Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Структура аппарата государственной власти (механизма государства)
1.3 Принципы деятельности аппарата государственной власти (механизма государства)
2. Понятие государственных органов, их классификация
2.1 Понятие государственных органов
2.2.Классификация государственных органов
3. Проблемы совершенствования механизма современного российского государства
2.2.Классификация государственных органов
Органы государственной власти многообразны и могут быть разделены на виды по ряду оснований.[42]
По месту в системе разделения власти можно выделить законодательные, исполнительные, судебные органы, органы прокуратуры, избирательные органы (комиссии), а также органы глав государства, субъектов Федерации.
По месту органов в иерархии власти выделяются: высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ); центральные (министерства, ведомства); территориальные (региональные и местные органы федеральной власти). На высшие, центральные и территориальные также делятся органы власти субъектов Федерации.
По способу формирования состава выделяются: выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации); назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства); смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации).
По первичной нормативной основе деятельности выделяются: учреждаемые конституциями, уставами (высшие органы государственной власти); учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии); учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов Федерации (министерства, ведомства).
По кадровому составу выделяются: единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации); коллективные (правительство, министерства).
По способу волеизъявления существуют: единоначальные (единоличные, министерства); коллегиальные (представительные (законодательные) органы, правительство, избирательные комиссии).
В зависимости от формы государственного устройства выделяются: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Федерации. Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства. В эту систему входят также Центральный банк РФ с его отделениями на местах, органы прокуратуры РФ, судебные органы (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей). К общефедеральной системе относятся также администрации федеральных округов. Но они имеют статус не органов государственной власти, а государственных органов.
Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Эту систему составляют: представительные (законодательные) органы; главы (руководители высших исполнительных органов власти) субъектов Федерации; исполнительные органы власти (администрации, министерства, комитеты, управления); конституционные (уставные) суды, мировые судьи.
По объему компетенции все органы делятся на органы обшей компетенции (представительные (законодательные) органы, глава государства, Правительство); органы специальной компетенции (министерства, ведомства, Счетная палата).[43]
3. Проблемы совершенствования механизма современного российского государства
В ХХ веке начале 90-х годов был актуальным вопрос: какие нужны механизмы в демократическом государстве и в реформируемой России, особенно для установления жесткого режима ответственности государства, а точнее говоря, каждой из его подсистем, и каждого элемента этих подсистем.
Сейчас проблема состоит в совершенствовании механизма Российского государства, так как нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность тех или иных государственных органов, принимались и принимаются, но эффективность их исполнения и сама работа государственных органов вызывает много нареканий. Таким образом, проблемы укрепления Российского государства закономерно требуют, чтобы его механизм функционировал эффективно, четко и слаженно. В юридической науке отмечается, что проблемы, связанные с организацией и функционированием государственного механизма, приводят к несовершенству законодательства и правоприменения, серьезным пробелам и противоречиям в правовом регулировании общественных отношений, нарушениям прав и свобод человека, распространению различных видов деформации правосознания населения, нарушениям режима законности и правопорядка, и, в конечном счете, к разбалансированности всей правовой системы государства[44].
Механизм Российского государства - это система взаимосвязанных, объединенных общими принципами государственных органов и организаций, реализующих функции государства, решающих его задачи. Механизм Российского государства состоит из федеральных органов и органов субъектов РФ в связи с тем, что Российская Федерация является федеративным государством.
Механизму государства должны быть присущи единство всех частей, их тесное и деловое взаимодействие, так как все государственные органы осуществляют единую власть народа и опираются на общие принципы образования и деятельности - законности, демократизма, разделения властей, федерализма и профессионализма, субординации и координации[45].
Качество работы механизма государства зависит от работы персонала государственного аппарата (профессионалы там трудятся или дилетанты).
Поэтому, привлечение к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, приводит к различным негативным последствиям. Для совершенствования государственного механизма следует привлекать к работе профессионалов, соблюдающих этические нормы[46].
Разбухание механизма Российского государства чиновниками-непрофессионалами приводит к падению уровня государственного управления общественными делами. В связи с этим усугубляется финансовое положение в стране, процветает коррупция, продажность должностных лиц, чиновников.
Чтобы противостоять разрушению государственного аппарата, необходимо точное правовое определение компетенции каждого государственного органа и должностного лица, строгая моральная и юридическая ответственность, контроль, хорошо действующая аттестация и переаттестация работников государственных органов. Должно действовать освобождение от должности тех государственных служащих, чье поведение позволяет сомневаться в честности и порядочности их действий.
В системе федеральных органов исполнительной власти можно наблюдать пренебрежение государственными интересами со стороны высокопоставленных чиновников, коррумпированность, а иногда и произвол должностных лиц. По мнению Президента РФ, для искоренения этих нарушений структура исполнительной власти должна быть устроена рационально и логично, а государственный аппарат должен стать работающим инструментом реализации социально-экономической политики. Для этого реформу государственной службы необходимо проводить в тесной связи с обновленными принципами организации и функционирования исполнительной власти. Поэтому главными задачами реформирования государственного механизма в России по-прежнему остаются повышение эффективности государственного управления и строгое соблюдение законности государственными служащими[47].
Принцип разделения властей воспринят теорией и практикой всех цивилизованных демократических государств. В современной России он провозглашен как один из принципов организации и функционирования государственной власти. Однако практическое воплощение данного принципа идет еще с большим трудом. Все готовы признать отдельное существование каждой из трех ветвей государственной власти, но никак не их равенство, независимость и самостоятельность. Это можно объяснить длительным периодом тоталитарного правления. В истории России не было накоплено какого бы то ни было опыта разделения властей, здесь еще очень живучи традиции единовластия и самодержавия[48].
Исполнительная власть всегда находилась в центре внимания и жизни общества. На органы исполнительной власти приходиться основной объем работы по управлению государственными делами и с ними нелегко справиться. К тому же неверные и упрощенные представления о них мешают им эффективно работать. То он разлагается коррупцией и «обрастает» бюрократизмом, то жестко «приказывает» и «ограничивает», то вступает в противоборство с другими органами. Кадры управления далеко не всегда готовы правильно и своевременно решать новые задачи. А отсюда и ошибочные решения и действия в экономической, политической и социальных сферах[49].
Закрепление принципа разделения властей привело к признанию самостоятельности исполнительной власти, к ее большей независимости от законодательных органов. В то же время многочисленные реформы в системе исполнительных органов не устранили некоторые его пороки: отсутствие или игнорирование четких критериев построения органов с учетом характера и объема функций, объектов управления, множественность и дробление органов, неурегулированность взаимоотношений исполнительных органов по уровням. В конституциях республик урегулированы лишь некоторые вопросы организации исполнительных органов, преимущественно – кабинетов министров. Несомненно также, что Россия в силу очень многих современных факторов больше, чем другая страна, нуждается в сильном и эффективно действующем правительстве. Это обуславливает поиск путей повышения его самостоятельности, поскольку только обладающее самостоятельностью правительство способно на инициативу, может нести ответственность[50].
Бесспорно, от исполнительных органов во многом зависит эффективность управления государственными делами. Она достижима, если только верно определены их функции, четко разграничены полномочия, установлены механизмы их взаимодействия, виды и основания ответственности.
Многочисленность органов исполнительной власти предполагает большое количество в них работающих государственных служащих. Поэтому в аппарате органов исполнительной власти, ввиду его многочисленности, наиболее развиты бюрократические традиции, многократно возрастает возможность коррупции[51]. Именно по этой причине в организации и функционировании механизма современного Российского государства наибольшее количество проблем связывают с органами исполнительной власти.
Во-первых, история России свидетельствует о том, что количество органов исполнительной власти неуклонно возрастает. Если в Российской Империи насчитывалось 13 центральных органов исполнительной власти, в современной России действует уже 83 федеральных органа исполнительной власти. Таким образом, налицо необходимость осуществления административной реформы и принятия мер к сокращению количества органов исполнительной власти в России.
Во-вторых, в начале XXI века за стремлением увеличить эффективность деятельности органов государственного управления, часто следует необоснованное расширение полномочий исполнительной власти. Этим обусловлена чрезвычайная важность определения способов регламентации и правового ограничения расширения полномочий исполнительной власти[52].
В-третьих, исполнительная власть в современном государстве представляет собой сложную и многоуровневую систему. Юридическая наука демонстрирует сохранение традиционных взглядов на организацию и функционирование системы органов исполнительной власти и безусловный приоритет централизации функционирования этих органов. В современных условиях организация функционирования исполнительной власти в России как федеративном государстве по принципу децентрализации представляется нам наиболее приемлемой. В обстановке многонационального общества задача усиления Российского государства, укрепления его механизма должна решаться параллельно с проблемами формирования эффективной системы государственной власти в субъектах Федерации, повышения авторитета региональных институтов государственной власти.
Заключение
Проанализировав предложенные точки зрения ученых относительно понимания механизма государства, мы можем сделать следующий вывод: такие понятия, как «государственный аппарат» и «механизм государства» различны по своему содержанию, лежат в разных плоскостях и соотносятся друг с другом как вещь, находящаяся в статике (государственный аппарат) и динамике (механизм государства). При этом под государственным аппаратом следует понимать систему государственных органов, а под механизмом государства – функционирование государственного аппарата, причем термин «механизм государства» по своему содержанию шире понятия «государственный аппарат».