Файл: Урок организационная форма обучения. Известно, что структура урока (учебного занятия) состоит из 5 компонентов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности конструирования современного урока.
Урок — это ограниченная во времени и пространстве часть учебного процесса, на которой решаются частичные, но завершенные задачи образования, воспитания и развития учащихся.

Урок — организационная форма обучения.
Известно, что структура урока (учебного занятия) состоит из 5 компонентов:

• цели урока (планируемые результаты);

• содержание учебного материала;

• формы организации познавательной деятельности;

• методы обучении;

• реальные результаты.

Эти 5 компонентов связаны между собой, поэтому урок называют дидактическим пятиугольником.

В условиях реализации ФГОС общего образования эти структурные компоненты

претерпевают изменения, связанные с требованиями ФГОС.
I. Типология уроков.
Типология уроков представляет собой классификацию уроков по типам по различным основаниям. В традиционной отечественной дидактике, как правило, используют типологии уроков по внешним основаниям. При выборе типа урока необходимо помнить о логике изучения учебного материала (восприятие; осмысление; запоминание; применение; обобщение). Кроме того, при выборе типа урока необходимо помнить о том, что на предметом материале должны формироваться универсальные учебные действия учащихся, а для этого необходимо увеличение доли самостоятельной работы учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

1. Классификация уроков по дидактическим целям:

• комбинированный урок;

• урок совершенствования знаний, умений, навыков;

• урок изучения нового материала;

• урок контроля;

• урок обобщающего повторения;

• урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью.

2. Классификация уроков по этапам формирования навыка:

• вводный урок;

• тренировочный урок;

• итоговый урок.

3. Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного

интереса и познавательной деятельности:

• урок-практикум;

• урок-семинар;

• урок-лекция;

• урок-зачет;

• урок-игра;

• урок-конференция;


• урок-экскурсия и др.

4. Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-

воспитательного процесса:

• урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава;

• урок организации работы в статистических парах или парах постоянного со-

става;

• урок работы в малых группах;

• урок коллективного способа обучения.

5. Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения:

• информирующий урок;

• проблемный урок;

• исследовательский урок;

• эвристический урок.

6. Классификация уроков по типу межпредметных связей:

• интегрированный урок;

• библиотечный урок;

• клубный урок;

• медиаурок.

7. Классификация уроков по структуре учебной деятельности:

В развивающих и личностно-ориентированных системах образования приняты особые типологии уроков, где в основу классификаций положены внутренние основания, свя-

занные с методологическими параметрами данных образовательных систем. Так в системе

развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова используется классификация

уроков по структуре учебной деятельности, включающая:

1) урок постановки учебной задачи;

2) урок преобразования условий учебной задачи;

3) урок моделирования;

4) урок преобразования модели;

5) урок построения системы конкретно-практических задач;

6) урок контроля;

7) урок оценки;

8) комбинированный урок (представляющий полный цикл учебной деятельности).

При этом сам урок представляет собой не временной (45 минут), а содержательный компонент образовательного процесса, связанный с выполнением определенного учебного действия.

8. Классификация уроков по способам создания учениками собственного образова-

тельного продукта и типам образовательной продукции

В системе эвристического обучения А.В. Хуторского используется типология уро-



ков, в основу которой положены способы создания учениками собственного образова-

тельного продукта и типы образовательной продукции, являющейся результатом выпол-

нения определенных видов деятельности: когнитивных, креативных, организационно-

деятельностных, коммуникативных и др. Деятельностная доминанта урока может быть

одна при различных формах ее воплощения.

1) Уроки когнитивного типа:

• урок-наблюдение;

• урок-эксперимент;

• урок исследования объекта;

• поисковый урок;

• лабораторно-практический урок;

• урок постановки проблем и их решение;

• урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез);

• урок конструирования теорий;

• урок-концепт, построение картины мира или ее части;

• урок работы с первоисточниками (культурно-историческими аналогами);

• интегративный урок;

• метапредметный урок;

• межпредметный урок;

• урок философского обобщения.

2)Уроки креативного типа:

• урок составления и решения задач;

• урок-диалог (дискуссия, диспут, эвристическая беседа);

• урок-парадокс;

• урок-фантазия;

• урок изобретательства;

• урок технического (научного, прикладного, художественного, социального, культурного, педагогического) творчества;

• урок моделирования;

• урок символотворчества;

• урок «изменения» истории (собственное решение исторических собы-тий);

• урок — эвристическая ситуация;

• урок открытий;

• сочинение (задачи-сказки, считалки, летописи и т. п.);

• деловая игра;

• ролевая игра;

• урок-путешествие (реальное, виртуальное);

• урок-наоборот (ученик в роли учителя);

• урок в школе будущего;

• прогностический урок;

• урок защиты творческих работ;

• урок-олимпиада;

• урок творческого обобщения.

3)Уроки оргдеятельностного типа:

• урок целеполагания;

• урок нормотворчества;

• урок разработки индивидуальных образовательных программ;

• урок защиты индивидуальных образовательных программ;

• уроки с группой работой;

• урок-проект (с использованием метода проектов);

• урок-консультация (взаимоконсультация);

• урок самооценок (взаимооценок);

• урок-зачет (самозачет);

• урок-рефлексия.

4)Уроки коммуникативного типа:

• бинарный урок (ведут два учителя);

• урок рецензирования
;

• урок взаимоконтроля;

• урок-вернисаж;

• урок-выставка;

• урок-аукцион;

• урок-конференция;

• урок-соревнование;

• урок-КВН;

• урок-«суд над явлением»;

• урок-спектакль;

• урок-«круглый стол»;

• урок-панорама;

• творческий отчет.

Перечисленные типы уроков позволяют строить систему занятий, образующих це-

лостную технологию обучения. На основе названных типов творческих уроков могут со-

ставляться и комбинированные уроки. Кроме того, каждый из перечисленных творческих

уроков включает в себя неограниченный набор вариантов их построения.
II. Классификация уроков в соответствии со структурой универсальных учебных

действий.
В условиях реализации программы формирования (развития) универсальных учеб-

ных действий как компонента основной образовательной программы начального, основ-

ного или среднего общего образования рекомендуется использовать соответствующую

типологию уроков, в основе классификации которых лежат соответствующие типы и виды

УУД.

Типологии уроков, основанные на структуре универсальных учебных действий.



Тип урока



Виды уроков


Урок

личностно-ориентированного

типа — ориентирован на ценностно-

смысловое самоопределение учащихся

относительно изучаемого содержания

и осваиваемых способов деятельности.



Урок смыслообразования – поиск ответа на вопрос «какое значение, смысл имеет для меня учение».
Урок нравственно-этического оценивания – оценка усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.


Урок

организационно-деятельностного типа — ориентирован на формирование умений обучающихся организовывать собственную

деятельность.


Урок целеполагания — отбор целей обучения из предложенного учителем набора, их дополнение; самоопределение учеников в общем многообразии целей, уточнение и переопределение собственных

целей; составление индивидуальных образовательных траекторий.
Урок планирования — составление плана и последовательности действий.
Урок прогнозирования — построение концептуального образа (обобщенной модели) раздела, темы.
Урок контроля — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Урок оценки — осознание качества и уровня усвоения способа действия.


Урок когнитивного типа — ориентирован на структуру учебной деятельности

и виды познавательной деятельности.


Урок постановки учебной задачи – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще

неизвестно.
Урок информационного поиска — поиск и выделение необходимой информации.
Аналитический урок — анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, уста-

новление причинно-следственных связей.
Урок моделирования — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространствен-

но-графическую или знаково- символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Урок-доказательство — построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Урок отработки освоенного способа действия — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Урок-обобщение — синтез как составление целого из частей, в том числе на основе самостоятельного достраивания, восполнение недостающих компонентов;

подведение под понятия, выведение следствий.
Урок рефлексии — рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Урок постановки и решения проблем.



Урок коммуникативного типа — обес-

печивает формирование социальной

компетентности, способности учитывать

позиции партнеров по общению или дея-

тельности, вступать в диалог, участвовать

в коллективном обсуждении проблем,

строить продуктивное взаимодействие и

сотрудничество.



Урок–дискуссия (диспут) — выражение с достаточно полнотой и точностью собственных мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выявление, идентификация проблемы, по-

иск и оценка альтернативных способов разрешения конструктивного конфликта, принятие решения и его реализация.
Урок учебного сотрудничества — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов

взаимодействия; контроль, коррекция, оценка действий партнеров.




Данная типология является открытой для наполнения различными видами уроков и их комбинирования.