Файл: Представления античных и средневековых философов о душе и сознании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кроме того, наблюдается взаимопроникновение различных теорий, разработан­ных в рамках данных наук. Например, разработанная преимущественно социоло­гами концепция социального научения является общепринятой в социальной и возрастной психологии. С другой стороны, теории личности и малой группы, раз­работанные психологами, находят широкое применение в социологии.

Есть также немало проблем, которые пытаются совместно решить психологи и социологи. К таким проблемам относятся: взаимоотношения между людьми, на­циональная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следует отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирова­ния и преобразования.

Рассмотрим решение одной из наиболее значимых для психологии и социоло­гии проблем — социализации. Следует сразу отметить, что решение этой пробле­мы стало возможно только благодаря совместным разработкам психологов и со­циологов. Так, в социологии проблема социализации рассматривается в рамках теории социального научения, а в психологии — в рамках проблемы социальной адаптации индивида. Необходимо заметить, что адаптация человека является цен­тральной проблемой для многих наук, поскольку данная проблема весьма много­гранна. В свою очередь, социальная адаптация является одной из граней адаптации человека. При этом в социальной адаптации выделяют два аспекта: социали­зацию личности и ее активность.

Социализация личности — это процесс усвоения и воспроизводства индиви­дом общественного опыта, в результате которого он становится личностью и при­обретает необходимые для жизни психологические качества, знания, умения и навыки, в том числе речь. Благодаря речи он, в свою очередь, получает возмож­ность общаться с себе подобными, т. е. взаимодействовать с окружающими его людьми. Социализация — это познание индивидом созданной людьми цивилиза­ции, приобретение опыта социальной жизни, превращение из природного и обще­ственное существо, из индивида в личность. Социализация включает в себя усвое­ние норм нравственности, культуры человеческих взаимоотношений, правил по­ведения среди людей, а также социальных ролей, видов деятельности
, форм общения.

Социализация — это многогранный процесс, имеющий различные аспекты, но особого внимания заслуживают механизмы социализации, т. е. способы, посред­ством которых человеческий индивид приобщается к культуре и приобретает опыт, накопленный другими людьми. В качестве основных источников социали­зации человека выступают общественные объединения (организации), семья, школа, литература, искусство, печать, радио, телевидение.

Механизмы социализации человека изучаются в рамках теории социального научения. С точки зрения данной теории поведение человека формируется в про­цессе его взаимодействия, общения и совместной деятельности с различными людьми в различных социальных ситуациях, наблюдения за поведением других людей и подражания им, а также обучения и воспитания. Следует подчеркнуть, что теория социального научения отрицает исключительную значимость для фор­мирования поведения человека биологических факторов, особенностей организ­ма и его функционального состояния. Данная теория подчеркивает роль не столько биологических, сколько социальных факторов, например, семьи, школь­ного окружения. Из данного утверждения следует второе основное положение теории социального научения: поведение человека формируется под воздействи­ем факторов социальной среды.

Таким образом, научные разработки социологов находятся в очень тесной связи с работами психологов, поскольку именно в психологии рассматривается взаимо­действие человека и социальной среды. В свою очередь, для психологии представ­ляют самостоятельный интерес самые различные аспекты социализации. Напри­мер, весьма важен такой аспект социализации, как идентификация. Что понима­ется под этим термином?

В процессе своего физического и социального развития ребенок усваивает большое количество норм и форм поведения. Вполне понятно, что он не может выработать форму поведения, в значительной степени отличную от поведения его ближайшего социального окружения. Поэтому основным примером для формиро­вания поведения ребенка являются его родители, друзья, знакомые. В процессе усвоения общественных норм человек начинает идентифицировать себя, т. с. соот­носить с представителями определенной социальной или возрастной группы

, а также с людьми определенного пола. В результате он приобретает навыки соот­ветствующего ролевого поведения, характерного для общества, в котором он живет.

Не менее важны для психологии такие проблемы социализации, как социальная фацилитация (положительное стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других), подражание, внушение, конформность и следование нормам. В то же время все эти проблемы, разрабатываемые пснхологической наукой, используются в исследованиях социологов. Таким образом, социология, психология находятся в тесной взаимосвязи как на уровне теоретических исследований, так и на уровне использования определенных методов. Развиваясь параллельно, они дополняют исследования друг друга в изучении социальных проявлений человека и человеческого общества.

Другой общественной наукой, тесно связанной с психологией, является педагогика. На первый взгляд эти науки неразделимы между собой, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности. Следуя такой логике, нельзя усомниться в истинности этого суждения. Однако на практике дело обстоит несколько иначе. Если психология развивалась в рамках философии, то педагогика изначально формировалась как самостоятельная нау­ка. В результате психология и педагогика организационно оформились как само­стоятельные науки и существуют раздельно. К сожалению, на практике до сих пор нет тесного взаимопонимания между психологами и педагогами.

В начале XX в. существовала и развивалась комплексная наука о детях, их обу­чении и воспитании — педология. В рамках данной науки успешно сотрудничали педагоги, психологи, медики, физиологи и другие ученые. Имелись научные цен­тры, где готовили педологов, научные лаборатории, в которых специалистами раз­личных направлений разрабатывались проблемы детства. Достижения отече­ственных ученых в области педологии не уступали зарубежным. В рамках данной науки широко использовались психологические методы изучения личностных особенностей и воспитательного воздействия на детей. Однако эту науку постиг­ла та же судьба, что генетику и кибернетику. Педологические исследования были прекращены, а научные и исследовательские учреждения — закрыты. Идеологи­ческий разгром науки был завершен постановлением ЦК ВКП(б) «О педологи­ческих извращениях в системе Наркомпроса» от 1936 г.


Сегодня очень трудно дать однозначный ответ на вопрос о причинах, вызвав­ших разгром весьма перспективной науки. Вероятно, можно выделить три основ­ные причины. Во-первых, идея педологии заключалась в том, что у разных людей способности различны. В значительной степени это обусловлено генетическими различиями, поэтому педагогический процесс должен строиться дифференциро­вание, с учетом индивидуальных особенностей учеников, и способствовать не только гармоничному развитию личности, но и первоочередному развитию тех способностей, которые наиболее ярко представлены у ребенка. Следовательно, представители педологии утверждали, что уже от рождения люди имеют различ­ные возможности в силу своих генетически обусловленных физиологических и психических особенностей. Подобное утверждение в определенной степени про­тиворечило господствующей идеологии того времени, утверждавшей, что совет­ский человек живет в обществе равных возможностей, т. е. каждый может добить­ся успеха в любом выбранном им деле. Наиболее ярко эту точку зрения отражает известный тезис: «Незаменимых людей нет». Поэтому вполне вероятно, что раз­личие во взглядах педологии и государственных структур на способности челове­ка явилось одной из причин разгрома этого научного направления.

С другой стороны, во всем происшедшем в определенной степени виноваты сами представители педологии. Повальное увлечение тестами, широкое распро­странение тестового материала привело к тому, что методы психодиагностики ста­ли использоваться людьми недостаточно компетентными, что способствовало из­вращению сути не только педологии, но и в первую очередь психологии.

В-третьих, мы вправе предположить, что развитие педологии встретило силь­ное противодействие со стороны педагогов, поскольку педагог в рамках педологи­ческого направления не рассматривался как центральная фигура процесса обуче­ния, а был лишь одним из его участников. В свою очередь, педагогика в рамках данного направления не рассматривалась в качестве базовой науки воспитания подрастающего поколения, а была лишь наукой обучения, т. е. передачи и усвое­ния знаний. Вполне вероятно, что многие педагоги не захотели мириться с таким положением дел и противостояли развитию педологии. К сожалению, определен­ный разрыв между психологией и педагогикой наблюдается и до настоящего вре­мени, несмотря на то, что с каждым годом психология все больше проникает в учебный процесс.


Таким образом, исходя из вышеизложенного материала, можно говорить о том, что психология тесно связана с общественными науками. Это утверждение спра­ведливо и для истории. Есть примеры глубокого синтеза истории и психологии в создании общей научной теории. Одним из таких примеров является теория куль­турно-исторического развития высших психических функций человека, разрабо­танная Л. С. Выготским. В ней автор показал, что главные исторические достиже­ния человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, который значительно продвинул вперед филогенетическое и онтогенетическое развитие людей. Пользуясь всем этим, человек научился управ­лять собственной психикой и поведением.

Другим, не менее известным примером взаимосвязи истории и психологии яв­ляется использование в психологии исторического метода. Суть этого метода со­стоит в том, что для понимания природы какого-либо психического явления необ­ходимо проследить его фило- и онтогенетическое развитие от элементарных к бо­лее сложным формам. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы психики человека, необходимо проследить их развитие у детей. Следова­тельно, главной и наиболее ценной мыслью, которая лежит в основе сближения психологии и истории, является мысль о том, что современный человек с его пси­хологическими качествами и личностными свойствами есть продукт истории раз­вития человечества.

Таким образом, познакомившись с взаимоотношениями и связями психологии и общественных наук, можно сделать вывод о том, что психология — это обще­ственная наука. Сделав такой вывод, мы будем правы, но лишь частично. Главной особенностью психологии является то, что она связана не только с общественны­ми науками, но и с техническими и биологическими.

Связь психологии и технических наук обусловлена тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процес­сов. Практически невозможно организовать производственный процесс без учас­тия человека. Человек был и остается основным участником этого процесса. Поэто­му не случайно психологическая наука рассматривает человека как неотъемлемую часть технического прогресса. В исследовании психологов, занимающихся разра­боткой социотехническнх систем, человек выступает как самый сложный элемент системы «человек—машина». Благодаря деятельности психологов создаются об­разцы техники, которые учитывают психические и физиологические возможно­сти человека, в противном случае могли бы быть созданы технические образцы, которые в силу своих эргономических характеристик никогда не могли бы экс­плуатироваться человеком.