Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.01.2024
Просмотров: 1975
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Перечислите общие условия, при которых педагог приобретает профессиональную свободу в использовании средств для организации воспитательного процесса.
2. Как связаны средства и формы воспитательных влияний педагога?
3. Оглянитесь вокруг здесь и теперь: какие воспитательные средства вы видите?
4. Приведите пример, когда одно и то же средство выполняет разные функции и когда оказывает прямо противоположное влияние при разных обстоятельствах.
5. Как вы поняли термин "пленительность формы"? В чем назначение данной категории?
6. Вы хотите создать новую форму работы с детьми. С чего начнете?
7. Как вы понимаете утверждение, что средства и формы нейтральны в своем воспитательном влиянии?
8. Изберите одну из традиционных форм работу с группой детей, произвольно введите какое-либо средство - зафиксируйте создание модификации формы.
Литература для самостоятельной работы
1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М., 1989.
2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.
3. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М., 1995.
4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М., 1986.
5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., 1993.
6. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. М., 1994.
489
Глава 20
ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
20.1. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества
Начальной сгруктурной единицей общества, закладывающей основы личности, принято считать семью. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно два, три, а иногда и четыре поколения: папа, мама, их дети, бабушка и дедушка, внуки и правнуки. Брак двух людей еще не составляет полноценную семью; она таковой становится и укрепляется с рождением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании заключены основные функции семьи.
Концепция семейной педагогики, т.е. научные теории и основные направления даже в различные исторические периоды и при различных общественных устройствах внешне оставались неизменными. Они включали формирование общечеловеческих ценностей и таких качеств, как честность и честь, достоинство и благородство, любовь к людям и трудолюбие, умение быть благодарным за добро и т.д.
Первые требования к личности человека и его поведению как результату семейного воспитания мы находим уже в библейских заповедях: не убий, не укради, будь почтительным к родителям и старшим и др.
Бережное отношение к личности ребенка в семье, ответственность за него завещаны евангельским положением о том, что за грехи детей в первые семь лет их жизни отвечают родители.
Концепцию семейной педагогики мы встречаем в различных словесных изложениях. Смысл же ее был постоянно один и тот же: создание системы воспитания, обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья. Только такое семейное воспитание может сделать ребенка счастливым.
В семьях всех сословий традиционно проявлялась большая забота о воспитании детей. В народе оно чаще всего строилось по принципу "делай, как я", т.е. в основу
490
семейного воспитания был положен жизненный опыт предков-пращуров, авторитет родителей, их дела, поступки, семейные традиции. В качестве образца в первую очередь выступали отец и мать. Глава семьи был примером для подражания, как правило, мальчикам, девочки чаще учились у матери.
Так как крестьянские семьи нередко постигали разные беды: пожары, голод, болезни и преждевременная смерть, -дети лишались родителей и оставались сиротами. Тогда их воспитание осуществлялось всем миром, общиной, иногда совсем посторонними людьми, которым отдавали сирот в ученики. При этом четко срабатывала народная педагогика со всеми традиционными правилами и вековым представлением о добре и зле, о допустимом и запретном, о разрешаемом и невозможном.
В дворянских и состоятельных семьях воспитанием занимались кормилицы и няни "Арины Родионовны", "ваньки, васьки, захарки", приставленные к маленькому барину в услужение. Они прививали любовь к родному краю, родной природе, русской речи, воспитывали "русский дух", передавали вместе с народными песнями и сказками представления о правде и справедливости, о чести и достоинстве.
Повзрослевших детей отдавали на воспитание французским гувернерам и гувернанткам, немецким боннам, которые учили правилам хорошего тона, светским манерам. Вообще в явлении гувернерства заложен глубокий положительный смысл: нотации и нравоучения читал чужой человек, над которым можно подшучивать, подтрунивать, которого за постоянные надоедливые замечания можно не любить или за ненадобностью уволить. Родители же одаривали дворянских детей лаской, положительными эмоциями, поэтому о них дети вспоминали с обожанием, глубоким уважением, любовью.
На рубеже XIX-XX веков модель традиционной патриархальной семьи значительно изменилась. Социальные и политические коллизии привели к внутрисемейным противоречиям, и члены одной семьи подчас оказывались в разных идейных лагерях и исповедовали разную мораль. Наблюдается значительное снижение уровня престижа главы семьи — отца.
В то же время именно родители - первые воспитатели -имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо
491
утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Родители являются предьщущими по отношению ко всем остальным: воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. С первых дней после рождения, когда ребенок еще беспомощен и нуждается в элементарном уходе, он усваивает родительские интонации, воспринимает эмоциональную атмосферу семьи, учится слушать и слышать, откликаться на ласку, ценить красоту. Не снимается ответственность за воспитание и не снижается потребность в семейном воспитании и в последующие (отроческие, подростковые и юношеские) годы. Поэтому обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Ведь жизнь полна неожиданностей. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет главную цель семейного воспитания.
Семейное воспитание - это такой процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие как той, так и другой стороне.
Родитель - профессия педагогическая. Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственными детьми. Родителей нужно учить здоровому образу жизни, т.к. рдной из главных забот родителей является забота о здоровье детей. В современных условиях дети нуждаются в воспитании разумной практичности, делового расчета, честной предприимчивости. Но вначале всем этим должны овладеть родители.
Определенный педагогический опыт есть у каждого, т.к. на воспитание собственных детей переносится опыт, усвоенный с детства от своих родителей, от бабушек и де-
душек. Все самые важные процессы начального воспитания происходят в семье - все начинается с раннего детства
Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь - это любовь к ребенку во имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желания родителей "купить" детскую любовь или расположение задариванием, щедрым субсидированием "на мороженое", "пепси", "жвачки". Слепая, неразумная родительская любовь смещает в сознании детей систему нравственных ценностей, порождает потребительство. У детей формируется пренебрежение к труду, притупляется чувство благодарности и бескорыстной любви к родителям и другим родственникам.
Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца. Родители для детей - это жизненный идеал, ничем не защищенный от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается. Встречается немало хороших семей, сознающих эту высокую родительскую миссию. Влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту. Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Именно дети несут в себе заряд той социальной среды, в которой живет семья.
В современных условиях, когда идет бурная перестройка политического и социально-экономического укладов жизни общества и государства, система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Она еще не получила глубокого научного анализа, но на уровне фактов уже приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании продолжает нарастать. И причин тут много.
Во-первых, однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях, особенно на протяжении последних пятидесяти лет. Это значит, воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, что было характерно в условиях многодетной семьи. Воспитывая младших сестер и братьев, будущие родители получали
493
практические навыки, которые затем можно было использовать с появлением собственных детей.
Во-вторых, у молодой семьи имеются возможности отделиться от своих родителей, от старшего поколения. Казалось бы, в этом есть определенное благо. Но жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи возможности воспользоваться знаниями и мудростью старших в вопросах воспитания детей. Влияние старшего поколения на детей снижается, остается невостребованной их накопленная за долгие годы жизни мудрость и жизненный опыт, богатый наблюдениями. Кроме того, дети лишаются ласки, сказок, внимания бабушек и дедушек. В то же время страдает и старшее поколение без наивной непосредственности внуков, без общения с ними.
В-третьих, основательно утрачены традиции народной педагогики, по законам которой считалось, что воспитывать ребенка надо, пока он еще маленький и "лежит поперек, а не вдоль лавки". Народная педагогика учила высокой нравственности через пословицы и поговорки, через незамысловатые, но очень значимые выражения: "Гуляй, девица, да смотри, чтобы ветром не надуло", или "Гуляй, да в подоле не принеси".
В-четвертых, вследствие происходящей урбанизации общества усилилась анонимность общения детей и взрослого населения. Раньше в деревне все знали, чей это сын или дочь нарушает правила поведения, совершает асоциальные поступки. Поэтому родителям было стьщно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно. Совсем иная ситуация в крупном городе, где живут горожане "в первом поколении", выходцы из деревни, но порвавшие родные корни с деревенскими традициями и не усвоившие еще городского образа жизни.
В-пятых, в ряду причин, осложняющих семейное воспитание,- все возрастающие социальные и экономические трудности: низкая заработная плата и несвоевременная ее выдача, полная или частичная безработица и необеспеченность во многих семьях прожиточного минимума. Все это снижает уровень внутрисемейного эмоционального настроя и не создает благоприятных условий для общения в семье, в итоге-для семейного воспитания.