Файл: Урок организационная форма обучения. Известно, что структура урока (учебного занятия) состоит из 5 компонентов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенности конструирования современного урока.
Урок — это ограниченная во времени и пространстве часть учебного процесса, на которой решаются частичные, но завершенные задачи образования, воспитания и развития учащихся.
Урок — организационная форма обучения.
Известно, что структура урока (учебного занятия) состоит из 5 компонентов:
• цели урока (планируемые результаты);
• содержание учебного материала;
• формы организации познавательной деятельности;
• методы обучении;
• реальные результаты.
Эти 5 компонентов связаны между собой, поэтому урок называют дидактическим пятиугольником.
В условиях реализации ФГОС общего образования эти структурные компоненты
претерпевают изменения, связанные с требованиями ФГОС.
I. Типология уроков.
Типология уроков представляет собой классификацию уроков по типам по различным основаниям. В традиционной отечественной дидактике, как правило, используют типологии уроков по внешним основаниям. При выборе типа урока необходимо помнить о логике изучения учебного материала (восприятие; осмысление; запоминание; применение; обобщение). Кроме того, при выборе типа урока необходимо помнить о том, что на предметом материале должны формироваться универсальные учебные действия учащихся, а для этого необходимо увеличение доли самостоятельной работы учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
1. Классификация уроков по дидактическим целям:
• комбинированный урок;
• урок совершенствования знаний, умений, навыков;
• урок изучения нового материала;
• урок контроля;
• урок обобщающего повторения;
• урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью.
2. Классификация уроков по этапам формирования навыка:
• вводный урок;
• тренировочный урок;
• итоговый урок.
3. Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного
интереса и познавательной деятельности:
• урок-практикум;
• урок-семинар;
• урок-лекция;
• урок-зачет;
• урок-игра;
• урок-конференция;
• урок-экскурсия и др.
4. Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-
воспитательного процесса:
• урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава;
• урок организации работы в статистических парах или парах постоянного со-
става;
• урок работы в малых группах;
• урок коллективного способа обучения.
5. Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения:
• информирующий урок;
• проблемный урок;
• исследовательский урок;
• эвристический урок.
6. Классификация уроков по типу межпредметных связей:
• интегрированный урок;
• библиотечный урок;
• клубный урок;
• медиаурок.
7. Классификация уроков по структуре учебной деятельности:
В развивающих и личностно-ориентированных системах образования приняты особые типологии уроков, где в основу классификаций положены внутренние основания, свя-
занные с методологическими параметрами данных образовательных систем. Так в системе
развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова используется классификация
уроков по структуре учебной деятельности, включающая:
1) урок постановки учебной задачи;
2) урок преобразования условий учебной задачи;
3) урок моделирования;
4) урок преобразования модели;
5) урок построения системы конкретно-практических задач;
6) урок контроля;
7) урок оценки;
8) комбинированный урок (представляющий полный цикл учебной деятельности).
При этом сам урок представляет собой не временной (45 минут), а содержательный компонент образовательного процесса, связанный с выполнением определенного учебного действия.
8. Классификация уроков по способам создания учениками собственного образова-
тельного продукта и типам образовательной продукции
В системе эвристического обучения А.В. Хуторского используется типология уро-
ков, в основу которой положены способы создания учениками собственного образова-
тельного продукта и типы образовательной продукции, являющейся результатом выпол-
нения определенных видов деятельности: когнитивных, креативных, организационно-
деятельностных, коммуникативных и др. Деятельностная доминанта урока может быть
одна при различных формах ее воплощения.
1) Уроки когнитивного типа:
• урок-наблюдение;
• урок-эксперимент;
• урок исследования объекта;
• поисковый урок;
• лабораторно-практический урок;
• урок постановки проблем и их решение;
• урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез);
• урок конструирования теорий;
• урок-концепт, построение картины мира или ее части;
• урок работы с первоисточниками (культурно-историческими аналогами);
• интегративный урок;
• метапредметный урок;
• межпредметный урок;
• урок философского обобщения.
2)Уроки креативного типа:
• урок составления и решения задач;
• урок-диалог (дискуссия, диспут, эвристическая беседа);
• урок-парадокс;
• урок-фантазия;
• урок изобретательства;
• урок технического (научного, прикладного, художественного, социального, культурного, педагогического) творчества;
• урок моделирования;
• урок символотворчества;
• урок «изменения» истории (собственное решение исторических собы-тий);
• урок — эвристическая ситуация;
• урок открытий;
• сочинение (задачи-сказки, считалки, летописи и т. п.);
• деловая игра;
• ролевая игра;
• урок-путешествие (реальное, виртуальное);
• урок-наоборот (ученик в роли учителя);
• урок в школе будущего;
• прогностический урок;
• урок защиты творческих работ;
• урок-олимпиада;
• урок творческого обобщения.
3)Уроки оргдеятельностного типа:
• урок целеполагания;
• урок нормотворчества;
• урок разработки индивидуальных образовательных программ;
• урок защиты индивидуальных образовательных программ;
• уроки с группой работой;
• урок-проект (с использованием метода проектов);
• урок-консультация (взаимоконсультация);
• урок самооценок (взаимооценок);
• урок-зачет (самозачет);
• урок-рефлексия.
4)Уроки коммуникативного типа:
• бинарный урок (ведут два учителя);
• урок рецензирования
;
• урок взаимоконтроля;
• урок-вернисаж;
• урок-выставка;
• урок-аукцион;
• урок-конференция;
• урок-соревнование;
• урок-КВН;
• урок-«суд над явлением»;
• урок-спектакль;
• урок-«круглый стол»;
• урок-панорама;
• творческий отчет.
Перечисленные типы уроков позволяют строить систему занятий, образующих це-
лостную технологию обучения. На основе названных типов творческих уроков могут со-
ставляться и комбинированные уроки. Кроме того, каждый из перечисленных творческих
уроков включает в себя неограниченный набор вариантов их построения.
II. Классификация уроков в соответствии со структурой универсальных учебных
действий.
В условиях реализации программы формирования (развития) универсальных учеб-
ных действий как компонента основной образовательной программы начального, основ-
ного или среднего общего образования рекомендуется использовать соответствующую
типологию уроков, в основе классификации которых лежат соответствующие типы и виды
УУД.
Типологии уроков, основанные на структуре универсальных учебных действий.
Тип урока | Виды уроков |
Урок личностно-ориентированного типа — ориентирован на ценностно- смысловое самоопределение учащихся относительно изучаемого содержания и осваиваемых способов деятельности. | Урок смыслообразования – поиск ответа на вопрос «какое значение, смысл имеет для меня учение». Урок нравственно-этического оценивания – оценка усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. |
Урок организационно-деятельностного типа — ориентирован на формирование умений обучающихся организовывать собственную деятельность. | Урок целеполагания — отбор целей обучения из предложенного учителем набора, их дополнение; самоопределение учеников в общем многообразии целей, уточнение и переопределение собственных целей; составление индивидуальных образовательных траекторий. Урок планирования — составление плана и последовательности действий. Урок прогнозирования — построение концептуального образа (обобщенной модели) раздела, темы. Урок контроля — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Урок оценки — осознание качества и уровня усвоения способа действия. |
Урок когнитивного типа — ориентирован на структуру учебной деятельности и виды познавательной деятельности. | Урок постановки учебной задачи – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Урок информационного поиска — поиск и выделение необходимой информации. Аналитический урок — анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, уста- новление причинно-следственных связей. Урок моделирования — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространствен- но-графическую или знаково- символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Урок-доказательство — построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Урок отработки освоенного способа действия — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Урок-обобщение — синтез как составление целого из частей, в том числе на основе самостоятельного достраивания, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий. Урок рефлексии — рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Урок постановки и решения проблем. |
Урок коммуникативного типа — обес- печивает формирование социальной компетентности, способности учитывать позиции партнеров по общению или дея- тельности, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. | Урок–дискуссия (диспут) — выражение с достаточно полнотой и точностью собственных мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выявление, идентификация проблемы, по- иск и оценка альтернативных способов разрешения конструктивного конфликта, принятие решения и его реализация. Урок учебного сотрудничества — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; контроль, коррекция, оценка действий партнеров. |
Данная типология является открытой для наполнения различными видами уроков и их комбинирования.