Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.01.2024
Просмотров: 1970
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
— В ряде школ администрация произвольно увеличивает количество вызовов и собраний и время на их проведение (отдельные мероприятия, совещания и педсоветы затягиваются на несколько часов), дают дополнительные нагрузки в виде усложненных форм дежурства, отчетов и специальных поручений. Такой стиль работы глубоко порочен и опасен для школы. При колоссальном напряжении сил и затрате времени эффективность работы, как правило, крайне низка.
— Есть более рациональный и щадящий стиль работы. Администрация школы нормирует внеурочную работу учителей. Составляются графики нагрузки, ограничивается количество собраний и мероприятий, соблюдаются нормы отчетности и дополнительных нагрузок, однако учитываются лишь поверхностные количественные показатели. Сам процесс, содержание работы, тем более учебная ра-
569
бота и подготовка к ней специально не продумываются. Тем не менее такой подход дает заметный и полезный резерв, облегчает деятельность работников школы и способствует улучшению учебно-воспитательного процесса.
Только комплексная деятельность администрации и учителей по выработке рациональных методов ведения учебно-воспитательного процесса обеспечивает наиболее высокие результаты при наименьшей затрате времени и сил. Уже накоплен положительный опыт в ряде передовых школ, позволяющий предложить проверенные жизнью рекомендации по упорядочению нагрузки учителей и интенсификации их труда.
Резервы времени учителей при организации учебного процесса. Официальная нагрузка учителя в среднем 18—24 часа в неделю, т.е. 3—4 часа в день. Фактически она составляет 45—50 часов в неделю, 8—9 часов в день (не считая других видов занятости).
Подготовка к урокам занимает в среднем 1 час на урок (начинающие учителя 1,5—2 часа, опытные — 30—60 минут). Учителя начальных классов, языка и математики на проверку тетрадей расходуют 2—3 часа в день. Многие учителя на подготовку наглядных пособий, дидактического материала, специальных перфокарт, оборудование кабинета — не менее одного часа в день. Большинство учителей работает с отстающими и сильными учениками в различных группах, в кружках индивидуально и тратят на это в среднем один час в день. Если к этому прибавить, что учителя-новаторы, пытаясь внедрить новые, прогрессивные формы работы, изготавливают специальные сложные пособия, приспособления, технические средства, то станет ясно, что учебная нагрузка порой просто не поддается учету.
Где же кроются резервы времени учителя и какова роль администрации?
Прежде всего очень многое зависит от культуры умственного труда самого учителя, его умения распределить свои усилия и свое время. Руководители школы обязаны провести занятия с учителями, провести инструктаж, выработать рекомендации по технике работы преподавателя. Особое внимание следует обратить на предварительную подготовку учителя, его умение исподволь, постепенно накапливать учебный материал, делать выписки, составлять карточки, подготавливать решебники и т.д. Нужно научить
570
учителей рационально готовить тематические планы и планы уроков, подсобный материал, технические средства и т.д.
Во-вторых, администрация школы не должна предъявлять к учителям усложненных требований, выходящих за рамки нормативных документов. Например, нельзя требовать, чтобы учителя проверяли все тетради учеников.
В-третьих, много недоразумений происходит с планами уроков. Нет сомнений: план урока должен быть обязательно. Но обязательно ли на каждый класс? Обязательно ли писать решение задачи, цитаты, выдержки и другой фактический материал? В целях экономии времени в ряде школ нашли очень удобные и эффективные приемы оформления поурочных планов.
— Для параллельных классов на одну тему составляется единый план, но прилагаются возможные варианты вопросов, заданий с учетом особенностей класса.
— Разрешается пользоваться ранее написанными планами, но с добавлениями новых вопросов и заданий.
— Цитаты, решения задач могут содержаться на отдельных карточках или листах бумаги, приложенных в конверте к планам.
— Записи учителя могут носить краткий характер, удобный именно для данного учителя. Отдельные части плана могут ограничиваться указанием глав, параграфов, страниц учебника или пособия.
В-четвертых, в целях .сохранения времени учителей администрация школы может организовать специальную методическую помощь учителям — регулируемую систему взаимопомощи, предварительно разработанные опытными учителями примерные методические разработки цикла уроков по теме или отдельных уроков по узловым вопросам с приложением рекомендуемой литературы.
Важна экономия времени в процессе внеурочной воспитательной работы. Классные руководители тратят на внеклассную воспитательную работу до 8—10 часов в неделю, включая подготовку к ней. Основные направления работы: классный час, воспитательные мероприятия, индивидуальная работа с детьми, связь с родителями и ведение документации.
Руководители школы обязаны в системе повышения квалификации классных руководителей особое внимание обратить на техническую вооруженность, выработку уме-
571
ний правильно организовать проведение воспитательного мероприятия. Экономия времени достигается за счет систематизации и стандартизации отдельных школьных мероприятий, таких как: торжественные школьные церемонии, ритуалы, предметные и тематические вечера, встречи и т.д. Ответственные за мероприятия и классные руководители не тратят времени на решение организационных вопросов, они раз и навсегда продуманы и запрограммированы. Их усилия направлены на содержательные элементы вечера, поиск оригинальных, самобытных решений.
Большим подспорьем для классного руководителя является наличие условий для проведения воспитательных мероприятий: оборудование игровых площадок, специальных помещений, приобретение литературы, игр, инвентаря и т.д.
Руководители школы серьезно помогут классному руководителю, если резко сократят поток его письменной информации, количество документации. К сожалению, в ряде школ требуют от классного руководителя развернутого подробного плана воспитательной работы, сценариев и планов каждого мероприятия, письменных отчетов, различных рапортичек о собраниях, протоколов, подробных характеристик на каждого учащегося, ведения специального дневника классного руководителя и т.д. Кому нужен этот поток бумаг? Кто читает всю эту массу? Сколько времени тратится на составление часто никому не нужных документов!
