Файл: Аппарат государственной власти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При характеристике государственного механизма широко используется такая категория, как структура. Структура (от лат. structura) – взаиморасположение и связь составных частей чего-либо, строение[24].

Так, например, А.В. Малько под структурой механизма государства понимает его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь[25].

А.В. Васильев предлагает под структурой (системой) государственного механизма понимать его внутреннюю организацию, соотношение и взаимосвязь составляющих частей, их виды и характерные особенности[26].

Таким образом, системно-структурный анализ государственного механизма означает исследование его структуры, представляющей собой совокупность элементов в их соотношении, взаимосвязи, соподчинении и взаимодействии.

Государственный механизм включает в себя не только государственные органы, но и самостоятельных должностных лиц, полномочных осуществлять закрепленную за ними компетенцию на принципах единоначалиям[27].

Особые функции в государственном механизме выполняет Президент РФ, который является главой государства, гарантом Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и т. д. (ст. 80 Конституции Российской Федерации).

Структура государственного механизма может быть проанализирована и в зависимости от территориального масштаба деятельности соответствующих органов и должностных лиц.

В различных государствах может существовать достаточно сложная система органов в зависимости от территориального характера деятельности.

В России существует федеральный, субъектов РФ и местный территориальный уровень государственного механизма. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе действует на территории установленной группы субъектов, но подчинен Президенту. Многие контрольно-надзорные органы Российской Федерации находятся в строго централизованном подчинении, хотя действуют на отдельных территориях.

1.3 Принципы деятельности аппарата государственной власти (механизма государства)


В первых государствах государственные органы не дифференцировались по составу и компетенции. Ядро механизма государства составляли силовые структуры, а также ведомства финансов и иностранных дел. Механизм современного государства представляет собой гораздо более сложную систему, в которую входят многие крупные подсистемы. Например, подсистема высших органов государства, подсистема органов правопорядка, суда, прокуратуры и т. д.[28]

Помимо государственных органов существуют государственные учреждения, не обладающие властными полномочиями. Их значение сводится к выполнению общесоциальных функций в той или иной сфере (экономики, здравоохранения, науки, образования, культуры, социального обеспечения).

Структура государственного механизма изменчива и разнообразна. Она чутко реагирует на изменения, происходящие в социальной жизни, модернизируясь в соответствии с требованиями времени. Но во всех случаях главное содержание деятельности механизма государства составляет управленческая работа, призванная обеспечивать эффективное регулирование всех сфер социальной жизни.

Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе ряда принципов, имеющих объективный характер. К таковым относятся:

1. Гуманизм — признание ценности человека, утверждение приоритета его интересов для деятельности государства.

2. Демократизм в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры и т. д.[29]

3. Гласность и открытость деятельности государственного аппарата.

4. Законность — определяющее значение правовых начал в деятельности всех элементов механизма государства, в их взаимоотношении с населением страны и между собой, а также с негосударственными структурами.

5. Профессионализм и компетентность государственных органов, научный подход к управленческой деятельности.

6. Сочетание единоначалия и коллегиальности как способов принятия управленческих решений[30].

Разделение властей — распределение государственной власти между различными ветвями власти, взаимный контроль за их деятельностью, поддержание системы их взаимных сдержек и противовесов. Цель разделения властей — не допустить опасной концентрации властных полномочий в руках одного государственного органа[31]. Теория разделения властей восходит к древнегреческому мыслителю Полибию; в современной форме она разрабатывалась Дж. Локком и Ш.-Л. Монтескье (XVII—XVIII вв.). Классический вариант системы разделения властей предусматривает выделение трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной.


2. Понятие государственных органов, их классификация

2.1 Понятие государственных органов

Первичным элементом государственного механизма выступает государственный орган.

Относительно его понимания в юридической науке сложилось два основных направления. Согласно первому государственный орган представляет собой структурно-обособленную и юридически-оформленную часть государственного аппарата, обладающую самостоятельностью для выполнения возложенных на него задач[32].

Похожее определение формулирует С.Н. Братановский: «Орган государства – это основная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое»[33].

Опираясь на определения, сформулированные данными учеными, можно выделить ряд общих признаков, характеризующих государственный орган:

1. Орган государства представляет собой структурно-обособленный элемент механизма государства, выступает его неотъемлемой частью, занимая определенное место в его системе.

