Файл: 4. Подготовка и проведение пробных занятий по программам дополнительного образования в области социально педагогической деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 961

Скачиваний: 76

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вы – замечательный веселый родитель! У вас молодая душа, вы современны и динамичны! Детство вашего ребенка проходит под лозунгом «Вечный праздник!». Но родители есть родители и необходимо определять ситуации, где стоит демонстрировать взрослое поведение!

Приложение 3
Схема анализа занятий по программам дополнительного образования в области социально – педагогической деятельности

Основой системного подхода к анализу и эффективности деятельности педагога дополнительного образования и обучающихся воспитанников в ходе занятия служат следующие основные структурные компонентов как деятельностной системы (на основе методик В.П. Симонова и Л.Б. Малыхиной, табл. 1).

Таблица 1 - Технологическая карта системного анализа и оценки эффективности занятия в системе дополнительного образования



п/п

Показатели







1. Основные личностные качества педагога




1.1

Знание предмета и общая эрудиция педагога в целом.

1.2

Уровень его педагогического и методического мастерства.

1.3

Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.

1.4

Чувство такта, демократичность во взаимоотношениях с обучающимися воспитанниками.

1.5

Культура внешнего вида (в соответствии с профилем деятельности), мимика, жесты и культура поведения.

2. Основные характеристики обучающихся воспитанников




2.1

Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности обучающихся воспитанников в ходе занятия.

2.2

Уровень развития специальных умений и навыков (какие, как развиты и как развиваются в ходе занятия).

2.3

Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы.

2.4

Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности обучающихся воспитанников в ходе занятия.

2.5

Культура труда.

2.6

Культура речи, общая и специфическая грамотность.

3. Основные характеристики содержания занятия




3.1

Научность, доступность и посильность изучаемого материала (формируемых знаний и умений).

3.2

Актуальность и связь теории с жизнью (связь теории с практикой). Профориентация (военная составляющая).

3.3

Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой обучающимися воспитанниками информации)

4. Эффективность способов деятельности




4.1

Рациональность и эффективность использования времени занятия, его темпа, а также оптимальность чередования и смены видов

деятельности в ходе занятия.

4.2

Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО.

4.3

Степень рациональности и эффективности используемых организационных форм и методов обучения.

4.4

Уровень обратной связи с обучающимися воспитанниками в ходе занятия.

4.5

Степень эстетического воздействия занятия на обучающихся воспитанников.

4.6

Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности педагогом и обучаемыми воспитанниками в ходе занятия.

5. Оценка цели и результатов проведённого занятия




5.1

Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятия. Совместное целеполагание.

5.2

Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.

5.3

Степень обучающего воздействия занятия на обучаемых (чему и в какой степени научились).

5.4

Степень воспитательного воздействия занятия на обучаемых (что воспитывалось и что способствовало воспитанию и в какой степени).

5.5

Степень воздействия занятия на развитие обучающихся (что развивалось и что способствовало их развитию и в какой степени).





Технология системного подхода к оценке эффективности занятия:

Используется 3-х бальная шкала оценки

2 балла - показатель проявляется в полной мере;

1 балл – показатель проявляется частично;

0 баллов - показатель не проявляется.


Таблица 2 - Технология системного подхода к оценке эффективности занятия в системе дополнительного образования

№ п/п

Показатели

0 баллов

1 балл

2 балла

1.Анализ основных личностных качеств педагога













1.1

Знание предмета и общая эрудиция педагога в целом

Знание своего предмета только по отдельным темам

Глубокое знание своего предмета

Глубокое знание своего предмета и демонстрация знаний из других областей

1.2

Уровень педагогического и методического мастерства

Отсутствие логики в плане занятия.

Четкое следование замыслу плана занятия и неготовность (неумение) гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций

Четкое следование замыслу плана занятия и одновременная готовность (и умение) гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, умение переходить к реализации запасных методических вариантов

1.3

Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность

Неграмотная речь, присутствуют «слова - паразиты»

Грамотная эмоциональная речь, без использования образных средств языка

Грамотная, эмоциональная, образная речь

1.4

Чувство такта, демократичность во взаимоотношениях с обучающимися воспитанниками

Отсутствие тактичности и авторитарный стиль взаимоотношений с обучающимися воспитанниками

Наличие 1 – 2 проявлений тактичности и демократического стиля взаимоотношений с обучающимися воспитанниками*

Наличие 3 и более проявлений тактичности и демократического стиля взаимоотношений с обучающимися воспитанниками*

1.5

Культура внешнего вида (в соответствии с профилем деятельности), мимика, жесты и культура поведения

Несоответствие внешнего вида профилю деятельности педагога, отсутствие конгруэнтности мимики и жестикуляции со стилем взаимоотношений с обучающимися воспитанниками

Соответствие внешнего вида профилю деятельности педагога, отсутствие конгруэнтности мимики и жестикуляции со стилем взаимоотношений с обучающимися воспитанниками; либо несоответствие внешнего вида профилю деятельности педагога и конгруэнтность мимики и жестикуляции со стилем взаимоотношений с обучающимися воспитанниками

Соответствие внешнего вида профилю деятельности педагога, конгруэнтность мимики и жестикуляции со стилем взаимоотношений с обучающимися воспитанниками

2. Основные характеристики обучающихся воспитанников













2.1

Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности обучающихся воспитанников в ходе занятия

Отсутствие попыток формирования познавательной активности, творчества и самостоятельности обучающихся воспитанников

Познавательная активность, самостоятельность обучающихся воспитанников и творчество формируются либо только через содержание учебного материала, либо только через формы организации познавательной деятельности

Познавательная активность, самостоятельность обучающихся воспитанников и творчество формируются как через содержание учебного материала, так и через формы организации познавательной деятельности

2.2

Уровень развития специальных умений и навыков (какие, как развиты и как развиваются в ходе занятия)

Не развивается ни один из видов специальных умений и навыков**

Осуществляются отдельные попытки развития одного из видов специальных умений и навыков**

Осуществляется развитие одного и более видов специальных умений и навыков** с учётом сформированного уровня

2.3

Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы

Отсутствие коллективных (групповых) форм работы

Формальное использование коллективных (групповых) форм работы без совместного решения обучающимися воспитанниками учебных задач.

Наличие коллективных (групповых) форм работы в ходе занятия для совместного решения обучающимися учебных задач в соответствии с уровнем их учебно-познавательной деятельности

2.4

Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности обучающихся воспитанников в ходе занятий

Низкий уровень дисциплины, доминирует внешняя мотивация, для поддержания дисциплины используются замечания

Средний уровень дисциплины, сочетаются внутренняя и внешняя мотивация, для поддержания дисциплины используется смена деятельности обучающихся воспитанников

Высокий уровень дисциплины, обеспеченный сформированным мотивом потребности в учебной деятельности, доминирует внутренняя мотивация

2.5

Культура труда

Низкий уровень культуры труда, неумение рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять необходимые виды деятельности

Средний уровень культуры труда. Осуществление отдельных попыток рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять необходимые виды деятельности

Высокий уровень культуры труда (её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность обучающемуся воспитаннику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять необходимые виды деятельности)

2.6

Культура речи, общая и специфическая грамотность

Неграмотная речь, присутствуют «слова - паразиты»

Грамотная эмоциональная речь, без использования образных средств языка

Грамотная, эмоциональная, образная речь

3. Основные характеристики содержания занятия













3.1

Научность, доступность и посильность изучаемого материала (формируемых знаний и умений)

Несоблюдение всех трёх принципов обучения (научности, доступности, посильности)

Соблюдение одного-двух принципов обучения (научности, доступности, посильности)

Соблюдение всех трёх принципов обучения (научности, доступности, посильности)

3.2

Актуальность и связь теории с жизнью (связь теории с практикой). Профориентация (военная составляющая).

Не определена актуальность изучаемого материала и отсутствует связь теории с практикой (жизнью). Отсутствие военной составляющей

Определена актуальность, но отсутствует связь теории с практикой (жизнью). Наличие/отсутствие военной составляющей

Определена актуальность, установлена связь теории с практикой (жизнью).

