ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА МОЕЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ
«Использование образовательных технологий,
способствующих повышению мотивации учащихся
на уроках в начальных классах»
Нельзя ребёнка научить чему – либо, нельзя развить его способности, если он сознательно и эмоционально не участвует в процессе обучения, воспитания. Поэтому в своей педагогической практике использую системно-деятельностный подход .
Передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании.
Я работаю в системе традиционного обучения. Приоритетным направлением в обновленных стандартах образования 2021 г. лежит системно-деятельностный подход.
Развивать учащихся - это задача моей работы. Для решения этой задачи , как и все мои коллеиг, использую разнообразные современные технологии, но в приоритете у меня эти 4 технологии:
1.проблемное обучение
2. технология УДЕ
3. игровые
4. проектная деятельность
Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.
СТРУКТУРА ПРОБЛЕМНОГО УРОКА
1. Постановка учебной проблемы (постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного).
2. Поиск решения (осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и её проверки).
3. Выражение решения (применение знаний для решения конкретных задачи, выражение «новых» знаний научным языком).
4. Творческое применение открытых знаний
Основные структурные элементы
проблемного урока следующие:
- актуализация прежних знаний учащихся;
- усвоение новых знаний и способов действий;
- формирование умений и навыков.
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, шутки, ребусы, кроссворды. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.
Например , при изучении звуков в 1 классе , сказка о звуках ( гласные- поют в хоре, согласные- согласны танцевать)
С технологией УДЕ я знакома с 90- х годов, когда повсеместно открывали классы УДЕ. Мы занимались по учебникам математики под ред П.М.Эрдниева:
+ содержательный и богатый материал
- мягкая обложка, черно- белое содержание страниц
Методика основана на подаче учебного материала блоками, одновременном изучении взаимосвязанных тем, действий, явлений. Процесс познания строится так, что продвижение вперёд идёт одновременно с возвращением к пройденному. На первых уроках изучаются общие, ключевые понятия, их взаимосвязь, структура в целостности, а на последующих – закрепление за счет многократного возвращения к базисному знанию с разных позиций.
За счет экономии времени (около 20%) появилось больше времени для устных и разнообразных письменных творческих работ-сочинений стихов, сказок, инсценировок, что помогает школьникам развивать свои индивидуальные склонности и способности.
Многие учителя используют игровую технологию в начальной школе, которая позволяет сделать уроки яркими и запоминающимися.
Виды игровых технологий
Все игры, которые можно использовать в процессе обучения, разделяют на группы:
· обучающие,
· развивающие,
· репродуктивные,
· диагностические.
Каждый вид ставит перед собой конкретную задачу:
- В процессе обучающей игры ребенок узнает информацию, которую не знал ранее.
-
Развивающие игровые образовательные технологии направлены на выявление новых способностей у ребенка. На таких уроках педагог учит ребят рассуждать логически.
- Репродуктивные игры помогают закрепить выученный материал. Кроме того, на таких занятиях учитель может выяснить, где есть пробелы, какой материал ребята усвоили не полностью.
Независимо от вида, к которому относится игра, она имеет четкую структуру и должна включать: сюжет, игровые действия и роли, которые берут на себя играющие (учитель и ребята).
Для первоклассников, которые только начинают учебный процесс, прекрасно подойдут игры-путешествия( Путешествие в Алфавитный сад), игры- соревнования, интерактивные игры.
Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимся под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.
Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:
Исследовательские – по структуре приближены к подлинному научному исследованию; доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.
Творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).
Информационные – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.
Социально значимые – с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.
Особое место среди социально значимых учебных проектов занимают
телекоммуникационные проекты. Они стали возможны с появлением в начале 80-х гг. телекоммуникационных сетей, позволивших учителям и учащимся из разных стран общаться друг с другом.
По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким, можно выделить:
краткосрочные (2–6 ч),
среднесрочные (12–15 ч),
долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.
В учебниках УМК «Школа России» представлено много проектов по всем предметам, в основном они запланированы , с целью обобщения изученного материала: например, при изучении Поэтических тетрадей на уроках литературного чтения, при изучении темы «Слово» по русскому языку и тд. ( показать книжку «Рассказ о слове» , русский язык, 3 класс)
Опыт работы свидетельствует, что в использовании технологии проектного обучения в начальных классах эффективна следующая последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности: от недолговременных (1–2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Дети приучаются с начальных классов к публичным выступлениям. Это довольно сложно для данного возраста. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Представляю Вашему вниманию проекты нашего класса :
1.Окружающий мир , тема «Дородные знаки», срок- долгосрочный, продукт – дидактическая игра» Умные часы»
2. Русский язык , тема « Слово и его значение», срок- 1-2 урока, продукт – книжка)
3. ПДД, Мультфильм «Велосипед», программа Power point, результат- 2 место в V межрегиональном фестивале по роботехнике «Робофест- создаем будущее-2022»
Спасибо за внимание!
Вывод:
Образовательные технологии позволяют мне развивать и поддерживать интерес к процессу обучения, достигать положительных результатов в обучении и внеурочной деятельности, а также создавать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке.