Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности(Понятие оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Способ оформления этого ОРМ – рапорт. Обследование зданий сооружений, участков местности – это ОРМ, связанное с визуальным, слуховым и иным изучением объектов, представляющих оперативный интерес с использованием технических средств[34].

Контроль почтовых отправлений – это способ получения фактических данных о лицах, фактах и обстоятельствах, представляющих оперативный интерес. Прослушивание телефонных переговоров – это развернутый контроль за регулярным общением объектов ОРД и их окружения, основанный на специальных технических средствах и оперативных тактических правилах, позволяющий перехватывать, прослушивать сообщения устных бесед, передаваемые по телефонной связи, ведущиеся между гражданами на тему преступной деятельности. ОРМ документируется, как фонограмма, акт и рапорт.

Снятие информации с технических каналов связи – это ОРМ, направленное на получение информации негласным контролем, копирование с использованием технических средств, электромагнитных и других полей, возникающих при передаче информации по сетям электронной связи, телекоммуникационных информационных систем для сбора, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

Оперативное внедрение – это ввод оперуполномоченного, штатного негласного сотрудника или лица, оказывающего содействие, в преступную среду, с целью выявления, предупреждения, раскрытия преступлений, а также разложения организованной преступной группировки изнутри. Оперативное внедрение имеет ряд условий. Первое - это подготовка внедрения. Второе – это постановка задач. После это назначается подбор сотрудников, которые имеют оперативный опыт, а также избирают вид деятельности для них внутри ОПГ.

Следующим условием считается разработка легенды внедряемого сотрудника, обеспечение его документами для прикрытия, техническими средствами и линии поведения. Следующим этапом является разработка оперативной комбинации. Последним важным условием остается соблюдение конспирации. Способ документирования ОРМ – рапорт и справка-меморандум. Контролируемая поставка – это получение информации оперуполномоченными или другими лицами путем негласного сопровождения груза, а также выявления лиц его перевозимых[35]. Оперативный эксперимент – это ОРМ, связанное со зданием, негласно контролируемым, условием и объектом для преступной деятельности, в целях задержания лиц, совершающих преступления средней тяжести, тяжких и особо тяжких. Получение компьютерной информации — это новое ОРМ, введенное законодателем ФЗ от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ.


В Модельном законе СНГ нет ОРМ с таким названием, но есть близкое ОРМ — мониторинг информационно-телекоммуникационных сетей и систем. Под этим ОРМ в модельном законе понимается получение сведений, необходимых для решения конкретных задач ОРД, и их фиксация путем наблюдения с применением специальных технических средств за характеристиками электромагнитных и других физических полей, возникающих при обработке информации в информационных системах, базах данных, и ее передаче по сетям электрической связи, компьютерным сетям, и иным телекоммуникационным системам[36].

В подробном разборе оперативно-розыскных мероприятий нами раскрыта суть оперативно-розыскной деятельности.

Заключение

В заключении хотим отметить важный факт того, что, несмотря на различные доводы прокуроров, правозащитников, репрессивные действия следственного комитета в отношении оперативных сотрудников отдельных правоохранительных органов оперативно-розыскная деятельность будет продолжать развиваться и совершенствоваться, потому что преступность с течением времени будет все сильнее противодействовать правоохранительным органам, чтобы получать огромную денежную прибыль, нанося своими действиями непоправимый вред современному российскому обществу и государству.

Основываясь на результатах прежних исследований в области доказательственного права, анализируя нормы действующего законодательства, доктринальные позиции по данному вопросу, современную судебную и следственную практику, автор приходит к выводу, что сегодняшние научные подходы и обусловленные ими прикладные технологии формирования доказательств на базе результатов оперативно-розыскной деятельности носят псевдо-процессуальный, искусственный характер и фактически являются не более, чем прикрытием оперативно-розыскной информации наиболее удобным видом доказательств без разбора их гносеологической природы и сущности[37].

Учитывая возможные негативные последствия вносимых предложений, осознавая вероятные риски и потенциальную опасность бесконтрольности и вседозволенности сотрудников правоохранительных органов, нами одновременно формулируются критерии допустимости использования в доказывании сведений, собранных в ходе оперативно-розыскных мероприятий.

Исходя из общественного мнения, некоторые граждане спустя годы после реформы МВД и постоянных агрессивных действий прокуратуры, направленных на дезорганизацию оперативных подразделений этого ведомства, хотят, чтобы этим структурам вернули прежние оперативные полномочия криминальной милиции. В заключение хотелось бы сделать следующие выводы[38]. В современных условиях развития теории и практики уголовного судопроизводства, необходимости дальнейшего реформирования уголовно-процессуального законодательства большую актуальность имеют различные проблемы, связанные с формированием новых и совершенствованием существующих подходов к процессуальному познанию и доказыванию как к некой гносеологической и логической "сердцевине" всего сложного и многоаспектного механизма деятельности органов предварительного расследования и суда.


В теории оперативно-розыскной деятельности давно научно обосновано наличие организационно-тактических форм оперативно-розыскной деятельности, в которых она осуществляется. Одной из таких форм является выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес. Информация о них, обеспечивающая решение задач оперативно-розыскной деятельности, в практике принято называть оперативно-розыскной информацией.

При проведении проверочных закупок, наиболее распространенных оперативно-розыскных мероприятий наркотические средства чаще всего изымаются при завершении предусмотренных законом негласных операций. Однако в некоторых случаях тактика борьбы с наркопреступностью требует изъятия и исследования наркотических средств на более ранних, порой даже на первоначальных, этапах преступной деятельности. Обоснование существования этой организационно-тактической формы оперативно-розыскной деятельности способствовало дальнейшему уяснению сущности и содержания оперативно-розыскной деятельности и решаемых при ее осуществлении задач, благодаря которым наряду с деятельной стороной имеет место и познается объективный криминальный мир и его криминальная деятельность и субкультура.

При этом выявление оперативно-розыскной информации, ее содержание стало составным элементом осуществления оперативно-розыскной деятельности в целом, обеспечивая ее деятельную часть необходимым исходным информационным материалом для организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях решения ее задач.

Таким образом, с учетом изложенного следует признать, что проблема противодействия экстремизму в учреждениях уголовно-исполнительной системы на сегодняшний день весьма актуальна. На наш взгляд, оперативно-розыскная деятельность в отношении участников религиозных экстремистских организаций, отбывающих уголовное наказание, на которых было нами выше обращено внимание, требуется активизации именно негласной работы и проведения наступательных оперативно-профилактических мероприятий[39].

Библиография

1. Приказ МВД России от 31.03.2012 N 305 (ред. от 15.02.2018) «Об

утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации».

2. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: опыт комплексного

исследования. М.: Статут, 2018. С. 236.

3. Атмажитов В.М. О сущности оперативно-розыскной деятельности //


Труды академии управления МВД России. - М., 2008, № 1 (5). - С. 66-70.

4.Берлыбекова М.Е. Преступления против жизни, совершаемые женщинами / М.Е. Берлыбекова // Юридическая психология. 2016. N 3.С. 7.

5.Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы.М.,1990:с.144-145.

6.Горяинов К.К., Щетнев Л.Е. Особенности применения законодательных положений при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в местах лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2019. N 1. С. 22 – 25.

7. Гриненко А.В. Уголовно-процессуальный кодекс Российской

Федерации: Постатейный науч.-практ. комментарий: Учеб. пособ. М.: Проспект, 2017. 655 с.

8. Дуленко В. А., Мамлеев Р. Р., Пестриков В. А. Использование высоких

технологий криминальной средой. Борьба с преступлениями в сфере компьютерной информации: Учебное пособие / В. А., Дуленко, Р. Р. Мамлеев В. А., Пестриков – Уфа: УЮИ МВД России, 2007. – С. 187.