Наличие военной составляющей

3.3

Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой учащимися информации).

Отсутствие новизны, проблемности, привлекательности учебной информации

Наличие проблемности, при отсутствии новизны, привлекательности учебной информации

Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации

4. Эффективность способов деятельности













4.1.

Рациональность и эффективность использования времени занятия, его темпа, а также оптимальность чередования и смены видов деятельности в ходе занятия

Слишком быстрый, либо слишком медленный темп занятия; слишком частая смена видов деятельности, либо отсутствие смены видов деятельности

Темп занятия оптимален, но либо слишком часто сменяются виды деятельности, либо смены видов деятельности отсутствует

Темп занятия оптимален, оптимальное чередование и смена видов деятельности

4.2.

Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО

Чрезмерное использование наглядности и ТСО, препятствующее развитию образного мышления или отсутствие необходимой наглядности на занятии

Использование наглядности и ТСО недостаточно эффективно, нецелесообразно

Использование наглядности и ТСО с учетом ведущих каналов восприятия информации обучающихся воспитанников, принципов здоровьесбережения

4.3

Степень рациональности и эффективности используемых организационных форм и методов обучения

Использование не более одной организационной формы и не более одного метода обучения

Использование более одной организационной формы и более одного метода обучения, не всегда соотносимое с уровнем учебно-познавательной деятельности обучающихся воспитанников

Умение сочетать различные формы работы и обосновывать выбранную форму обучения; обоснованный выбор методов обучения исходя из знания сильных и слабых сторон каждого метода, учебных возможностей обучающихся воспитанников конкретного творческого объединения

4.4

Уровень обратной связи со всеми обучающимися в ходе занятия

Вопросно-ответная связь педагога с обучающимися воспитанниками, отсутствие рефлексии

Интерактивная связь педагога и обучающихся воспитанников или занятие завершается рефлексией

Интерактивная связь педагога и обучающихся воспитанников, занятие завершается рефлексией

4.5

Степень эстетического воздействия занятия на обучающихся воспитанников

Игнорирование эстетических условий обучения

Наличие эстетики только на уровне формы (эстетичное оформление кабинета, средств обучения)

Целостный эстетический подход (на уровне формы - оформление помещения для занятий, средств обучения – и содержания (эстетика идей, смыслов, формул, поступков)

4.6

Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности педагогом и обучаемыми воспитанниками в ходе занятия

Нарушение правил охраны труда и техники безопасности на занятии

Наличие несвоевременного инструктажа по технике безопасности на занятии

Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности как педагогом, так и обучаемыми воспитанниками, своевременный инструктаж.

5. Оценка цели и результатов проведенного занятия













5.1

Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятия. Совместное целеполагание

Отсутствие цели занятия

Наличие цели занятия, но отсутствие конкретности, четкости и лаконичности ее формулировки. Отсутствие совместного целеполагания

Наличие цели занятия, конкретность, четкость, лаконичность ее формулировки, совместное целеполагание

5.2

Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно

Цель нецелесообразна, недостижима, слишком сложна или не достигнута

Цель реальна, целесообразна, достижима, но достигнута частично

Цель реальна, целесообразна, достигнута

5.3

Степень обучающего воздействия занятия на обучаемых воспитанников (чему и в какой степени научились)

Отсутствие ожидаемых предметных результатов

Ожидаемые предметные результаты частично достигнуты и продемонстрированы обучающимися воспитанниками

Ожидаемые предметные результаты достигнуты в полном объеме и продемонстрированы обучающимися воспитанниками

5.4

Степень воспитательного воздействия занятия на обучаемых (что воспитывалось и что способствовало воспитанию и в какой степени)

Игнорирование возможностей воспитания в процессе обучения или обеспечение воспитательного воздействия через нравоучения

Обеспечение воспитательного воздействия только через содержание образования

Обеспечение воспитательного воздействия через четыре канала:

  1. Через содержание образования.

  2. Через методы и формы обучения.

  3. Через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций.

  4. Через личность самого преподавателя.

5.5

Степень воздействия занятия на развитие обучающихся (что развивалось и что способствовало их развитию и в какой степени)

Отсутствие ожидаемых метапредметных результатов

Наличие ожидаемых метапредметных результатов в частичном объеме

Наличие ожидаемых метапредметных результатов в полном объеме



Признаки чувства такта и демократичности во взаимоотношениях с обучающимися воспитанниками:

- быть требовательным, но при этом не вызывать у обучаемых воспитанников отчужденность;

- уметь поощрять (хвалить) обучаемых воспитанников, но при этом не быть приторным;

- быть добрым, но без слабости (не добреньким);

- быть строгим, но без придирчивости;

- владеть чувством причастности, но не подменять обязанности обучаемого;

- уметь прогнозировать эмоциональный отклик у обучаемых, но не игнорировать при этом нацеленность их на преодоление трудностей;

- быть внимательным к обучаемому воспитаннику, но при этом соблюдать чувство меры;

Специальные умения – предметные умения, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины:

Приложение 4

Примерные контрольно-измерительные материалы, формы и методы диагностики достигнутых результатов

Основными критериями оценивания специальных умений и навыков обучающихся через контрольно-измерительные материалы являются:

- знание понятий и терминов по данному направлению;

- владение специальной терминологией;

- знание технологии;

- владение специальным оборудованием и оснащением;

- компетентность в применении знаний;

- креативность в выполнении практических заданий;

- способность к саморазвитию;

- самоопределение;

- самовыражение;

- навык поисковой работы;

- умение воплощать творческие замыслы;

- навыки соблюдения правил безопасности в процессе деятельности;

- сумма СУН по укреплению и сохранению физического и психологического здоровья;

Критерии по ФГОС (УУД):

- способность адаптироваться к изменяющимся условиям;

- толерантность;

- коммуникативные качества;

- социальное взаимодействие;

- адекватность реакции на жизненные ситуации;

- нравственные навыки

- гражданственность

- патриотизм

- навыки соблюдения правил безопасности в процессе деятельности;

- специальные умения и навыки по укреплению и сохранению физического и психологического здоровья.

Алгоритм разработки контрольно-измерительных материалов:

Система контроля:

- традиционный - разработка промежуточного (итогового) контроля;

- более сложный вариант - разработка стартовой диагностики, потом промежуточный (итоговый) контроль - помогает отследить динамику развития ребенка от начального уровня знаний, умений и навыков до конечного результата;


- текущий контроль - вариант, который позволяет более точно наблюдать за развитием и саморазвитием личности, заниматься коррекционной работой по мере выявления проблем в усвоении образовательной программы.

Выбор форм:

- форма должна быть понятна детям;

- формы контроля должны быть интересными, могут быть нетрадиционными;

- результат должен отражать реальный уровень подготовки детей: не вызвать страха, не формировать позицию человека, неспособного достичь успеха;

- контроль должен иметь различные степени сложности.

Индивидуальные формы контроля (нетрадиционные формы текущего контроля) должны отражать реальный уровень подготовки детей: не вызывать страха, не формировать позицию человека, неспособного достичь успеха. Контроль должен иметь различные степени сложности.

Индивидуальные формы контроля:

- блицтурнир;

- индивидуальные карточки;

кроссворд;

- краткий словарик;

- лабораторная работа;

- «Найти ошибку»;

- практическая работа;

- персональная выставка;

- ребус;

- самостоятельная работа;

- соревнование;

- чайнворд;

- экспресс-опрос;

- эстетический диктант.

Групповые формы контроля:

- азбука человеческих знаний;

- графический диктант;

- деловая игра;

- интеллектуальная игра;

- мозговой штурм;

- технический диктант

В области интеллектуальных, творческих и инициативных проявлений ребенка формами положительной оценки становятся также (диагностические средства):

- «рефлексивная карта» обучающегося; «тетрадь моих достижений»;

презентация исследовательских проектов;

- оформление результатов проектов в виде газет, сценариев, праздников;

- творческая тетрадь «Мои достижения»;

- таблица «Мои достижения»;

- индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе.