Файл: Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность товаров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Темой нашего исследования выступает оценка качества и конкурентоспособности товаров.

Актуальность выбранной темы исследования основывается на том, что обеспечение качества и конкурентоспособности товаров является приоритетной задачей для отечественных производителей. Одна из характерных черт развития мирового рынка являются растущие требования к улучшению качества продукции, и в условиях конкурентной борьбы смогут успешно развиваться только те предприятия, которые осуществляют грамотное управление качеством продукции. Производитель должен не просто вывести свой товар на рынок, но удержаться на нем и обеспечивать рост объемов продаж. Производители отечественной продукции вынуждены конкурировать между собой и зарубежными производителями. Для того чтобы закрепить свои позиции на рынке производителям необходимо обеспечивать высокое качество и конкурентоспособность своей продукции.

Организация мероприятий по управлению качеством товаров выступает залогом увеличения эффективности деятельности предприятия. В настоящий момент качество готовой продукции и проведение подобных мероприятий по повышению качества, может обеспечивать конкурентоспособность предприятия не только на внутренних рынках, но и внешних. Конкурентоспособность продукции отечественной продукции оказывает влияние на имидж страны и выступает решающим фактором в формировании национального благополучия.

Цель курсовой работы – изучить теоретические аспекты качества и конкурентоспособности товаров и оценка качества и конкурентоспособности товаров.

Для достижения этой цели решались следующие задачи:

  1. изучить понятие качество товаров и методов его оценки;
  2. рассмотреть понятие конкурентоспособности товаров и методов ее оценки;
  3. проанализировать пути повышения конкурентоспособности товаров;
  4. дать характеристику исследуемых образцов средства для мытья посуды;
  5. произвести оценку маркировки образцов средства для мытья посуды;
  6. произвести оценку органолептических показателей качества образцов средства для мытья посуды;
  7. произвести оценку конкурентоспособности образцов средства для мытья посуды.

Объект исследования – образцы средства для мытья посуды.

Предмет исследования – методы оценки качества и конкурентоспособности товаров.

Объем курсовой работы составляет – 34 страницы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЙ КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРОВ

Понятие качества товаров и методы его оценки

Качество товаров выступает как одна из основополагающих характеристик, влияющих на формирование потребительских предпочтений и как следствие повышение конкурентоспособности товаров.

Качество товаров носит уникальную общественную, социальную и экономическую значимость, так как представляет собой основу для удовлетворения личных потребностей людей.

Особое значение имеет оценка качества экспортного товара, так как оно оказывает огромное влияние на престиж нации, авторитет государства и самого экспортера.

Схема понятия качество представлена на рисунке 1.

Под качеством товаров понимают совокупность свойств, присущих данному товару, от уровня которых зависит уровень удовлетворенности существующих потребностей.

Рисунок 1. Схема понятия качество[1]

Важным условиям закрепления своих позиций на рынке выступает качество производимых товаров. На качество товаров оказывают влияния как внешние, так и внутренние факторы[2].

На рисунке 2 представлена схема внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на качество товаров.

Внешние факторы выступают основой качества товаров в условиях рыночных отношений.

Рисунок 2. Факторы, влияющие на качество товаров[3]

Среди внешних факторов, определяющих качество товаров, обычно выделяют:

  • запросы и требования покупателей;
  • уровень конкуренции;
  • нормативно-правовое регулирование в области качества товаров;
  • необходимость поддержания имиджа производства;
  • взаимоотношения с поставщиками.

Внутренние факторы, влияющие на качество товаров, являются теми факторами, на которые предприятие может повлиять самостоятельно. Среди них выделяют:

  1. социальные;
  2. экономические;
  3. организационные;
  4. эксплуатационные;
  5. технические и другие факторы.

В данном случае фирма сама принимает решения об проведении операций, направленных на повышение качества.


Проведение оценки качества товаров выступает необходимым условием для достижения ряда задач[4]:

  • прогноз потребности в данных товарах;
  • планирование мероприятий по повышению качества производимых товаров;
  • обоснование проектирования новых видов товаров;
  • выбор лучшего образца;
  • сертификация продукции;
  • контроль качества и другие.

Оценка качества товаров – это совокупность различных операций, включающий в себя определение значений показателей качества и их сравнение с базовыми значениями или требованиями соответствия.

Среди методов определения качества товаров можно выделить:

  1. метод измерений. Этот метод основан на получении информации о товаре путем применения измерительных средства. При помощи этого метода определяют показатели: масса, сила тока, скорость автомобиля длина предмета и прочее.
  2. регистрационные метод. Этот метод основан на получении информации путем проведения подсчета числа определенных событий, затрат или предметов, число отказов изделия во время испытаний и другое. Этот метод предназначен для определения надежности изделия, его стандартизации и унификации.
  3. метод расчетов. Этот метод основан на вычислении показателей качества по значениям параметров товаров, полученным другими методами.
  4. органолептический метод. Этот метод основан на анализе восприятия органов чувств, без использований технических измерительных средств. Однако при проведении такого анализа могут быть использованы средства, оказывающие влияние на способности органов чувств (микроскоп, лупа и прочие)[5].

Этапы проведения оценки качества продукции представлены в приложении 1.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что уровень качества товаров будет решающим в определении его конкурентоспособности.

1.2 Понятие конкурентоспособности товаров и методы ее оценки

Конкурентоспособность выступает наиболее важным критерием, характеризующим возможности компании, в реализации на рынке каких-либо товаров. Конкурентоспособность по сути является синонимом понятия соперничества и представляет собой борьбу, между производителями, за рынок сбыта. Конкуренция является наиболее действенным механизмом регулирования отбора в условиях рыночной экономики.


