Файл: Нравственные основы педагогического общения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нравственные основы педагогического общения

Содержание

Задание 1………………………………………………………………………3

Задание 2………………………………………………………………………6

Задание 3………………………………………………………………………8

Задание 4…………………………………………………………………...…11

Список использованных источников………………………………………15

Приложение………………………………………………………………….16

Задание1

Составьте психологическую характеристику вербального общения (Голос, слово, высказывания, текст как единицы речевого общения и их значение в педагогическом общении).

При рассмотрении психологических особенностей вербального общения, необходимо акцентировать внимание на том, что вербальная коммуникация представляет собой процесс передачи необходимой информации при помощи использования слов и предложений. Именно поэтому важно акцентировать как можно большее внимание на целой совокупности компонентов, без учета которых процесс общения не может рассматриваться в качестве полноценного. Язык как способ передачи информации при помощи определенных звуков возник достаточно давно. Он постепенно вырабатывался каждым народом в отдельности в процессе своего развития. Язык — инструмент коммуникации. Слова — наша знаковая структурная система. Слово — это зачастую сложный и многофункциональный знаковый символ, который может обозначать разные предметы.

Не самую последнюю роль в процессе общения имеет голос, отличающийся множеством характеристик, влияющих как на направленность, так и а эффективность самого процесса общения. Тембр, интонация, а также звучание имеют достаточно огромное значение в процессе организации эффективной коммуникации, так как именно благодаря им можно расположить или, наоборот, оттолкнуть собеседника, достичь либо не достичь определенного результата.

В процессе изучения рассматриваемого явления М. Бахтин акцентирует внимание на том, что человек, в силу его специфических особенностей, всегда выражает себя на основании создания текста и высказывания. Речь, в подобном случае, направлена на исполнение языка, актуализации его единиц на основании их дальнейшего соединения и комбинирования с целью переедания определенной мысли. Речь также характеризуется такими особенностями как неповторимость, произвольность, а также бесконечность.


Минимальной и единственно достаточной единицей построения процесса общения является высказывание – речевой знак, который возникает на основании предложения как основного речевого знака по воле говорящего в связи с потребностью передать адресату информацию или получить ее от него. Существуют следующие разновидности высказываний:

- сообщение;

- мнение, суждение, рекомендация;

- совет, критическое замечание;

- комплимент;

- резюме или вывод;

- вопросы и ответы.

Вербальное общение в обязательном порядке предполагает существование текста - объединённой смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность. Самостоятельность текста связана с его ограниченностью в пространстве и времени и принадлежностью одному (в том числе и коллективному) автору Самостоятельность текста не абсолютна, поскольку текст реально функционирует только во взаимодействии с адресатом. Часть текста (особенно крупного) может приобрести самостоятельность и в определённых условиях стать отдельным текстом, например, глава или параграф монографии, опубликованный в виде статьи. В этом случае исходный текст главы (параграфа) может приобрести некоторые изменения в структуре.

Процесс вербального общения имеет множество особенностей в зависимости от того, представитель какой именно профессии занимается передачей соответствующей информации. Педагогическая деятельность предполагает регулярное проведение как можно большего количества разговоров, направленных на обмен опытом, а также на передачу комплекса необходимой информации. Эффектное взаимодействие педагога с учениками базируется на следующих аспектах, отображающих особенности вербального взаимодействия педагога:

1.Необходимо культивировать в себе искренний, естественный интерес к людям, общительность, развитость коммуникативных качеств, в частности умения слушать и слышать.

2. Педагогу необходимо умение поддерживать обратную связь в общении, для чего нужна развитая эмпатия, проявляющаяся в чувствовании в другого человека, сопереживании, умении мысленно поставить себя на место партнера по общению. Поддержание обратной связи является важнейшим условием взаимодействия

в отличие от воздействия, которое однонаправлено и обратной связи не предполагает. Надо думать, что человек, увлеченный самим собой, не чувствует собеседника и едва ли способен взаимодействовать с ним, а стало быть, полноценно общаться не может.

3. Педагог должен обладать хорошо развитыми вербальными способностями к наиболее значимым среди которых относятся: развитость речи, богатый словарный запас, умение правильно выбирать языковые средства. В том случае, когда педагог откровенно пренебрегает выразительностью речи, он может толкнуться со снижением собственного имиджа в процессе восприятия со стороны учеников. Если речь переполнена неточностями, перенасыщена неправильными ударениями, то это обстоятельство отрицательно сказывается на построении максимально эффективного, а также результативного процесса общения педагога с учениками, что негативно скажется на его деятельности.

Таким образом, необходимо обратить внимание на то, что вербальное общение педагога характеризуется совокупностью разнообразных аспектов, каждый из которых необходимо принимать во внимание с целью организации как можно более эффективной деятельности.

