Файл: Цветовая организация и суть произведения Клода Моне «Дама в саду Сент-Адресс».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тема моей курсовой работы: Цветовая организация и стиль произведения Клода Моне «Дама в саду Сент-Адресс»

Объект исследования: описание репродукции картины Клода Моне «Дама в саду Сент-Адресс».

Предмет исследования работы: Цветовая организация и стиль произведения Клода Моне «Дама в саду Сент-Адресс».

Научной и информационной базой проделанной курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебные пособия и электронные ресурсы.

Цель курсовой работы заключается в глубоком изучении изобразительных инструментов, способствующих развитию творческих возможностей, методов и форм применения их на практике.

Данная работа посвящена анализу возможностей передачи внешнего мира на полотно, на примере цветовой организации и стиля произведений Клода Моне. Основная задача заключается в том, чтобы улучшить художественные навыки и базу знаний для успешной работы в сфере изобразительного искусства.

Изучив картину «Дама в саду Сент-Адресс», я ознакомлюсь с творчеством оригинального художника и приобрету понимание свойства цвета, тона и форм, что в последствии даст мне возможность использовать полученные знания в своей дальнейшей творческой деятельности.

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ КЛОДА МОНЕ.

Биография Клода Моне

Клод Моне родился в Париже 14 ноября 1840 года. Он был вторым сыном в семье бакалейщика Клода Огюста Моне и певицы Луизы Жюстины Аубри Моне. Ребенка крестили именем Оскар-Клод, домашние звали его первым именем Оскар, а всемирно известен он стал как Клод Моне.

Когда Клоду исполнилось 5 лет, семья переехала в Нормандию, в портовый город Гавр. Будущий великий художник не признавал дисциплину и не отличался примерным поведением, он часто прогуливал школу. Больше всего на свете ему нравилось рисовать. Отец хотел, чтобы Клод продолжил семейный бизнес, но мать поддерживала художественные начинания сына. Клод разрисовывал скалы, камни и обложки школьных тетрадей, рисуя на них карикатурные портреты учителей и друзей. Родители давали ему мало карманных денег, поэтому вскоре он решил попробовать продавать свои шедевры и преуспел в этом, получив немалую известность. В городе он прославился своими зарисовками жителей. Его считали чуть ли не лучшим карикатуристом, а в витрине единственной художественной лавки Гавра красовались его рисунки, которые продавались за 20 франков. Благодаря этому магазину Моне познакомился с Эженом Буденом, который стал его учителем и открыл для него мир пейзажной живописи.


Именно у Будена Моне научился улавливать самое первое впечатление от увиденного и переносить это на холст. Эжен убедил Клода отправился в Париж, чтобы пройти обучение. Моне начал учиться в школе для бедных художников, посещать выставки и галереи.

В 17 лет, после смерти матери, Моне переехал жить к тете — мадам Лекадр. А в 1860 году его призвали на военную службу в Алжир, в кавалерийские войска. На службе он пробыл около двух лет из семи положенных, заболел брюшным тифом и по ходатайству тети после лечения вернулся домой. Окрепнув после болезни, Клод становится студентом университета. Но факультет искусств в этом учебном заведении его быстро разочаровал. Моне был противником учебного подхода к живописи, который царил в университете. Желание совершенствоваться и учится рисовать что-то более серьезное привело его в студию Шарля Глейера. Именно там он впервые встретил Альфреда Сислея, Огюста Ренуара, Фредерика Базиля, имеющих схожие с его взгляды на живопись. Все они были практически сверстниками и вскоре составили костяк группы импрессионистов.

Первой значительной работой стала для Клода Моне «Завтрак на траве» (1865-1866) (рис. 1), написанный им после одноименного полотна Эдуарда Мане. Сама работа до нас не дошла: художник расплатился ей в счет долга за проживание в деревне Шайи, в окрестностях которой он работал. Сюжет картины прост: на опушке зеленого леса расположились несколько мужчин и нарядно одетых женщин. Ощущение движения воздуха усиливается фактурой полотна: она уже не гладкая, а состоит из отдельных пятен-мазков.

Картиной "Завтрак на траве" художник очень гордился и планировал представить ее на выставке, но из-за тяжелого финансового положения ее пришлось продать и вместо этого предоставить на суд жюри "Даму в зелёном" (рис. 2), нарисованную за 3 дня. Интересно то, что работа жюри не понравилась и ее даже не допустили к конкурсу, что не помешало ей в будущем быть проданной за большие деньги.

Первой женой Клода Моне стала Камилла Донсье, его муза. Девушка, позировавшая ему для "Дамы в зеленом" и некоторых других картин. Она стала его постоянной натурщицей и будучи в браке родила двоих сыновей: Жана и Мишеля.

К Моне слава пришла далеко не сразу. Много лет он провел в ужасной бедности и лишениях. «Парижский Салон» не принимал молодых авторов с их новаторскими работами и картины практически не продавались. Его родственники не одобряли брак Моне с Камиллой Донсье и никак не помогали молодой семье.

После начала франко-прусской войны в 1870 г. Моне уезжает в Англию, где знакомится с работами Джона Констебла и Уильяма Тёрнера. Весной 1871 года работам Моне было отказано в разрешении на участие в выставке Королевской академии. В мае 1871 года он покинул Лондон, чтобы переехать жить в Зандам, в Нидерландах, где он написал двадцать пять картин. Он также в первый раз съездил в соседний Амстердам.


Возвращение из Англии ознаменовывает один из самых плодотворных периодов творчества Клода Моне. Он пишет свои лучшие картины — «Поле маков у Аржантея», «Бульвар Капуцинок», «Сирень на солнце», «Впечатление. Восход солнца».

В 1874 году отвергнутые Салоном художники решают открыть собственную выставку на бульваре Капуцинок у известного фотографа Надара (Nadar). И именно там впервые была выставлена работа Моне «Впечатление. Восход солнца» (рис.3), вызвавшая насмешки критиков и давшая название импрессионизму (от французского слова impression — «впечатление»). Знаменитый критик Леруа так писал об этой выставке: «На ней не было ничего, кроме впечатленчества».

С декабря 1871 по 1878 год Моне жил в Аржантёе, селе на правом берегу реки Сены близ Парижа, пользовавшимся популярностью для воскресных прогулок парижан. Здесь он проведет несколько счастливых лет и напишет некоторые из наиболее известных своих работ.

Поселившись в Аржантёе, Клод Моне со страстным увлечением пишет Сену, окрестности, мосты, парусники. В конечном итоге строит лодку и в ней плывет до Руана и там, жутко пораженный увиденным, изображает в этюдах окрестности города и заходящие в гавань морские суда («Аржантёй», «Парусная лодка в Аржантёе»). В 1877 году из под кисти Моне появляется серия картин (на них представлен вокзал Сен-Лазар), ознаменовавшую новый этап в творчестве великого художника: переход от всеобщей концепции этюда к аналитическому подходу к изображаемому («Вокзал Сен-Лазар»).

В 1880—1881 годах к Моне пришёл давний знакомый, арт-дилер Поль Дюран-Рюэль. Все эти годы он был одним из тех, кто помогал не умереть голодной смертью. Когда мог – покупал пару картин. Когда был сам на грани банкротства – давал немного денег на еду.

При этом он никогда не уговаривал, как другие, писать гладко и аккуратно. Ему не нужны были древнеримские боги или акведуки с мостами. Он искренне верил в импрессионизм.

На этот раз Дюран-Рюэль пришёл со странной идеей организовать выставку в Америке. Он был уверен в успехе: мол, американская публика не такая консервативная.

Моне было уже под 50. Что ему оставалось, как не довериться другу.

А друг оказался прав. Американцы были в восторге от импрессионистов. В 1886 году к Моне пришёл финансовый успех. Сначала картины покупали за сотни франков. Потом и за тысячи.

Через несколько лет Клод Моне полностью выкупил дом в Живерни (80 км от Парижа). А также купил рядом с домом участок, на котором разбил сад.

Теперь природа была совсем рядом. Достаточно было выйти на порог и с упоением писать, писать, писать.


В то время Моне начинает работать в новой технике, которая заключается в одновременном написании нескольких полотен. Художник стремится передать всю переменчивость освещения. Он мог трудиться над одним холстом полчаса, потом приняться за другой, чтобы успеть ухватить сиюминутность момента. Примером служит серия полотен, где изображен мыс Антиб. Клод смог передать утреннее, полуденное, летнее, весеннее и осеннее освещение.

Если присмотреться к женщинам на картинах Клода Моне, там обязательно будет Камилла Донсье – его любимая модель и жена. Она позировала ему для многих полотен, среди которых и такие известные, как «Дама в зеленом», «Женщины в саду», «Мадам Моне с сыном», «Портрет жены Клода Моне на диване». Мадам Моне родила художнику двоих сыновей (первенца ещё до официального вступления в брак). Однако, рождение второго малыша ослабило её здоровье, и, вскоре после вторых родов, в возрасте 30 лет она скончалась. Клод Моне написал посмертный портрет своей супруги. Это полотно «Камилла Моне на смертном одре» (рис.6) считается одним из самых впечатляющих и выразительных портретов покойников.

Он очень страдал от потери любимой, но спустя время у художника завязались отношения с Алисой Ошеде. Вторая жена художника помогла Клоду вырастить двух его сыновей. Моне женился на Алисе Ошеде в 1892 году, у нее было шестеро своих детей. Клод и Алиса жили вместе со своими детьми в Живерни. Здесь Моне рисовал всю оставшуюся жизнь.

Однако в финансовом плане все было очень и очень неплохо, так как картины пользовались большим спросом. Полотна хорошо продавались и удалось скопить приличное состояние. Большую часть денег художник вкладывал в свой сад.

Место перед домом превратилось в цветочную палитру. Это не сад цветов, это прежде всего сад цвета, разбитый по строгому плану рукой Клода. Было удалено все, что не принадлежит определенному оттенку. Пестрый благоухающий цветочный ковер, расчерченный прямыми дорожками, был похож на краски в коробке.

Изо дня в день Моне терпеливо создавал свой сад. Обычная усадьба
с фруктовыми деревьями превратилась в живую картину, в которой красота и изменчивость природы отображены с помощью цветовых сочетаний
и форм.

У каждого времени года своя особая цветовая гамма. Весной это цвета нарциссов и тюльпанов, затем расцветают рододендроны, сирень, глициния. Позже сад превращается в настоящее море ирисов.

В этом саду художник создал и царство воды. Через пруд, имевший очень извилистую береговую линию, переброшены несколько мостиков. Самый известный и большой из них – японский мостик (рис.7), увитый глицинией. На поверхности пруда плавают нежные кувшинки.


Влюбленный в своё творение, художник писал уже только в своем саду, он увековечил его в огромном количестве картин, которые теперь выставлены во многих музеях мира.

Последние работы Моне настолько сосредоточены на цвете, что форма практически теряется. Он пережил две операции по удалению катаракты, что отразилось на его цветовом восприятии. Ультрафиолет он стал видеть в лиловом и голубом цвете и такие изменения можно заметить, взглянув на самые поздние его картины (рис.8). От этих картин оставался один шаг до абстрактного искусства.

Моне умер от рака легких 5 декабря 1926 года в возрасте 86 лет и похоронен на церковном кладбище в Живерни. Его дом и сад вместе с Музеем импрессионизма Живерни являются известными туристическими достопримечательностями.

Творчество Клода Моне

«Я пытался сделать невозможное — нарисовать сам свет»

Термин «импрессионизм» появился благодаря картине Моне «Впечатление. Восходящее солнце», которая была выставлена на первой крупной выставке импрессионистов, в мастерской фотографа Надара весной 1874 года, и получившей название «Выставка мятежников». Всего на выставке были представлены 165 работ тридцати художников. Стоит отметить, что в то время натюрморты и пейзажи Моне и его соратников обвиняли в мятежных настроениях, аморальности и несостоятельности. Бичуя выставку, малоизвестный журналист Луи Леруа в своём материале в журнале «Le Charivari» пренебрежительно обозвал художников «импрессионистами». Из вызова художники этот эпитет приняли. Со временем он утратил своё первоначальное негативное значение.

Клод Моне стал одним из основоположников нового направления в живописи – импрессионизма, главная цель которого — почувствовать и выразить красоту момента на полотне. На протяжении всей своей долгой творческой жизни художник неотступно следовал основным правилам импрессионизма — запечатлевать на холсте сцены современной жизни (для Моне — это были пейзажи) и работать на открытом воздухе.

Творчество художника наполнено исследованиям и экспериментам с цветом и светом, цель которых сохранить на полотне мимолетные, ускользающие оттенки природы.

Работа на открытом воздухе (пленэре) не была чем-то революционно новым. Ещё в начале XIX века английский художник Джон Констебл часто писал на природе свои наброски и этюды.

Работа на пленэре стала более удобной благодаря изобретению мягких тюбиков для краски в 1841 году. В тюбиках краски были более густые чем использовавшиеся ранее, хранившиеся в специальных ящиках, поэтому потребовались более толстые и короткие кисти для работы. Новые краски требовали слегка измененной техники письма и вдохновили художников на более широкое использование различных «готовых» цветов.