9. Зарипов З.С., Боровая О.А. Оперативно-розыскная функция

подразделений Федеральной службы исполнения наказания: целесообразность и основные направления осуществления // Вестник Владимирского юридического института. 2008. №1. С. 19-26.

10.Зникин В.К. Использование оперативно - розыскной информации в уголовно - процессуальном доказывании: Дисс. Канд. Юрид. Наук./. - Томск, 2001г.

11.Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне от 28 октября 1995 г.

12.Карякин Е.А. Специфика уголовно-процессуального познания //

Российская юстиция. 2018. N 9. С. 29 - 32.

13.Кашкина Е.В. Административный надзор органов внутренних дел за

лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Полицейская

деятельность. 2018. N 5. С. 25 – 29.

14.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской

Федерации (постатейный) / А.Ю. Девятко, Г.И. Загорский, М.Г. Загорский и др.; под науч. ред. Г.И. Загорского. М.: Проспект, 2016.

15.Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной

деятельности» с приложением решений Конституционного суда Российской Федерации и Европейского суда по правам человека / Вступ. ст. В.Д. Зорькина. М.: Юрист, 2011. 198 с.

16.Конституция Российской Федерации (принята всенародным

голосованием 12.12.1993) (поправки от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. №4. ст. 445.

18.Королев Г.Н., Марчук А.Д., Осипов С.А. Правовое обеспечение

оперативно-розыскной деятельности. Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО

«ВГАВТ», 2011. 411 с.

19.Кудрявцев А.В. Проблемы правового регулирования взаимодействия


оперативных подразделений УИС с иными органами, осуществляющими ОРД // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. №18. С. 54.

20.Курс уголовного процесса / А.А. Арутюнян, Л.В. Брусницын, О.Л.

Васильев и др.; под ред. Л.В. Головко. М.: Статут, 2016. 527 с.

21.Макаренко М.А. Типология уголовно-процессуальных

правоотношений с участием прокурора // Ленинградский юридический

журнал. 2016. N 1. С. 193 - 200.

22.Мугинов Р. Законность и правопорядок: основные направления и

способы их обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации // Ориентир. - 2002. - №1.

23. Никифоров Л.В. Правовое положение учреждений и органов ФСИН

России в уголовном судопроизводстве // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 122-129.

24. Осипенко А. Л. Новое оперативно-розыскное мероприятие «получение компьютерной информации»: содержание и основы осуществления. //Вестник Воронежского института МВД России 2016 –№3.

25. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской

Федерации» от 24 декабря 1993 г.

26. Постановление Правительства РФ от 06.06.2007 №352 (ред. от

07.12.2011) «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства РФ. 2007. №24. Ст. 2921.

27.Проблемы развития процессуального права России: монография / А.В.

Белякова, Л.А. Воскобитова, А.В. Габов и др.; под ред. В.М. Жуйкова.

М.: Норма, Инфра-М, 2016. 224 с.

28. Ремизов М.В., Ласточкина Р.Н. Оперативно-розыскная деятельность:

правовое регулирование и использование результатов в уголовном судопроизводстве. Ярославль, 2012. 503 с.

29.Россинский С.Б. Дискуссионные вопросы методологии уголовнопроцессуального познания // Российская юстиция. 2016. N 4. С. 34-38

30.Стельмах В.Ю. Процессуальные аспекты оперативно-розыскного

мероприятия "обследование жилища" // Российская юстиция. 2018. N 5. с. 40 - 42.

31.Сычев П.Г. Уголовно-процессуальные производства как базовый

элемент теории дифференциации уголовного процесса // Российская

юстиция. 2016. N 8. С. 47 - 51

32. Теория оперативно-розыскной деятельности /Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: Проспект, 2012. 510 с.

33.Туленков Д.П. Проблемы достижения объективной истины в уголовном процессе // Российский судья. 2018. N 4. С. 33-43.

34.Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. И.Л. Петрухин. М.: ТК Велби; Проспект, 2016. 319 с.