Файл: Роль экологической среды развития в доу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Театральная

студия (экологическийтеатр)

Эстетическая, развитие фантазии, речи, актерских данных через участие в экологических постановках.

Экологические инсценировки,

Спектакли с участием детей, кукольные спектакли.

Музыкальный

зал

Эколого-эстетическая.

Проведение экологических,

Фольклорных праздников, музыкальных занятий.

Физкультурный зал

Оздоровительная; игровая; развитие эмпатии к живым существам; физическое развитие.

Подвижные игры, упражнения-перевоплощения в объекты живой и неживой природы.

Бассейн

Оздоровительная,

игровая, познавательная.

Проведение занятий (например, по блоку «Вода»).

Коридоры,

холлы

Познавательная, развивающая, эстетиче-ская

Создание отдельных уголков,

ландшафтных пейзажей, фольклорных элементов.

Дополнительные

помещения (аквацентр, комната космоса, планетарий, туристко-краеведческая комната ит.п.)

Познавательная, эстетическая, обучающая

Проведение занятий, знакомство с отдельными компонентами, явлениями природы.

Компьютерный

Класс (или отдельные компьютеры)

Развитие умственных

способностей, навыков работы на компьютерах.

Компьютерные игры экологического содержания, тестирование, моделирование ситуаций, решение ситуативных задач.

Кабинет труда

(ручного, художественног)

Воспитание трудолюбия, навыков рационального природопользования; развитие фантазии.

Изготовление по дело к из природного и бросового материала, а также оборудования для занятий; конструирование, создание моделей.

Исходяизопределенияэкологическойразвивающейсреды,следует выделить ее условия, влияющие на совершенствованиепедагогического процесса: 1)содержательные; 2)процессуальные;3)технологические.

В качестве содержательных условий выступают: миссия ДОУ(сознательный и обоснованный выбор ДОУ важнейших функцийдеятельности, масштабов и уровней их реализации, конкретныхприоритетов,направленийдеятельности);модельэкологическивоспитанного выпускника ДОУ; ее цели, конкретизированные наоснове оценки внутренних и внешних возможностей ДОУ. Важную роль в этой подгруппе условий играет содержание педагогического процесса, включающее в себя организацию жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течениедня.

Процессуальныеусловияэкологическойразвивающейсредыдолжны приводить в соответствие с целью ДОУ, содержательными аспектами ее деятельности все имеющиеся внутренние ивнешние ресурсы, обеспечивая тем самым согласованность деятельностей участников педагогического процесса. Большое значение имеют условия данной подгруппы в «настраивании» участников педагогического процесса на усвоение целей ДОУ. «Настраивание» состоит не в осмыслении ими заранее заданных поотношению к ним целей, а в создании условий для вовлечения ихкак субъектов сотворчествавоткрытое взаимодействие другсдругом по разработке, обновлению и конкретизации совместнойдеятельностинаосновевыявленныхтенденцийэкологическойразвивающейсредыДОУ.

Технологические условия связаны с определением технологийобразовательного процесса. Значимость условий этой подгруппыобусловлена стремлением ДОУ к достижению конечных результатов.

Технологический подход к педагогическим явлениям и процессам определяется, с одной стороны, как совокупность методови средств обработки, а с другой – как способы воздействия одногосубъектавзаимодействия надругой.

      Таким образом, уголок природы даёт богатый материал для развития наблюдательности. Это содержание может быть реализовано в процессе наблюдений за обитателями, позволяющих воспитателю сформировать представления о растениях и животных, живущих в уголке природы, в сочетании с трудом по уходу за ними. Формируются конкретные знания об особенностях внешнего вида, потребностях внешнего вида, потребностях растений и животных, об их росте и развитии, изменении жизни в зависимости от сезона, образа жизни на воле. У детей есть возможность проследить стадии развития живых существ, их последовательность, познакомиться со способами ухода за обитателями в соответствии с их потребностями. В процессе ухода

формируются необходимые умения и навыки, а уход за животными позволяет ближе познакомить детей с повадками, особенностями их проявлений (питанием, движениями, выращиванием потомства, заботой о нём).
Вопросыизаданиядляактуализациизнаний

  1. Раскройтепонятия«окружающаясреда», «экологическаясреда».

  2. Какиефункциивыполняетэкологическаясреда?

  3. Чтоозначаетэкологизацияразвивающейприроднойсреды?

