Файл: Менеджмент спортивных организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что значимость менеджмента в спортивной организации определяется за счёт эффективности стратегий развития и «философии», которую выбрала организация. Спортивная организация должна следовать выбранным стратегиями, использовать на полную возможности, которые у неё есть, также оценивать риски для предотвращения снижения эффективности.

Спортивная индустрия сейчас активно развивается, привлекательна для бизнеса и поддерживается государством. Сегодня спорт как никогда нуждается в профессиональных управленцах - спортивных менеджерах, не только знающих и понимающих спорт, но и обладающих всеми навыками и умениями профессионального управленца.

Спортивный менеджмент - один из видов менеджмента, который имеет дело с управлением спортивных организаций которые бывают государственные и негосударственные, профессиональные и любительские и так далее. В связи с таким подходом организация является ключевым понятием спортивного менеджмента. С позиций менеджмента физическая культура и спорт - это не только "целесообразная двигательная деятельность человека", не только совокупность специальных средств и методов направленного развития физической дееспособности людей, как утверждается в теории физической культуры.

Целью курсовой работы является изучение и анализ спортивной организации на примере ФК «Рубин» г. Казань.

Задачи курсовой работы:

  1. Посмотреть на современные тенденции развития профессионального футбола
  2. Рассмотреть менеджмент профессиональных спортивных клубов и его особенности;
  3. Изучить критерии оценки работы профессиональных футбольных клубов
  4. Провести анализ структуры управления ФК «Рубин» г. Казань, выявить сильные и слабые стороны управления.

Объектом исследования курсовой работы является ФК «Рубин» г. Казань.

Предметом исследования курсовой работы является менеджмент и структура управления ФК «Рубин» г. Казань.

Работа состоит из введения, двух глав, выводам к главам, заключения, списка используемой литературы и примечания.

В введении раскрывается актуальность темы, цель, объект исследования, задачи, которые будут рассматриваются в курсовой работе.

В первой главе рассмотрены теоретические вопросы о менеджменте профессиональных спортивных клубов.

Во второй главе представлена характеристика ФК «Рубин» г. Казань. Также произведён анализ организационной структуры, с целью выявления сильных и слабых сторон.


В заключении изложен общий вывод, основанный на первой и второй главе.

В курсовой работе был использован метод SWOT - анализа, а также анализ выступлений клуба в чемпионатах.

Глава 1. Управление профессиональными спортивными клубами

Менеджмент или управление организацией — разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем. Менеджмент представляет собой совокупность следующих факторов:

  • Планирование;
  • Постановка целей;
  • Организация бизнес-процессов;
  • Координация;
  • Мотивация;
  • Контроль.

Менеджмент нужен для определения и постановки целей, их достижения при помощи людей и ресурсов, координации и контроля. Без грамотной системы управления или самоорганизации невозможна эффективная хозяйственная деятельность в любой сфере: бизнес, государственное управление, некоммерческие проекты. [1.1]

Основная цель менеджмента заключается в построении слаженного рабочего процесса, созданного для получения необходимой прибыли компании. Общими целями менеджмента можно считать детальное планирование, прогнозирование и алгоритм достижения поставленных задач.

Из основной цели можно сделать вывод, что деятельность менеджеров направлена на увеличение дохода организации, стабилизации положения на мировом рынке. Менеджмент позволяет сориентировать рабочий персонал на достижении общих целей. [1.9] Теперь перейдём к футбольным клубам

Тенденция развития профессионального футбола

В европейском футболе главным показателем эффективности клубов долгое время считались спортивные результаты: если клуб выигрывает матчи и, следовательно, трофеи, то система работает эффективно.

Требования финансового «фэйр-плей» (ФФП) были введены УЕФА в 2009 году и направлены на достижение баланса между доходами и расходами клубов и снижение дефицита их бюджета, что позволяет клубам быть финансово устойчивыми в долгосрочной перспективе. В 2014 и 2015 годах несколько российских клубов превысили установленный УЕФА показатель дефицита безубыточности и были вынуждены заключить с УЕФА мировые соглашения, направленные Финансовый «фэйр-плей» УЕФА на приведение финансовых показателей клубов в соответствие с нормативами регулятора. После выплат клубами соответствующих штрафов УЕФА в рамках действующих соглашений продолжает мониторинг финансовой деятельности футбольных клубов «Зенит», «Локомотив», «Рубин» и «Краснодар». [1.7]


Внедрение правил финансового «фэйр-плэй» (ФПП) кардинально поменяло представление о понятии «эффективность» применительно к футбольным клубам. Команды теперь должны не только доказывать, что обладают качественными игрокам на поле, но и грамотными менеджерами за его пределами. Роль управленческого состава в сегодняшних рыночных отношениях профессионального футбола переоценить сложно. Менеджерское звено, как правило, работает по определенной модели.