Задание 2

Исследование «Приемы педагогического общения в современном образовательном процессе». С целью проведения исследования было выбрано 30 педагогов (14 из них являются преподавателями младших классов, 16 - преподают профильные предметы в 5-7 классах). Процесс проведения исследования проходил с использованием анкеты (приложение 1), а также наблюдения (произошло посещение по одному занятию каждого из опрашиваемых педагогов)

Большинство педагогов (27 из общего количества опрощенных) имеют более пятилетнего стажа, что свидетельствует о потенциальной способности формирования умения к вербальному взаимодействию с учениками. При ответе на вопрос относительно того, на что обращают внимание педагоги при построении взаимоотношения с учениками, 50% опрошенных обратили внимание на то, что важное значение имеет концепция воспитания и обучения. Для регулирования поведения большая часть опрошенных (25 человек) используется фразы «Тихо!», «Успокойтесь либо я дам вам дополнительное задание». В процессе наблюдения удалось также определить то, что 14 из 16 преподавателей, работающих с учениками средних классов, склонны аппелировать к тому, что если их подопечные не угомоняться, то их ждет поход к директору или же звонок педагога к родителям.


При ответе на вопрос, касающийся формулировок вежливости, связанных с приветствием, прощанием, а также благодарностью за выполненные задания, то данный подход используется всеми педагогами, ведущими свою профессиональную деятельность в младших классах. Что же касается тех, кто совершает свою профессиональную работу в средних классах, то только 6 человек отмечают, что они постоянно здороваются и прощаются с учениками). Что же касается похвалы, то по их признанию, а также по результатам наблюдения можно заметить, что подобное встречается достаточно редко.

Многими педагогами также отмечено, что они не всегда активно и корректно ведут диалог, что проявляется в следующих критериях, отображенных на рис. 1.



Рис.1 Особенности взаимодействия педагогов с учениками в процессе ведения дискуссии

Таким образом, необходимо обратить внимание на то, что в большинство педагогов призналось в том, что они заняты своими делами, хотя делают вид, что слушают ученика, склонны перебивать и не склонны признавать ошибки, допущенные в процессе общения с учеником. Необходимо отметить, что подобное поведение далеко не самым лучшим образом сказывается на восприятии учеником самого педагога, а также на поиске наиболее приемлемого способа, направленного на обеспечение как можно более эффективной деятельности по усвоению комплекса необходимых знаний.

Если говорить об используемых приемах критики, то определить их в полной мере можно только при условии длительного и систематического наблюдения. При наблюдении удалось определить, что у 25 педагогов приемы критики носят конструктивный характер и при этом могут сопровождаться фразами: «в этом ты действительно прав, но…» (с последующими рекомендациями, направленными на эффективную деятельность). При этом остальные 5 педагогов из числа испытуемых (работающие с представителями среднего школьного возраста), наоборот, основной акцент делают только на ошибках, что в дальнейшем может сопровождаться проблемами как во взаимодействии с педагогами, так и с демонстрацией стремления к обучению.
Задание 3

Проведите анализ 3-4 профессиональных кодексов педагога (российских и зарубежных).

В течении длительного периода времени на территории России ведутся активные дискуссии относительно необходимости разработки (совершенствования), внедрения, а также последующего эффективного использования этического кодекса педагога. На современном этапе представлено значительное количество разнообразных вариантов данного документа, одним из наиболее известных среди которых выступает проект, продемонстрированный в 2017 году на «Педагогической ассамблеи».


Данный документ состоит из трех глав:

  1. Общих и заключительных положений.

  2. Разделу, посвященному личности учителя.

  3. Разделу, в котором описаны особенности взаимодействия педагога и учеников.

Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношении учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством. Профессиональный кодекс учителя состоит из трех разделов. В первом определяются нравственные и этические нормы для педагогов, во втором – требования к личности учителя, в третьем – его взаимоотношения с учениками, с педагогическим сообществом, родителями учеников, обществом и государством. Так, основными принципами этики учителя в кодексе названы гуманность, законность, демократичность, справедливость, профессионализм и взаимное уважение.

В частности, учитель не должен «заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью», «терять чувства меры и самообладания «. Также педагог «соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз». 

Кроме того, учитель не должен брать и давать взятки и заниматься аморальной деятельностью. Недопустимыми признаются не только взятки, но и использование имущества школы или другого воспитательного учреждения (помещений, мебели, телефонов, копировальной техники, почтовых услуг, инструментов и материалов), а также своего рабочего времени для личных нужд. Нельзя злоупотреблять своим служебным положением, используя учеников для каких-либо одолжений или услуг в личных целях. 

Учителю предписывается «хранить в тайне информацию, полученную от учеников, за исключением предусмотренных законодательством случаев, не разглашать высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях». Особо подчеркивается, что «отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей».

Помимо этого «учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни». Администрация школы, в свою очередь, «не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей». По словам разработчиков, основная цель кодекса – добиться того, чтобы некомпетентные педагоги не смогли работать в системе образования. Для нарушителей кодексом предусматриваются санкции: вопрос «рассматривается педагогическим коллективом и администрацией образовательного учреждения, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией».