ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Индивидуальный проект по физической культуре
Тема: «Популяризация спорта среди школьников 14-15 лет»
ОГЛАВЛЕНИЕ
-
Введение 3
1.1 Понятие спорта 3
1.2 История развития спорта 3
1.3 Актуальность темы 4
1.4 Цель, задачи и метод исследования 4
2. Основная часть 5
2.1 Понятие физическая культура 5
2.2 Важность занятий физкультурой 5
2.3 Спорт в жизни школьника. 7
2.4 Социальные функции спорта 9
-
Практическая часть 9 -
Заключение -
Выводы 13 -
Список литературы 15
-
Введение
1.1 Понятие спорта
Спорт – это совокупность определённых уставов и правил, и организованная строго по таким уставам и (или) правилам деятельность людей, именуемых спортсменами.
В основе любого спортивного состязания, любой спортивной дисциплины, всегда стоит противопоставление физических или интеллектуальных способностей оппонентов (участников), а также регулярная, планомерная подготовка к такому роду деятельности (тренировки и различные физические упражнения).
1.2 История развития спорта
Спорт был известен человечеству ещё в античные времена – уже тогда проходили гонки на колесницах, весьма популярными были бег, борьба и метание диска.
Судя по всему, такой набор спортивных дисциплин был напрямую связан с суровыми реалиями тех времён: данный «незамысловатый ассортимент» спортивных соревнований имеет явную военную направленность и принадлежит к военной культуре, да и сам спорт был тогда исключительно мужским делом.
Людям на протяжении всей истории развития цивилизации приходилось бороться за выживание. Во время охоты, распределении добычи либо на войне человек должен был обладать хорошей физической силой и ловкостью, чтобы выжить. Например, местные племена, проживающие на территории Австралии и сейчас используют древний метод охоты, который предполагает преследование животного до того момента, пока оно не обессилит.
Люди всегда были вынуждены поддерживать и совершенствовать свою физическую форму и кроме этого повышать навыки стрельбы из лука, боя на мечах и т.д. У каждого народа были и свои любимые игры. Например, у американских индейцев в почете были состязания по подъему тяжестей, бросании мячика в цель и бег.
Ацтеки, Майя и некоторые другие племена играли в игру, чем-то напоминающую современный баскетбол. Многие африканские племена устраивали состязания по фехтованию на палках, бегу и т.д. Таким образом, можно смело говорить о том, что история развития спорта имеет столь же древние корни, как и вся наша цивилизация.
На территории России несколько столетий закладывался фундамент истории развития спорта. Сложно точно сказать, какой год можно считать началом развития спорта, ведь им люди занимались с древнейших времен. В летописях часто упоминаются люди, обладающие огромной физической силой, а это повод, чтобы ее демонстрировать. Согласно найденным археологами документам, в Древней Руси практически ни один праздник не обходился без состязаний.
Начиная со второй половины 19 века вплоть до 1917 года можно выделить весьма активный этап развития физической культуры. В это время не только начали развиваться современные спортивные дисциплины. Но также была заложена основа практики физического воспитания. Именно тогда была создана весьма прогрессивная система Петра Францевича Лесгафта. Этот человек оказался первым в нашей стране, кто смог сформулировать и предоставить научное обоснование главных компонентов физического воспитания человека. Он создал и первое учреждение, задачей которого было обучение преподавателей физической культуры. По сути, это был первый в нашей стране ВУЗ по спорту и физической культуре.
В настоящее время спорт приобретает всё больше и больше последователей. Для кого-то это развлечение или хобби, некоторым это просто необходимо для поддержания здоровья, а кто-то профессионально способен в полной мере отдать себя спорту и его активному образу жизни. Если брать во внимание положительное влияние на организм, то становится понятным, почему так важна популяризация спорта и здорового образа жизни среди населения, а в частности среди школьников.
1.3 Актуальность темы
Актуальность моей работы в исследовании популяризации спорта среди школьников, подтверждена тем, что в настоящее время происходит постоянный рост требований к физическим возможностям, нравственным морально-волевым качествам человека. Занятия спортом – состязания, конкуренция, стремление к максимальным результатам дает возможность школьнику адаптироваться к сложным жизненным условиям. Безусловно, спорт – явление культурной жизни. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, рождаемых успехами и не удачами. Спорт – это соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Здоровый спортивный образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявления организма и личности человека, в моем проекте школьника.
1.4 Цель, задачи и метод исследования
Целью и задачей исследования является изучение вопроса популяризации спорта среди школьников. Зачем заниматься спортом школьнику, что дают эти занятия, изучение спорта, как одного из компонентов физической культуры и определение его социальной значимости в обществе, и основные направления в развитии спортивного движения среди школьников. Также в задачи моего проекта входит провести работу с одноклассниками, по разъяснению проблемы важности занятий спортом, поделиться своими знаниями в данном вопросе, заинтересовать и приобщить одноклассников к здоровому образу жизни, к регулярным занятия физкультурой и спортом. В ходе работы будет проведён опрос среди школьников 9-ых классов, чтобы выяснить, насколько популярен спорт среди школьников, а также проанализируем, как занятия спортом влияют на жизнь, здоровье и учебу, и выясним наиболее популярные спортивные увлечения.
-
Основная часть
2.1 Понятие физическая культура
Физическая культура дает человеку не только телесную крепость, но и духовное здоровье. Гармонично воспитать личность невозможно, если не прилагать усилий к формированию красивого и здорового тела. Комплекс упражнений, который направлен на укрепление физических составляющих, и, как следствие, эмоционального состояния, — вот что такое физическая культура. Упражнения используются во всем мире для профилактики различных заболеваний, в качестве дополнительной методики для лечения.(1)
Физкультура и спорт является одной из главных составляющих здорового образа жизни. Недостаток движений ослабляет организм, и именно физическая нагрузка помогает поддерживать в работоспособном состоянии сердечно-сосудистую и костно-мышечную систему.(2)
Во время занятий спортом организм потребляет гораздо больше кислорода, чем в спокойном состоянии. Это благоприятно сказывается на работе всех органов. При регулярных тренировках возрастает объем легких, улучшается газообмен, что приводит в тонус сердечно-сосудистую систему, способствует снижению артериального давления, препятствует возникновению инсультов и инфарктов.
2.2 Важность занятия физкультурой
Занятия физкультурой и спортом являются отличным средством для профилактики различных заболеваний.
Упражнения стимулируют выработку инсулина, что помогает организму поддерживать в норме уровень сахара. Кроме того, умеренные физические нагрузки способствуют повышению защитных сил организма, что помогает ему противостоять респираторным заболеваниям.
Спорт это постоянные тренировки, работа над собой, работа на пределе своих сил и возможностей. Занятия спортом способствуют развитию воли. Они учат преодолевать различные трудности и добиваться поставленной цели. Эти качества наиболее важны для школьников. Физическая нагрузка активизирует центральную нервную систему, в результате чего ускоряются не только обменные, но и психические процессы. Дети, которые занимаются физкультурой и спортом, лучше усваивают школьный материал, возрастает выносливость, повышается работоспособность
Гипокинезия, то есть недостаточная двигательная активность современного человека, вредит нашему здоровью и долголетию. Даже однократное выполнение физических упражнений заметно улучшает состояние и самочувствие человека, испытывающего двигательную недостаточность.
Ответ на вопрос, для чего надо заниматься физкультурой и спортом, каждый должен ответить сам. Физически здоровым людям спорт помогает держать тело и дух в тонусе. Во время реабилитационного периода после операций упражнения помогут быстрей восстановить двигательную активность. Что дает школьнику постоянная физическая нагрузка: укрепление здоровья; закаливание; всестороннее развитие физическое и психосоматическое; тренировка работоспособности; повышение выносливости; стимулирование деятельности мозга. (1)
Спорт, в отличие от физкультуры, не призван укреплять здоровье, а направлен на достижение максимальной результативности. Что дают физическая культура и спорт человеку и для чего она нужна сегодня знает каждый:
- подтянутое и красивое тело;
- здоровые и гибкие мышцы;
- улучшенный обмен веществ;
- здоровая дыхательная и кровеносная системы;
- уменьшение риск инфаркта и инсульта;
- повышение иммунитета;
- улучшение работы мозга и качества памяти.(1)
Спорт — неотъемлемая часть гармоничного развития школьника. Если посмотреть на маленьких детей, то они двигаются много и с удовольствием, это их естественная потребность, и заставлять никого не нужно. Наше тело создано для движения. Все исследования говорят о том, что когнитивные способности и успеваемость детей падает, если они мало двигаются. Так что без физической активности сложно не только оставаться здоровым, но и умственно развиваться.
Известные педагоги и психологи в области спорта (Ф. П. Нечаев, А. Ц. Пуни, З. И. Чучмарев, П. А. Рудник, О. А. Черников, В. Г. Норакидзе, С. Ч. Геллерштейн, Н. А. Хухадов и др.), подчеркивают, что спорт выступает одним из главных средств воспитания движений, совершенствует их тонкую и точную координацию, развивает необходимые человеку двигательные физические качества. В процессе занятий спортом совершенствуется умение владеть собой, управлять своими эмоциями, ориентировки в различных сложных ситуациях, своевременного принятия решения, разумного риска, закаляет характер и волю. Спортсмен, тренируясь рядом с товарищами, соревнуясь с соперниками, обогащается опытом общения, учится понимать людей.
Особенно важно развивать личностные качества в период подросткового возраста. В возрасте 13-14 лет у человека происходят значительные физиологические изменения, меняются представления о своем теле. Именно в этом возрасте интенсивно формируется и изменяется взгляд подростка на самого себя, на других людей, переосмысливаются старые и обнаруживаются новые варианты решений жизненных проблем и конфликтов.
2.3 Спорт в жизни школьника
В настоящее время образовательные учреждения ставят перед собой цель содействия повышению роли физической культуры и спорта в гармоничном и всестороннем развитии личности, путем привлечения детей и подростков к систематичным занятиям спортом. И это происходит неслучайно.
Подростковый возраст – важнейший период в жизни человека. Это период, когда в человеке закладываются уважение к себе, самооценка, способы взаимоотношений с окружающими людьми, манера взаимодействия с людьми того же и противоположного пола. От того, к чему будет подготовлен человек в подростковом возрасте, зависят его самореализация, его карьера, кем он станет в жизни, чего добьется, и будет ли он в конечном итоге счастлив.
В современном мире гораздо проще самореализоваться человеку, обладающему такими качествами как, коммуникативные навыки, умение гармонично вливаться в коллектив и взаимодействовать в среде сверстников, способности быстро адаптироваться к сложным жизненным ситуациям.
Физическая культура и спорт выступают как мощное средство социального становления личности подростков, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы. Таким образом, физическая культура и спорт выступают важнейшим условием, а физическое воспитание - важнейшим средством разностороннего развития личности. Установка на разностороннее развитие личности предполагает овладение подростками, с одной стороны, основами физической культуры, слагаемыми, которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, знания и навыки в области физической культуры, а с другой - формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер подростка, его эстетических представлений и потребностей.