Файл: 4. Подготовка и проведение пробных занятий по программам дополнительного образования в области социально педагогической деятельности.docx
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 961
Скачиваний: 76
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вы – замечательный веселый родитель! У вас молодая душа, вы современны и динамичны! Детство вашего ребенка проходит под лозунгом «Вечный праздник!». Но родители есть родители и необходимо определять ситуации, где стоит демонстрировать взрослое поведение!
Приложение 3
Схема анализа занятий по программам дополнительного образования в области социально – педагогической деятельности
Основой системного подхода к анализу и эффективности деятельности педагога дополнительного образования и обучающихся воспитанников в ходе занятия служат следующие основные структурные компонентов как деятельностной системы (на основе методик В.П. Симонова и Л.Б. Малыхиной, табл. 1).
Таблица 1 - Технологическая карта системного анализа и оценки эффективности занятия в системе дополнительного образования
№ п/п | Показатели |
| |
1. Основные личностные качества педагога | |
1.1 | Знание предмета и общая эрудиция педагога в целом. |
1.2 | Уровень его педагогического и методического мастерства. |
1.3 | Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность. |
1.4 | Чувство такта, демократичность во взаимоотношениях с обучающимися воспитанниками. |
1.5 | Культура внешнего вида (в соответствии с профилем деятельности), мимика, жесты и культура поведения. |
2. Основные характеристики обучающихся воспитанников | |
2.1 | Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности обучающихся воспитанников в ходе занятия. |
2.2 | Уровень развития специальных умений и навыков (какие, как развиты и как развиваются в ходе занятия). |
2.3 | Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы. |
2.4 | Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности обучающихся воспитанников в ходе занятия. |
2.5 | Культура труда. |
2.6 | Культура речи, общая и специфическая грамотность. |
3. Основные характеристики содержания занятия | |
3.1 | Научность, доступность и посильность изучаемого материала (формируемых знаний и умений). |
3.2 | Актуальность и связь теории с жизнью (связь теории с практикой). Профориентация (военная составляющая). |
3.3 | Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой обучающимися воспитанниками информации) |
4. Эффективность способов деятельности | |
4.1 | Рациональность и эффективность использования времени занятия, его темпа, а также оптимальность чередования и смены видов деятельности в ходе занятия. |
4.2 | Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО. |
4.3 | Степень рациональности и эффективности используемых организационных форм и методов обучения. |
4.4 | Уровень обратной связи с обучающимися воспитанниками в ходе занятия. |
4.5 | Степень эстетического воздействия занятия на обучающихся воспитанников. |
4.6 | Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности педагогом и обучаемыми воспитанниками в ходе занятия. |
5. Оценка цели и результатов проведённого занятия | |
5.1 | Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятия. Совместное целеполагание. |
5.2 | Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно. |
5.3 | Степень обучающего воздействия занятия на обучаемых (чему и в какой степени научились). |
5.4 | Степень воспитательного воздействия занятия на обучаемых (что воспитывалось и что способствовало воспитанию и в какой степени). |
5.5 | Степень воздействия занятия на развитие обучающихся (что развивалось и что способствовало их развитию и в какой степени). |
Технология системного подхода к оценке эффективности занятия: |
Используется 3-х бальная шкала оценки |
2 балла - показатель проявляется в полной мере; |
1 балл – показатель проявляется частично; |
0 баллов - показатель не проявляется. |
Таблица 2 - Технология системного подхода к оценке эффективности занятия в системе дополнительного образования
№ п/п | Показатели | 0 баллов | 1 балл | 2 балла |
1.Анализ основных личностных качеств педагога | | | | |
1.1 | Знание предмета и общая эрудиция педагога в целом | Знание своего предмета только по отдельным темам | Глубокое знание своего предмета | Глубокое знание своего предмета и демонстрация знаний из других областей |
1.2 | Уровень педагогического и методического мастерства | Отсутствие логики в плане занятия. | Четкое следование замыслу плана занятия и неготовность (неумение) гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций | Четкое следование замыслу плана занятия и одновременная готовность (и умение) гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, умение переходить к реализации запасных методических вариантов |
