Файл: Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность товаров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По срокам проведения контроль делится на непрерывный, периодический и летучий. При непрерывном контроле информация о контролируемых параметрах поступает постоянно. Он нужен при нестабильном технологическом процессе производства, при частых сменах рецептуры, при влиянии многих случайных факторов на контролируемые параметры и пр. При периодическом контроле поступление информации о контролируемых параметрах происходит через определенные интервалы времени. Летучий контроль проводится в случайное время. Эффективность летучего контроля обусловливается его внезапностью, правила обеспечения которой должны быть специально разработаны. Летучий контроль выполняется непосредственно на месте изготовления, ремонта, хранения и т. п.

По характеру влияния на объект контроль может быть разрушающий и неразрушающий.

По полноте охвата контролируемых изделий контроль разделяется на сплошной и выборочный. При сплошном контроле проверяется каждая единица продукции в партии. К сплошному контролю, например, относится разбраковка товаров в торговле, оценка дефектности штучных изделий и пр. Сплошной контроль возможен только при использовании неразрушающих методов испытаний. Результаты сплошного контроля отличаются достаточной достоверностью. Однако такой контроль длителен, требует большого штата контролеров и значительных затрат.

При выборочном контроле производится контроль выборки (пробы) из партии продукции для получения информации о признаках в партии. Использование выборочного контроля приводит к уменьшению штата контролеров, длительности и стоимости контроля. При выборочной разбраковке изделий контролер может уделить больше времени контролю каждого изделия и сделать его более точно. Однако процедура выборочного метода должна строиться на научной основе, иначе результаты будут недостоверны. Для этого необходимо применять статистические методы выборочного контроля, которые позволяют учесть риск поставщика и риск потребителя, определяемые ошибками первого и второго рода. Эти ошибки неизбежны при оценке партии товаров по выборке.

Ошибка первого рода имеет место, когда партия кондиционной продукции, соответствующей нормативным документам, оценивается по выборке как негодная. Наибольшая вероятность a забраковки кондиционной продукции называется риском поставщика (изготовителя).

Ошибка второго рода возникает, когда некондиционная (бракованная) партия продукции оценивается по выборке как хорошая и принимается. Наибольшую вероятность b приемки бракованной партии продукции за доброкачественную называют риском потребителя.


Всегда лучше знать степень риска и свести его к допустимому минимуму, чем ошибочно полагать, что никакого риска нет. Рациональная организация статистического приемочного контроля заключается в обеспечении малых значений αи β. Обычно их принимают порядка 0,05-0,1.

Иногда прибегают к комбинации выборочного и сплошного методов контроля, когда забракованные по выборке партии изделий подвергают сплошной проверке.

В зависимости от характера сравнения показателей качества выборочный контроль качества партии товаров может быть проведен по качественному (альтернативному) и количественному признакам.

При контроле по качественному признаку единицы продукции подразделяют по определенному признаку на соответствующие и несоответствующие требования. При приемочном контроле по альтернативному признаку, который является частным случаем контроля по качественному признаку, все единицы продукции делятся на две группы: годные и дефектные. При этом каждое отдельное несоответствие требованиям считается дефектом, а единица продукции, имеющая хотя бы один дефект, считается дефектной. При таком контроле не требуется знать фактическое значение контролируемого параметра — достаточно установить факт соответствия или несоответствия его установленным нормам. Примером контроля по альтернативному признаку считается контроль качества тканей по порокам внешнего вида при определении их сорта[11].

Преимущество контроля по альтернативному признаку заключается в его простоте и относительной дешевизне, поскольку в основном используется органолептический контроль. К недостаткам такого контроля относится плохая информативность, что требует большего объема выборки.

При контроле качества по количественному признаку у каждой единицы продукции в выборке измеряют числовые значения одного или нескольких контролируемых показателей.

Преимущество контроля по количественному признаку состоит в том, что он более информативен (по сравнению с альтернативным контролем) и поэтому требует меньшего объема выборки. Однако такой контроль более дорогой, поскольку для него необходимы специальное оборудование, обученный персонал и пр.

Так, контроль качества обуви по физико-механическим показателям проводится по количественному признаку.

По числу ступеней контроля выборочный контроль бывает одно-, двух- и многоступенчатый. При одноступенчатом контроле отбирают только одну выборку, и после ее испытания принимают решение о партии. При двухступенчатом и многоступенчатом контроле первая выборка берется меньшего объема, чем при одноступенчатом, однако окончательное решение здесь принимают по результатам контроля двух и большего числа выборок.


1.4 Пути повышения конкурентоспособности товаров

Мы уже говорили о том, что, в настоящий момент проблемы повышения конкурентоспособности является одной из наиболее приоритетных в экономической политике государства. Формирование конкурентных преимуществ выступает стратегией государства в области национальной экономики.

Конкурентоспособность является критерием, наиболее полно отражающим эффективность деятельности экономического субъекта.

Основные пути повышения конкурентоспособности товаров представлены на рисунке 4.

Обеспечение конкурентной борьбы осуществляется путем обновления технологий и оборудования предприятия, анализ внутренних и внешних рынков, проведение маркетинговых исследования. Все эти меры, необходимы для выявления слабых сторон и уязвимых мест конкурентов, а также определения направлений развития собственной конкурентоспособности.

Оценка конкурентоспособности должна осуществляться только в рамках тех групп предприятий, которые относятся к данной отрасли и выпускают аналогичную продукцию[12].

Способы повышения качества и конкурентоспособности товаров и продукции

Экономические и социальные (использование системы прогнозирования и планирования необходимого уровня качества изделий и др.)

Организационные (внедрение современных форм и методов организации производства; усовершенствование методов контроля и др.)

Технические (использование достижений науки и техники; обеспечение оснащенности производства; усовершенствование технических условий)

Рисунок 4. Способы повышения качества и конкурентоспособности товаров

Конкурентоспособность предприятия – это преимущество предприятия по отношению к иным предприятиям той же отрасли как внутри страны, так и за ее пределами.

Рассмотрим подробнее основные пути повышения конкурентоспособности предприятия:

  1. рост объемов реализации товаров;
  2. повышение уровня качества выпускаемых товаров;
  3. уменьшение расходов;
  4. бенчмаркинг.

Важно отметить, что само по себе увеличение объемов реализации товаров не влечет за собой желаемых результатов. Во время планирования объемов реализации продукции необходимо решить ряд важных задач, помимо определения самих объемов, например, безубыточность производства.


Эффективность производства обеспечивается за счет введения инновационных изменений в технике и организации производственного процесса, что выступает основой повышения прибыльности предприятия. Такие мероприятия ведут к снижению издержек производства.

Повышения качества выпускаемой продукции можно добиться путем постоянного обновления продукции, оптимизации и диверсификации используемых в производстве ресурсов.

Важность роста производительности для повышения конкурентоспособности компаний в настоящее время глубоко осознана деловыми кругами всех стран мира. Так, многие компании начали внедрение и реализацию программ повышения производительности. Такие программы призваны решить следующие задачи[13]:

− повысить производительность имеющихся в наличии производственных ресурсов за счет изменений в организации производства;

− создать необходимые управленческие и организационные предпосылки для успешного внедрения в производство новой техники и технологии и обеспечения на этой основе долго временного устойчивого роста производительности.

Инновационный фактор также уменьшает издержки на макроуровне. В современных условиях инновационное развитие компаний позволяет формировать такую структуру производства, при которой темпы роста национального дохода в совокупном общественном продукте превышали бы темпы роста потребления материальных ресурсов. На первое место в интенсификации производства сейчас выходит сокращение затрат сырья, материалов, топлива, т.е. снижение материалоемкости продукции.

Уменьшение расходов – это традиционный, старый и наиболее исследованный метод повышения конкурентных преимуществ. В данном случае в выигрышном положении будет находиться то предприятие, которое поведя определенный комплекс мер достигло меньших затрат, чем конкуренты. Однако в современных условиях удержать такое преимущество достаточно трудно, т.е. реализация этого метода требует четкой, скоординированной работы сотрудников по совершенствованию технологий производства, логистики и НИОКР, менеджмента персонала и организационной культуры. Предприятия, выбирающие путь усиления конкурентных затрат, постоянно анализируют затраты на всех стадиях проектирования, выпуска и реализации продукта. Важную роль здесь играют маркетологи, которые должны непрерывно заниматься мониторингом рынка, проводить функционально-стоимостной анализ, отслеживать новейшие технологии, а также расходы предприятий-конкурентов.


Устойчивое повышение конкурентоспособности продукции предприятия может быть обеспечено только при условии долгосрочного, непрерывного и поступательного совершенствования всех детерминантов конкурентоспособности.

Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели.

В данной главе мы рассматривали теоретические аспекты качества и конкурентоспособности товаров.

Мы изучили понятия качества и конкурентоспособность товаров и основные методы их оценки, также были изучены особенности контроля качества товаров и пути повышения конкурентоспособности товаров.

Под качеством товаров понимают соответствие товара существующим требованиям, следовательно, контроль качества товаров — это проверка на соответствие этим требованиям.

Мы пришли к выводу о том, что качество и конкурентоспособность товаров неразрывно связаны между собой. Качество товаров является ключевым критерием его конкурентоспособности.

Мы также рассмотрели основные пути повышения конкурентоспособности товаров, среди них можно выделить: рост объемов реализации товаров; повышение уровня качества выпускаемых товаров; уменьшение расходов; бенчмаркинг.

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СРЕДСТВА ДЛЯ МЫТЬЯ ПОСУДЫ

2.1 Характеристика образцов и методов исследования

Для оценки качества и конкурентоспособности товаров нами было выбрано два образца средств для мытья посуда. Первый образец – Средство для мытья посуды «МИФ. Алоэ Вера. + Глицерин» (рисунок 5), второй образец – «FAIRY. Сочный лимон» (рисунок 6).

Средства для мытья посуды есть в каждом доме, ведь без них качественно отмыть грязь с тарелок и чашек просто невозможно. В магазинах представлено огромное количество наименований и брендов. И потребителю, конечно, хочется выбирать, исходя не только из запаха и надписей на этикетке, но и имея достоверную информацию о безопасности данных товаров.