Файл: 1. Информационные технологии. Информационные процессы. Технология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 2. Информационные технологии и информационные системы
Вопросы
1. Информационные технологии (ИТ), информационные процессы
2. Информационные системы.
1. Информационные технологии. Информационные процессы.
«Технология» в переводе с греческого означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение постав- ленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.
Процессы создания, сбора, хранения, обработки, отображения, передачи, распространения и использования информации называют
информационными
процессами
Информационная технология
- процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операции сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обес- печения для решения управленческих задач экономического объекта.
Современная информационная технология (ИТ)
- это совокупность вза- имосвязанных процедур по преобразованию информации с использованием системы методов и способов выполнения этих процедур в определенной тех- нической и программной среде.
Информационную технологию характеризуют две составляющие:
 технологический процесс, определяющий последовательность этапов, процедур, операций, действий по преобразованию информации;
 совокупность методов и способов, используемых при выполнении проце- дур преобразования информации.
Целью ИТ
является выполнение четко определенных действий по пере- работке информации с применением соответствующих средств, методов и способов реализации процедур информационного процесса, т.е. производ- ство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе реше- ния по выполнению каких-либо действий.
В ИТ используются персональные компьютеры, которые существенным образом влияют на концепцию построения технологических процессов пере- работки информации. От централизованной технологии обработки информа-
ции, которая была характерна при применении больших ЭВМ (период 60-х – середины 80-х годов), осуществился переход к децентрализованной и рас- пределенной технологии с использованием персональных компьютеров на рабочих местах пользователей. Современные информационные технологии опираются на самые последние, новейшие достижения в области компьютер- ных средств, телекоммуникационного оборудования, методов организации и использования информации.
В зависимости от уровня используемых программных и технических средств, реализуемых методов преобразования информации в специальной литературе говорится об автоматизированных информационных технологиях
(ИТ), новых ИТ и высоких ИТ.
Новая Информационная Технология (НИТ) – это информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, исполь- зующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.
Существуют три принципа НИТ:
 интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
 интегрированность (взаимосвязь) с другими программными про- дуктами;
 гибкость процесса изменения данных и постановок задач.
Термин «новая» информационная технология более точный по сравне- нию с «компьютерной» информационной технологией, поскольку он отра- жает в ее структуре не только технологии, основанные на использовании компьютеров, но и технологии, основанные на других технических сред- ствах, особенно на средствах, обеспечивающих телекоммуникацию.
Инструментарий ИТ
Инструментарий информационной технологии
- это один или не- сколько взаимосвязанных прикладных программных продуктов для опреде- ленного типа ЭВМ, технология работы в котором(ых) позволяет достичь по- ставленную цель.
Кинструментарию информационной технологии относятся:
 текстовые процессоры - программы, предназначенные для создания и обработки электронных текстов любой сложности;
 табличные процессоры - программы, предназначенные для обработ- ки информации с помощью электронных таблиц;
 графические процессоры - программы, предназначенные для обра- ботки растровой и векторной графики и др.



СУБД – программы, предназначенные для создания и обработки информации в БД;
 программы математического моделирования и анализа полученных данных;
 программы презентационной графики, предназначены для автома- тического или полуавтоматического вывода данных из ЭВМ на устройства отображения информации.
 программы переводчики с одного национального языка на другой;
 системы оптического распознавания символов – преобразуют элек- тронное изображение текстового документа (полученное, например, со ска- нера) в электронный тестовый документ различных форматов;

CAD – системы и др.
Основные составляющие ИТ
Технологический процесс обработки информации представляется в ви- де иерархической структуры по 4-ем уровням:
Этапы
- сравнительно длительные технологические процессы обра- ботки информации.
Операции
- процессы, в результате которых с помощью набора дей- ствий создается конкретный объект.
Действие
- совокупность стандартных приемов работы, приводящих к выполнению поставленной операции.
Элементарные операции
- действия пользователя по управлению устройствами ввода-вывода.
Необходимо понимать, что освоение информационной технологии и дальнейшее ее использование должны свестись к тому, что сначала следует хорошо овладеть набором элементарных операций, число которых ограниче- но. Из этого ограниченного числа элементарных операций составляется дей- ствие, из действий, составляются операции, которые определяют тот или иной технологический этап, а их совокупность образует технологический процесс (технологию).
Технологический процесс может начинаться с любого уровня и не включать, например, этапы или операции, а состоять только из действий.
Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим
требованиям
:
 а- ботки информации на этапы, операции, действия;

 о- ставленной цели;
 и- зированы и унифицированы.
Этапы развития информационных технологий
Существуют различные точки зрения, по каким критериям классифи- цировать этапы развития ИТ.
Общим для всех подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии.
С точки зрения развития инструментария:
Первый этап (до второй половины XIX в.) – «
ручная
» ИТ. Инстру-
ментарий: перо, чернила, книга. Коммуникации: ручным способом через по- чту, письма. Основная цель: представление информации в нужной форме.
Второй этап (с конца XIX в. до середины XX в.) – «
механическая
» ИТ.
Инструментарий: пишущая машинка, телефон, диктофон. Коммуникации: поезд, автомобиль, корабль. Основная цель: предоставление информации в нужном виде более удобными средствами.
Третий этап (40-60 гг. ХХ в.) «
электрическая
» ИТ. Инструментарий: большие ЭВМ, соответствующие ПО, электр. пишущие машинки, диктофо- ны, ксерокс. Коммуникации: более усовершенствованная система почты. Ос-
новная цель: смещение с формы предоставления информации на формирова- ние еѐ содержания.
Четвѐртый этап (70-80 гг. ХХ в.) «
электронная
» ИТ. Инструмента-
рий: большие ЭВМ и создаваемые на их базе АСУ (автоматизированные си- стемы управления) и ИПС (информационно-поисковые системы). Коммуни-
кации: Начало создания локальных и глобальных компьютерных сетей. Ос-
новная цель: формирование содержательной стороны информации для раз- личных сфер управления.
Пятый этап (с 80-х годов по настоящее время) «
компьютерная
» ИТ или «
новая
» ИТ. Инструментарий: персональный компьютер с широким набором программного обеспечения. Коммуникации: глобальные и локаль- ные компьютерные сети. Основная цель: формирование содержательной ин- формации.
С точки зрения вида задач и процессов обработки информации:
Первый этап (60-70 гг.). Появление информационных систем обработ- ки данных. в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования


Основная цель – автоматизация операционных рутинных операций.
Второй этап (с 80-х гг.). Появление информационных систем управле- ния, создание информационных технологий, направленных на стратегиче- ских задач.
С точки зрения проблем, стоящих на пути информатизации общества
Первый этап (до конца 60-х гг.). Проблема обработки большого объе- ма информации в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.
Второй этап (до конца 70-х гг.). Распространение ЭВМ серии IBM 360/
Проблема – отставание программного обеспечения от уровня развития аппа- ратных средств.
Третий этап (с начала 89-х гг.). На этом этапе компьютер становится инструментом непрофессиональных пользователей, а информационные си- стемы становятся средством поддержки принятия его решений, поэтому ос- новная проблема – максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.
Четвертый этап ( с начала 90-х гг.). на этом этапе осуществляется созда- ние современной информационной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Наиболее существенными проблемами являются:
 выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;
 организация доступа к стратегической информации;
 организация защиты и безопасности информации.
С точки зрения преимущества, которое приносит компьютерная тех-
нология
Первый этап (с начала 60-х гг.). Осуществляется довольно эффектив- ная обработка информации при выполнении рутинных операций с ориента- цией на централизованное коллективное использование ресурсов вычисли- тельных центров (ВЦКП.)
Второй этап (с середины 70-х гг.). С появлением персональных ком- пьютеров ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Используется как централизован- ная, так и децентрализованная обработка данных.
Третий этап (с начала 90-х гг.). Этот этап связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телеком- муникационной технологии распределенной обработки информации, которая должна помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.

