Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.01.2024
Просмотров: 1959
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
20.3. Взаимодействие семьи, образовательных
и культурных учреждений в воспитании детей
В современных условиях семья - лишь один из институтов, хотя и наиболее значимый, социализации личности. Одновременно существуют и другие, не менее мощные государственные и общественные институты, оказывающие воспитательное воздействие на детей. Желательно оптимально скоординировать их усилия, чтобы не допускать негативных последствий и рассогласованности в действиях.
При всех изменениях, произошедших в жизни нашего общества, повлекших нарушения воспитательных взаимосвязей в системе "школа-семья-общественность-производство", следует максимально использовать те небольшие возможности, которые сохранились от разрушившейся системы. В ряде случаев бывшие Дома пионеров и школьников, детские и юношеские спортивные школы, станции юных техников и юннатов преобразованы в различные центры. Центр технического творчества, Центр художественного творчества и другие. Эти учреждения дополнительного образования в большинстве своем подчиняются органам управления образования и все еще работают на государственном бюджете, а следовательно,
501
остаются бесплатными и доступными для посещения детей. Они не только способствуют развитию личности детей, развивают их творческие способности, помогают содержательно организовать досуг, но и оказывают помощь родителеям в семейном воспитании, организуя для них лекции, семинары, совместные с детьми занятия по типу "посиделки". Учреждения дополнительного образования, видя потребность в организации содержательного общения родителей и детей, создают кружки, студии, спортивные секции, в которых занимаются одновременно дети и их родители: кружки вязания, вышивания, выпиливания, изготовления мягкой игрушки, хорового и сольного пения, драматические и т.д.
Неоценимую помощь оказывают учреждения дополнительного образования в семейном воспитании, организуя совместные с родителями посещения детьми музеев, картинных галерей, концертных залов, театров. После таких совместных поездок и походов проводится обсуждение виданного и слышанного. В обмен мнениями включаются впечатления, полученные в пути. В этих обсуждениях родители учатся давать квалифицированную оценку произведениям искусства, понимать содержательную классическую музыку и ее влияние на гармоничное развитие личности в отличие от разрушающего влияния так называемой "попсы", оглушающей, бьющей по нервам, но любимой подростками...
Значительно видоизменили свою работу музыкальные школы и школы изобразительного искусства. Они нередко территориально объединились с общеобразовательными школами и составили как бы единый комплекс художественнс-зстетического образования. На базе такого комплекса для детей и родителей проводятся концерты, выставки, музыкально-художественные вечера, читаются лекции о жизни и творчестве художников, композиторов, музыкантов-исполнителей.
В последнее время чаще приходится слышать о том, что возрождение России и ее культуры начнется в провинции. Великв роль районных и городских детских библиотек, музеев, театров-студий в духовном развитии школьников.
Детский музей, единственный в стране, находится в молодом городе Ноябрьске Тюменской облести. Сам город возник всего двадцеть лет назад, но сразу нашлись энтузиасты, которые подумали о детях, о детстве, чему и посвящены экспонаты музея. Для родителей этот музей стал школой семейного воспитания, собственного культурного развития, без чего не может состояться интеллигентная семья, интеллигентные родители и интеллигентные дети как результат семейного воспитания, совместного духовного роста.
В районах и городах все чаще возникают местные театры-студии, в которых вместе игрвют дети и родители. Зрителями также становится вся семья. Репертуар театра, трактовка-игра самодеятельных актеров избранного сценария могут стать значительным подспорьем в семейном воспитании детей.
Очень большая роль в семейном воспитании школьников принадлежит детским и юношеским библиотекам. Общая тенденция к снижению читательского интереса может быть преодолена совместными усилиями библиотечных работников и родителей. Важно, чшобы родители не упустили время, когда следует
ребенка познакомить с библиотекой, ее сотрудниками и содержанием книг. Вместе с библиотечными работниками рекомендуется определить круг развивающего и интересного чтения, доступного по возрасту, соответствующего запросам ребенка. Многие библиотеки практикуют обсуждение прочитанных книг, проводят читательские конференции, встречи с писателями. Наиболее интересно проходят музыкально-литературные вечера. Хорошо, если дети и их родители станут постоянными их посетителями и участниками.
В условиях, когда почти прекратили свою просветительскую и воспитательную деятельность такие общественные организации, как опорные пункты при ЖЭКах, районные комитеты ДОСААФ, Красного Креста, шефствующие и базовые предприятия, следует использовать любую, даже самую малую возможность, которая поможет воспитанию детей в семье. К такой возможности следует отнести непрекращающуюся просветительно-разъяснительную деятельность работников ГАИ. Они учат детей и их родителей соблюдать правила безопасного дорожного движения, не создавать ситуаций для дорожно-транспортных происшествий. В свою очередь соблюдение правил дорожного движения воспитывает организованность, дисциплинированность, помогает формировать правопослушную личность. Воспитательная работа с детьми обязывает и родителей соблюдать правила дорожного движения, демонстрируя тем самым положительный пример для своих детей. Данное направление в системе семейного воспитания с помощью работников ГАИ призвано обеспечить сохранение жизни и здоровья детей, что является одной из главных забот родителей.
Просветительно-оздоровительную работу продолжают вести медицинские работники образовательных учреждений, детских и взрослых поликлиник. Воспользоваться их помощью по предупреждению инфекционных заболеваний (дифтерия, туберкулез), простудных (ОРЗ), наследственных (психические расстройства, кожные заболевания) - значит уберечь детей от многих болезней, сделать их жизнь здоровой, а следовательно, счастливой, полноценной, полезной себе и другим.
Хотя спонсорство в стране развивается очень своеобразно, а "благотворительность" все еще подчас звучит обидно, нельзя их исключать из системы семейного воспитания. По-разному '1 проявляются спонсорство и благотворительность применитель-') но к воспитанию детей в семье: авторские концерты, бесплатный I вход на выставки, в цирк и театр, интересные экскурсии и подарки к праздникам, приобретение необходимой одежды и обуви. На такую заботу и помощь семье в обеспечении духовных и материальных потребностей детей необходимо отвечать чувством благодарности, бережным отношением к полученному.
В последнее время многое в помощь семейному воспитанию предпринимают отделы социальной защиты при местной администрации: бесплатные или с льгот-
503
ной оплатой путевки в дома отдыха, санатории, летние лагери, единовременная материальная помощь и т.д.
Большая надежда возлагается на попечительские советы, которые занимаются одновременно образовательными учреждениями и семьей, оказывая и другим содержательную и материальную помощь. Однако создание этих советов находится более в области теоретической, в области разработки, чем в практической деятельности образовательных учреждений.
Таким образом, сложившаяся в прежние годы система взаимосвязанных учреждений и общественных организаций претерпевает значительные изменения. Приходящую ей на смену систему нельзя считать уже сформировавшейся. В этом сложность семейного воспитания в наши дни, и школа остается наиглавнейшим помощником и советчиком родителей.
20.4. Педагогические лектории, родительские
собрания в помощь семейному воспитанию
Осуждая искусственный школоцентризм, господствовавший длительное время в воспитании, необходимо искать и находить такую сферу деятельности школы, где ее влияние на детей проявлялось бы наиболее сильно. Такой сферой можно признать взаимосвязь и взаимодействие с семьей при условии оптимально организованной работы школы в области педагогического просвещения родителей.
Традиционная работа с родителями проводилась школой непосредственно по месту жительства: в микрорайоне, в домоуправлении, в семье. Эта работа включала: формирование родительского актива; проведение родительских собраний и лекториев в школе и вне ее, по месту жительства и на производстве; создание микрокружков непосредственно в домах; организацию совместных дел родителей и детей. Такая совместная деятельность включала природоохранительные мероприятия, художественно-эстетическое просвещение, спортивно-туристические походы и состязания. Все это позволяло более активно включать родителей в детские интересы, в детскую жизнь, наполняло содержанием семейное воспитание. Результативность взаимодействия семьи и школы в воспитании детей в значительной мере зависит от самих родителей и от других взрослых членов семьи, за уровень воспитанности которых школа, разумеется, не может нести ответственность. Однако
504
знать, из кого состоит семья, кто окружает детей в семье, кто оказывает на них влияние, каково это влияние (со знаком плюс или минус), школа и учителя должны. Только тогда педагогический коллектив может правильно строить свои отношения с ребенком в школе, с его родителями и одновременно проводить работу по нейтрализации дурного влияния, отрицательного воздействия на ребенка.
Изучив уровень педагогической подготовленности родителей к семейному воспитанию детей, школа строит свою работу по их педагогическому просвещению. В недалеком прошлом такая работа проводилась непосредственно на предприятиях в так называемые единые педагогические дни. Учителя, родительский актив, лекторы общества "Знание" выходили на предприятия, где в обеденный перерыв читали лекции о семейном воспитании, о психолого-физиологических особенностях детей, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей и т.д.
Общественное бытие обычно влияет на сознание опосредованно, через окружающие человека и взаимодействующие с ним обстоятельства, совокупность которых принято называть социальной средой. Применительно к школьнику она включает такие сферы его деятельности, как учение, труд, отдых и социальные общности - школа, семья, спортивный коллектив, сверстники и т.д. На формирование социально активной личности влияет каждый из названных факторов. Важно, чтобы влияние школы и семьи были наиболее действенны: системно целенаправ-лены и педагогически целесообразны. В современных условиях резко сократились контакты с предприятиями, т.к. происходит снижение уровня производства, многие предприятия временно закрываются, а рабочие получают длительные неоплаченные отпуска. По этой причине школа утрачивает возможность влиять на семейное воспитание через трудовые производственные коллективы. Педагогическое просвещение все больше перемещается в область школьных родительских лекториев или тематических родительских собраний.
Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые могут проходить организационно в форме лектория. Успех проведения собраний-лекториев обеспечивается соблюдением таких условий: тематика их составляется по возможности нестандартная, привлекающая внимание, вызывающая интерес и
505
даже иногда интригующая. Например: что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в первый (четвертый, девятый, одиннадцатый и т.д.) класс. Так можно назвать первое собрание, на котором должно состояться знакомство с первым учителем или вновь назначенным классным руководителем. На такое собрание родители, как правило, приходят, т.к. тема названа конкретно, она их интересует. Родители приходят на это собрание с определенными ожиданиями, и если эти ожидания оправдаются, то сразу снимается проблема посещения последующих собраний; заинтересованные родители придут на очередное собрание-лекцию.
Следует пояснить понятие "нестандартная тематика" родительских собраний. Любая оригинальная тематика со временем становится стандартной. Когда-то такие темы, как "Нравственное воспитание детей в семье" и другие тоже были нестандартными, актуальными и вызывали живой интерес родителей. Но со временем, с ростом образовательного уровня родителей от полной неграмотности или начального образования до среднего и высшего, с расширением коммуникативных связей, которые обеспечиваются теле- и радиопередачами, эта тематика для родителей перестала быть интересной, перестала «их обогащать. Обстоятельства меняющейся жизни заставляют выходить на новые темы, которые еще не освоены родителями, а иногда не замечены и не осмыслены. Так, например, приходится в лекторий включать такие темы, как "Умеете ли Вы любить своего ребенка?", "Знаете ли (понимаете ли) Вы своего ребенка?", "Один день жизни ребенка в семье", "Праздники в семье и семейный досуг, его организация", "О пользе и вреде музыки в семье" и др. На первом же родительском собрании тематику последующих встреч желательно объявить на длительный период, как минимум на учебный год. В таком случае родители смогут заранее представить, какой объем психолого-педагогических, социально-экономических, медико-экологических и других знаний они получат, какие вопросы можно включить дополнительно по их просьбе, каких лекторов-специвлистов желательно послушать (учителя, директора школы или его заместителя, психолога, медика и т.д.).
Важным условием успеха родительских собраний-лекториев является определение четкого графика их проведения. Этот график на первом собрании сообщается родителям для того, чтобы они заранее могли спланировать свое служебное и домашнее время, не занимать его никакими делами. В зависимости от возможностей школы и режима работы родителей эти встречи могут проходить ежемесячно или раз в четверть, в одни и те же дни недели и в одни и те же часы.