ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Театральная студия (экологическийтеатр) | Эстетическая, развитие фантазии, речи, актерских данных через участие в экологических постановках. | Экологические инсценировки, Спектакли с участием детей, кукольные спектакли. |
Музыкальный зал | Эколого-эстетическая. | Проведение экологических, Фольклорных праздников, музыкальных занятий. |
Физкультурный зал | Оздоровительная; игровая; развитие эмпатии к живым существам; физическое развитие. | Подвижные игры, упражнения-перевоплощения в объекты живой и неживой природы. |
Бассейн | Оздоровительная, игровая, познавательная. | Проведение занятий (например, по блоку «Вода»). |
Коридоры, холлы | Познавательная, развивающая, эстетиче-ская | Создание отдельных уголков, ландшафтных пейзажей, фольклорных элементов. |
Дополнительные помещения (аквацентр, комната космоса, планетарий, туристко-краеведческая комната ит.п.) | Познавательная, эстетическая, обучающая | Проведение занятий, знакомство с отдельными компонентами, явлениями природы. |
Компьютерный Класс (или отдельные компьютеры) | Развитие умственных способностей, навыков работы на компьютерах. | Компьютерные игры экологического содержания, тестирование, моделирование ситуаций, решение ситуативных задач. |
Кабинет труда (ручного, художественног) | Воспитание трудолюбия, навыков рационального природопользования; развитие фантазии. | Изготовление по дело к из природного и бросового материала, а также оборудования для занятий; конструирование, создание моделей. |
Исходяизопределенияэкологическойразвивающейсреды,следует выделить ее условия, влияющие на совершенствованиепедагогического процесса: 1)содержательные; 2)процессуальные;3)технологические.
В качестве содержательных условий выступают: миссия ДОУ(сознательный и обоснованный выбор ДОУ важнейших функцийдеятельности, масштабов и уровней их реализации, конкретныхприоритетов,направленийдеятельности);модельэкологическивоспитанного выпускника ДОУ; ее цели, конкретизированные наоснове оценки внутренних и внешних возможностей ДОУ. Важную роль в этой подгруппе условий играет содержание педагогического процесса, включающее в себя организацию жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течениедня.
Процессуальныеусловияэкологическойразвивающейсредыдолжны приводить в соответствие с целью ДОУ, содержательными аспектами ее деятельности все имеющиеся внутренние ивнешние ресурсы, обеспечивая тем самым согласованность деятельностей участников педагогического процесса. Большое значение имеют условия данной подгруппы в «настраивании» участников педагогического процесса на усвоение целей ДОУ. «Настраивание» состоит не в осмыслении ими заранее заданных поотношению к ним целей, а в создании условий для вовлечения ихкак субъектов сотворчествавоткрытое взаимодействие другсдругом по разработке, обновлению и конкретизации совместнойдеятельностинаосновевыявленныхтенденцийэкологическойразвивающейсредыДОУ.
Технологические условия связаны с определением технологийобразовательного процесса. Значимость условий этой подгруппыобусловлена стремлением ДОУ к достижению конечных результатов.
Технологический подход к педагогическим явлениям и процессам определяется, с одной стороны, как совокупность методови средств обработки, а с другой – как способы воздействия одногосубъектавзаимодействия надругой.
Таким образом, уголок природы даёт богатый материал для развития наблюдательности. Это содержание может быть реализовано в процессе наблюдений за обитателями, позволяющих воспитателю сформировать представления о растениях и животных, живущих в уголке природы, в сочетании с трудом по уходу за ними. Формируются конкретные знания об особенностях внешнего вида, потребностях внешнего вида, потребностях растений и животных, об их росте и развитии, изменении жизни в зависимости от сезона, образа жизни на воле. У детей есть возможность проследить стадии развития живых существ, их последовательность, познакомиться со способами ухода за обитателями в соответствии с их потребностями. В процессе ухода
формируются необходимые умения и навыки, а уход за животными позволяет ближе познакомить детей с повадками, особенностями их проявлений (питанием, движениями, выращиванием потомства, заботой о нём).
Вопросыизаданиядляактуализациизнаний
-
Раскройтепонятия«окружающаясреда», «экологическаясреда». -
Какиефункциивыполняетэкологическаясреда? -
Чтоозначаетэкологизацияразвивающейприроднойсреды? -
Охарактеризуйтеусловия,влияющиенасовершенствованиепедагогическогопроцессаДОУ -
Вспомните принципы создания развивающей среды, предложенные А.В. Петровским, С.Л. Новоселовой.
