Файл: Тема моей методической мастерской.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ТЕМА МОЕЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

«Использование образовательных технологий,

способствующих повышению мотивации учащихся

на уроках в начальных классах»

Нельзя ребёнка научить чему – либо, нельзя развить его способности, если он сознательно и эмоционально не участвует в процессе обучения, воспитания. Поэтому в своей педагогической практике использую системно-деятельностный подход .

Передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании.

 

Я  работаю в системе традиционного обучения.   Приоритетным направлением в обновленных стандартах образования 2021 г. лежит системно-деятельностный подход.  

Развивать  учащихся  - это задача моей работы. Для решения этой задачи , как и все мои коллеиг, использую разнообразные современные технологии, но в приоритете у меня эти 4 технологии:
1.проблемное обучение

2. технология УДЕ

3. игровые

4. проектная деятельность
Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.


 СТРУКТУРА ПРОБЛЕМНОГО УРОКА


1. Постановка учебной проблемы (постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного).
2. Поиск решения (осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и её проверки).
3. Выражение решения (применение знаний для решения конкретных задачи, выражение «новых» знаний научным языком).
4. Творческое применение открытых знаний

Основные структурные элементы
проблемного урока следующие:

- актуализация прежних знаний учащихся;

- усвоение новых знаний и способов действий;

- формирование умений и навыков.

 В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, шутки, ребусы, кроссворды. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.
Например , при изучении звуков в 1 классе , сказка о звуках ( гласные- поют в хоре, согласные- согласны танцевать)


С технологией УДЕ я знакома с 90- х годов, когда повсеместно открывали классы УДЕ. Мы занимались по учебникам математики под ред П.М.Эрдниева:

+ содержательный и богатый материал

- мягкая обложка, черно- белое содержание страниц
Методика основана на подаче учебного материала блоками, одновременном изучении взаимосвязанных тем, действий, явлений. Процесс познания строится так, что продвижение вперёд идёт одновременно с возвращением к пройденному. На первых уроках изучаются общие, ключевые понятия, их взаимосвязь, структура в целостности, а на последующих – закрепление за счет многократного возвращения к базисному знанию с разных позиций.
За счет экономии времени (около 20%) появилось больше времени для устных и разнообразных письменных творческих работ-сочинений стихов, сказок, инсценировок, что помогает школьникам развивать свои индивидуальные склонности и способности.




Многие учителя используют игровую технологию в начальной школе, которая позволяет сделать уроки яркими и запоминающимися.

Виды игровых технологий

Все игры, которые можно использовать в процессе обучения, разделяют на группы:

·         обучающие,

·         развивающие,

·         репродуктивные,

·         диагностические.

Каждый вид ставит перед собой конкретную задачу:

- В процессе обучающей игры ребенок узнает информацию, которую не знал ранее.


Развивающие игровые образовательные технологии направлены на выявление новых способностей у ребенка. На таких уроках педагог учит ребят рассуждать логически.

Репродуктивные игры помогают закрепить выученный материал. Кроме того, на таких занятиях учитель может выяснить, где есть пробелы, какой материал ребята усвоили не полностью.

Независимо от вида, к которому относится игра, она имеет четкую структуру и должна включать: сюжет, игровые действия и роли, которые берут на себя играющие (учитель и ребята).
 

Для первоклассников, которые только начинают учебный процесс, прекрасно подойдут игры-путешествия( Путешествие в Алфавитный сад), игры- соревнования, интерактивные игры.

Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимся под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.

Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:

Исследовательские – по структуре приближены к подлинному научному исследованию; доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.

Творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).

Информационные – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.

Социально значимые – с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.

Особое место среди социально значимых учебных проектов занимают 
телекоммуникационные проекты. Они стали возможны с появлением в начале 80-х гг. телекоммуникационных сетей, позволивших учителям и учащимся из разных стран общаться друг с другом.

По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким, можно выделить:

краткосрочные (2–6 ч),
среднесрочные (12–15 ч),
долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.

В учебниках УМК «Школа России» представлено много проектов по всем предметам, в основном они запланированы , с целью обобщения изученного материала: например, при изучении Поэтических тетрадей на уроках литературного чтения, при изучении темы «Слово» по русскому языку и тд. ( показать книжку «Рассказ о слове» , русский язык, 3 класс)

Опыт работы свидетельствует, что в использовании технологии проектного обучения в начальных классах эффективна следующая последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности: от недолговременных (1–2 урока) однопредметных проектов к долговременныммежпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Дети приучаются с начальных классов к публичным выступлениям. Это довольно сложно для данного возраста. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Представляю Вашему вниманию проекты нашего класса :

1.Окружающий мир , тема «Дородные знаки», срок- долгосрочный, продукт – дидактическая игра» Умные часы»

2. Русский язык , тема « Слово и его значение», срок- 1-2 урока, продукт – книжка)

3. ПДД, Мультфильм «Велосипед», программа Power point, результат- 2 место в V межрегиональном фестивале по роботехнике «Робофест- создаем будущее-2022»
Спасибо за внимание!


Вывод:

Образовательные технологии позволяют мне развивать и поддерживать интерес к процессу обучения, достигать положительных результатов в обучении и внеурочной деятельности, а также создавать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке.