Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности(Понятие оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
Третьим основанием применения ОРД согласно законодательству
нашей страны является добывание информации о событиях, действиях или
бездействиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической,
информационной или экологической безопасности Российской Федерации[11].
Это обусловлено тем, что лица планирующие, организующие и совершающие преступления против вышеперечисленных сфер жизни государства использую хорошо-развитые способы конспирации, а также сами
в прошлом могут иметь опыт оперативной работы[12].
Четвертым основанием, согласно поставленных задач перед ОРД, считается установление имущества, подлежащего конфискации. В современной экономической ситуации это очень важно, так как за счет доходов, полученных преступных путем, что является преступлением, предусмотренным статьей 174.1 Уголовного кодекса РФ, появляется возможность возмещения причиненного ущерба перед государством и отдельными потерпевшими лицами.
Оперативно-розыскная деятельность посредством применения отдельных видов оперативно-розыскных мероприятий ограничивает конституционные права граждан. Конституция это подтверждает тем, что на проведение оперативно-розыскной деятельности в некоторых случаях необходимо разрешение суда.
Нормативное регламентирование оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации позволяет ответить на вопрос: «Какими правовыми нормами в современном российском праве регламентирована Оперативно-розыскная деятельность?»
Также этот факт дает понимание статуса этих правовых норм, открывает представление о сущности материальной реализации оперативно-розыскной деятельности. Нами в данном пункте дипломной работы будет обозначен регламент оперативно-розыскной деятельности, который задают данные правовые нормы, регулирующие данный вид правоохранительной деятельности. Для получения развернутого ответа на поставленный перед нами вопрос необходимо обратиться к законодательству Российской Федерации, как к источнику возникновения и существования оперативно-розыскной деятельности, как элемента современного права, но для полного понимания данного объекта исследования[13].
По нашему мнению, считаем необходимым более подробно разобраться с основным правовым инструментом ОРД в России, который предусмотрен в шестой статье федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ.
Данный правовой инструмент оперативно-розыскной деятельности имеет название оперативно-розыскных мероприятий, о которых уже отмечалось мною раннее в предыдущем параграфе курсовой работы, когда речь шла обосновании ОРД в Российской Федерации. Вообще, говоря, языком философии и теории государства и права, оперативно-розыскные мероприятия являются своего рода материальным воплощением оперативно-розыскной деятельности в жизнь, то есть это что делается физически при осуществлении данного вида правоохранительной деятельности.
Для более полного понимания этого правового инструмента оперативно-розыскной деятельности необходимо обратиться к его общему определению. Оперативно-розыскные мероприятия – это мероприятия, выполняемые гласно и негласно уполномоченными на это государственными органами с целью выявить, пресечь или раскрыть преступление, отыскать скрывающихся и пропавших без вести людей, установить имущество, подлежащее конфискации, добыть информацию о событиях и деяниях, опасных для государства.
На сегодняшний день в российском законодательстве предусмотрено пятнадцать видов оперативно-розыскных мероприятий:
1) Опрос;
2) Наведение справок;
3) Сбор образцов для сравнительного исследования;
4) Проверочная закупка;
5) Исследование предметов и документов;
6) Наблюдение;
7)Отождествление личности;
8) Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
9) Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
10) Прослушивание телефонных переговоров;
11) Снятие информации с технических каналов связи;
12)Оперативное внедрение;
13)Контролируемая поставка;
14)Оперативный эксперимент;
15)Получение компьютерной информации;
Представленный действующим законодательством перечень оперативно-розыскных мероприятий делится на два вида: гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия. Исходя из того, что по своему понятию ОРД это вид правоохранительной деятельности, она также имеет еще одно основное юридическое определение, к которому нам также необходимо обратиться, с целью дальнейшего понимания нормативного регламентирования данного вида деятельности.
Оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными службами и подразделениями государственных органов исполнительной ветви власти, уполномоченных на то законом, в пределах на то своих полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий и в целях защиты жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[14].
В данном определении наука дает нам понять, что оперативно-розыскная деятельность своей работой защищает конституционные нормы, а также с целью их защиты их же и нарушает, проводя негласные оперативно-розыскные мероприятия. Сама Конституция РФ предполагает это нарушение посредством судебной ветви власти.
Иными словами, конституция дает регламент оперативным службам и подразделениям правоохранительных органов Российской Федерации на проведение негласных оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан РФ. На основании вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что Конституция является одним из основных правовых регуляторов оперативно-розыскной деятельности, тем самым она ее регламентирует на основе определенных законодательных норм[15].
Правовой основой оперативно-розыскной деятельности являются следующие нормативно-правовые акты и их виды:
1) Конституция РФ, а именно статьи 76, 90, 104,105, 115;
2) ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ;
3) УК РФ;
4) УПК РФ;
5) ФЗ «О полиции»;
6) ФЗ «О безопасности»;
7) ФЗ «О прокуратуре»;
8) ФЗ «О государственной тайне»;
9) Указы президента и постановления правительства РФ;
10)Внутриведомственные инструкции Вышеперечисленные нормативно-правовые акты, действующие в Российской Федерации, регламентируют оперативно-розыскную деятельность.
Оперативно-розыскная деятельность во взаимодействии со своими правовыми регуляторами имеет ряд следующих, присущих ей признаков:
1) ОРД – это самостоятельный вид деятельности;
2) ОРД реализуется свойственной только ей имеющийся организационно-упорядоченной формой;
3) ОРД направлена на борьбу с преступностью и осуществляется на выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, организацию профилактики, проверки и разработку;
4) ОРД имеет четкую оперативно-поисковую направленность и выражается в поиске информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес; 5) ОРД проводят должностные лица от имени государства и на правовой основе Вышеперечисленные признаки подтверждают собой правовую основу, регламентирующую оперативно-розыскную деятельность[16].
Глава 2. Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности
Для основного обозначения понятия оперативно-розыскной деятельности необходимо обратится к задачам это вида правоохранительной деятельности. Как нами уже было отмечено раннее, перед правовыми нормами, составляющими юридическую основу оперативно-розыскной деятельности, стоит спектр задач, обязательных к выполнению компетентными органами, наделенными государством определенными полномочиями. Также за выполнение и невыполнение данных задач оперативными подразделениями и службами правоохранительных органов и иных силовых структур предусмотрена юридическая ответственность.
Во второй статье федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ предусмотрены четыре основные задачи оперативно-розыскной деятельности.
Конституция РФ подразумевает охрану прав и свобод человека и гражданина, тем самым осуществляет обеспечение законных интересов граждан и людей в целом. В этом Конституция содержит в себе принцип неотвратимости[17].
Основные правовые принципы уголовного законодательства Российской Федерации[18]:
1) Принцип законности - отражен в третей статье Уголовного кодекса РФ;
2) Принцип равенства граждан перед законом – закреплен в четвертой
статье Уголовного кодекса РФ;
3) Принцип вины – имеется в пятой статье Уголовного кодекса РФ;
4) Принцип справедливости – утвержден в шестой статье Уголовного
кодекса РФ;
5) Принцип гуманизма – обозначен в седьмой статье Уголовного кодекса РФ;
Исходя из основных принципов действия уголовно-правового законодательства в России, возникает основание применения оперативно-розыскной деятельности.
На основании своего правового регламентирования оперативно-розыскная деятельность имеет свои законные принципы, на которые полностью опираются в своей работе сотрудники оперативных служб и подразделений.
Принцип законности – означает то, что должностные лица оперативных подразделений при осуществлении оперативно-розыскной деятельности исходят из положений законов.
Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина заключается в том, что защита граждан при проведении оперативно-розыскной деятельности осуществляется двумя способами. Первый способ - это обжалование действий должностного лица. Второй способ – это ведомственный и судебный контроль, а также прокурорский надзор[19].
Принцип конспирации – это основной специальный принцип, который сохраняет в тайне действия, проводимые оперативными работниками, проводимые негласно в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности. На рассмотрении данного принципа я хочу заострить больше внимания, поскольку он является основополагающим в данном виде правоохранительной деятельности. Данный принцип регламентирован федеральным законом «О государственной тайне» и защищен уголовным кодексом РФ.
Конспирация – это соблюдение, сохранение тайны какой-либо деятельности; принцип скрытности, секретности вообще; явление существования тайности, негласности.
Конспирация означает закрепление в законодательстве следующих
положений. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий применяются приемы, обеспечивающие тайну факта их осуществления, а также маскирующие принадлежность к оперативным подразделениям должностных лиц органов, проводящих оперативно-розыскную деятельность и содействующих им лиц.
Общие положения оперативно-розыскной деятельности, научная трактовка ее аспектов и иные вопросы, касающиеся субъектов в допустимости пределов доступны для общего обсуждения. Точные сведения об использованных или используемых при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках информации, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах внедренных в организованные преступные группировки, сообщества и формирования, негласных сотрудниках, а также тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, составляющих государственную тайну раскрываются на основании решения органа, проводившего оперативно-розыскную деятельность[20].
Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные
преступные группировки, сообщества и формирования, негласных сотрудниках, а также лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной
основе, допускается с их письменного на то согласия. Судебные решения, постановления прокурора, дающие право на проведение оперативно-розыскных мероприятий и соответствующие, принятые к производству материалы хранятся в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Оперативные служебные документы, отражающие результат оперативно-розыскной деятельности, могут быть представлены судье, следователю, дознавателю и прокурору в случаях, установленных законом.
Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств проведения оперативно-розыскных мероприятий. Данный принцип отражен в одиннадцатой статье ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ. Также этот принцип регламентирован инструкцией о
предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, следователю, прокурору и судье, то есть процессуальным лицам.
Принцип наступательности – означает, что оперативно-розыскная деятельность основана на оптимальном по времени исполнения средств и методов, обеспечивающих сбор и проверку информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности[21]. Принцип сотрудничества с населением и опора на его помощь при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.