Файл: Налоги как цена услуг государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принятие Налогового кодекса Российской Федерации существенно упорядочило налоговую систему в стране, однако не решило всех существующих проблем в области налогообложения.

Налоговый кодекс Российской Федерации был призван стабилизировать налоговую систему страны и упорядочить методику исчисления всех налогов, предоставив субъектам федерации и муниципальным образованиям минимальную самостоятельность в корректировке налоговых платежей в рамках ограничений, допущенных на федеральном уровне. Однако с момента принятия Налогового кодекса Российской Федерации число изменений, внесенных в порядок исчисления и уплаты налогов, можно охарактеризовать как многочисленное[64].

Одним из ярких примеров изменчивости налогового законодательства является единый социальный налог, который был трансформирован в страховые взносы и исключен из Налогового кодекса, в настоящее же время порядок исчисления и уплаты страховых взносов вновь регулируется Налоговым кодексом[65].

Динамика налогового законодательства отрицательно сказывается как на работе налоговых органов, так и на налогоплательщиках, которые вынуждены постоянно отслеживать налоговые изменения, искать трактовки новым не всегда ясным положениям законодательства. Нестабильность положений законодательства ведет к новому витку конфликтности налоговых органов и налогоплательщиков по поводу исчисления и уплаты налогов[66].

Не смотря на регулярное совершенствование положений Налогового кодекса Российской Федерации, до сих пор остаются аспекты налогообложения, изложенные недостаточно четко, ясно, имеют место противоречивые положения. Этот факт создает трудности для налогоплательщика при трактовке положений налогового законодательства и их применении, создавая основу для совершения ошибок при исчислении налоговых платежей[67].

Преодоление данной проблемы кроется в стабилизации налогового законодательства и изменении только тех положений, применение которых имеет неоднозначную оценку именно с целью устранения этой неоднозначности.

Существенной проблемой современного налогообложения считается такая характеристика налоговых правоотношений как конфликтность. Одна сторона налоговых правоотношений в лице налоговых органов имеет право на применение к другой стороне – налогоплательщику – мер принуждения, налоговых санкций, что, в свою очередь, приводит к неправомерным действиям со стороны налоговых органов и необходимости защиты налогоплательщика[68].


Законодательством задекларирован принцип трактовки в пользу налогоплательщика всех возникающих сомнений, противоречий и неясностей, однако на практике реализация данного принципа затруднена позицией работников налоговых органов, которые зачастую им пренебрегают. Налоговые органы ориентированы, прежде всего, на пополнение бюджетной системы, поэтому напрямую заинтересованы в применении к налогоплательщикам налоговых санкций. Налогоплательщики же естественным образом ориентированы на минимизацию налоговых платежей, в том числе и за счет пробелов и неясностей в налоговом законодательстве. В результате существующего конфликта снижается эффективность работы налоговых органов, тратятся средства на судебные разбирательства с налогоплательщика[69].

Необходимо совершенствовать механизм разрешения налоговых споров, все больше переводить на его досудебную основу.

Еще одной проблемой налогообложения является наличие хозяйственных рисков, связанных с наличие угрозы финансовых или иных потерь, обусловленных процессом формирования и расходования бюджетных и внебюджетных фондов государства.

Хозяйствующие субъекты при осуществлении деятельности сталкиваются с отрицательным влиянием налоговых факторов. Результатом такого влияния становятся различные убытки, вызванные начислением пеней, наложением штрафов, доначислением налогов и так далее. Решение данной проблемы требует принятия мер, направленных на минимизацию фискальных рисков, позволяющих обеспечить налоговую безопасность экономических субъектов[70].

Вопросы ответственности налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства в форме налоговых правонарушений считаются одними из самых сложных и недостаточно разработанных. К ним относятся: недостаточная определенность составов правонарушений; недифференцированность санкций с точки зрения субъективной стороны правонарушения; игнорируемый принцип вины в области налоговой ответственности и так далее[71].

По мнению специалистов, система налоговой ответственности требует полного пересмотра, иного подхода к решению данной проблемы, отличного от сложившегося в современных условиях.

По мнению специалистов, требуют корректировки или регулирования на уровне законодательства такие аспекты налогообложения как эффективность налогового контроля; порядок изъятия любых денежных средств, поступивших на счета налогоплательщиков, в уплату налог на добавленную стоимость, препятствующие переливу капиталов; дифференциация имущественного налогообложения и так далее[72].


