Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: Налогообложение – это процедура изъятия части имущества, основанием которой выступает властное подчинение. Государство выполняет управляющую функцию. Его основные задачи связаны с обеспечением безопасности граждан, защитой их интересов, создания условий для их комфортной жизни и развития. Исторически сложилось так, что государственная власть не имеет возможности осуществлять коммерческую деятельности. Сейчас это закреплено в законодательствах большинства стран. Для того, чтобы аппарат управления мог существовать и выполнять свои функции домашние хозяйства и субъекты экономики облагаются обязательными платежами. Система налогообложения охватывает все связи между государством и остальными экономическими агентами. В ее основе лежат властные отношения. Изъятие части собственности подчиненных объектов долгое время осуществлялось с применением силы. Сейчас обязательные платежи определяются путем установления консенсуса между властным субъектом и остальными экономическими агентами. За счет налогов государство может функционировать, а также создавать резерв для обеспечения социальных программ в пользу населения. Поэтому изучение налогов как цены государства является достаточно актуальным.
Степень разработанности проблемы: особенности налогов рассмотрены такими учеными как: Берзон Н. И., Бураков Д. В., Брызгалина А.В., Брякина А.В., Ремизов Д.Г., Гончаренко Л. И., Гутиева К.Т., Фролов А.В., Жидкова Е.Ю., Зрелов А.П., Качур О.В., Лыкова Л. Н., Молчанов С., Пансков В. Г., Поляк Г. Б., Радченко М.В., Матненко Н.Н., Романовский М. В., Филина Ф.Н., Чалдаева Л. А., Черник Д. Г. и другими.
Целью работы является анализ сущности налогов как цены услуг государства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) раскрыть понятие и виды налогов;
2) рассмотреть элементы налога;
3) проанализировать функции и принципы налогообложения;
4) определить проблемы современного налогообложения..
Объект исследования – система отношений связанных с налогами и налоговой системой.
Предметом исследования являются особенности налогообложения в РФ.
Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности налогов.
Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
1. Налог как финансовая категория
1.1. История развития налогообложения
Налоги являются древнейшим из финансовых институтов. Их возникновение и последующее развитие непосредственно связано с появлением и становлением государственности[1].
Финансирование государственных структур в древнейшие времена осуществлялось преимущественно в результате военных баталий: эксплуатация рабов, награбленное имущество и т. д. Эти источники часто принимали организованную форму в виде дани, установленной победителем и уплачиваемой в определенные сроки и на постоянной основе. Дань, следовательно, можно назвать прообразом налогообложения[2].
Также основы налогообложения проявлялись в виде жертвоприношений храмам, которые в свою очередь выполняли определённые функции по организации системы общественной жизни.
С развитием государственности кроме платежей духовенству создавалась система постоянных платежей в пользу правительственных органов. В истории Древнего мира содержится упоминание о существовании в VII - VI вв. до н. э. в Древней Греции налогов, которые устанавливались пропорционально доходу субъекта[3].
Подытоживая вышесказанное можно выделить две ключевые предпосылки возникновения системы налогообложения. Во-первых, это разделение общества на неимущих и на собственников. Во-вторых, происходившее объединение собственников и формирование первых государственных образований с целью защиты их интересов, в том числе для усиления контроля за неимущими слоями.
Становление государственности и системы налогообложения в разных частях планеты происходило по различному сценарию. В европейской части, где широко распространено было рабовладение и частная форма собственности на землю, главные доходы приносили налоги, а в большей степени эксплуатация рабов. Становление государственности на Востоке осуществлялось узурпированием власти верховным правителем. В данной части планеты рабовладение не получило широкого распространения, поэтому ключевым доходом являлись поступления налогового характера[4].
Налоги в древние века не играли существенной роли в структуре источников покрытия общественных расходов. Это было связано с тем, что общественные расходы были малы и использовались неналоговые источники доходов[5].
С развитием феодализма налогам стала отводиться более заметная роль в источниках финансирования казны государства.
В эпоху раннего феодализма господствовало натуральное хозяйство, поэтому носили натуральный характер и налоговые платежи, а выплачивались они в основном крестьянами в форме части собранного урожая.
С ростом разделения труда, развития товарно-денежных отношений и расширения торговли происходил переход к капиталистическому производству. В итоге из всей массы товаров выделился всеобщий эквивалент - золото. Так произошла замена натуральной формы отношений на денежную[6].
Налоги стали выплачиваться в денежном выражении. Налоги в конце XVII - начале XVIII вв. становятся главным источником доходов государства. Налоги до XVII века в большинстве стран не представляли целостной системы, потому что существовала система откупов. Она заключалась в том, что налоги собирались откупщиками, которые только частично передавали их в казну (иногда менее половины). Возникла таким образом потребность в формировании системы налогообложения[7].
Значение налога как юридической обязанности гражданина перед государством сформировалось окончательно лишь в XIX в. Теория налогообложения в данный период налоги рассматривала не только как источник образования государственной казны, но и проводила анализ их места и роли в экономике.
Представителями теоретических школ по-разному оценивалась степень влияния налогов на экономические процессы, происходящие в обществе. Одни теоретики (маржиналистская школа) представляли налоги средством выравнивания доходов. Они предлагали установить принцип прогрессивности налогообложения, считая, что с ростом уровня доходов должна возрастать ставка налогообложения, а также обосновывали необходимость внедрения освобожденного от налогообложения минимального уровня доходов[8].
В конце XIX - начале XX веков появились различные теории, которые обосновывали необходимость применения налогов для стимулирования эффективности экономической деятельности.
Налогообложение в России началось в конце IX века. Первой системой сборов являлась дань. В дальнейшем Иван III реформировал систему налогообложения. Были введены прямые налоги (подушный) и косвенный (пошлины и акцизы)[9]. Во время царствования Алексея Михайловича система налогообложения была упорядочена. Был создан специальный орган-Счетная палата. Особую роль в развитии системы налогообложения внес Петр I. Были введены: гербовый сбор, подушной сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных верований и другие. Царствование Николая II ознаменовало собой прямые налоги. Большое значение придавалось оброку крестьян с земли (аналог земельного налога). Появились новые налоги: налог с акционерных обществ, сбор с прибыли и т.д. После октябрьской революции началась эпоха новых налогов[10].
Советская республика постоянно изменяла систему налогообложения, были введены акцизы на спирт, вино, введён подоходный налог.
Современная налоговая система начала свою деятельность с 1991 года.
1.2. Понятие и виды налогов
Начальной формой проявления сущности налогов является вносимые гражданами денежные средства на цели финансирования расходов публичной власти. В результате налоговое бремя на минимальном уровне определялось тем, какая сумма расходовалась на выполнение государством своих основных функций, в числе которых расходы на государственное управление, оборону, охрану порядка и суды. Расширение функциональной нагрузки государства естественным образом требовало увеличение налогов[11].
На современном этапе общественного развития налоги выступают в качестве важнейшего источника доходов бюджетной системы, причем доля налоговых доходов в отдельных странах может достигать 90 процентов от их общей суммы[12].
Степень правильности построения налоговой системы, организации сбора налогов прямо влияет на эффективность функционирования всей национальной экономики.
Вариации в отношении налогов и налоговых льгот обеспечивают воздействие на динамическое и структурное движение экономики, на величину капиталовложений и уровень занятости, темп развития научно-технического прогресса и так далее. Посредством налоговой политики государство наделено возможностью компенсировать дефекты, присущие рыночной системе, регулировать стихийно формирующиеся пропорции инвестиций и сбережений, доходность различных отраслей деятельности[13].
Российское налоговое законодательство дает четкое определение налога, согласно которому под последним понимается платеж обязательного индивидуально безвозмездного характера, взимаемый с юридических и физических лиц в виде отчуждения их денежных средств с целью финансирования нужд государственного и муниципального управления[14].
Законодательно утвержденное определение налога позволяет выделить следующие его основные черты, к числу которых относятся:
- обязательность его исчисления и уплаты (налогоплательщик не имеет права по собственному выбору отказаться от уплаты налога, если законодательством на него возложена такая обязанность);
- безвозмездность индивидуального характера;
- отчуждаемость принадлежащих налогоплательщику денежных средств;
- предназначение собранных средств для финансирования государственных и муниципальных нужд[15].
В современной налоговой практике существует множество классификаций налогов, определяющих их отдельные виды.
К числу основных классификаций налогов относятся:
1) Классификация налогов в соответствии с объектом, согласно которой выделяют два вида налогов:
- налоги прямые, то есть те, взимание которых осуществляется непосредственно с субъектов налогообложения (получателей доходов). К данному виду налогов относятся налоги на доходы (в российской практике это налоги на прибыль организаций, на доходы физических лиц);
- налоги косвенные, то есть те, которые относятся на ресурсы, товары, услуги, виды деятельности. Специфика косвенного налогообложения заключается в том, что их уплачивает конечный потребитель. К числу данного вида налогов относятся все налоги, включаемые в цену товара как акцизы, торговые сборы и так далее[16].
В настоящее время граница между косвенным и прямым налогообложением максимально размыта. Однако следует признать, что именно на косвенные налоги преимущественно возлагается выполнение фискальной функции налогов, то есть именно этот вид обеспечивает формирование большей части государственных доходов[17].
2) Классификация налогов в соответствии с субъектом, согласно которой выделяют два вида налогов:
- налоги центральные, то есть те, которые действуют на территории всего государства;
- налоги местные, то есть те, которые действуют на территории отдельных муниципальных образований[18].
В российской практике данная классификация получила развитие в связи с формированием трехуровневой системы налогообложения. В связи с этим классификация налогов по субъекту включает следующие виды налогов:
- налоги федеральные, то есть те, которые обязательны к уплате на территории всей страны (к примеру, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и прочие);
- налоги региональные, то есть те, которые обязательны к уплате на территории отдельного региона (к примеру, налог транспортный);
- налоги местные, то есть те, которые обязательны к уплате на территории отдельного муниципального образования (к примеру, налог земельный)[19].