В настоящее время конкурентоспособность характеризуется следующими критериями:

  1. критерий полезности;
  2. затраты на потребление, обслуживание, ремонт и утилизацию;
  3. критерии конкурентоспособности предложения.

Факторы, влияющие на конкурентоспособность товаров представлены на рисунке 3.

Помимо вышеприведённых характеристик конкурентоспособности товаров выделяют также технические (например, надежность, мощность, долговечность), нормативные (соответствие стандартам и законодательству), экономические (например, цена).

Рисунок 3. Факторы, влияющие на конкурентоспособность товаров[6]

В вопросах управления конкурентоспособностью товаров особое внимание уделяется предпочтениям потребителя, его мотивам, ценностям и стимулам, оказывающим влияние на совершение покупки.

Цена и качество товара выступают наиболее значимыми факторами конкурентоспособности товара. Соответственно, целью управления конкурентоспособностью товаров выступает соотношения качества и издержки производства.

Из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что конкурентоспособность является развитием категории качества.

В настоящий момент качество товаров выступает обязательным, но недостаточным, показателем для решения о приобретении товаров. Таким образом, конкурентоспособность товаров будет определяться его привлекательностью для покупателя. Решающее слово всегда остается за покупателем.

Важно отметить, что в отличии от показателей качества товаров, конкурентоспособность можно определить только в результате его продажи, в сфере обращения.

В условиях рыночной экономики проблемы конкурентоспособности резко обостряются. Решение таких проблем требует разработки эффективных методов оценки конкурентоспособности продукции[7].

Важность проведения такой оценки объясняется потребностью не только конкретного производителя, но и потребностью в ней экономики в целом.

Сегодня существует множество различных методов оценки конкурентоспособности товара.

Рассмотрим несколько методов оценки конкурентоспособности товаров:

  1. Метод оценки конкурентоспособности «11111-55555». При данной методики для оценки конкурентоспособности товара применяется пять интегральных показателей: цена, качество, затраты, репутация и реклама. По итогам оценки товару присуждается определенная сумма «заработанных» баллов. Такая оценка, как правило, осуществляется собственными специалистами компании. Каждый критерий оценивается по пятибалльной шкале. В некоторых случаях количество критериев может варьировать. На выходе такой оценки получается сравнительная характеристика товаров (приложение 2).
  2. Следующая модель оценки – «Мультиатрибутивная». Такая оценка представляет собой более углубленный анализ конкурентоспособности товаров. Согласно данной модели оценки любой товар можно представить как совокупность его свойств и характеристик. То есть те атрибуты и выгоды которые получит покупатель. Такая методика позволяет выделить товар среди его конкурентов и добиться лояльности покупателей. В данном случае список критериев оценки товаров шире, чем в предыдущей модели. Среди них: качество, цена, имидж производителя, вкусовая палитра, реклама, дизайн упаковки, информация о продукте и мерчандайзинг (приложение 3)[8].
  3. Следующая модель оценки, параметрическая, стремится к разработке и реализации маркетинговой стратегии. Целью такой стратегии является заполученные конкурентных позиции и лояльности покупателей. Такая оценка проводится экспертами, так как сложных параметров: калорийность продукции, доля жира, натуральность компонентов, доля влажности, консистенция, безопасность и другие. Данная модель, в отличии от мультиатрибутивной осуществляет более глубокий анализ качества товара (приложение 4).
  4. Комбинированная модель представляет собой синтез двух предыдущих моделей – мультиатрибутивной и параметрической. В условиях реализации данной модели происходит оценка конкурентоспособности товаров путем их сравнения с эталоном.

В заключение отметим, что выбор методики оценки конкурентоспособности товара — самый важный этап в алгоритме оценки конкурентоспособности продукции. Любое ошибочное решение способно не только не улучшить позиции компании, но даже привести к их ухудшению. Поэтому компания должна грамотно подходить к выбору методики оценки конкурентоспособности товара, основываясь на том, какие цели она намерена достичь и в каком направлении развивать и совершенствовать собственный продукт.

1.3 Контроль качества товаров

Контроль качества — это проверка соответствия показателей качества установленным требованиям. Требования, предъявляемые к показателям качества, определены в соответствующих нормативных документах (стандартах, нормах, правилах и др.) или в технических условиях. При совершении сделок к этим документам приравниваются условия контракта в разделе «Требования к качеству», Основные и Особые условия поставки и пр[9].

Контроль качества в зависимости от этапа жизненного цикла товара, так же, как и испытания, осуществляется на стадии производства (производственный контроль) и на стадии эксплуатации (эксплуатационный контроль).

По месту в процессе производства контроль качества делится на входной, операционный, приемочный, инспекционный.

Входной контроль осуществляется для всей входящей продукции, которая предназначается при изготовлении, ремонте или эксплуатации продукции. Например, контроль сырья и полуфабрикатов на производстве относится к входному контролю. Приемку товаров по качеству на предприятии торговли также можно отнести к входному контролю.

Операционный контроль проводится во время выполнения или после завершения технологической операции при производстве изделий. Основная цель такого контроля — предотвратить появление дефектов в процессе изготовления и выявить причины появления дефектов.

По результатам приемочного контроля выносится решение о пригодности продукции к поставкам и/или к ее использованию. На производстве приемочный контроль осуществляется службами отдела технического контроля, при этом контролируется готовая продукция. На предприятиях торговли к приемочному контролю можно отнести проверку качества товара (путем внешнего осмотра) при его отпуске покупателю. Например, при продаже товара в аэрозольной упаковке проверяется сохранность и качество упаковки, а также функционирование упаковки[10].