Вывод: Опосредованное воздействие налогов на производителей товаров, работ и услуг реализуется через систему санкций и льгот. Налоги позволяют достигнуть относительного равновесия между потребностями общества и теми ресурсами, которые необходимы для их удовлетворения. Налоги обеспечивают рациональное управление природными богатствами, в частности через введение штрафов и прочих ограничений на расширение вредных для окружающей среды производств. Через налоги государство способно решать социальные, экономические и другие проблемы общества. Исходя из этого, налогообложению в экономической системе отводятся несколько важнейших функций, которые реализуют практическое предназначение налогов. Основные принципы налогообложения: равномерность – комплексный, единый подход государства к лицам, уплачивающим налог, с точки зрения единства и всеобщности правил налогообложения; определенность – порядок налогообложения строго установлен соответствующим законодательством, поэтому сроки уплаты налогов и их размеры известны заранее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налог – это вид обязательного платежа в пользу государственного бюджета для обеспечения деятельности государственных органов управления, осуществляемый организациями или индивидами, в виде отчуждения принадлежащей им собственности, финансовых средств.

Между налогами и пошлиной существует принципиальная разница. Налог – это безвозмездный обязательный платеж. Уплата пошлины предполагает определенное ответное действие со стороны уполномоченных органов. Вся система налогообложения регулируется с помощью законодательных и правовых норм. Сама система определяется как совокупность установленных законодательством страны методов, форм и принципов получения государством налогов. Сюда относят все процедуры, охватывающие установление, изменение, отмену и контроль на взиманием средств.

Налоги, прежде всего, обеспечивают работоспособность государственного аппарата управления. Дело в том, что по своей сути, государство не имеет возможности осуществлять коммерческую деятельность, а значит, зарабатывать средства для поддержания собственного функционирования. Однако, оно наделено рядом обязанностей, требующих финансирования, которое и поступает через систему налогообложения. Помимо жизнеобеспечения органов власти налоги позволяют перераспределять средства между субъектами экономики, реализовывать различные социальные программы, создавать и доводить до потребителя общественные услуги. к последним относят услуги здравоохранения, образования, сохранение культурных ценностей, развитие науки и искусства.


Налоги выполняют ряд функций, к которым относят:

- Фискальную, обеспечивающую сбор налогов. Реализация этой функции осуществляется за счет контроля и применения налоговых санкций. Они позволяют повысить уровень собираемости обязательных платежей со всех субъектов хозяйствования, а также минимизировать случаи отклонения от уплаты налогов.

- Мобилизационную, позволяющую аккумулировать средства, полученные за счет уплаты налогов.

- Социальную. Ведет к перераспределению доходов общества, позволяет обеспечить жизнедеятельность незащищенных слоев населения.

- Регулирующую. Налоги выступают в качестве инструмента воздействия на экономику страны. Они могут стимулировать рост и экономическое развитие, могут наоборот сдерживать. Кроме того, регулирующая функция позволяет направлять средства на восстановление ресурсов страны.

Налог является инструментом воздействия государства на экономику страны. Современная рыночная экономика предполагает ограниченную роль государства в управлении экономикой. Однако, существуют ситуации, требующие прямого или косвенного вмешательства в процессы. Налоги являются средством косвенного регулирования. В этом им помогают их особые характеристики или признаки:

- Налоги обладают обязательным характером, то есть они являются конституциональным обязательством каждого гражданина страны. Сам гражданин не имеет права отказаться от уплаты налогов.

- Налоги безвозмездны. Проведение платежа субъектов не требует ответных действий государства. Плательщик не получает прямой материальной выгоды. Однако, он обладает правом пользоваться общественными и социально-культурными благами.

- Налоговый платеж осуществляется исключительно в денежной форме, что закреплено законодательством РФ.

- Налоги носят публичный характер, при этом они не являются целевыми. По сути, они обеспечивают политическую деятельность государственной власти.

По форме своего воздействия все налоги делятся на косвенные и прямые. Последние подразумевают изъятие части доходов от эксплуатации факторов производства. Косвенные включаются в стоимость благ, то есть они влияют на конечную цену товара. К ним относят акцизы или налог на добавленную стоимость.

