Файл: Цветовая организация и суть произведения Клода Моне «Дама в саду Сент-Адресс».pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
В становлении Моне как художника наиболее важную роль сыграла его юношеская дружба с пейзажистом Эженом Буденом (рис.10 и рис.11), специализировавшимся на небольших воздушных приморских пейзажах, которые писал на открытом воздухе. Боден настоял на том, чтобы Моне присоединился к нему во время одного из таких сеансов.
Эжен-Луи Буден изображал обыкновенную природу, а не итальянские идеализированные пейзажи. Его картины были напрочь лишены декоративности. Никаких пушистых крон, древних развалин или фигурок танцующих нимф. Порой на них не было почти ничего. Пустынный берег, пасмурное небо, пара валунов и фигурки рыбаков.
Сначала Моне, как и все, потешался над отсутствием у художника воображения. Но постепенно до него дошло, что под внешней простотой скрывается нечто большее. Истинное лицо природы, написанное правдиво и искренне. «Неожиданно пелена спала с моих глаз», — писал позже Моне.
Там же, в Гавре, Моне познакомился с голландским художником Йоханом Бартольдом Йонкиндом (рис. 12), который в своих морских пейзажах старался передать нежнейшие оттенки воздуха и настроения. Позже Моне скажет о нем: «Он был человеком, который окончательно развил мое зрение».
Моне узнал, что картина, написанная на открытом воздухе, обладает неповторимой свежестью и жизненностью, коих невозможно достичь, работая в мастерской, потому что художник заранее представляет себе то произведение, которое собирается создать. Совет, который Моне дает художникам, точно описывает его собственный подход к картине: «Старайтесь забыть о том, что вы видите перед собой, — о дереве, доме, о поле, о чем угодно. Просто думайте, что в этом месте — маленький синий квадрат, там — продолговатая розовая фигура, и продолжайте до тех пор, пока у вас не возникнет наивного впечатления от картины, которая находится перед вашими глазами». Таким образом, впечатление представляет собой зрительный импульс, создаваемый увиденным в данный конкретный момент.
Основной целью для всех импрессионистов было запечатлеть ускользающее, мимолетное впечатление. Моне, благодаря своей любви ко всему современному и новой манере письма стал путеводной звездой импрессионистов.
Для достижения поставленных целей требовались новые технические приемы письма. И Моне выработал собственную технику письма, наносил на холст короткой кистью широкие грубые мазки, жирные разбросанные точки, черточки, зигзаги и толстые штрихи. Он одновременно работал над всем пространством картины, утверждая, что «первый слой краски должен покрыть как можно большую часть холста и неважно при этом, насколько грубо он будет нанесен».
Вдохновившись открытиями Эжена Шевреля о способе зрительного восприятия, Моне стал совершенно по-новому использовать цвет. Шеврёль доказал, что соседствующие основные цвета цветового круга друг друга смягчают, а наибольший контраст достигается при соседстве дополнительных цветов. Другим не менее важным открытием было то, что цвет не является неотъемлемым свойством предметов. Цвет — это просто способ, которым смешивается свет, отражаясь от поверхности предмета. Моне обычно пользовался ограниченной палитрой, предпочитая чистые, не смешанные цвета и рисуя на холстах, предварительно покрытых белым или кремовым грунтом, благодаря чему нанесенные краски становились светлее и ярче.
Еще одним открытием, повлиявшим на видение художников, стала фотография. На снимках того времени движущиеся предметы воспринимаются как размытые пятна, а четкие очертания имеют только неподвижные предметы. Этот эффект явно отразился в похожих на муравьев фигурках людей, которых мы видим на картине Моне «Бульвар Капуцинок» (1873) (рис.13).
На протяжении долгой жизни отношение Моне к изображаемым объектам менялось. Несмотря на то что он всегда был поглощен игрой света, ранние картины Моне чаще всего содержат на фоне ландшафта человеческие фигуры, написанные в обычной манере.
Однако ближе к 1880-м годах Моне сильнее начинает привлекать природа в чистом виде. Если на картинах этого периода и появляются фигуры или неодушевленные предметы, то они обычно играют вспомогательную роль и отходят на второй план.
Клода Моне интересуют серийные композиции: Стога, Руанский собор, виды Лондона. В них, следуя импрессионистической манере, Он передает неодинаковую степень освещенности предметов при разной погоде, в разное время дня и ночи, используя удивительно разнообразную тональность палитры. Серии картин позволяют создать разнообразные декоративные композиции, как бы развивающиеся во времени и пространстве благодаря возникающим ассоциативным связям.
До Моне не было ни одного художника, который написал бы один и тот же объект несколько раз при различном освещении и разных погодных условиях.
Лондонские пейзажи Моне (рис.14), написанные в 1899-1901 годах, с их рассеянным светом и цветом, представляют собой виртуозные, драматичные произведения искусства, по которым можно проследить эволюцию стиля художника к почти абстрактной манере. Они показывают постепенное продвижение художника к объекту, который он будет писать во все оставшиеся годы жизни, создавая свои сады и превращая их в редкостные произведения искусства.
В некоторых сериях Моне исследовал, как дым, пар, туман, дождь влияют на цвет и видимость. В одной из своих самых знаменитых серий, в которую входит двадцать шесть видов Руанского собора (рис.15), он нарушил традицию и обрезал объект, чтобы на холсте осталась видна только часть фасада.
Примерно с 1905 года и до конца своих дней Моне целиком сконцентрировался на кувшинках. Эти картины, на которых чашечки кувшинок буквально материализуются на поверхности воды, не имеющей линии горизонта, стали этюдами, запечатлевшими бесконечное и неповторяющееся разнообразие цвета и света. На самом деле, эти серии картин, как и любое гениальное произведение искусства, не поддаются объяснению. Это работы поэта, тонко чувствующего природу и способного передать её красоту в своей живописи.
В Живерни Клод Моне львиную долю времени находится в саду, занимаясь его художественной организацией. Эта фантастическая работа привела к смене обыденного миру, населенного живыми людьми, на таинственный, фантастический мир воды и водных растений («Ирисы в Живерни», «Плакучие ивы»). Поэтому неслучайно в самой знаменитой серии его последних панно представлены виды разнообразных прудов с плавающими в них кувшинками («Белые кувшинки»).
Клод Моне написал пруд с лилиями целых 250 раз. 250 похожих композиции, но с разным светом и цветом (рис.16).
Картина «Пруд с водяными лилиями» или, как ещё называют это полотно — «Пруд с кувшинками», написанная Моне в 1919 году, является самой дорогой картиной этого мастера. В 2008 году на аукционных торгах Christie`s в Лондоне эта картина была продана за баснословные деньги — $80 миллионов. Сегодня «Пруд с кувшинками» занимает девятое место в рейтинге самых дорогих картин мира, проданных на аукционах. О том, кто приобрел эту картину и где она находится сейчас – неизвестно. Как правило, частные коллекционеры, приобретая подобные произведения, предпочитают остаться неизвестными.
Клод совершил то, что не удавалось многим даже самым великим художникам. Он дожил до всемирного признания.
Пройдя путь от звания «пачкуна» до «выдающегося мастера», он ничего кардинально не изменил ни в себе, ни в своих работах.
Он прошёл свой путь творца до конца. И все ради нее – живописи света и цвета. Ради жизненности и непосредственности. Ради чарующей повседневности и правдивой бессюжетности. Ради свободы художника…
Клод Моне входит в топ-3 самых дорогих художников мира.
Клод Моне, по итогам открытых аукционов, до 2013 года занимает третью строку рейтинга самых дорогих художников мира. Всего с аукционов было продано 208 его работ на общую сумму $1622,200 млн. Средняя стоимость одной картины Моне — $7,799 млн.
Самыми дорогими картинами Моне считают:
«Водяные лилии» (1905) — $43 млн.
«Железнодорожный мост в Аржентее» (1873) — $41 млн.
«Водяные лилии» (1904) — $36 млн.
«Мост Ватерлоо. Облачно» (1904) — $35 млн.
«Тропинка к пруду» (1900) — $32 млн.
«Пруд с водяными лилиями» (1917) — $24 млн.
«Тополя» (1891) — $22 млн.
«Здание парламента. Солнечный свет в тумане» (1904) — $20 млн. «Парламент, закат» (1904) — $14 млн.
Сегодня работы художника «разбросаны» по всему миру. Наиболее крупными странами-владельцами картин Моне считается Россия, США и Великобритания. Впрочем, найти картины художника можно и во многих других музеях, как на территории Европы, так и за ее пределами. Несколько картин Клода Моне находятся даже в музеях Новой Зеландии. Значительная часть работ художника принадлежит частным коллекциям, потому эти картины закрыты для широкой публики. Лишь иногда приобретенные некогда произведения вновь возвращаются из рук коллекционеров в музеи или попадают на аукционы.