1.3 | Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность | Неграмотная речь, присутствуют «слова - паразиты» | Грамотная эмоциональная речь, без использования образных средств языка | Грамотная, эмоциональная, образная речь |
1.4 | Чувство такта, демократичность во взаимоотношениях с обучающимися воспитанниками | Отсутствие тактичности и авторитарный стиль взаимоотношений с обучающимися воспитанниками | Наличие 1 – 2 проявлений тактичности и демократического стиля взаимоотношений с обучающимися воспитанниками* | Наличие 3 и более проявлений тактичности и демократического стиля взаимоотношений с обучающимися воспитанниками* |
1.5 | Культура внешнего вида (в соответствии с профилем деятельности), мимика, жесты и культура поведения | Несоответствие внешнего вида профилю деятельности педагога, отсутствие конгруэнтности мимики и жестикуляции со стилем взаимоотношений с обучающимися воспитанниками | Соответствие внешнего вида профилю деятельности педагога, отсутствие конгруэнтности мимики и жестикуляции со стилем взаимоотношений с обучающимися воспитанниками; либо несоответствие внешнего вида профилю деятельности педагога и конгруэнтность мимики и жестикуляции со стилем взаимоотношений с обучающимися воспитанниками | Соответствие внешнего вида профилю деятельности педагога, конгруэнтность мимики и жестикуляции со стилем взаимоотношений с обучающимися воспитанниками |
2. Основные характеристики обучающихся воспитанников | | | | |
2.1 | Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности обучающихся воспитанников в ходе занятия | Отсутствие попыток формирования познавательной активности, творчества и самостоятельности обучающихся воспитанников | Познавательная активность, самостоятельность обучающихся воспитанников и творчество формируются либо только через содержание учебного материала, либо только через формы организации познавательной деятельности | Познавательная активность, самостоятельность обучающихся воспитанников и творчество формируются как через содержание учебного материала, так и через формы организации познавательной деятельности |
2.2 | Уровень развития специальных умений и навыков (какие, как развиты и как развиваются в ходе занятия) | Не развивается ни один из видов специальных умений и навыков** | Осуществляются отдельные попытки развития одного из видов специальных умений и навыков** | Осуществляется развитие одного и более видов специальных умений и навыков** с учётом сформированного уровня |
2.3 | Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы | Отсутствие коллективных (групповых) форм работы | Формальное использование коллективных (групповых) форм работы без совместного решения обучающимися воспитанниками учебных задач. | Наличие коллективных (групповых) форм работы в ходе занятия для совместного решения обучающимися учебных задач в соответствии с уровнем их учебно-познавательной деятельности |
2.4 | Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности обучающихся воспитанников в ходе занятий | Низкий уровень дисциплины, доминирует внешняя мотивация, для поддержания дисциплины используются замечания | Средний уровень дисциплины, сочетаются внутренняя и внешняя мотивация, для поддержания дисциплины используется смена деятельности обучающихся воспитанников | Высокий уровень дисциплины, обеспеченный сформированным мотивом потребности в учебной деятельности, доминирует внутренняя мотивация |
2.5 | Культура труда | Низкий уровень культуры труда, неумение рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять необходимые виды деятельности | Средний уровень культуры труда. Осуществление отдельных попыток рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять необходимые виды деятельности | Высокий уровень культуры труда (её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность обучающемуся воспитаннику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять необходимые виды деятельности) |
2.6 | Культура речи, общая и специфическая грамотность | Неграмотная речь, присутствуют «слова - паразиты» | Грамотная эмоциональная речь, без использования образных средств языка | Грамотная, эмоциональная, образная речь |
3. Основные характеристики содержания занятия | | | | |
3.1 | Научность, доступность и посильность изучаемого материала (формируемых знаний и умений) | Несоблюдение всех трёх принципов обучения (научности, доступности, посильности) | Соблюдение одного-двух принципов обучения (научности, доступности, посильности) | Соблюдение всех трёх принципов обучения (научности, доступности, посильности) |
