ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел 3. Развивающаяэкологическая среда в ДОУ
Лекция 1
Тема: Роль экологической среды развития в ДОУ
Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов, является среда. В современных педагогических концепциях она выступаеткакважныйкомпонентдошкольногообразования.
В последнее время в научных и методических материалах всечаще встречается понятие «окружающая среда». Целесообразнорассмотретьэтидвапонятия относительнодругдруга.
Известно, что понятие «среда» исторически возникло внутриестественнонаучного понимания, т.е. «среда» – это то, в чем проявляется активность интересующего нас явления. С точки зрениятеориисистемногоподхода,«средарассматриваетсякаквсевнешнее по отношению к рассматриваемой системе и при этомтолько такое внешнее, с которым система связана сетью коммуникаций.
С.И. Ожеговвсловарерусскогоязыкараскрываетпонятиесредычерезкатегориипространства,окружения,условий.
Если философы, анализируя «среду» как «пространство», выделяютпонятияфизического,биологическогоисоциальногопространства,тотермин«окружение»обозначает,помнениюученых, более близкое расположение влияющих на человека факторов. Именно в этом смысле употребляется понятие «окружающая среда».
Имеет место и классификация различных форм окружающейсреды. Это природная (естественная) и социальная (искусственносозданная человеком политическая, экономическая, культурная,как частный случай образовательная) среда. В последнее десятилетие человек и окружающая среда являются предметом междисциплинарных исследований философии, социологии, биологии,экономики,экологии,валеологии,теорииуправления,педагогики.
Третьяхарактеристикасредыориентируетнаснасовокупностьспособностей, интересов, образа жизни, влияющего на формированиеифункционированиеличностивобществе,напредметноеи социальное окружение. Это позволяет рассматривать личность вравной мере и как носителя, и как представителя среды. Уделяется особое внимание изучению условий среды, так как они приводяткдействительнымпеременамвчеловеке,способствуяеголичностномуразвитию.
Ведущее место в лекции отводится понятию «экологическая среда».По Н.Ф. Реймерсу термин«среда экологическая» рассматривает в первую очередь как внешнюю по отношению кобъекту – это силы и явления природы, ее вещество и пространство, любая деятельность человека, находящиеся вне рассматриваемого объекта или субъекта, в том числе и собственно экологическая деятельность, то есть деятельность, производимая в приложениилишь к живым организмам илиобъектам с участиемживого. Совокупность взаимодействия живых растений и животных во внешней и внутренней (условия жизни в жилых помещениях) среде ДОУ, детей – воспитанников детского сада, взрослых – педагогов и родителей – все это может составлять экологическуюсредудошкольногоучреждения.
Необходимо отметить, что опыт воспитания детей дошкольного возрастаучитываеттрадиционные подходыитребованиякорганизации природных условий ознакомления дошкольников сприродой (С.А. Веретенникова, А.П. Мазурина, П.Г. Саморукова,А.М. Матвеева)ииспользуетбогатоепедагогическоенаследиеприпостроениисовременнойсредыразвития ребенка.
Вместе с тем, изучение разнообразных теоретических и практических взглядов на составляющие экологического образованияребенка показало, что в педагогике также рассматриваются новыепонятия.
Пространство экологического развития детей (Ю.М. Горвиц, Е.В. Зворыгина) призвано воспитывать и укреплять любовь кприроде, понимать ее, сохранять, тонко чувствовать, овладеватьнавыкамиобщения,постигатьмногообразие инеповторимостьестественных природных форм. По мнению этих авторов, пространству экологического развития детей в детском саду должнобыть уделено особое внимание в условиях города. Возможно создание на участке и внутри интерьера разнообразия ландшафтныхзон,естественныхиискусственныхрельефов:искусственныхскал,водопадов,ручейков,мини-озер,живописныххолмиков,
цветущих стенок и др. Прекрасным дополнением будет служитьразнообразноеозеленениеспециальновыделеннойнаучасткезоны для сельскохозяйственных работ: огороды, теплицы, мини-фермы.
Наглядные результаты трудовпомогут почувствовать детямсилу, восстановить связь с природой, которая, по мнению ученых,нарушаетсявусловияхмегаполиса.Восстановлениеэтой «корневой связи» человека с природой – одна из существенныхфункцийпространстваэкологическогоразвитиядетей.
Экологизация жизненной среды как средство развития детейпредставлена в трудах С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина. Ими замечено,что все дети в возрасте 5–7 лет просят родителей завести любоеживое существо: рыбок, хомячков, птиц, собак, кошек. Это вызвано потребностью ребенка в общении с живой природой. Поэтому экологическая среда ДОУ может быть насыщена соответствующими стимулами: растительными композициями, аквариумами, что создает благоприятные условия, уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится значимымиубедительным.
Экологизацию развивающей среды считают важнейшим требованиемсовременности.Общаяэкологизацияозначаетразно-сторонний, более системный, чем ранее, подход к объективномумиру илибольшееосознание ролиприроды в жизничеловека(Н.Ф.Реймерс). Известно, что в современном мире наблюдаетсяопределенное противоречие между потребностью ребенка в об-щении с природой и отчуждением его от природы (компьютерные игры, телевидение, видеопродукция и т.д.). Это отчуждение,по мнению ученых (Н.А. Рыжова и др.), преодолевается посредством экологизации развивающей предметной среды ДОУ, которая выражается в создании условий для познавательного и эколого-эстетическогоразвитиядетей;оздоровленияистановлениянравственных качеств ребенка; формирования навыков экологи-чески грамотного поведения, совместной и индивидуальной эко-логическиориентированнойдеятельностидетей.
Особое внимание в современном проектировании детских учреждений предлагается уделять максимальной открытости доступной природной среды, способствующей единству Человека иПрироды.Так,помнениюсоздателейконцепцииразвивающей
среды в дошкольном образовательном учреждении В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой, эти тенденции могут проявляться в создании «зеленых» комнат, внутренних озелененных двориков, открытых террас и веранд, включенныхвовнутреннюю средуздания.
Итак, экологическую развивающую среду мы понимаем какцелесообразноотобранноеисистематизированноесодержаниеусловий реализации цели экологического образования на основеличностно-ориентированноймоделивзаимодействиядетейивзрослых,обеспечивающих становлениеребенкакакличности.
Анализ рассматриваемых определений среды показал, что онив той или иной степени содержат характерные особенности, присущие каждой среде, в том числе и экологической, которая функционирует,регулируется,развивается,изменяется.
Эти особенностиопределяют основные функции экологической среды. К ним относятся: развивающая, адаптационная, оздоровительная,корректирующая,воспитательная,познавательнаяипрактико-ориентированная.Рассмотримихсодержание.
Развивающаяфункцияопределяет:
-
совершенствованиепсихическихпроцессовиихсвойств; -
развитиеэмоцийичувств,отражающихзначимостьприродыдлякаждогоребенка; -
характерныедетскиевиды деятельности; -
развитиенравственныхнормиправилповедениявприроде; -
позитивноеотношениекживымобъектам; -
оценочныесуждения,развивающиесяискладывающиесяот подражания оценкам взрослых до выражения отношенийксебеидругим; -
адекватное реагирование на изменение экологической ситуации; -
развитиенравственныхпривычек,коммуникаций; -
рефлексивные качества личности (самоанализ, самооценку,самосознание); -
симпатию.
Адаптационная функция характеризуется способностью ребенка быстро и адекватно реагировать, приспосабливаться и привыкать к изменениям в экологической среде. Здесь для детей-дошкольниковоченьважноналичиеритуалов(поздороваться
растениями, животными, обитающими в группе), традиций, на-пример,ежегодноепроведениеэкологическихакций.
Оздоровительная функция проявляется в широком и много-образном использовании природных факторов для оздоровленияорганизма: водные и воздушные процедуры; солнечные ванны;песочная терапия; использование звуков природы в виде аудио-записей на занятиях, в рекреационных паузах, для релаксации.Все этоспособствуетактивизацииприродных(биологических)жизненныхсилребенка.
Корректирующая функция направлена на динамику экологи-чески оправданного поведения (отсутствие жестоких поступков, наличие гуманных проявлений).Это особо значимо в группах,где воспитывают детей с особенностями развития: задержка психическогоразвития,педагогическаязапущенность,социальнаядепривация,сенсорноеголодание,низкаячувствительностькцветовым, звуковым, тактильным, вкусовым ощущениям; в группахкоррекцииречевыхнарушенийипатологий.
Воспитательная функция: воспитание у ребенка пониманиясамоценности живого на земле, ценностного отношения к жизни,системыценностейединенияЧеловекаиПрироды,ценностиприроды как естественной среды обитания, ценности удовольствия от пребывания в природе и ценности общения с другими живыми существами, ценности познания окружающей природы дляжизнедеятельности,творческогопроцесса.
Познавательнаяфункцияраскрываетпонятияцелостностимира, системности окружающего, причинно-следственных связейвприроде.Познавательныеспособностисовершенствуютсяотпервичных ощущений к целенаправленным наблюдениям, субъективным обобщениям через экспериментирование путем творческого применения знаний, знакомство со средствами, обеспечивающимиинформационнуюкомпетентность:энциклопедии,компьютерные и теле-, видеопрограммы, природоведческие книги,собственныедлительныенаблюдения.
Практико-ориентированная функция нацеливает педагоговна формирование у детей умений обеспечить и сохранить благоприятные условия для нормального функционирования (жизнедеятельности) живыхорганизмов,учитыватьособенностиприспособленияприизмененииихместаобитания,предупреждать
неправильные поступки сверстников в природе, соблюдать пра-вилавзаимодействия сокружающейприродой.
Такимобразом,экологизацияразвивающейприроднойсредыв ДОУ должна способствовать реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, нравственно-ценностногоидеятельностного.
Однакодошкольныеучрежденияотличаютсядруготдругаматериальнымивозможностями,уровнемэкологизацииразвивающейприроднойсреды(далее–РПС),направлениямидеятельностипедколлектива.ЭтопредопределяетнеобходимостьвариативногоподходакорганизацииРПС.ЛюбаяРПСсостоитизразнообразныхэлементов.Каждыйиз нихвыполняетсвоюфункциональную роль. В таблице 6 перечислены функциональные роли различных элементов РПС и их использование для про-ведения разнообразныхзанятий.
Таблица2
Элементы РПС | Функциональная роль | Формы и методы работы |
Экологическаякомната (класс) | Обучающая; релаксационная. | Экологические занятия и игры, самостоятельные игры в уголке природы, просмотр слайдов, видео фильмов о природе. |
Лаборатория | Обучающая; познавательная деятельность; умственное развитие. | Проведение исследовательской работы. |
Уголок природы (Центр природы) | Релаксационная; познавательная; развитие эмоциональной сферы; приобретение навыков ухода за животными и растениями, воспитание бережного отношения к ним. | Наблюдения, уход за растениями, животными. |
Зимний сад | Оздоровительная, релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живой природой. | Самостоятельные игры, отдых, уход за растениями, наблюдения, оздоровительные упражнения. |
Библиотека | Познавательная, воспитание интереса к художественной, научно-популярной литературе. | Чтение, рассматривание иллюстраций в книгах о природе, проведение бесед, обсуждение прочитанного, конкурсы. |
Экологическая тропа | Познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной, сенсорной сфер, знакомство с правильным обращением с природой. | Проведение комплексных занятий, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, практическая деятельность (уход за растениями и т.п.), исследовательская работа. |
Огород, сад | Воспитание трудовых навыков, развитие эстетического вкуса, познавательной деятельности; здоровление, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологическибезопасногоповедения. | Уход за растениями, наблюдения; выращивание экологически безопасного урожая, знакомство с правилами экологической безопасности. |
Территория детского сада (ландшафтные, архитектурные объекты) | Эстетическая, познавательная, игровая функции, развитие эмоциональной сферы. | Создание фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок для экскурсий, игр, фольклорных праздников. |
Музей, картинная галерея | Краеведческая, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая. | Экскурсии в местные музеи, галереи, создание собственных музеев. |
Изостудия (художественнаястудия), дизайн-студия | Эколого-эстетическая, эмоциональная | Комплексные эколого-эстетические занятия, изготовление костюмов для праздников, игр, создание иллюстраций к художественным произведениям и собственным сказкам. |