Файл: 4. Подготовка и проведение пробных занятий по программам дополнительного образования в области социально педагогической деятельности.docx
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 960
Скачиваний: 76
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ОТЧЕТ
О ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ / ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
(нужное подчеркнуть)
Профессиональный модуль
ПМ.01 Преподавание по программам дополнительного образования детей в области социально-педагогической деятельности
(указать ПМ)
Специальность
44.02.03 ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(указать код, наименование специальности)
Студент Пахомова Анастасия Сергеевна
(подпись)(фамилия, имя, отчество)
Группы 23 ПДО-09/20АИ-4
Период прохождения практики: с _09.01.2023___ по __13.02.2023_
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Перми
(наименование организации – базы практики)
Руководитель практики от организации
________________педагог дополнительного образования
(должность)
Сильченко Елена Викторовна
(фамилия, имя, отчество)
Руководитель практики от колледжа
_______Лапоногова Валентина Алексеевна _______________________________________
(фамилия, имя, отчество)
2023 год
Тема 4. Подготовка и проведение пробных занятий по программам дополнительного образования в области социально – педагогической деятельности | 24 |
13. Разработка отдельных занятий по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности (форма занятия на выбор, не менее 4 занятий) и их самоанализ | 12 |
14. Разработка методических материалов для занятий по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности (буклеты, памятки, интеллект-карты, иллюстративный материал, презентации и т.п.) | 12 |
Тема 5. Оформление документации, обеспечивающей образовательный процесс по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности | 24 |
15. Оформление примерных конспектов занятий по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности, реализуемых в учреждении (не менее 4 конспектов) | 12 |
16. Подбор и обоснование отбора эффективных контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики достигнутых результатов | 12 |
Тема 6. Анализ собственной деятельности, обобщение результатов | 2 |
27. Анализ собственной деятельности в период практики, систематизация и обобщение результатов, заполнение отчетной документации. | 2 |
ВСЕГО часов | 144 |
Содержание
Введение 2
Основная часть 4
Выводы 12
Список литературы 13
Приложения 14
Приложение 3 23
Введение
Я, Пахомова Анастасия Сергеевна, студентка (студент) __4__ курса проходила (проходил) производственную практику в период с__11.10.2022___________ по __16.11.2022______________
Производственная практика по ПМ 01 Преподавание по программам дополнительного образования детей в области социально-педагогической деятельности была организована на базе Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лиманская средняя общеобразовательная школа №2»
Целями данной практики стали - организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Основными задачами практики стали:
1. Организовывать и проводить досуговые мероприятия.
2. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях.
4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.
4. Оформлять документацию, обеспечивающую организацию досуговых мероприятий.
Руководитель практики от учреждения дополнительного образования
Сильченко Елена Викторовна
ФИО
Руководитель практики от колледжа
_Лапоногова_Валентина_Алексеевна________________________
ФИО
В процессе производственной практики совершенствовались знания по:
1. Определению цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в т.ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.
2. Организации и проведении досуговых мероприятий.
3. Мотивация обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях.
4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.
5. Анализ календарно-тематических планов деятельности педагога дополнительного образования.
6. Наблюдение и анализ эффективности использования современных педагогических технологий дополнительного образования.
7. Анализ учебно-методических материалов, используемых при подготовке и проведении занятий по программам дополнительного образования, в том числе и социально – педагогической направленности.
В ходе практики приобрела практический опыт:
- деятельности социального педагога в избранной области дополнительного образования детей;
- анализа планов и организации занятий по программам дополнительного образования детей в области социально-педагогической деятельности, разработки предложений по их совершенствованию;
- определения целей и задач, планирования и проведения занятий по программам дополнительного образования детей в области социально-педагогической деятельности, а именно;
- наблюдения, анализа и самоанализа занятий по программам дополнительного образования детей в области социально-педагогической деятельности, обсуждения отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, педагогами.
Основная часть
№ п\п | Краткое содержание выполняемых работ | Анализ полученных результатов |
1 | Ознакомление с учреждением – базой практики, его структурой, планом работы, основными направлениями и спецификой работы на основе изучения сайта учреждения | Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Лиманская средняя общеобразовательная школа №2» Адрес: Астраханская обл. , Лиманский р-н , рп Лиман ул. Космонавтов , 49. ФИО директора: Лепёхина Лариса Сергеевна . Структура учреждения Общий режим работы МКОУ «ЛСОШ № 2» Школа открыта для доступа в течение 5 дней в неделю с понедельника по пятницу, выходными днями являются суббота, воскресенье. В праздничные дни (установленные законодательством РФ) образовательное учреждение не работает. В каникулярные дни общий режим работы школы регламентируется приказом директора по ОУ. Регламентирование образовательного процесса на неделю Продолжительность учебной недели - 1- 4 классы – 5 дней - 5 - 9 классы – 5 дней - 10 - 11 классы – 5 дней Регламентирование образовательного процесса на день Учебные занятия организуются в одну смену. Занятия внеурочной деятельностью для 1- 4 классов (ФГОС НОО), 5-9-х классов (ФГОС ООО), 10-11 классов (ФГОС СОО), занятия дополнительного образования (кружки, секции), групповые и индивидуальные занятия (консультации) проводятся с предусмотренным временем на обед, но не ранее, чем через 45 минут после окончания основных занятий, кроме групп продлённого дня для которых началом рабочего времени является окончание основных занятий обучающихся. Начало занятий – 08.30. Продолжительность уроков: 2-11 классы – 40 минут Режим работы групп продленного дня Начало работы – 10.00. Окончание работы – 16.00. Расписание звонков: 1 урок: с 08.30 – 09.10 перемена 10 минут 2 урок: с 09.20 - 10.00 перемена 20 минут 3 урок: с 10.20 - 11.00 перемена 20 минут 4 урок: с 11.20 – 12.00 перемена 10 минут 5 урок: с 12.10 – 12.50 перемена 10 минут 6 урок: с 13.00.- 13.40 перемена 10 минут 7 урок: с 13.50.- 14.30 перемена 10 минут 8 урок: с 14.40.- 15.20 перемена 10 минут 9 урок: с 15.30.- 16.10 График работы: Продолжительность учебного года Начало учебного года - 01.09.2022г. Продолжительность учебного года - в 1 классах – 33 недели; - со 2-го по 4 - й класс – 34 недели - с 5-го по 9 – й класс – 34 недели - с 10 - го по 11-й класс – 34 недели Окончание учебного года: 1классы - 31 мая 2023 года 2 – 8, 10 классы – 31 мая 2023 года Продолжительность каникул в 1-11 классах в течение 2022 - 2023 учебного года: Осенние 27.10.22 г.-06.11.22 г. 11 дней Зимние 31.12.22 г.-08.01.23 г. 9 дней Весенние 25.03.23 г.-05.04.23 г. 11 дней Дополнительные каникулы для первоклассников - с 13.02.2023 – 19.02.2023 г.Проведение «нулевых» уроков в образовательном учреждении не допускается. В воскресенье и в праздничные дни образовательное учреждение не работает. На период школьных каникул приказом директора устанавливается особый график работы образовательного учреждения. Основные цели и задачи деятельности Цель. Участие в реализации государственной политики в области дополнительного образования детей, разработке и реализации региональных дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ для детей, а также программ образовательно-оздоровительной направленности и социально-значимой деятельности детей и подростков. Задачи: 0 поддержка одаренных детей и молодежи на основе интеграции основного и дополнительного образования; содействие становлению социально-активной, ответственной личности, - приобщение подростков к разнообразному социально-ценному опыту; - формирование у детей и подростков осознанного отношения к здоровому- образу жизни. Основные направления деятельности - реализация программ отдыха и оздоровления детей и подростков, реализация общеобразовательных программ, дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также реализация программ дополнительного образования детей по различным направленностям и программам досуговой деятельности; - организация санаторно-курортной, лечебно-оздоровительной деятельности, в - том числе по оказанию доврачебной и скорой медицинской помощи (по показаниям) в соответствии с имеющейся лицензией; организация общественно полезной трудовой деятельности детей и подростков - в соответствии с действующим СанПиН. Характеристика контингента воспитанников Дети в возрасте 6-13 лет и подростки в возрасте 14-18 лет. Рубрики сайта и их краткий анализ: 1. Родителям и детям. 2. Партнерам. 3. Сотрудникам. 4. Специалистам. 5. Сведения об образовательной организации. |
2 | Посещение базы практики, встречи с его администрацией, с представителями педагогического сообщества. | За период прохождения практики были осуществлены встречи с директором результатом которых я познакомилась с программой практики: - цель и задачи практики; - время и место проведения практики; - содержание программы практики; - права и обязанности практиканта; - требования к отчету по практике; - порядок проведения зачета по практике. С педагогическим коллективом, результатом которых стала правильная организации деятельности детей в дополнительном образовании. С педагогом дополнительного образования изучила правила организации своей деятельности в дополнительном образовании. |
3 | Составление перечня нормативно-правовых документов, регламентирующих преподавание по программам дополнительного образования в данном учреждении | Были проанализированы следующие нормативно - правовые документы: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. «Трудовой кодекс Российской Федерации». 3. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1490 “О лицензировании образовательной деятельности” 4. Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг». |
