Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.01.2024
Просмотров: 1983
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Профессиональная подготовка складывается из двух основных форм: на базе специальных курсов обучения в государственных или частных университетах, а также стажировки в образцовых школах.
Выпускники учительского колледжа, имеющие стаж работы не менее одного года и степень бакалавра, обучаясь на курсах в университете, проходят специальный теоретический курс, сдают экзамены и пишут дипломную работу по школоведению. Им присваивается степень магистра педагогики. В некоторых Университетах имеются повышенные дополнительные курсы также с отрывом от
557
работы, куда принимаются лица, имеющие степень магистра. После успешного окончания они получают звание "специалист по педагогике" (нечто среднее между магистром и доктором).
Программа подготовки школьных администраторов состоит из блоков:
а) общеобразовательного (социология, сравнительная педагогика, антропология и психология);
б) управленческого (цели образования и его организация, теория управления, связь с общественностью, учебная работа, руководство учащимися и школьным персоналом, хозяйственная деятельность);
в) практического, связанного с выработкой нужных умений и навыков (подготовка документов, умение ладить с учителями, родителями, учащимися, спонсорами, начальством и т.д.).
Особое внимание (треть учебного времени) уделяется ознакомлению с технологией управления (принятие решений, "моральное руководство", под которым понимается умение создать у педагогического персонала наиболее положительное отношение к своей работе). Будущий руководитель обязан придерживаться этических норм и правил: не повышать голос на учителя, не разбирать работу преподавателя в присутствии других (чтобы не унижать достоинства). Руководитель школы обязан знать эмоциональные особенности каждого учителя и осуществлять индивидуальный подход и т.д.
На курсах обучают искусству анализа и самоанализа, умению оценивать свои сильные и слабые стороны и вырабатывать пути исправления своих ошибок, недостатков характера. Деловые игры на каждом ходу. Например: "Как вы будете говорить с человеком, который вам лично неприятен, но он полезен для школы?" Разбираются варианты. Тут и голос, и жесты, и мысли "про себя" (почти самовнушение) и тренировки.
Вся система подготовки носит конкретный, прикладной характер. Например, философские концепции при изучении художественной литературы позволяют тут же вырабатывать критерии понятий "хорошая жизнь", "хорошее общество", "хороший человек", "хорошее образование" и т.д. При изучении экономических или политических тенденций тут же уточняются сущность экономики американского образования и других стран, автоматизации и техни-
558
ческого прогресса, человеческих и природных ресурсов в аспекте будущих нужд общества, особенности местного самооуправления, отношения между церковью и государством, международные отношения и т.д.
Много времени тратится на изучение методов управления (технологию). Здесь и подбор кадров, финансовая деятельность, принципы выбора учебного плана, способы изучения деятельности преподавателей (то, что мы называем контролем) и т.д.
Как мы говорили выше, третий этап в подготовке школьных администраторов заключается в стажировке. Это совершенно оригинальный и эффективный способ "доводки" будущего администратора до нужной кондиции. Стажировка длится год, проходит под руководством опытного администратора и преподавателей соответствующего колледжа, проводится после окончания теоретического курса и рассчитана на приобретение соответствующих навыков управления в реальной школьной обстановке.
К стажировке допускаются, как правило, учителя, имеющие стаж работы от одного до пяти лет, в возрасте 25—45 лет, прошедшие курсы теоретической подготовки и получившие степень магистра, кроме того "выдержавшие" собеседование отборочной комиссии.
Стажеры получают свою прежнюю учительскую заработную плату.
Начинается стажировка в школьном округе, стажеры помогают суперинтенданту по сбору нужной информации в микрорайоне, закупке различного школьного оборудова-' ния. Затем в школе в качестве дублера директора проводят конкретную работу по руководству школой. Коллектив учителей выполняет все распоряжения стажера, директор данной школы вмешивается только в крайнем случае, правда по основным вопросам обсуждение проходит предварительно, но об этом никто не знает и авторитет стажера всячески поддерживается. Примерно раз в неделю стажеры собираются в отделе народного образования для обсуждения своей работы. Такая стажировка помогает выработать нужный стиль руководства, необходимые навыки, перенять опыт, а значит и уменьшить разрыв между теоретическими знаниями и реальной школьной обстановкой.
Не следует, однако, думать, что в США нет проблем. Такая система стоит больших денег, не во всех регионах
559
они есть, поэтому нередко встречаются руководители элементарных школ, которые такой подготовки не получили.
Мы не идеализируем американских директоров. Наши директора ни в чем не уступают лучшим школьным администраторам самых передовых стран Запада. Просто нашим руководителям работать труднее.
Что касается профессиональной подготовки, то наша система нуждается в серьезной корректировке.
22.3. Каковы же критерии оценки деятельности директора школы?
Практика показывает, что от уровня работы руководителя в значительной степени зависит успешность работы всего школьного коллектива. Вот почему критерии оценки деятельности директора школы — важное средство повышения качества работы школы, они не только дают возможность объективно проанализировать работу руководителя школы, но и служат определенным ориентиром, эталоном, обеспечивая направление деятельности, распределение сил, пути совершенствования педагогического мастерства и уровня руководства администрации школы.
Закон об образовании ясно и четко определяет круг обязанностей директора школы. Он несет ответственность перед государством за организацию и качество учебно-воспитательной работы с учащимися, укрепление их здоровья и физическое развитие, повышение работников, связь школы с семьей, а также за хозяйственно-финансовое состояние школы.
Оценка деятельности руководителя школы определяется:
— по результатам работы школы;
— по личному вкладу директора школы в организацию учебно-воспитательной работы;
— по стилю его работы, специальной подготовке, организаторскому таланту.
Результаты работы школы. Аттестационная комиссия изучает результаты работы школы за последние годы на основе имеющихся актов проверки, а также при личном ознакомлении с работой школьного коллектива, качеством знаний учащихся, уровнем их воспитанности, системой повышения квалификации учителей, уровнем уроков и воспитательных мероприятий.
Личный вклад директора школы в организацию учебно-воспитательного процесса.
Определяется качество работы директора с учителями, учениками, родителями и работа директора по созданию условий для успешного протекания учебно-воспитательного процесса.
1. Успешная работа директора школы с учительскими кадрами по совершенствованию их педагогического мастерства:
— правильная расстановка кадров учителей и классных руководителей;
— организация системы повышения квалификации учителей в школе;
— высокий уровень подготовки и проведения педагогических советов;
— индивидуальная помощь отдельным учителям.
— эффективность системы педагогического контроля (качество анализа уроков, воспитательных мероприятий лично директором и работа по исправлению отмеченных недостатков);
— педагогическая целесообразность и действенность приказов, замечаний, указаний и рекомендаций директора, связанных с работой учителей;
— умелая координация работы с заместителями, обеспечивающая совместную помощь учителям и рост профессионального мастерства заместителей директора.
2. Умелое руководство ученическим коллективом:
— комплексное планирование воспитательной работы в школе, координация всех воспитательных мероприятий;
— работа по трудовому, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию всех учащихся;
— действенность личного общения с отдельными учащимися в официальной и неофициальной обстановке, работа с трудными подростками;
— работа с талантливой молодежью по развитию их научных, технических и художественных дарований.
3. Эффективность работы директора с родителями учащихся и общественностью по воспитанию детей:
— умелая организация педагогической пропаганды в школе и микрорайоне;
— активизация деятельности родительского комитета;
— связь с шефами и общественными организациями по организации досуга детей, созданию технических и спортивных баз, клубов, площадок, лагерей и т.д.;
561
— усиленная работа с отдельными родителями по воспитанию детей.
4. Создание необходимых условий для успешного протекания учебно-воспитательного процесса:
— своевременно составление плана работы и четкое распределение обязанностей;
— обеспечение школы необходимым оборудованием, учебными пособиями, кабинетами и учебниками;
— четкая регламентация труда всех работников школы, ограничение вызовов, собраний, отчетности, дежурств;
— наличие в школе необходимого психологического микроклимата, системы требований и ответственности за порученное дело, взаимной помощи и доброжелательного отношения друг к другу;
— личная забота директора школы о выполнении закона о всеобуче, об охране здоровья и жизни детей, их питании, медицинском обслуживании, соблюдении норм техники безопасности.
Высокая культура руководства, стиля работы и личностных качеств директора школы:
— принципиальность, добросовестность и ответственность при исполнении служебных обязанностей;
— личная культура, общеобразовательная и профессиональная подготовка, постоянная работа над собой;
— умение организовать коллектив, совместную деятельность администрации и общественных организаций по выполнению задач, стоящих перед школой, коллегиальность в управлении;
— выполнение норм педагогической этики, контактность, объективное отношение к кадрам, высокая требовательность, такт и забота о людях;
— личное педагогическое мастерство, — стремление поделиться своими знаниями и умениями; умение увлечь коллектив творческими поисками;
— организаторские способности и умение использовать в интересах дела инициативу и предложение членов школьного коллектива;
— личное участие в начинаниях коллектива, лояльность, прямота, умение выполнять обещания;
— нормальные отношения в семье и быту; безупречная личная честность и порядочность.
562
Однако применять эти требования не просто. Механически нельзя анализировать работу ни учителя, ни администратора.
Руководитель школы — не святой человек. Могут быть и срывы, и неудачи, и ошибки, и обиды. Наконец, руководитель школы — это личность. Бывают и строгие и мягкие натуры, свои особые подходы и т.д.
Оценка деятельности директора школы обязательно должна быть интегративной, комплексной. Она, как мы уже отмечали, должна учитывать и результаты учебно-воспитательного процесса, и уровень профессиональной компетентности руководителя, и его личностные качества, организаторские способности, педагогическое мастерство, и умение обеспечить нормальные хозяйственные условия, и создание в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата.