Файл: Налоги как цена услуг государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) Классификация налогов в соответствии с их целевым использованием, согласно которой выделяют два вида налогов:

- налоги маркированные, то есть те, которые ориентированы на финансирование конкретных видов государственных или муниципальных расходов (в российской практике такой характер в настоящее время присущ только страховым платежам на пенсионное, медицинское и социальное обеспечение)[20];

- налоги немаркированные, то есть те, расходование которых не связано с конкретными нуждами (в российской практике все виды налогов, кроме страховых взносов). Несомненным преимуществом данного вида налогов является то, что они обеспечивают гибкость бюджетной и налоговой политики, позволяя направлять полученные в результате налогообложения средства на финансирование приоритетных в конкретный момент времени нужд[21];

4) Классификация налогов в соответствии с характером налогообложения, согласно которой выделяют два вида налогов:

- налоги пропорциональные, то есть те, которые предусматривают сохранение процентного отношения ставки налога к доходу, даже при условии изменения последнего;

- налоги прогрессивные, то есть те, которые предусматривают увеличение процентного отношения ставки налога к доходу при условии роста последнего;

- налоги регрессивные, то есть те, которые предусматривают уменьшение процентного отношения ставки налога к доходу при условии роста последнего[22].

1.3. Элементы налогообложения

Налогообложение имеет свои элементы, к которым относят следующие категории:

- Объекты, представляющие собой обязанность плательщика совершать обязательные платежи.

- База налога, выражающая стоимостную или физическую характеристику объекта, согласно которой устанавливается размер обязательного платежа.

- Период уплаты – это временной промежуток, по окончании которого и на основании которого рассчитывается база и конечная сумма платежа.

- Ставка налога, являющаяся нормой налогообложения. По сути, это величина налога на одну единицу обложения, например, на единицу товара, площади земли, денежную единицу дохода.

- Порядок исчисления, сроки уплаты обязательного платежа[23].

Таким образом, система налогообложения выступает главным источником финансирования государственной казны. Она обеспечивает функционирование аппарата управления, позволяет распределять средства между субъектами хозяйствования, формировать резервы для решения социальных, экономических и политических проблем в обществе[24].


Объектом в налоговой системе является любой предмет, который можно охарактеризовать с помощью стоимости, физических или количественных параметров. Здесь могут рассматриваться следующие экономические категории:

- Результаты производственного труда - товары, услуги, работы.

- Различные виды собственности.

- Прибыль.

- Доходы.

- Расходы.

- Юридические действия и права, при условии, что их можно охарактеризоваться с точки зрения количества, стоимости или иных физических признаков[25].

Наличие этих объектов связывает налогоплательщика с системой налогообложения. Объект является одним из обязательных элементов налога. Стоит отметить, что каждый налог имеет свой отдельный объект обложения, сущность которого определяется соответствующим государственным законом. В Налоговом Кодексе РФ даны определения объектам налогообложения, например, под имуществом понимаются объекты собственности. Товаром считается любой объект, который продается или предназначен для продажи. Под работой понимается деятельность, направленная на решение экономических задач. Работа должна быть измеримой, то есть иметь материальное выражение[26].

Для правильного исчисления налога используются элементы налоговой базы, налогового периода и налоговой ставки. Налоговая база определяет стоимостную, физическую или количественную характеристику объекта. Порядок ее исчисления устанавливается законодательством страны. ее расчет осуществляется за установленный налоговый период, как правило, с помощью данных финансового учета[27]. Если в расчетах обнаруживаются ошибки, то корректировка выплаты производится в следующем отчетном периоде. В случае, если налоговый период возникновения ошибки сложно определить, то оплата производится в том периоде, в котором была обнаружена ошибка[28].

Налоговая ставка определяет величину начислений на установленную налоговую базу. Она так же является одним из обязательных элементов. Если она рассчитывается в процентах к доходу, то ее называют квотой налога. Процентные налоговые ставки делятся на прогрессивные, регрессивные и адвалорные.

Установление размера налога происходит согласно порядку его исчисления. По сути, это поэтапные действия, которые совершает налогоплательщик и государственные органы, в процессе определения суммы налога, исходя из его обязательных элементов. Уплата обычно производится одним из трех способов – по декларации, кадастровым методом и самим источником дохода.


Законом установлено, что плательщик налога самостоятельно рассчитывает сумму, обязательную к уплате в бюджет. Так же существуют случаи, когда обязанность по исчислению размера налога ложится на агента или государственный орган. Если выплаты производит источник дохода, то плательщик в результате получает ту часть прибыли, которая остается после расчета и удержании обязательного платежа. В этом случае уклонение от уплаты обязательных платежей в пользу государства полностью исключено. Кадастровое налогообложение предполагает, что объект обложения обладает некоторыми признаками, которые могут быть классифицированы. Для того, чтобы выстроить кадастр берется один из признаков объекта. Например, налог на имущество физических лиц или транспортный налог являются кадастровыми налогами[29].

Сохранение принципов правомерности начисления налогов осуществляется с помощью периодических налоговых и аудиторских проверок. Государственный налоговый орган имеет право самостоятельно определить сумму к уплате для объекта, если проверка выявит ошибки начисления за прошлые периоды[30].

Налоговый Кодекс РФ регламентирует налоговые периоды для отдельных субъектов хозяйствования. Кроме того, для разных налогоплательщиков устанавливаются различные требования, что связано с особенностями их экономической деятельности. Для НДС, акцизов, НДФЛ, ЕСН очень важно установить дату расчета налоговой базы[31].

Вывод: Налог – это индивидуальный и безвозмездный платеж, который взимается в обязательном порядке с юридических и физических лиц путем отчуждения принадлежащих им денежных средств для обеспечения деятельности и нормального функционирования государства и его муниципалитетов. Налоги носят обязательный безвозмездный характер, взимаются в денежной форме, обладают публичностью и нецелевым характером.

2. Функции, принципы и методы налога

2.1. Функции и цели налогов

Налог как экономическая категория обладает экономико-правовой природой. Именно поэтому он становится универсальным инструментарием при реализации государственных задач посредством присущих ему функций.


Функции любой экономической категории выражают ее значение, свойственное именно этой категории. Налог как правовая и экономическая категория также выполняет ряд определенных функций[32].

Функцию налога можно рассмотреть как главное направление действия налога, отражающее его сущность. Нужно отметить, что функции налогов определяют их значение и роль во всей совокупности правовых и налоговых отношений. Каждая функция налога реализует определенное назначение фискального взимания, при этом образуя определенную совокупность, предопределяющую налоговую политику государства и уровень ее влияния на развитие экономики страны[33].

1) Фискальная функция. Важнейшее предназначение налогообложения заключается в формировании финансовых доходов государственного бюджета для осуществления государственных расходов (на оборону, здравоохранение, образование и прочее). Выполнение этого предназначения осуществляется в процессе реализации фискальной функции налогов[34].

Независимо от государственного строя или общественной формации налоговая система ориентирована в первую очередь на выполнение именно фискальной функции, поскольку именно налоги обеспечивают финансирование государственных расходов. Иные источники формирования доходов бюджетной системы не способны конкурировать с налоговыми доходами ни при каких условиях. Специалисты отмечают, что в развивающихся странах преобладание фискальной функции действует в ущерб другим функциям; как и в развитых странах в периоды кризисов (экономических, политических, военных)[35].

2) Регулирующая функция. В условиях перманентно кризисного состояния экономики существенно возросла роль регулирующей функции налогообложения, заключающейся в активном воздействии государства на социальные и экономические процессы. Реализация регулирующей функции выражается в распределении налоговых платежей между субъектами экономических отношений, начиная от граждан и заканчивая отдельными территориальными образованиями.

Регулирующая функция позволяет оказывать влияние на доходы различных социальных слоев населения посредством таких инструментов как налоговые льготы, налоговые ставки и так далее. Налоговые льготы представляются с целью снижения величины налоговых обязательств отдельных категорий налогоплательщиков[36].


Налоговые льготы могут предоставляться в виде:

- изъятий (льготы, выводящие определенные доходы или операции из-под налогообложения, например, государственные пособия, не облагаемые налогом на доходы физических лиц),

- скидок (льготы, направленные на сокращение налоговой базы, например, расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли),

- инвестиционных налоговых кредитов (льготы, подразумевающие изменение сроков уплаты налога)[37].

Также различают следующие формы предоставления налоговых льгот: установление пониженной налоговой ставки, налоговые каникулы, возврат уплаченного налога полный или частичный, отсрочка или рассрочка налоговых платежей, зачет уплаченных ранее налогов и так далее.

3) Социальная функция налогообложения. Сущность данной функции налогообложения выражается в обеспечении и поддержке равновесия различных социальных групп населения путем перераспределения доходов. Таким образом, налоги призваны сглаживать социальное неравенство в обществе[38].

Между социальной функцией и другими функциями налогообложения (фискальной, регулирующей) есть четкая взаимосвязь, которая выражается в подоходном и поимущественном налогообложении. Даже при условии равных ставок более обеспеченные слои населения выплачивают большие суммы данных налогов, что позволяет направлять полученные средства на финансирование менее обеспеченных слоев населения[39].

Кроме того, социальная функция налогообложения реализуется и через более конкретные механизмы, чем материальная социальная поддержка населения. Так, налоговым законодательством предусмотрены такие механизмы, как система страховых взносов во внебюджетные фонды, обеспечивающая выплаты пенсий и социальных пособий; доходы, не облагаемые налогами (например, материальная помощь в размере до 4000 рублей в год), различные виды вычетов по налогу на доходы физических лиц (стандартные, социальные и так далее)[40].

Значительность социальной функции налогообложения особенно усиливается в периоды экономических кризисов, когда малоимущие слои населения особенно нуждаются в социальной защите.

Специалисты отмечают, что в России реализация социальной функции налогообложения осуществляется не полностью, что в большей степени обусловлено несовершенством налогового законодательства.

Примером действия распределительной функции являются акцизы. Этот вид налогов устанавливается лишь на некоторые виды товаров, которые имеют статус предметов роскоши. Также примером реализации распределительной функции выступает и механизм прогрессивного налогообложения, в котором величина налоговых ставок возрастает вместе с ростом величины доходов налогоплательщика[41].