4 | Составление плана работы на период практики с учетом особенностей работы учреждения, определение основных целей и задач на период практики | Были определены основные цели и задачи практики: - овладение основами анализа программ, учебно-тематических планов в дополнительном образовании; - развитие практических навыков проведения диагностики и оценки учебных достижений обучающихся и составление педагогической характеристики обучающегося. |
5 | Знакомство с педагогом дополнительного образования- руководителем практики от учреждения, изучение плана и основных направлений его работы | Руководитель практики: ФИО, стаж работы и т.д. (профессиональный портрет специалиста) Руководитель практики: Толстова ЕВ педагог организатор стаж работы 10 лет. Профессиональный портрет специалиста. Показывает высокие социально-педагогические знания, имеет хороший подход к сотрудникам и детям. |
6 | Знакомство с содержанием основных программ дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности, реализуемых на базе учреждения и особенностями их реализации в деятельности коллектива учреждения | На базе данного учреждения реализуются следующие программы дополнительного образования: 1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подготовка к демоэкзамену (по соответствующей компетенции «Преподавание в младших классах» Ворлдскиллс Россия) Содержание программы даёт обучающимся представление о теоретической и практической структуре демонстрационного экзамена, особенностях его проведения, о методах и приёмах организации продуктивной деятельности на уроках русского языка (в соответствии с требования Профессионального стандарта «Педагог»). 2. Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности Экологическая лаборатория «Эко-Детство» «Экологическая лаборатория «Эко-Детство» является программой естественнонаучной направленности. Программа разработана для организации работы в рамках экологической смены загородного оздоровительного лагеря. В условиях загородного лагеря имеются возможности и надлежащие условия для реализации принципа натурности и деятельностного подхода, позволяющих актуализировать экологические знания детей, полученные в школе, и на практике ощутить универсальную ценность природы. |
7 | Посещение занятий, проводимых по программам дополнительного образования в области социально- педагогической деятельности и их анализ | За период практики посещены занятия: 1. Конспект занятия Игра по правилам дорожного движения объединения «Азбука светофорных наук». 2. Конспект. «Психологические образы родителей». |
8 | Определение особенностей процесса социализации детей (подростков, молодежи) в данном учреждении. | Были определены следующие особенности социализации контингента воспитанников: - позитивное отношение к людям; - способность делать выбор, принимать решения и нести за это ответственность; - потребность в труде как образе жизни; 0 способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей. |
9 | Изучение индивидуальных форм социально- педагогической деятельности педагога дополнительного образования, составление их характеристики | Были изучены следующие индивидуальные формы педагогической деятельности педагога дополнительного образования: беседа, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. |
10 | Изучение групповых форм социально- педагогической деятельности педагога дополнительного образования, составление их характеристики | Были изучены следующие групповые формы педагогической деятельности педагога дополнительного образования: кружок, клуб, студия, школа, лаборатория, мастерская. |
11 | Разработка, проведение, наблюдение, обсуждение отдельных занятий по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности | За период практики были разработаны и проведены отдельные занятия по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности. |
12 | Анализ и самоанализ проведенных занятий по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности | Тема учебного занятия: ««Практическое занятие по макросъемке. Макросъемка в стиле «Космос» с использованием растительного масла и воды» по дополнительной общеразвивающей программе «Фотоискусство». - место в учебном курсе: данная тема может изучаться как отдельный модуль с небольшим количеством часов на освоение (с разной запланированной степенью подробности». |
13 | Оформление конспектов занятий по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности, реализуемых в учреждении | 1. Конспект занятия Игра по правилам дорожного движения объединения «Азбука светофорных наук». 2. Конспект. «Психологические образы родителей |
14 | Анализ и обоснование отбора эффективных контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики достигнутых результатов проведенных занятий | Групповые формы контроля: 1. графический диктант; Дети смогли графически изобразит предметыЮ которые им диктовали. 2. деловая игра Дети принимали активное участие в деловой игре и чувствовали себя нужными. 3. интеллектуальная игра; Обучающиеся проявляли интеллект при проведении игры. |
15 | Анализ предметно-развивающей среды базы практики и ее основных особенностей. | За период практики был проведен анализ предметно-развивающей среды базы практики и ее основных особенностей. Особенности среды во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. |
16 | Создание проекта предметно-развивающей среды для реализации задач программ дополнительного образования в области социально –педагогической деятельности | Был создан проект предметно-развивающей среды для реализации задач программ дополнительного образования в области социально - педагогической деятельности, основными направлениями которого стали Создание проекта ориентировано на укреплении здоровья детей, на их социально-личностное, эстетическое и познавательное развитие. Все усилия педагогического коллектива направлены на помощь детям в усвоении бесценного правила – человек всегда имеет шанс на успех. Общение ребенка с другими детьми, в том числе не только из своей группы, с детьми разного возраста, а также со взрослыми обогащает его социальный опыт. И мы уверены, что с нашей помощью и имея богатый опыт, ребенок быстро и безболезненно перейдет на следующую возрастную ступень. |
17 | Подготовка методических материалов для реализации проекта предметно-развивающей среды (разработка буклетов, рекомендаций, плакатов, листовок) | За период прохождения практики были подготовлены следующие методические материалы для реализации проекта предметно-развивающей среды: разработка буклетов, рекомендаций, плакатов, листовок. |
18 | Организация изучения передового методического опыта в области дополнительного образования, в том числе в области социально- педагогической деятельности | За период практики были проанализированы следующие источники передового методического опыта в области дополнительного образования, в том числе в области социально- педагогической деятельности Методическое обучение – это создание педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, пополнить методический фонд, издательскую деятельность. Методическая продукция - один из способов выражения и распространения методических знаний. Методическая продукция очень разнообразна. Совокупность методической продукции составляет информационно-методический фонд (методическую копилку). В зависимости от вида методическая продукция решает разные задачи: - излагает сведения, подлежащие распространению; - разъясняет приемы и методы; - обобщает ценный педагогический опыт; - объясняет цели и порядок действий; - методику организации различных мероприятий. |
19 | Разработка папки методических материалов для педагога дополнительного образования (конспекты апробированных занятий, методические рекомендации, карты развития обучающихся, карты личностного роста, различные памятки) | А период практики были разработаны следующие методические материалы: 1. Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося. 2. Конспект занятия «Жизненные ценности». 3. Авторская разработка "Я - режиссёр!". 4. Методическая разработка занятия «Мизансцена». |
20 | Разработка аппарата исследования по одной из проблем дополнительного образования, в том числе в области социально – педагогической деятельности | Охарактеризовать одну из проблем дополнительного образования, в том числе в области социально – педагогической деятельности: - в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; - в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, детских школах искусств (в том числе по различным видам искусств), спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии); - посредством индивидуальной педагогической деятельности; - в научных организациях». |
21 | Руководство учебно-исследовательской деятельностью обучающихся по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности | Образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование, предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста. |
Выводы
Своими достижениями на практике могу считать следующие:
- организация практической деятельности позволила выделить направления, функции, задачи педагога в дополнительном образовании;
- познакомиться с рациональными и удобными формами ведения документации; увидеть реальные трудности, с которыми сталкивается психолог; определить круг проблем в оказании социально-педагогической помощи участникам педагогического процесса.
В ходе психологической практики стало возможным применить теоретические знания в непосредственной работе с детьми и педагогами, развить умение вести наблюдение, фиксировать и анализировать внешние проявления личностных особенностей, поведения, деятельности.
Практика способствовала развитию коммуникативных умений, вызванных необходимостью общаться с детьми и педагогами, становлению собственного делового стиля общения.
1. Не всегда смогла организовать оюразовательную деятельность, но старалась исправить трудные ситуации.
2. Возникали трудности при составлении конспектов к занятиям, но материал и изучение программ дополнительного образования всегда помогали в проведении образовательной деятельности.
Мои предложения по улучшению организации и содержания программы практики:
1. Формирование умений рационально использовать методическую и материальную базу дошкольного учреждения;
2. Привлекать обучающихся к работе с родителями;
3. Использовать творческий подход к выбору разных форм работы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми;
Студент-практикант / Пахомова Анастасия Сергеевна
Список литературы
1. Абраухова, В.В. Педагогика в системе дополнительного образования детей и взрослых : учебное пособие : [12+] / В.В. Абраухова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 52 с.
2. Брутова, М.А. Педагогика дополнительного образования /М.А.Брутова. – Архангельск, САФУ, 2014.- 218 с.
3. Брутова, М.А Педагогика дополнительного образования : учебное пособие / М.А Брутова ; Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова. – Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет (САФУ), 2014. – 218 с.
4. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика /Л.В.Мардахаев. – Москва-Берлин:Директ-Медиа, 2019. – 222 с.
5. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: педагогика становления и развития личности– Москва-Берлин:Директ-Медиа, 2019 – 140с.
6. Суртаева, Н. Н. Педагогика: педагогические технологии : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Н. Суртаева. = 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 250 с.
7. Факторович, А. А. Педагогические технологии: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Факторович. - 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 128 с.