2. Образование и функционирование государственных органов осуществляется на основе Конституции Российской Федерации и других нормативно-правовых актов.

3. Государственные органы наделены государственно-властными полномочиями. Принимают юридически значимые решения от имени государства, а также обеспечивают их реализацию.

4. Органы государства выполняют задачи и функции в рамках своей компетенции, которая представляет собой совокупность законодательно закрепленных полномочий, представленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно-значимых задач и осуществления соответствующих функций. Государственные органы свою компетенцию осуществляют тремя способами:

– через принятие нормативно-правовых актов;

– путем принятия правоприменительных актов;

– путем осуществления конкретно-организационной деятельности[34].


5. Имеют соответствующую материальную базу (ресурсы) для реализации своих властных полномочий;

6. Территориальный признак. Государственные органы осуществляют свою деятельность на определенной территории.

Некоторые авторы к числу характерных признаков органа государства относят наличие постоянного персонала, государственных служащих; материально-финансовое обеспечение деятельности[35] . В работах других авторов выделяются и иные черты и особенности в характеристике органа государства, но перечисленные выше пять признаков отмечаются, как правило, всеми исследователями.

Продолжает вызывать большой интерес вопрос о месте государственного органа в системе государства. Решить его, на наш взгляд, возможно следующим образом: государство как сложная социальная система призвано выполнять общественно полезные цели. Практически дееспособную систему делает государственный аппарат (институционная характеристика государства – система государственных органов). Таким образом, государство как система имеет свою собственную структуру.

Один из элементов государственной системы – государственный аппарат, в свою очередь являющийся системным целым. Государственный орган по отношению к государственному аппарату будет частью системного целого, т.к. их соотношение можно рассматривать как отношение целого и части. Соотношение, связь государства и его органов можно представить следующим образом. Государство как политическая организация общества существует в лице своих органов. Нет и не может быть государства, представляющего собой абстрактную системную категорию, без реальной «жизни» его в виде государственных органов. Орган государства – не просто его часть, это олицетворение государства, если так позволительно выразиться, осязаемая часть. Всю систему государственных органов можно представить в качестве формы существования государства. Соотношение рассматриваемых понятий является диалектическим – государственный орган выступает внешней формой государства, не переставая при этом оставаться наполнителем, составляющим структуры государства9[36] . Выступление государственного органа от имени и по поручению государства нельзя трактовать как право или обязанность, поскольку при таком подходе само понятие государственного органа искажается. Право или обязанность носят в известной степени вероятностный характер, могут зависеть от наличия определенных условий и пр.


В целом данное понимание государственного органа отвечает современным реалиям. Однако усматривается и недостаток, который выражается в отсутствии физического воплощения государственного органа (государственные служащие, должностные лица, структурные подразделения, деятельность которых направлена на достижение общей цели). Так, еще В.И. Ленин отмечал, что государство «всегда было известным аппаратом, который выделялся из общества и состоял из группы людей, занимавшихся только тем или почти только тем, или главным образом тем, чтобы управлять»[37]. Подобно ему Сторонники второго направления в понимании государственного органа придерживаются «теории коллектива», которая впервые была предложена А.В. Венедиктовым. Он предложил под государственным органом понимать организованный государством коллектив рабочих и служащих во главе с ответственным руководителем, на которых государство возложило выполнение определенных государственных задач и которому оно предоставило для осуществления этих задач соответствующую часть единого фонда государственной собственности[38].

При этом возникают разногласия даже у исследователей одного направления. Так, одни ученые поддерживают точку зрения А.В. Венедиктова и относят «теорию коллектива» ко всем государственным органам[39]. Другие признают «теорию коллектива» применительно только к предприятиям, которые, по их мнению, не являются государственными органами[40].

Убедительные доводы приводятся с двух сторон, поэтому намечается явная тенденция к сближению позиций разных ученых и нахождению компромисса в решении данной проблемы.

На наш взгляд, термин государственный орган должен соединить в себе две теории таким образом, чтобы с одной стороны государственный орган отражал свое физическое воплощение, выражаемое в наличии государственных служащих, должностных лиц, а с другой выступал неотъемлемой частью механизма государства, обладающего рядом определенных признаков.

В связи с этим считаем целесообразным поддержать точку зрения М.И. Байтина и М.К. Искаковой и понимать под государственным органом юридически конституированную, организационно обособленную часть государственного механизма, состоящую из группы должностных лиц и наделенную государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства[41].