  4. Охарактеризуйтеусловия,влияющиенасовершенствованиепедагогическогопроцессаДОУ

  5. Вспомните принципы создания развивающей среды, предложенные А.В. Петровским, С.Л. Новоселовой.

Самостоятельная работа. Составить таблицу из кн. Марковской М.М.

Уголок природы в детском саду

Лекция 2.

Тема: Требования  к  организации  и  построению  Центра природы

     Обустройство образовательной эко зоны в групповых помещениях регламентируется актуальными нормативными актами:

  • СанПиН 2.4.1.3049-13,  (п. 6.11:. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения;  п. 7.5.: не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях);

  • ООП  в детском саду, предусматривающей систематический труд воспитанников в уголке природы в ДОО  по нормам ФГОС;

  • локальными актами дошкольной образовательной организации

Требования при организации в ДОО  центра  природы

  • центр  природы должен быть ярким и красочным;

  • стеллажи, полки обязательно закреплены;

  •  календарь природы в каждой возрастной группе;

  • недопустимы ядовитые растения   (диффенбахия, молочай, кротон, алоказия, антуриум, аглаонема, монстера, сингониум, спатифиллум, филодендрон - при контакте с кожей или слизистыми могут вызвать ожоги и отравления; растения с колючками или острыми краями (алоэ, кактусы, роза, юкка), примула китайская вызывает раздражение кожи, которое перерастает в воспаление);

  • цветы располагаются на уровне глаз ребенка;

  • оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки)располагается в контейнерах с закрывающими крышками;

  • природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;

  • оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.


Для обитателей Центра необходима наиболее светлая часть комнаты с окнами, выходящими на юг, юго-восток или юго-запад. Расположение объектов должно быть удобным для свободного подхода детей, организации наблюдений и ухода. При размещении растений следует учитывать и их эстетические свойства. Центр природыдолжен радовать глаз. Решая воспитательно-образовательные задачи в работе с детьми, учитываются особенности возраста и в связи с этим подбираются объекты уголка природы.

      Набор комнатных растений (это ценный дидактический материал, на котором решаются воспитательно-образовательные задачи) должен быть разнообразным.

      В различные сезоны в комнату вносятся дикорастущие травянистые растения, ветки деревьев и кустарников для организации наблюдений и ухода в течение определённого периода времени.

      Кроме постоянных обитателей в центре природыдолжен быть сезонный материал, растения наиболее характерные для данной климатической зоны (зимние-весенние посевы и посадки и др.).

      Дети должны знать, какие предметы ухода необходимы, их назначение, храниться они должны в определённом месте, быть максимально доступными для детей, содержаться в порядке. Такое размещение вносит организованность в работу детей, сокращает затраты времени на её подготовку. Имеет значение и эстетическое оформление самих предметов ухода, которое способствует возникновению интереса и желания действовать с ними.

Центр  природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства  в центре природы.

Центр  природы, в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах

Вторая младшая группа

В центре природы размещают растения, имеющие: четко выраженные основные части (стебель, листья и цветок) и ярко, обильно и долго цветущие.

Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок)  Знать основные растительные группы: дерево, трава. Уметь рассказывать о растениях, отмечая основные признаки цветков (один или несколько, их цвет, запах), листьев (9большие или маленькие, широкие или узкие, их окраску). Знать, что за растениями надо ухаживать – поливать, протирать листья.


Трудовые действия: поливать растение вместе с воспитателем, лить воду осторожно и аккуратно, протирать плотные листья влажной тряпочкой.

Средняя группа

В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай). Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, от качества ухода, свою ответственность за них. Дошкольники уже в силах самостоятельно определить, нуждается ли растение в поливе или нет, исходя из цвета земли (если земля сухая — нужно полить, если земля темная — растение в поливе не нуждается).

Дети должны называть названия 4-5 растений, называть их части (стебель или ствол, ветки, листья, цветы), уметь более точно и подробно описывать растения,  отмечая форму листьев. Знать еще одну растительную группу куст.

Старшая группа

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам.   Центр природы пополняется новыми растениями: разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы и клубнелуковицы):  

Комнатные растения в центре природы должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте:  опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.

Подготовительная к школе группа

Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света, зависимости внешнего строения).

Растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); сакулентовые (1—2 вида, требующие очень небольшой и редкой поливки, традесканции — с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно,

Знания детей дополняются о некоторых способах вегетативного размножения растений.побегами