Проблемы и методология использования ИТ
Основной проблемой ИТ является то, что они быстро устаревают и
заменяются новыми .
При внедрении новой ИТ, необходимо оценивать риск отставания от конкурентов. Периоды сменяемости колеблются от нескольких месяцев до одного года. Если в процессе внедрения новой информационной технологии этому фактору не уделять должного внимания, возможно, что к моменту завершения перевода фирмы на новую информационную технологию она уже устареет и придется принимать меры к ее модернизации.
Существует
три методологии обработки информации
:

Централизованная обработка информации
на ЭВМ и вычисли- тельных центрах была первой исторически сложившейся технологией. Со- здавались крупные вычислительные центры (ВЦ) коллективного пользова- ния, оснащенные большими ЭВМ (в нашей стране — ЭВМ ЕС). Применение таких ЭВМ позволяло обрабатывать большие массивы входной информации и получать на этой основе различные виды информационной продукции, ко- торая затем передавалась пользователям. Эта методология имеет и достоин- ства и недостатки (табл. 1)
Таблица 1
Достоинства
Недостатки
легкость внедрения новых технологий бла- годаря их централизованному принятию ограниченные возможностей пользователей в процессе получения и использования ин- формации возможность обращения пользователя к большим массивам информации в виде БД и к информационным продуктам широкой номенклатуры незаинтересованность специалистов ВЦ в быстром и качественном решении задач. наличие квалифицированного обслужива- ния ЭВМ

Децентрализованная обработка информации
связана с появлени- ем ПК и развитием средств телекоммуникации (достоинства и недостатки приведены в табл. 2).
Таблица 2
Достоинства
Недостатки
гибкость структуры, обеспечивающая простор инициативам пользователя; усиление ответственности низшего звена сотрудников сложность стандартизации из-за большого числа уникальных разрабо- ток

уменьшение потребностей использо- вания центрального компьютера; бо- лее полная реализация творческого потенциала пользователя психологическое неприятие пользо- вателей рекомендуемых ВЦ стандар- тов и готовых программ неравномерность развития уровня ИТ на локальных местах
Описанные достоинства и недостатки централизованной и децентрали-
зованной информационной технологии привели к необходимости придержи- ваться линии разумного применения и того, и другого подхода.

Рациональная методология
обеспечиваетразумное сочетание цен-
трализованной и децентрализованной методологии. При этом происходит распределение обязанностей:

ВЦ отвечает за выработку общей стратегии использования ИТ, помогает пользователю в работе и обучении, устанавливает стан- дарты и политику применения программных и технических средств;
 персонал придерживается указаний ВЦ и осуществляет разра- ботку своих технологий в соответствии с общим планом органи- зации.
Виды ИТ
Различают обеспечивающие и функциональные информационные тех- нологии.
Обеспечивающие информационные технологии – это технологии, кото- рые могут использоваться в качестве инструментария в любой предметной области при решении разнообразных задач. Они многообразны и ориентиро- ваны на различные классы задач: от обработки документов текстовыми про- цессорами (простые задачи) до принятия решений в экспертных системах
(очень сложные задачи).
Функциональные информационные технологии ориентированы на ре- шение задач в конкретной предметной области путем использования комби- нации нескольких различных обеспечивающих технологий.
Обычно выделяют следующие виды ИТ:
 обработки данных;
 управления
 автоматизации офиса;
 поддержки принятия решений;
 экспертных систем

Кроме того, существует понятие – базовые информационные технологии
Базовая ИТ
– это технология являющаяся основой для создания всех других информационных технологий.
Основные виды базовых информационных технологий
К базовым информационным технологиям относят:
1. Технологию мультимедиа
, которая позволяет выполнить обработку ин- формации с использованием изображений, видео, анимации и звука. Основой реализации мультимедийной технологии является технология
WIMP(windows image menu pointer).
2. Технологию гипертекста
, используемую. для создания информационных объектов, объединѐнных между собой неструктурированными связями, обра- зующими сеть (xml - расширенный язык разметок; html – язык гипертексто- вой разметки; www – базовая ИТ).
3. Технологию защиты информации
, которая позволяет снизить риск в ис- пользовании информации до необходимого уровня за счѐт выявления угроз безопасности информации и их устранения.
4. Телекоммуникационную технологию
, которая обеспечивает обмен данны- ми между элементами компьютерной сети. В результате реализации этой технологии образуются следующие архитектуры обмена информации:
 одноранговая система обмена информации;
 клиент-сервер;
 многозвенные клиент-серверные архитектуры;
5. Геоинформационную технологию
, которая служит для реализации дея- тельности технических и социальных систем, функционирующих в про- странстве с явно-выраженной двух или трѐхмерной природой, т.е. данная технология позволяет строить обработку информации с использованием электронных карт.
Основные системы:
 геоинформационные;
 федерального и муниципального управления;
 проектирования (САПР);
 военного назначения.
6. CASE-технологии
, предназначенные для автоматизации процесса разра- ботки новых ИТ и систем, а именно:
 анализ и формулировка новых ИТ;
 проектирование новых ИТ;
 документирование (создание документации);


 тестирование;
 управление проектом;
 CGI ASP JAVA;
 MSNet.
Примеры:
 SADT - технология структурного анализа и проектирования бизнес проектов (процессов).
 DFD - технология диаграмм потоков данных.
 UML - технология объектного проектирования.
7. Технологию искусственного интеллекта,
которая позволяет реализовать функции:
 накопления знания об окружающем мире, классификации и оцени- вания их с точки зрения полезности, инициирования процессов по- лучения новых знаний.
 пополнения поступивших знаний с помощью логических выводов.
 общения с человеком на языке, максимально приближенным к есте- ственному для него языку.
Примеры:
 Экспертные системы, поисковые системы.
2. Информационные системы
Информационными системами
(ИС) называют специально организо- ванные массивы или базы данных, а также программно-аппаратные средства, предназначенные для хранения и обработки информации.
Информационная система
- это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска, размещения и выдачи информации. Наличие та- ких процедур – главная особенность информационных систем.
Работа информационных систем заключается в обслуживании двух встречных потоков новой информации: ввода новой информации и выдачи текущей информации по запросам.
Поскольку
главная задача
информационной системы - обслуживание клиентов, система должна быть устроена так, чтобы ответ на любой запрос выдавался быстро и был достаточно полным. Эти требования обеспечивают- ся наличием стандартных процедур поиска информации и тем, что данные системы расположены в определенном порядке.
Сама идея информационных систем и некоторые принципы их органи- зации возникли задолго до появления компьютеров. Однако компьютериза-
ция на несколько порядков
повысила эффективность информационных си-
стем
и расширила сферы их применения.
Во-первых, резко
возросли скорости
всех видов обработки информа- ции: поиска и размещения (внутри компьютера), выдачи (на экран или пе- чать), передачи и ввода (по средствам электронной и космической связи в информационные системы любой точки земного шара). Для некоторых видов информационных систем именно скорости передачи и ввода играют решаю- щую роль. Таковы, например, автоматизированные системы продажи авиа- ционных и железнодорожных билетов или многотерминальные системы электронной торговли ценными бумагами, где только высокая скорость ввода информации может исключить продажу мест (или акций), которые минуту назад были проданы с другого терминала.
Во-вторых, во много раз
увеличились возможности хранения больших
объемов информации
: как за счет того, что машинные носители информации в сотни и тысячи раз компактнее бумажных носителей (бумаг и книг), так и за счет того, что только при высоких скоростях ЭВМ можно проводить поиск в таких объемах за приемлемое время.
В-третьих, благодаря использованию электронной связи и сетей ЭВМ
потеряло значение расстояние между информационной системой
, источни- ками информации и ее клиентами
. Достаточно иметь терминал, персональ-
ную ЭВМ или другое устройство, позволяющее запрашивать и получать нуж- ную информацию и соединенное с системой каналами связи.
Жизненный цикл ИС
В основе деятельности по созданию и использованию ИС лежит поня- тие жизненного цикла.
Жизненный цикл
- это модель создания и использования ИС, отражаю- щая ее различные состояния, начиная с момента возникновения необходимо- сти в данном комплексе средств и заканчивая моментом его полного выхода из употребления у пользователей.
Опыт создания и использования ИС позволяет условно выделить сле- дующие основные
этапы их жизненного цикла
:
анализ - определение того, что должна делать система;
проектирование - определение того, как система будет делать то, что она должна делать. Проектирование - это, прежде всего, спецификация подсистем, функциональных компонентов и способов их взаимодействия в системе;