В России в ГМИИ им. А.С. Пушкина находятся такие известные картины, как «Сирень на солнце» 1873 года и «Завтрак на траве» 1866.
Картина «Парламент, эффект тумана» находится в Санкт-Петербурге в Эрмитаже.
Несколько работ Клода Моне хранятся в Париже в музее Музей д’Орсэ.
Немало работ находится и в США, в «Метрополитен-Музее» Нью-Йорка, в Музее искусств Нельсона-Аткинса, а также в Музее искусств, расположенном в Филадельфии.
В Лондоне картины Моне выставляются в Национальной галерее.
Картины Клода Моне не раз становились предметами вожделения преступников. Известен факт, когда похититель полотна Моне «Пляж в Пурвилле», которое выставлялось в Национальном музее Польши, посмеялся над сотрудниками, вырезав знаменитый шедевр из рамы, а вместо него вставил плохонькую репродукцию. Заметили подмену 19 сентября, а когда точно произошла кража, так и осталось неизвестным. Преступником оказался 41-летний мужчина, а украденную картину нашли в его доме.
В октябре 2012 года было совершено ограбление роттердамского музея Кунстель. Было похищено 7 шедевров, среди которых был и известный «Мост Ватерлоо» Клода Моне. Это ограбление оказалось крупнейшим за 20 последних лет. После проведённого расследования эксперты подозревают, что похищенные картины могли быть сожжены.
История создания картины «Дама в саду Сент-адресс».
«Дама в саду Сент-Адресс» (рис.17) — картина великого художника-импрессиониста Клода Моне. Так же известная многим под сокращённым названием «Дама в саду». Она считается одной из самых известных работ в творчестве художника. Написана в 1867г. Холст, масло, размер 82 х 101 см.
В наши дни полотно находится в Санкт-Петербурге в Государственном музее Эрмитаж.
На холсте изображен тихий уютный уголок ухоженного сада. Яркий утренний свет расцвечивает пространство золотистым сиянием, делая все цвета еще ярче, чем они есть. На заднем плане представлены высокие, подпирающие небо деревья – их глубокая тень манит приятной прохладой. Ближе к зрителю расположены кустарники и небольшие цветущие деревца – они украшают сад, наполняя воздух головокружительным благоуханием и жужжанием пчел. Центр полотна занимает большая круглая клумба, усаженная красными цветами. Именно этим горящим алым ковром любуется женщина, стоящая к зрителю спиной. Ее белый наряд приятно контрастирует с окружающим буйством цвета, чуть приглушая звенящие аккорды красного, желтого, зеленого и розового. При этом, голубые тени, таящиеся в складках платья, гармонично перекликаются с кусочком лазурно-голубого безоблачного неба, выступающего из листвы в противоположном углу картины.
В картине «Дама в саду» Моне выбирает утренний час, когда свет и тени разделены более четко, чем в знойный полдень, а краски сохраняют яркость и чистоту. В соответствии с основным замыслом он подчеркивает светотеневые контрасты: на фоне темной стены тополей сверкают насыщенные солнечным светом пятна — цветущее деревце; за ним, в глубине, — другое; и слева — фигура молодой женщины в белом платье. Стремясь достигнуть максимального эффекта в передаче освещения, Моне сгущает тени вокруг предметов. Однако, внимательно наблюдая природу, художник увидел, что и тени наполнены светом. Поэтому в своих пейзажах он старается избежать глухой черноты в затененных местах и, по возможности, не пользоваться черной краской. В картине «Дама в саду» это ему еще не вполне удается.
Интенсивность освещения Моне передает при помощи чистого цвета. Так, цветы на солнечной стороне клумбы он пишет яркой киноварью, на затененной — более холодным краплаком. По тому же принципу дифференцирует он зелень травы. Пристальное изучение натуры приводит его к употреблению большого количества оттенков зеленого.
В ранней картине «Дама в саду» контрасты света и тени слишком прямолинейны, живопись местами жестковата, а цвет еще несколько резок, но он приобретает определяющее значение и это становится важнейшим признаком всего последующего искусства.
Картину отличает ясная и строгая композиция, явно рационалистическая при всей своей естественности. Нечеткое пространственное построение указывает на преемственную связь искусства Моне с традицией всей французской пейзажной живописи. Вместе с тем изображаемый мотив исполнен тонкой поэтичности.