Самостоятельная работа. Составить таблицу из кн. Марковской М.М.
Уголок природы в детском саду
Лекция 2.
Тема: Требования к организации и построению Центра природы
Обустройство образовательной эко зоны в групповых помещениях регламентируется актуальными нормативными актами:
-
СанПиН 2.4.1.3049-13, (п. 6.11:. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения; п. 7.5.: не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях); -
ООП в детском саду, предусматривающей систематический труд воспитанников в уголке природы в ДОО по нормам ФГОС; -
локальными актами дошкольной образовательной организации
Требования при организации в ДОО центра природы
-
центр природы должен быть ярким и красочным; -
стеллажи, полки обязательно закреплены; -
календарь природы в каждой возрастной группе; -
недопустимы ядовитые растения (диффенбахия, молочай, кротон, алоказия, антуриум, аглаонема, монстера, сингониум, спатифиллум, филодендрон - при контакте с кожей или слизистыми могут вызвать ожоги и отравления; растения с колючками или острыми краями (алоэ, кактусы, роза, юкка), примула китайская вызывает раздражение кожи, которое перерастает в воспаление); -
цветы располагаются на уровне глаз ребенка; -
оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки)располагается в контейнерах с закрывающими крышками; -
природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве; -
оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.
Для обитателей Центра необходима наиболее светлая часть комнаты с окнами, выходящими на юг, юго-восток или юго-запад. Расположение объектов должно быть удобным для свободного подхода детей, организации наблюдений и ухода. При размещении растений следует учитывать и их эстетические свойства. Центр природыдолжен радовать глаз. Решая воспитательно-образовательные задачи в работе с детьми, учитываются особенности возраста и в связи с этим подбираются объекты уголка природы.
Набор комнатных растений (это ценный дидактический материал, на котором решаются воспитательно-образовательные задачи) должен быть разнообразным.
В различные сезоны в комнату вносятся дикорастущие травянистые растения, ветки деревьев и кустарников для организации наблюдений и ухода в течение определённого периода времени.
Кроме постоянных обитателей в центре природыдолжен быть сезонный материал, растения наиболее характерные для данной климатической зоны (зимние-весенние посевы и посадки и др.).
Дети должны знать, какие предметы ухода необходимы, их назначение, храниться они должны в определённом месте, быть максимально доступными для детей, содержаться в порядке. Такое размещение вносит организованность в работу детей, сокращает затраты времени на её подготовку. Имеет значение и эстетическое оформление самих предметов ухода, которое способствует возникновению интереса и желания действовать с ними.
Центр природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства в центре природы.
Центр природы, в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах
Вторая младшая группа
В центре природы размещают растения, имеющие: четко выраженные основные части (стебель, листья и цветок) и ярко, обильно и долго цветущие.
Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок) Знать основные растительные группы: дерево, трава. Уметь рассказывать о растениях, отмечая основные признаки цветков (один или несколько, их цвет, запах), листьев (9большие или маленькие, широкие или узкие, их окраску). Знать, что за растениями надо ухаживать – поливать, протирать листья.
Трудовые действия: поливать растение вместе с воспитателем, лить воду осторожно и аккуратно, протирать плотные листья влажной тряпочкой.
Средняя группа
В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай). Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, от качества ухода, свою ответственность за них. Дошкольники уже в силах самостоятельно определить, нуждается ли растение в поливе или нет, исходя из цвета земли (если земля сухая — нужно полить, если земля темная — растение в поливе не нуждается).
Дети должны называть названия 4-5 растений, называть их части (стебель или ствол, ветки, листья, цветы), уметь более точно и подробно описывать растения, отмечая форму листьев. Знать еще одну растительную группу куст.
Старшая группа
В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам. Центр природы пополняется новыми растениями: разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы и клубнелуковицы):
Комнатные растения в центре природы должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.
Подготовительная к школе группа
Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света, зависимости внешнего строения).
Растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); сакулентовые (1—2 вида, требующие очень небольшой и редкой поливки, традесканции — с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно,
Знания детей дополняются о некоторых способах вегетативного размножения растений.побегами