На данный момент среди наиболее распространенных управленческих моделей футбольных клубов выделяют следующие:

  • Биржевая модель;
  • «Народная» модель;
  • Модель «папиков»;

Биржевая модель.

Из самого названия модели вытекает привязанность клубов к торговле на бирже. К преимуществам публичного размещения акций для футбольных клубов можно отнести, в первую очередь, повышение финансовой дисциплины: клубы становятся обязаны публиковать финансовую отчетность, раскрывать детали спонсорских, трансферных и иных сделок. К 2015 году 44 футбольных клуба успели стать публичными, при этом из них уже 21 приняло решение отказаться от биржевой торговли акций. К негативным аспектам биржевой модели можно отнести высокую зависимость стоимости котировок акций от спортивных результатов, которые, как мы знаем, порой очень сложно прогнозировать и, тем более, гарантировать для инвесторов. В условиях ФФП УЕФА биржевая модель может способствовать привлечению капитала и повышению финансовой устойчивости клубов. При этом большинство примеров показывают, что рост капитализации видится только в краткосрочной перспективе, именно поэтому почти половина публичных клубов решили отказаться от подобной формы управления. Пример клубов с биржевой моделью в приложении1. [1.1]

Что влияет на цену акций футбольных команд:

  • Победы в чемпионатах

Логично, что если команда выигрывает матчи, то котировки ее акций растут из-за роста прибыли.

  • Продажа атрибутики и билетов

Другой аспект побед — это узнаваемость и популярность клуба. Если команда начинает выигрывать, то увеличивается количество ее болельщиков, и, следовательно, потенциальных покупателей товаров.

  • Покупка/продажа игроков

Другой не менее важный фактор — это покупка либо продажа игроков. Если клуб решил купить футбольную звезду, акции команды подскакивают в ожидании будущих побед, роста популярности клуба, увеличения прибыли от продаж футбольной атрибутики с фамилией нового игрока. Яркий пример —приобретение футбольным клубом «Ювентус» звезды мирового футбола Криштиану Роналду. После этого акции не только клуба, но и других организаций в городе, где располагается клуб устремились вверх. [1.2]


«Народная» модель.

Пожалуй, одна из тех форм управления, о которой мечтают многие футбольные болельщики. Представьте ситуацию, когда Вы лично имеете право голоса в принятии судьбоносных решений любимого клуба. Всем известно, какую команду считают народной в России. Но на вопрос «в чем же ее народность» никто грамотно ответить не может. Тогда как существует модели по истине народных команд, где управление сконцентрировано внутри кругов болельщиков. Преимуществом данной модели является эмоциональная заинтересованность управленцев в ежедневных делах клуба. Однако этот же тезис можно отнести и к недостаткам модели, поскольку эмоциональность не всегда позволяет принимать грамотные управленческие решения. Именно поэтому существуют разногласия относительно того, в каких клубах данная модель работает наиболее эффективно. В Англии народная модель более характерна для небольших клубов из Лиги 1 и Лиги 2, тогда как в Испании подобную модель используют «Реал Мадрид» и «Барселона». [1.1]

Разбор этой модели на примере клуба «Реал Мадрид». Флорентино Перес не владеет клубом, а лишь управляет им на выбранное в результате голосования время. У «Реала» около 100 тысяч зарегистрированных «сосьос», которые выплачивают по 120 евро ежегодно. Если продержаться в участниках этого закрытого клуба больше 50 лет, то от выплаты взноса освобождают. Система контроля в Мадриде отличается от каталонской. «Сосьос» выбирают из своего состава членов Ассамблеи на 4 года. Ассамблея занимается разработкой и утверждением бюджета клуба на сезон, выборами президента клуба, одобрением идеи получения займа под конкретные цели. Важное правило в выборах президента «Реала»: при подаче заявки на участие он должен дать финансовые гарантии. Финансовая страховка на случай безумных решений. [1.3]

Модель «папиков»

В английской версии модель называется «Sugar daddy model». Принцип ее заключается в том, что финансовая ответственность в клубе сводится к одному источнику. В качестве «папика» может выступать физическое лицо, группа лиц, юридическое лицо или даже, как в случае c Россией, государство. Свежими в памяти остаются и отечественные примеры. ФК «Анжи», однажды обладая неисчерпаемыми финансовыми ресурсами, вдруг был вынужден скорректировать свои амбициозные планы из-за экономических проблем владельца. Московское Динамо пострадало от модели папиков, когда неожиданно оказалось, что в УЕФА не поверили в рыночный характер спонсорской сделки клуба с мажоритарным акционером, стоимость которой превышала аналогичных соглашений всех клубов Серии А вместе взятых.


Футбольные «папики» изжили себя. Главный источник финансирования отечественного спорта – государство. При этом тяжелая макроэкономическая ситуация вынудила главного папика российского спорта затянуть пояса. Уже приняты постановления о том, что бюджетные средства клубы не могут тратиться на трансферные сделки и агентские выплаты, идут разговоры о сокращении финансирования ЧМ-2018. Многие говорят, что профессиональные клубы нужно делать частными. При этом пример махачкалинского футбольного клуба говорит нам не о проблеме частных и государственных клубов, а о том, что яйца в одну корзину класть нельзя. [1.1]

    1. Особенности менеджмента профессионального футбольного клуба

Во многом эффективная работа профессионального футбольного клуба зависит от объёма финансирования. Стабильные поступления денежных средств делают работу футбольных клубов планомерной и результативной. Однако, далеко не все клубы, даже показывающие весьма внушительные игровые результаты, как в национальном первенстве, так и на международной арене, могут быть уверены в достаточном и регулярном финансировании.

В условиях дефицита денежных средств менеджмент профессиональных футбольных клубов вынужден заниматься поиском спонсоров. Проблема привлечения спонсоров в определённый момент времени становится актуальной для любого профессионального клуба. Даже клубы, имеющие «серьёзных» спонсоров в лице государственных корпораций («Газпром» - у «Зенита», РЖД – у «Локомотива») привлекают более «мелких» партнёров, которые вместе с основным спонсором вносят свою финансовую часть в бюджет клуба.

Анализ показывает, что российские футбольные клубы не только не имеют прибыли от своей деятельности, но и несут убытки, которые компенсируются за счёт средств, содержащих их компаний или частных лиц.

Отметим, что в современной экономике финансовое состояние спортивного предприятия по сути дела отражают конечные результаты его деятельности. Так, если сравнить финансовые отчёты европейских и российских футбольных клубов, то абсолютно очевидно следующее: европейские клубы (в частности «Реал Мадрид») более 50% своей доходной части формируют за счёт доходов, получаемых в дни проведения матчей и продажи прав телетрансляции. Российские футбольные клубы не могут показать такие цифры доходности. Так, у самого «дорогого» клуба Российской премьер-лиги- ФК «Зенит» доходы в дни проведения матчей в сумме с продажей прав телетрансляции составляют лишь 6 % от общей суммы доходов. Такие небольшие проценты дохода, получаемого дни проведения матчей, можно объяснить невысокой посещаемостью спортивных соревнований на домашней арене. Только единичные «топовые» матчи собирают полные стадионы. Около средних значений колеблется посещаемость матчей у команд, имеющих большое число болельщиков. А многие команды зачастую проводят игры при практически пустых трибунах. Всё это говорит о том, что менеджмент футбольных клубов должен очень серьёзно и ответственно подходить к решению вопроса о повышении посещаемости спортивных мероприятий. Нужно повысит привлекательность спортивных сооружений для зрителей. Например, ФК «Краснодар» построил новый современный стадион, напоминающий Колизей и разбил около него концептуальный парк. Важным на таких больших площадках, как футбольные стадионы является решение инфраструктурных вопросов: организации питания, обеспечения возможности воспользоваться санитарно-гигиеническими помещениями. У российских футбольных клубов, как показывает анализ статистических данных, есть достаточный резерв для увеличения доли коммерческих доходов. Все остальные клубы могут наращивать этот показатель, что приведет к уменьшению зависимости спортивной организации от поступления средств от спонсора, а это в большинстве случаев, - бюджетные средства.