3.2 | Актуальность и связь теории с жизнью (связь теории с практикой). Профориентация (военная составляющая). | Не определена актуальность изучаемого материала и отсутствует связь теории с практикой (жизнью). Отсутствие военной составляющей | Определена актуальность, но отсутствует связь теории с практикой (жизнью). Наличие/отсутствие военной составляющей | Определена актуальность, установлена связь теории с практикой (жизнью). Наличие военной составляющей |
3.3 | Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой учащимися информации). | Отсутствие новизны, проблемности, привлекательности учебной информации | Наличие проблемности, при отсутствии новизны, привлекательности учебной информации | Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации |
4. Эффективность способов деятельности | | | | |
4.1. | Рациональность и эффективность использования времени занятия, его темпа, а также оптимальность чередования и смены видов деятельности в ходе занятия | Слишком быстрый, либо слишком медленный темп занятия; слишком частая смена видов деятельности, либо отсутствие смены видов деятельности | Темп занятия оптимален, но либо слишком часто сменяются виды деятельности, либо смены видов деятельности отсутствует | Темп занятия оптимален, оптимальное чередование и смена видов деятельности |
4.2. | Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО | Чрезмерное использование наглядности и ТСО, препятствующее развитию образного мышления или отсутствие необходимой наглядности на занятии | Использование наглядности и ТСО недостаточно эффективно, нецелесообразно | Использование наглядности и ТСО с учетом ведущих каналов восприятия информации обучающихся воспитанников, принципов здоровьесбережения |
4.3 | Степень рациональности и эффективности используемых организационных форм и методов обучения | Использование не более одной организационной формы и не более одного метода обучения | Использование более одной организационной формы и более одного метода обучения, не всегда соотносимое с уровнем учебно-познавательной деятельности обучающихся воспитанников | Умение сочетать различные формы работы и обосновывать выбранную форму обучения; обоснованный выбор методов обучения исходя из знания сильных и слабых сторон каждого метода, учебных возможностей обучающихся воспитанников конкретного творческого объединения |
4.4 | Уровень обратной связи со всеми обучающимися в ходе занятия | Вопросно-ответная связь педагога с обучающимися воспитанниками, отсутствие рефлексии | Интерактивная связь педагога и обучающихся воспитанников или занятие завершается рефлексией | Интерактивная связь педагога и обучающихся воспитанников, занятие завершается рефлексией |
4.5 | Степень эстетического воздействия занятия на обучающихся воспитанников | Игнорирование эстетических условий обучения | Наличие эстетики только на уровне формы (эстетичное оформление кабинета, средств обучения) | Целостный эстетический подход (на уровне формы - оформление помещения для занятий, средств обучения – и содержания (эстетика идей, смыслов, формул, поступков) |
4.6 | Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности педагогом и обучаемыми воспитанниками в ходе занятия | Нарушение правил охраны труда и техники безопасности на занятии | Наличие несвоевременного инструктажа по технике безопасности на занятии | Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности как педагогом, так и обучаемыми воспитанниками, своевременный инструктаж. |
5. Оценка цели и результатов проведенного занятия | | | | |
5.1 | Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятия. Совместное целеполагание | Отсутствие цели занятия | Наличие цели занятия, но отсутствие конкретности, четкости и лаконичности ее формулировки. Отсутствие совместного целеполагания | Наличие цели занятия, конкретность, четкость, лаконичность ее формулировки, совместное целеполагание |
5.2 | Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно | Цель нецелесообразна, недостижима, слишком сложна или не достигнута | Цель реальна, целесообразна, достижима, но достигнута частично | Цель реальна, целесообразна, достигнута |
5.3 | Степень обучающего воздействия занятия на обучаемых воспитанников (чему и в какой степени научились) | Отсутствие ожидаемых предметных результатов | Ожидаемые предметные результаты частично достигнуты и продемонстрированы обучающимися воспитанниками | Ожидаемые предметные результаты достигнуты в полном объеме и продемонстрированы обучающимися воспитанниками |
5.4 | Степень воспитательного воздействия занятия на обучаемых (что воспитывалось и что способствовало воспитанию и в какой степени) | Игнорирование возможностей воспитания в процессе обучения или обеспечение воспитательного воздействия через нравоучения | Обеспечение воспитательного воздействия только через содержание образования | Обеспечение воспитательного воздействия через четыре канала:
|
5.5 | Степень воздействия занятия на развитие обучающихся (что развивалось и что способствовало их развитию и в какой степени) | Отсутствие ожидаемых метапредметных результатов | Наличие ожидаемых метапредметных результатов в частичном объеме | Наличие ожидаемых метапредметных результатов в полном объеме |
Признаки чувства такта и демократичности во взаимоотношениях с обучающимися воспитанниками:
- быть требовательным, но при этом не вызывать у обучаемых воспитанников отчужденность;
- уметь поощрять (хвалить) обучаемых воспитанников, но при этом не быть приторным;
- быть добрым, но без слабости (не добреньким);
- быть строгим, но без придирчивости;
- владеть чувством причастности, но не подменять обязанности обучаемого;
- уметь прогнозировать эмоциональный отклик у обучаемых, но не игнорировать при этом нацеленность их на преодоление трудностей;
- быть внимательным к обучаемому воспитаннику, но при этом соблюдать чувство меры;
Специальные умения – предметные умения, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины:
Приложение 4
Примерные контрольно-измерительные материалы, формы и методы диагностики достигнутых результатов
Основными критериями оценивания специальных умений и навыков обучающихся через контрольно-измерительные материалы являются:
- знание понятий и терминов по данному направлению;
- владение специальной терминологией;
- знание технологии;
- владение специальным оборудованием и оснащением;
- компетентность в применении знаний;
- креативность в выполнении практических заданий;
- способность к саморазвитию;
- самоопределение;
- самовыражение;
- навык поисковой работы;
- умение воплощать творческие замыслы;
- навыки соблюдения правил безопасности в процессе деятельности;
- сумма СУН по укреплению и сохранению физического и психологического здоровья;
Критерии по ФГОС (УУД):
- способность адаптироваться к изменяющимся условиям;
- толерантность;
- коммуникативные качества;
- социальное взаимодействие;
- адекватность реакции на жизненные ситуации;
- нравственные навыки
- гражданственность
- патриотизм
- навыки соблюдения правил безопасности в процессе деятельности;
- специальные умения и навыки по укреплению и сохранению физического и психологического здоровья.
Алгоритм разработки контрольно-измерительных материалов:
Система контроля:
- традиционный - разработка промежуточного (итогового) контроля;
- более сложный вариант - разработка стартовой диагностики, потом промежуточный (итоговый) контроль - помогает отследить динамику развития ребенка от начального уровня знаний, умений и навыков до конечного результата;
- текущий контроль - вариант, который позволяет более точно наблюдать за развитием и саморазвитием личности, заниматься коррекционной работой по мере выявления проблем в усвоении образовательной программы.
Выбор форм:
- форма должна быть понятна детям;
- формы контроля должны быть интересными, могут быть нетрадиционными;
- результат должен отражать реальный уровень подготовки детей: не вызвать страха, не формировать позицию человека, неспособного достичь успеха;
- контроль должен иметь различные степени сложности.
Индивидуальные формы контроля (нетрадиционные формы текущего контроля) должны отражать реальный уровень подготовки детей: не вызывать страха, не формировать позицию человека, неспособного достичь успеха. Контроль должен иметь различные степени сложности.
Индивидуальные формы контроля:
- блицтурнир;
- индивидуальные карточки;
кроссворд;
- краткий словарик;
- лабораторная работа;
- «Найти ошибку»;
- практическая работа;
- персональная выставка;
- ребус;
- самостоятельная работа;
- соревнование;
- чайнворд;
- экспресс-опрос;
- эстетический диктант.
Групповые формы контроля:
- азбука человеческих знаний;
- графический диктант;
- деловая игра;
- интеллектуальная игра;
- мозговой штурм;
- технический диктант
В области интеллектуальных, творческих и инициативных проявлений ребенка формами положительной оценки становятся также (диагностические средства):
- «рефлексивная карта» обучающегося; «тетрадь моих достижений»;
презентация исследовательских проектов;
- оформление результатов проектов в виде газет, сценариев, праздников;
- творческая тетрадь «Мои достижения»;
- таблица «Мои достижения»;
- индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе.