Файл: Роль экологической среды развития в доу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Раздел 3. Развивающаяэкологическая среда в ДОУ

Лекция 1

Тема: Роль экологической среды развития в ДОУ

Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов, является среда. В современных педагогических концепциях она выступаеткакважныйкомпонентдошкольногообразования.

В последнее время в научных и методических материалах всечаще встречается понятие «окружающая среда». Целесообразнорассмотретьэтидвапонятия относительнодругдруга.

Известно, что понятие «среда» исторически возникло внутриестественнонаучного понимания, т.е. «среда» – это то, в чем проявляется активность интересующего нас явления. С точки зрениятеориисистемногоподхода,«средарассматриваетсякаквсевнешнее по отношению к рассматриваемой системе и при этомтолько такое внешнее, с которым система связана сетью коммуникаций.

С.И. Ожеговвсловарерусскогоязыкараскрываетпонятиесредычерезкатегориипространства,окружения,условий.

Если философы, анализируя «среду» как «пространство», выделяютпонятияфизического,биологическогоисоциальногопространства,тотермин«окружение»обозначает,помнениюученых, более близкое расположение влияющих на человека факторов. Именно в этом смысле употребляется понятие «окружающая среда».

Имеет место и классификация различных форм окружающейсреды. Это природная (естественная) и социальная (искусственносозданная человеком политическая, экономическая, культурная,как частный случай образовательная) среда. В последнее десятилетие человек и окружающая среда являются предметом междисциплинарных исследований философии, социологии, биологии,экономики,экологии,валеологии,теорииуправления,педагогики.

Третьяхарактеристикасредыориентируетнаснасовокупностьспособностей, интересов, образа жизни, влияющего на формированиеифункционированиеличностивобществе,напредметноеи социальное окружение. Это позволяет рассматривать личность вравной мере и как носителя, и как представителя среды. Уделяется особое внимание изучению условий среды, так как они приводяткдействительнымпеременамвчеловеке,способствуяеголичностномуразвитию.

Ведущее место в лекции отводится понятию «экологическая среда».По Н.Ф. Реймерсу термин«среда экологическая» рассматривает в первую очередь как внешнюю по отношению кобъекту – это силы и явления природы, ее вещество и пространство, любая деятельность человека, находящиеся вне рассматриваемого объекта или субъекта, в том числе и собственно экологическая деятельность, то есть деятельность, производимая в приложениилишь к живым организмам илиобъектам с участиемживого. Совокупность взаимодействия живых растений и животных во внешней и внутренней (условия жизни в жилых помещениях) среде ДОУ, детей – воспитанников детского сада, взрослых – педагогов и родителей – все это может составлять экологическуюсредудошкольногоучреждения.


Необходимо отметить, что опыт воспитания детей дошкольного возрастаучитываеттрадиционные подходыитребованиякорганизации природных условий ознакомления дошкольников сприродой (С.А. Веретенникова, А.П. Мазурина, П.Г. Саморукова,А.М. Матвеева)ииспользуетбогатоепедагогическоенаследиеприпостроениисовременнойсредыразвития ребенка.

Вместе с тем, изучение разнообразных теоретических и практических взглядов на составляющие экологического образованияребенка показало, что в педагогике также рассматриваются новыепонятия.

Пространство экологического развития детей (Ю.М. Горвиц, Е.В. Зворыгина) призвано воспитывать и укреплять любовь кприроде, понимать ее, сохранять, тонко чувствовать, овладеватьнавыкамиобщения,постигатьмногообразие инеповторимостьестественных природных форм. По мнению этих авторов, пространству экологического развития детей в детском саду должнобыть уделено особое внимание в условиях города. Возможно создание на участке и внутри интерьера разнообразия ландшафтныхзон,естественныхиискусственныхрельефов:искусственныхскал,водопадов,ручейков,мини-озер,живописныххолмиков,

цветущих стенок и др. Прекрасным дополнением будет служитьразнообразноеозеленениеспециальновыделеннойнаучасткезоны для сельскохозяйственных работ: огороды, теплицы, мини-фермы.

Наглядные результаты трудовпомогут почувствовать детямсилу, восстановить связь с природой, которая, по мнению ученых,нарушаетсявусловияхмегаполиса.Восстановлениеэтой «корневой связи» человека с природой – одна из существенныхфункцийпространстваэкологическогоразвитиядетей.

Экологизация жизненной среды как средство развития детейпредставлена в трудах С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина. Ими замечено,что все дети в возрасте 5–7 лет просят родителей завести любоеживое существо: рыбок, хомячков, птиц, собак, кошек. Это вызвано потребностью ребенка в общении с живой природой. Поэтому экологическая среда ДОУ может быть насыщена соответствующими стимулами: растительными композициями, аквариумами, что создает благоприятные условия, уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится значимымиубедительным.

Экологизацию развивающей среды считают важнейшим требованиемсовременности.Общаяэкологизацияозначаетразно-сторонний, более системный, чем ранее, подход к объективномумиру илибольшееосознание ролиприроды в жизничеловека(Н.Ф.Реймерс). Известно, что в современном мире наблюдаетсяопределенное противоречие между потребностью ребенка в об-щении с природой и отчуждением его от природы (компьютерные игры, телевидение, видеопродукция и т.д.). Это отчуждение,по мнению ученых (Н.А. Рыжова и др.), преодолевается посредством экологизации развивающей предметной среды ДОУ, которая выражается в создании условий для познавательного и эколого-эстетическогоразвитиядетей;оздоровленияистановлениянравственных качеств ребенка; формирования навыков экологи-чески грамотного поведения, совместной и индивидуальной эко-логическиориентированнойдеятельностидетей.



Особое внимание в современном проектировании детских учреждений предлагается уделять максимальной открытости доступной природной среды, способствующей единству Человека иПрироды.Так,помнениюсоздателейконцепцииразвивающей

среды в дошкольном образовательном учреждении В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой, эти тенденции могут проявляться в создании «зеленых» комнат, внутренних озелененных двориков, открытых террас и веранд, включенныхвовнутреннюю средуздания.

Итак, экологическую развивающую среду мы понимаем какцелесообразноотобранноеисистематизированноесодержаниеусловий реализации цели экологического образования на основеличностно-ориентированноймоделивзаимодействиядетейивзрослых,обеспечивающих становлениеребенкакакличности.

Анализ рассматриваемых определений среды показал, что онив той или иной степени содержат характерные особенности, присущие каждой среде, в том числе и экологической, которая функционирует,регулируется,развивается,изменяется.

Эти особенностиопределяют основные функции экологической среды. К ним относятся: развивающая, адаптационная, оздоровительная,корректирующая,воспитательная,познавательнаяипрактико-ориентированная.Рассмотримихсодержание.

Развивающаяфункцияопределяет:

  • совершенствованиепсихическихпроцессовиихсвойств;

  • развитиеэмоцийичувств,отражающихзначимостьприродыдлякаждогоребенка;

  • характерныедетскиевиды деятельности;

  • развитиенравственныхнормиправилповедениявприроде;

  • позитивноеотношениекживымобъектам;

  • оценочныесуждения,развивающиесяискладывающиесяот подражания оценкам взрослых до выражения отношенийксебеидругим;

  • адекватное реагирование на изменение экологической ситуации;

  • развитиенравственныхпривычек,коммуникаций;

  • рефлексивные качества личности (самоанализ, самооценку,самосознание);

  • симпатию.

Адаптационная функция характеризуется способностью ребенка быстро и адекватно реагировать, приспосабливаться и привыкать к изменениям в экологической среде. Здесь для детей-дошкольниковоченьважноналичиеритуалов(поздороваться

растениями, животными, обитающими в группе), традиций, на-пример,ежегодноепроведениеэкологическихакций.

Оздоровительная функция проявляется в широком и много-образном использовании природных факторов для оздоровленияорганизма: водные и воздушные процедуры; солнечные ванны;песочная терапия; использование звуков природы в виде аудио-записей на занятиях, в рекреационных паузах, для релаксации.Все этоспособствуетактивизацииприродных(биологических)жизненныхсилребенка.


Корректирующая функция направлена на динамику экологи-чески оправданного поведения (отсутствие жестоких поступков, наличие гуманных проявлений).Это особо значимо в группах,где воспитывают детей с особенностями развития: задержка психическогоразвития,педагогическаязапущенность,социальнаядепривация,сенсорноеголодание,низкаячувствительностькцветовым, звуковым, тактильным, вкусовым ощущениям; в группахкоррекцииречевыхнарушенийипатологий.

Воспитательная функция: воспитание у ребенка пониманиясамоценности живого на земле, ценностного отношения к жизни,системыценностейединенияЧеловекаиПрироды,ценностиприроды как естественной среды обитания, ценности удовольствия от пребывания в природе и ценности общения с другими живыми существами, ценности познания окружающей природы дляжизнедеятельности,творческогопроцесса.

Познавательнаяфункцияраскрываетпонятияцелостностимира, системности окружающего, причинно-следственных связейвприроде.Познавательныеспособностисовершенствуютсяотпервичных ощущений к целенаправленным наблюдениям, субъективным обобщениям через экспериментирование путем творческого применения знаний, знакомство со средствами, обеспечивающимиинформационнуюкомпетентность:энциклопедии,компьютерные и теле-, видеопрограммы, природоведческие книги,собственныедлительныенаблюдения.

Практико-ориентированная функция нацеливает педагоговна формирование у детей умений обеспечить и сохранить благоприятные условия для нормального функционирования (жизнедеятельности) живыхорганизмов,учитыватьособенностиприспособленияприизмененииихместаобитания,предупреждать

неправильные поступки сверстников в природе, соблюдать пра-вилавзаимодействия сокружающейприродой.

Такимобразом,экологизацияразвивающейприроднойсредыв ДОУ должна способствовать реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, нравственно-ценностногоидеятельностного.

Однакодошкольныеучрежденияотличаютсядруготдругаматериальнымивозможностями,уровнемэкологизацииразвивающейприроднойсреды(далее–РПС),направлениямидеятельностипедколлектива.ЭтопредопределяетнеобходимостьвариативногоподходакорганизацииРПС.ЛюбаяРПСсостоитизразнообразныхэлементов.Каждыйиз нихвыполняетсвоюфункциональную роль. В таблице 6 перечислены функциональные роли различных элементов РПС и их использование для про-ведения разнообразныхзанятий.


Таблица2


Элементы РПС

Функциональная роль

Формы и методы работы

Экологическаякомната (класс)

Обучающая; релаксационная.

Экологические занятия и игры, самостоятельные игры в уголке природы, просмотр слайдов, видео фильмов о природе.

Лаборатория

Обучающая; познавательная деятельность; умственное развитие.

Проведение исследовательской работы.

Уголок природы (Центр природы)

Релаксационная; познавательная; развитие эмоциональной сферы; приобретение навыков ухода за животными и растениями, воспитание бережного отношения к ним.

Наблюдения, уход за растениями, животными.

Зимний сад

Оздоровительная, релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живой природой.

Самостоятельные игры, отдых, уход за растениями, наблюдения, оздоровительные упражнения.

Библиотека

Познавательная, воспитание интереса к художественной, научно-популярной литературе.

Чтение, рассматривание иллюстраций в книгах о природе, проведение бесед, обсуждение прочитанного, конкурсы.

Экологическая тропа

Познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной, сенсорной сфер, знакомство с правильным обращением с природой.

Проведение комплексных занятий, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, практическая деятельность (уход за растениями и т.п.), исследовательская работа.

Огород, сад

Воспитание трудовых

навыков, развитие эстетического вкуса, познавательной деятельности; здоровление, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологическибезопасногоповедения.

Уход за растениями, наблюдения; выращивание экологически безопасного урожая, знакомство с правилами экологической безопасности.

Территория детского сада (ландшафтные, архитектурные объекты)

Эстетическая,

познавательная, игровая

функции, развитие эмоциональной сферы.

Создание фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок для экскурсий, игр, фольклорных праздников.

Музей, картинная галерея

Краеведческая, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая.

Экскурсии в местные музеи,

галереи, создание собственных музеев.

Изостудия

(художественнаястудия), дизайн-студия

Эколого-эстетическая, эмоциональная

Комплексные эколого-эстетические занятия, изготовление костюмов для праздников, игр, создание иллюстраций к художественным произведениям и собственным сказкам.