Министерство установило точный перечень школьной документации. Нет надобности его менять. Повседневная информация может носить устный характер, в отдельных случаях пишутся докладные. Даже составление характеристик следует упорядочить. Они должны быть краткими и составляться только по мере надобности.
Важно упорядочение проведения собраний и заседаний. Существуют предельно допустимые затраты времени на различные собрания и заседания. Колоссальные потери времени имеют учителя из-за низкого уровня проводимых мероприятий и их примитивной организации. Совещания нередко затягиваются на 2—3 часа и больше, а педсоветы длятся порой свыше 4 часов.
Вот пути упорядочения, проверенные практикой работы многих школ:
572
— педсоветы — 1 раз в четверть — 2—3 часа;
— методические объединения всех видов, включая практикумы, школы передового опыта, семинары и конференции — 1-2 раза в четверть по 1,5—3 часа;
— семинар классных руководители — 2 раза в четверть — 1 час:
— родительские собрания — 1 раз в четверть — 1 час;
— профсоюзные собрания — 1 раз в четверть — 1 час: Итого: 10 совещаний в четверть — 12—13 часов. Дежурство учителей необходимо привести в нормы,
определенные Министерством: учитель дежурит только в часы и дни, когда у него есть уроки, приходит за 20 минут до уроков и уходит через 20 минут после уроков. В лучших школах вообще отказались от дежурства учителей, с этой работой вполне справляются учащиеся под руководством учкома Назначается только один учитель-методист, который проводит предварительный инструктаж и выборочную проверку дежурства постов (в свое рабочее время).
Администрация школы берет под свой контроль деятельность кружков, обществ, клубов, а также занятия учителей с отстающими учениками. На все перечисленные виды работ — не более 1 часа в неделю. Кружки проводятся раз в две недели, занятия с отстающими не чаще одного раза в неделю (при крайней надобности).
В заключение перечислим те условия, которые способствуют упорядочению рабочего времени учителей:
— по возможности нагрузку по параллельным классам и в одну смену;
— с учителем, работающим в две смены, расписание согласуется. "Окна" и разрывы между сменами доводятся до минимума;
— освобожденный методический день каждому учителю-предметнику;
— дежурство исключительно в рабочее время;
— педсоветы и заседания (всех видов) рсз в неделю в точно определенные дни и часы;
— единые требования к составлению планов уроков, мероприятий, проверке домашних заданий, тетрадей, дневников, ведению документации; на все виды внеклассной работы примерно 3—4 часа в неделю:
— кооперация труда учителей, система взаимодействия (совместные мероприятия двух-трех классов, обмен докла-
573
дами и выступлениями, четкое распределение функциональных обязанностей и поручений и т.д.);
— минимум вызовов администрацией;
— предоставление свободных дней для самообразования, посещения ИПК и передовых школ в каникулярное время.
22.7. Охрана жизни детей и педагогического персонала
Директор школы обеспечивает работу всего коллектива по охране прав и жизни учащихся. С этой целью он проводит с учителями и обслуживающим персоналом занятия по охране жизни детей, знакомит с основными законами и требованиями. Обеспечивает условия для нормальной деятельности .всех работников школы и детей.
Деятельность руководителя школы по данному аспекту проводится в трех направлениях:
1) Обеспечение медицинского осмотра детей и лечения тех школьников, которые в этом нуждаются (особенно лишенных родительского внимания).
2) Создание необходимого санитарного режима в школе (тепло, свет, вода, чистота), недопущения перегрузки и перенапряжения, проведение спортивных занятий.
3) Строгое соблюдение правил техники безопасности в лабораториях, мастерских, физзале, во время походов, соревнований и т.д.
С этой целью важно выполнять следующие важнейшие положения:
а) школа должна иметь самостоятельный огражденный земельный участок с площадью озеленения не менее 40— 50%. Спортивная зона по возможности должна создаваться со стороны спортивного зала;
б) в школе должны быть учебные секции для 1—3 и 4— 5 классов, а также для трудового обучения, учебно-спортивного и культурно-массового назначения, организации продленного дня, общешкольного назначения (столовая, библиотека, медицинские кабинеты);
в) естественное и искусственное освещение должно соответствовать санитарным нормам (75-100 люксов), для окраски парт и столов рекомендуется зеленая гамма цветов;
г) в школе предусматривается определенный тепловой режим: в классах и кабинетах 17—20 градусов, в мастерских — 16—18 градусов, в спортивном зале 15—17 градусов;
574
д) оборудование помещений должно соответствовать гигиеническим нормам: парты и столы устанавливаются с учетом возраста детей и их роста вдоль классов в два-три ряда, с проходом шириной 0,6—0,7 м;
е) уборка проводится: спален — утром, классов — после окончания уроков, коридоров и рекреаций после каждой перемены, умывальных и уборных после каждой перемены с применением дезсредств;
ж) строго выполняется учебно-воспитательный режим: продолжительность перемен — 10 мин., большой перемены — 30 мин (вместо одной большой перемены допускается устраивать две перемены по 20 мин каждая).
з) необходимо налаженное питание учеников и учителей в столовых и буфетах, соответствующее санитарным нормам по калорийности и качеству.
Директор школы лично проверяет и совместно с завучем, завкабинетами, завхозом обеспечивает:
— состояние, размеры и техническую оснащенность спортсооружений, площадок и физкультурного зала;
— готовность учебных кабинетов, их укомплектованность и выполнение техники безопасности;
— готовность к занятиям учебных мастерских, их характеристика и обеспечение техники безопасности;
— наличие технических средств обучения, их состояние и хранение;