Файл: Налоги как цена услуг государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) Контрольная функция налогообложения определяет предпосылки, обеспечивающие соблюдение стоимостных пропорций в сфере формирования и распределения доходов различных экономических субъектов. Контрольная функция обеспечивает оценку эффективности налоговых каналов и налоговой нагрузки, определяя «узкие» места налоговой системы и налоговой политики, а также необходимость их совершенствования[42].

Контрольная функция налогообложения не тождественна налоговому контролю, предусмотренному статье 82 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговый контроль осуществляется налоговыми органами с целью выявления фактов несоблюдения налогового законодательства и определения налоговых санкций. В то время как содержание контрольной функции налогообложения существенно шире: исследование динамики налоговых поступлений позволяет получить представление обо всех процессах, происходящих в экономике страны, оценить эффективность налоговой системы и степень ее влияния на национальную экономику, достаточность налоговых доходов для финансирования предусмотренных бюджетом расходов[43].

5) Стимулирующая – использование этой функции помогает оказать поддержку в развитии тех или иных направлений в экономике. Ее использование связано с применением льгот и освобождений. В современной российской налоговой системе содержится большое число льгот для различных физических и юридических лиц, такие как понижение налоговых ставок, целевые налоговые льготы, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков и др.[44]

6) Дестимулирующая – функция, обратная стимулирующей. Ее применение связано с установлением через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо неблагоприятных экономических процессов. Как правило, эта функция реализуется через повышение налоговых ставок[45].

Цели, реализуемые системой налогообложения можно разделить на два вида:

- Фискальная, означающая нацеленность налогообложения на получение максимально высокой чистой доходности, выражающейся в разнице налоговых поступлений и издержек на сбор налоговых платежей.

- Нефискальные, включающие в себя конъюнктурную цель (оценка влияния налоговой системы на изменение конъюнктуры рынка, инвестиционную активность и прочее); распределительную цель (изучение степени влияния налоговой системы на уровень доходов населения)[46].


2.2. Принципы и методы налогообложения

В 1776 году Адамом Смитом были предложены четыре основных принципа налогообложения, которые включают:

- принцип справедливости, суть которого сводится к тому, что каждый гражданин обязан принимать участие в покрытии государственных расходов, однако это участие должно быть соразмерным его доходу. Реализация данного принципа обеспечивает равенство налогообложения;

- принцип удобства, суть которого сводится к тому, что взимание налога должно осуществляться тогда и тем способом, которые максимально удобны налогоплательщику[47];

- принцип определенности, суть которого сводится к тому, что налог, обязательный к уплате, должен быть четко определен, условия его исчисления и уплаты должны быть понятны налогоплательщику;

- принцип экономичности, суть которого сводится к тому, что сбор налога дожжен обеспечивать максимальную эффективность при минимальных расходах на него[48].

Предложенные Адамом Смитом принципы налогообложения фактически являются классикой, которые с течением времени просто приобретают более пространное содержание. В настоящее время принципы налогообложения можно представить таким образом:

- во-первых, максимальный учет возможностей и интересов налогоплательщика. Порядок исчисления и уплаты налогов должен быть устроен таким образом, чтобы обеспечивать максимальную ясность и понятность для налогоплательщика. Результатом реализации такого принципа является сокращение издержек на администрирование налогообложения, поскольку отсутствие проблем с исчислением налогов сокращает количество налоговых проверок, штат контролирующих органов и так далее[49]. При этом государственные власти большинства стран не поддерживают идею сокращения количества налогов, предпочитая предлагать налогоплательщикам достаточно разнообразную систему налогообложения, включая в нее различные необременительные налоги. Также содержание данного принципа налогообложения подразумевает высокую информированность общества о назначении исчисляемых налогов. При этом учет возможностей и интересов налогоплательщиков не предусматривают предоставления им со стороны государства права платить или не платить налог;


- во-вторых, единство, гибкость и стабильность. Построение системы налогообложения должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечивать автоматическую реакцию на изменение экономической ситуации, динамику уровня доходов, имущественного положения, потребления и сбережения, цен и прочего. Обеспечение стабильности налоговой системы не является приоритетной целью, хотя и желательна (только в условиях стабильного экономического развития). В остальных случаях система должна реагировать на динамику рынка, с тем, чтобы обеспечить сохранение легальности бизнеса и предотвратить его переход в теневой сектор[50];

- в-третьих, равенство (справедливость). Суть данного принципа заключается в том, что принудительно взимаемые налоги должны в равной степени применяться ко всем гражданам. Принцип реализуется в двух аспектах: вертикальном, выражающемся в больших налоговых платежах для тех, кто получает от государства больше благ; горизонтальном, выражающемся в равных налогах при равном доходе[51];

- в-четвертых, эффективность (экономичность). Суть данного принципа сводится к тому, что величина налоговых поступлений в государственный бюджет должна многократно превышать государственные расходы на взимание налогов, иначе введение таких налогов нерационально[52];

- в-пятых, соразмерность. Суть данного принципа выражается в том, что построение налоговой системы должно обеспечивать на данном конкретном этапе экономического развития государства оптимальное сочетание интересов налогоплательщиков и самого государства.

В свою очередь принципы налогообложения реализуются через методы. Под методами налогообложения понимаются изменения ставки налога под воздействием базы налога. Различают четыре метода налогообложения:

- Равный.

- Пропорциональный.

- Прогрессивный.

- Регрессивный[53].

Равное налогообложение предполагает установление фиксированной суммы налога, которая взимается с налогоплательщика. В этом случае используется твердая налоговая ставка, равная для всех видов налогоплательщиков.

Основное достоинство этого метода налогообложения в его удобстве. Главный недостаток – в том, что он не берет в учет имущественное положение и размер дохода налогоплательщика, т.е. малоимущие слои населения будут нести большее бремя налогообложения, нежели состоятельные[54].


Если величина налога составит 2 000 руб., то при ежегодном доходе налогоплательщика в 20 000 руб. размер налога составит: 20 000 руб. / 2 000 руб. = 10%. При ежегодном доходе в 200 000 руб. размер налога составит: 200 000 руб./ 2 000 руб. = 1%.

Применение этого метода во многом предопределяется удовлетворением потребностей налогоплательщиков. Общая же потребность должна быть удовлетворена общими усилиями налогоплательщиков. Поэтому никто не должен освобождаться от уплаты налога[55].

В современных условиях этот вид налогообложения не соответствует принципу справедливости и неэффективно с экономической точки зрения.

Пропорциональное налогообложение - в этом методе налогообложения устанавливаются фиксированные ставки для каждой категории налогоплательщиков, которые не меняются не смотря на динамику базы налога. При применении пропорционального налогообложения величина налога растет вместе с ростом базы для расчета налога. На основе этого метода строится большинство налогов в Российской Федерации[56].

Примером служит налог на прибыль организаций. Независимо от величины получаемой организацией прибыли при использовании данного вида налога используется фиксированная ставка в 20%.

Прогрессивное налогообложение - при применении этого метода рост налоговой ставки сопровождается ростом ставки налога. В этом случае налогоплательщик, обладающий меньшим доходом, несет более тяжелое бремя от налогов, нежели более состоятельный, т.к. у менее состоятельного плательщика остается меньшая доля свободного дохода, а доля налога, выплачиваемая за счет этого дохода, становится выше. Поэтому целесообразно ввести градацию при расчете налога с учетом потребностей разных категорий налогоплательщиков[57].

В прогрессивном налогообложении существует четыре вида прогрессии:

- Простая поразрядная. Здесь создаются разряды базы налога и для каждого разряда устанавливается твердая сумма налогового оклада.

Градация первого разряда составляет от 1до 10 000 руб. с установленной суммой налога в 10 руб. градация второго разряда от 10 001 руб. до 50 000 руб. с суммой налога, равной 100 руб. и т.д.

Преимущество данного метода в простоте исчисления суммы налога. Недостаток – в неравномерности в налогообложении плательщиков налога, доходы которых различаются незначительно (например, 9 999 руб. и 10 001 руб.). В настоящее время данная система не применяется.


- Простая относительная прогрессия. При применении данного метода устанавливаются и разряды, и фиксированные пропорциональные ставки по разрядам. Простая относительная прогрессия применяется при исчислении транспортного налога. Преимущество этого метода перед простой поразрядной в пропорциональном возрастании налога, но по-прежнему в качестве недостатка сохраняется резкость переходов[58].

- Сложная поразрядная прогрессия. В этой системе налоговая база разделяется на налоговые периоды, по ставки налога применимы только в части того дохода, который соответствует данному разряду.

- Скрытая система прогрессии. Прогрессия в налогообложении достигается не с помощью установления прогрессии в ставках налога, а другими способами. Например, применением различных сумм вычетов[59].

Регрессивное налогообложение - этот способ налогообложения, строго говоря, является одной из разновидностей прогрессивного налогообложения, но предполагающий отрицательную прогрессию, поскольку с ростом налоговой базы налоговая ставка снижается. Если рассматривать не предельные налоговые ставки, приведенные в законодательных актах, а экономические, то в современных условиях среди налогов можно найти много носящих регрессивный характер, например, практически все косвенные (НДС, акцизы, таможенные пошлины)[60].

Налогообложение регрессивным методом в косвенных налогах касается не налогоплательщиков (юридических и физических лиц), а потребителей товаров – население. Чем ниже уровень дохода человека, тем большая доля косвенных налогов приходится на его доход[61].

2.3. Проблемы налогообложения

Изменение экономического строя и последующие становление и развитие рыночных отношений в России поставили страну перед необходимостью формирования принципиально новой налоговой системы, что привело к разработке налогового законодательства практически с нуля. В результате методом проб и ошибок, изменения состава и порядка исчисления налогов российское налогового законодательство на федеральном уровне полностью сосредоточено в рамках одного нормативного документа – Налогового кодекса Российской Федерации[62].

Данный нормативный документ определяет перечень налогов, обязательных к уплате на территории Российской Федерации. Перечень является исчерпывающим и не может быть дополнен ни на региональном, ни на местном уровне[63].