Файл: Цветовая организация и суть произведения Клода Моне «Дама в саду Сент-Адресс».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Клоду Моне удалось раскрыть особенности взаимоотношений света и тени на открытом воздухе. Мастер чутко подмечает, что освещенные участки приобретают теплый оттенок, а погруженные в тень — холодные. Хотя художники, писавшие свои картины в студии, делали ровно наоборот – использовали теплые коричневатые тени и холодные участки света.

На этой, относительно ранней, работе почти нет того, что потом стало инструментарием импрессионизма. Но всё равно, картина по-своему интересна.

Это произведение написано в раннем периоде живописного импрессионизма, отцом-основателем которого стал удивительный Клод Моне. Сам пейзаж был написан в предместье Гавра, города, где прошло детство художника, и который он время от времени навещал ради творчества и прогулок на свежем воздухе. Это имение Ле Като в Сент-Адрессе принадлежало родственникам Клода — семье Лекард. Посетив это имение, мастер написал в саду ряд пейзажей, среди которых "Дама в саду" занимает отдельное место. Для образа дамы, одетой по моде того времени, позировала жена кузена Моне, леди Лекадр.

Солнечный свет, который заполнял собой полотна художников-пленэристов, в этом произведении тоже играет главную роль. Моне стремился сделать человеческую фигуру частью природы, окружить ее светом и воздухом, сделать одним целым. Этот одинокий силуэт дамы вносит в настроение картины грустную ноту, но в то же время светлое пятно платья играет значительную роль и в композиционном строе картины, и в демонстрации взаимоотношений света и цвета. Сам Моне говорил, что больше всего в этой жизни он любит две вещи: живопись и садоводство. Лучшее тому подтверждение — его картины. Живописец великолепно передал то самое ощущение яркого солнечного дня, мы можем увидеть, как алеют лепестки распустившихся цветов, словно светится белоснежное платье дамы, струится и колышется зеленая трава. В импрессионистической палитре мастера используются исключительно чистые и яркие цвета. Да и композиция картины выбрана не случайно, она досконально продумана и еще глубже усиливает ощущение естественности момента, запечатлённого на полотне.

Художница Берта Моризо иронично отмечала: «Перед его картиной я всегда знаю, с какой стороны держать свой зонтик»

А искусствовед Н. Скоробогатько так описывает картину: «Фигура дамы, гуляющей в саду в белом платье под белым зонтом, словно соткана из отражения неба и солнца, из голубоватой тени в складках платья и золотистого ореола зонта, сквозь который просвечивает солнце».


Особое значение цвета и света

Пожалуй, самыми прорывными элементами искусства в этой картине являются свет и цвет. На картине Моне не случайно выбирает утренний час, когда свет и тени разделены более четко, чем в другое время суток, таким образом он подчеркивает цветовые контрасты, набирая чистые цвета. Фигурка дамы не просто так почти повернута к зрителю спиной. Моне совершенно не интересовала возможность передачи портретного характера или занимательного сюжета, в его работе дама нужна для того, чтобы уравновесить композицию, показать близость человека с природой, а самое главное, уловить и продемонстрировать поведение света и тени на складках белого платья. Художники, пишущие на пленэре только этюды, а заканчивающие картины в студиях, использовали теплые коричневые оттенки для теней и холодные цвета для света. Клод же, наблюдая за природой заметил, что тени тоже наполнены светом. Ему удалось понять особенность взаимоотношений света и тени на природе. Он пишет освещенные места теплыми цветами, а тени оттенками холодной голубизны. Таким образом Моне раскрыл одну из важных проблем импрессионистической живописи того времен — сочетание цвета, света и тени при изображении сюжетов на свежем воздухе. Именно благодаря этому «Дама в саду Сент-Адресс» считается настоящим живописным прорывом и новой ступенью импрессионизма.

ГЛАВА II. ПРАКТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Подготовка к воспроизведению

Прежде чем начать работу над репродукцией я должна проанализировать оригинальную работу автора.

Цветовой разбор

Моне любил создавать пленэрные пейзажи, наполненные солнечным светом. «Дама в саду» не исключение. Хоть это и ранняя его работа, в ней можно увидеть элементы в будущем, ставшие основными течениями импрессионизма. Художник использует звонкие, чистые цвета и игру на контрасте тени и света, для передачи свечения солнечных лучей (рис 18). В основном используется 6 цветов и их многочисленные оттенки.

Ахроматика

С помощью любого графического редактора я перевожу произведение в черно-белый режим (рис.19). Так мы сможем провести Ахроматический анализ произведения, необходимый для лучшего понятия света и тени.


По светлоте самым светлым элементом на картине является Дама. Самое же темное пятно представляет собой растительность на заднем плане. Можно заметить, что все тени ярко выражены и по темноте практически совпадают с задним планом. Так же заметны яркие контрасты светлого и темного. Таким образом художнику удалось передать насыщенный солнечный свет и как бы свечение картины.

Композиция

Композиция всей работы как бы заключена в треугольник (рис.20). Благодаря образу дамы, расположенному в нижнем левом углу произведения и ее яркому контрастному белому платью, зритель, глядя на картину, ведет свой взгляд слева-направо подчиняясь выверенной художником траектории. Такая композиция позволяет передать глубину изображения. Основной массив цветовых пятен расходится от угла дамы. А по диагонали от нее, в правом верхнем углу, расположилось светлое пятно неба, которое раскрывает, рассеивает треугольник.

Воспроизведение работы

1. Для упрощения объёма моей работы и для более точной передачи композиции я нанесла на оригинальный масштаб картины сетку (рис.21).

2. После чего, вписав оригинальный размер произведения в формат, эту же сетку я перенесла на лист формата А1, что значительно помогло мне в работе над эскизом (рис. 22 и рис. 23).

3 Далее на сетке отмечается набросок будущей репродукции, вымеряя пропорции и все отношения (рис.24).

4. После окончания работы над наброском, удовлетворившись результатом, я перехожу к подмалёвку— изображению основных цветовых пятен и форм (рис. 25).

5. Так как работа Моне создана с помощью мазков разного размера, то следом начинаю работу по набору основного объёма на переднем плане, а именно на траве (рис.26).

6. Продолжая уточнять работу, перехожу на задний план и центр композиции (рис.27).

7. После того, как основной объём набран, перехожу к наращиванию форм и контрастов, параллельно уточняя всю целостность картины (рис.28).

8. Последним этапом своей работы я делаю даму с зонтом. И довожу картину до целостного общего вида (рис.29).

ГЛАВА III. ЗАВЕРШЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Научной и информационной базой проделанной курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебные пособия и электронные ресурсы.

Биография взята:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B5,_%D0%9A%D0%BB%D0%BE%D0%B4
  2. https://zen.yandex.ru/media/kakprosto.ru/klod-mone-biografiia-tvorchestvo-karera-lichnaia-jizn-5bfbb0a4bddd2800abc13b82
  3. https://www.arts-dnevnik.ru/klod-mone/
  4. https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/klod-mone-biografiya-i-luchshie-kartiny#gallery-10
  5. http://labelleepoque.ru/epoha/zhivopis/klod-mone.html
  6. https://www.pinterest.com/egulumbek/impressionism-claude-monet/