Существуют так же аккордные налоги, которые не зависят от уровня дохода субъекта. Подоходные налоги выражаются в проценте, размер которого зависит от дохода индивида или организации. В развитых странах все чаще применяется прогрессивная налоговая ставка. Они подразумевают увеличение ставки при условии увеличения дохода. Регрессивные налоги имеют обратный механизм. Происходит снижение ставки налога при увеличении дохода. Размер пропорционального налога не зависит от величины дохода.


Воздействие налоговой системы страны происходит как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровне. Государство может преследовать различные цели при изменении налоговых ставок или применении новых видов налогов.

Например, на макроэкономическом уровне изменение налоговых ставок может сдерживать или стимулировать спрос, предъявляемый производственному сектору. Если в экономике наблюдается снижение темпов роста, то правительство проводит стимулирующую хозяйственную политику. Для этих целей снижаются налоговые ставки, что положительным образом сказывается на росте деловой активности. Чтобы избежать перегрева экономики государство может применять сдерживающую политику, которая строится на повышении налоговых ставок.

Механизм влияния проявляется следующим образом: увеличение налогов для фирм является показателем увеличения расходов, что требует от них сокращения производственного выпуска. Таким образом, происходит уменьшение совокупного предложения.

На микроэкономическом уровне налоги влияют на работу субъектов прямым или косвенным способом. Прямое влияние проявляется увеличением совокупных расходов. А косвенное влияние измеряется увеличением или уменьшением налоговой нагрузки на домашние хозяйства, которые являются основным поставщиком факторов производства. Так же изменяется стоимость заемного капитала, что сказывается на работе реального сектора. Косвенное влияние позволяет очистить рынок от слабых консервативных компаний, сформировав более жесткие конкурентные условия для молодых агрессивных предприятий.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
  4. Берзон Н. И. Финансы : учебник и практикум для академического бакалавриата / под общей редакцией Н. И. Берзона. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 498 с.
  5. Бураков Д. В. Финансы, деньги и кредит : учебник и практикум для академического бакалавриата / под редакцией Д. В. Буракова. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 329 с.
  6. Брызгалина  А.В.  Налоги  и  налоговое  право  //  Под  ред.  А.В.  Брызгалина.  - М.,  2012.  - 307  с.
  7. Брякина А.В., Ремизов Д.Г. Система налогов и сборов как неотъемлемая часть налоговой системы // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. - 2017. - № 3. - С. 57-61.
  8. Гончаренко Л. И. Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / ответственный редактор Л. И. Гончаренко. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 541 с.
  9. Гончаренко Л. И. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для среднего профессионального образования / [и др.] ; ответственный редактор Л. И. Гончаренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 524 с.
  10. Гутиева К.Т., Фролов А.В. Сущность и виды налогов. Налоговая система РФ // NovaInfo.Ru. - 2017. - Т. 1. - № 65. - С. 213-218.
  11. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение.  2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2015. - 480 с. 
  12. Зрелов А.П. Налоги и налогообложение. Конспект лекций.  5-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2015. - 147 с. 
  13. Качур О.В. Налоги и налогообложение.  - М.: Кнорус, 2015. - 304 с. 
  14. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для вузов / Л. Н. Лыкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 376 с.
  15. Молчанов  С. Налоги  за  14  дней.  Экспресс-курс. Издательство:  Питер  Серия:  Бухгалтеру  и  аудитору, 2013. - 496  с.
  16. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Г. Пансков. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 436 с.
  17. Поляк Г. Б. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для академического бакалавриата / ответственный редактор Г. Б. Поляк, Е. Е. Смирнова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 385 с.
  18. Радченко М.В., Матненко Н.Н. Принципы налогообложения и их реализация при построении налоговой системы // Студенческий форум. - 2017. - № 1. - С. 31-37.
  19. Романовский М. В. Финансы в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / под редакцией М. В. Романовского, Н. Г. Ивановой. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 305 с.
  20. Романовский М. В. Финансы в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата / под редакцией М. В. Романовского, Н. Г. Ивановой. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 256 с.
  21. Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации.  - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2015. - 424 с.
  22. Чалдаева Л. А. Финансы : учебник и практикум для академического бакалавриата / под редакцией Л. А. Чалдаевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 439 с.
  23. Чалдаева Л. А. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для академического бакалавриата / под редакцией Л. А. Чалдаевой. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 381 с.
  24. Черник Д. Г. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев ; под редакцией Д. Г. Черника. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 408 с.
  25. Черник Д. Г. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для вузов / под редакцией Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 450 с.