оказание помощи оперативных служб и подразделений различных правоохранительных структур органам предварительного следствия и дознания.
Органы предварительного следствия и дознания своими действиями и процессуальными решениями дают карт-бланш на проведение оперативно-розыскной деятельности, а если быть точнее на проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые предусмотрены федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ.
Иными словами, первоочередным основанием оперативно-розыскной
деятельности в России является наличие возбужденного уголовного дела в
порядке сто сорок шестой статьи уголовно-процессуального кодекса, по
факту совершенного преступления, либо наличие оперативной информации о
готовящемся преступлении и проведении оперативно-розыскных мероприятий с целью его пресечения[9].
В данном случае органы предварительного следствия и дознания возбуждают уголовное дело по факту предоставленных оперативными подразделениями мате риалов проверки.
Вторым основанием проведения оперативно-розыскной деятельности
является осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов предварительного следствия, дознания, суда и органов исполнения, назначенных судом уголовных наказаний. Это связано с тем, что в большинстве случаев в последнее время лица, скрывающиеся от процессуальных органов, активно противодействуют розыску и личному сыску, поэтому для их местонахождения необходимо применение оперативно-розыскных мероприятий[10].