Файл: Нравственные основы педагогического общения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рассуждать о том, насколько приемлемым или, наоборот, требующим существенных доработок является предлагаемый вариант кодекса, можно только при сопоставлении его основных положений с вариантами, используемыми зарубежом, например, в Великобритании, которая издавна известна своими педагогическими традициями. Разработкой Британского этического кодекса педагога занимались представители Генерального учительского совета Великобритании. По своей сущности он демонстрирует направленность на укрепление социальной роли учителей в британском обществе, преподаватели должны выступать в качестве образца для детей не только в учебных заведениях, но и за их пределами, демонстрируя при этом высокий облик морального развития. На территории  Великобритании учителям выдается личная лицензия на преподавательскую деятельность, и если, согласно кодексу, педагог получит ряд дисциплинарных взысканий, он этой лицензии лишается и получает, фактически «волчий билет» В проекте российского кодекса никаких жестких санкций за нарушение его положений не предусмотрено. Но сказано, что нарушения будут рассматриваться педагогическом коллективом и администрацией образовательного учреждения, «а при необходимости – более высокой профессиональной организацией».

Еще одним государством на территории которого сравнительно недавно был внедрен этический кодекс педагога является Республика Молдова. Кодекс профессиональной этики учителей – новый для Молдовы документ, его разработка была предусмотрена в Кодексе об образовании и в Плане мер на 2014-2015 гг. по внедрению Национальной стратегии по борьбе с коррупцией на 2011–2015 гг. Этот Кодекс применяется ко всем лицам, вовлеченным в систему общего и профессионально-технического образования. В отличие от законов, Кодекс профессиональной этики учителей представляет собой свод основных морально-этических норм и правил социального поведения и определяет стандарты деятельности учителей, руководителей и технического персонала учебных заведений. Предполагается, что благодаря соблюдению Кодекса, повысится престиж профессии педагога, повысится ответственность учителей, сохранится высокий профессиональный уровень преподавания, улучшатся отношения в педагогическом коллективе. А также это приведет к снижению случаев злоупотребления служебным положением, неадекватного и аморального поведения в учебном процессе. В документе установлены нормы отношений учителей с учениками и их родителями. В частности, со стороны лиц, вовлеченных в учебный процесс, не допускается в нём шовинистическая, националистическая, политическая, религиозная и военная пропаганда и вовлечение учащихся в политические акции (митинги, демонстрации, пикеты). Кодекс запрещает принимать или требовать от учеников и родителей денег, подарков или услуг и других преимуществ, независимо от их назначения, а также организовывать сбор с учеников или родителей материальных ценностей.


Таким образом, необходимо делать вывод относительно того, что на территории России этический кодекс педагога, в сравнении с другими государствами, был разработан сравнительно недавно, но при этом вобрал в себя значительное количество разнообразных аспектов, помогающих вывести педагогическую систему на качественно новый уровень развития.
Задание 4

1. Характеристика трудного ученика

В качестве объекта для характеристики выбран ученик 5-го класса Иванов С.Н.

За весь период обучения им были продемонстрированы средние склонности к обучению, при этом посещает школу регулярно, болеет достаточно редко. Домашние задания выполняет не всегда, а если и делает их то под строгим контролем со стороны родителей. Трудно даются такие предметы как русский и английский языки, а также математика. На уроках физической культуры не всегда демонстрирует прилежное поведение, может нарушать технику безопасности.

Ученик отличается легкой возбудимостью, вспыльчивостью (при этом достаточно быстро приходит в норму), неуравновешенностью. Контролировать свое поведение может большим трудом, постоянно нарушает дисциплину, на уроках может кричать, разговаривать, создавать чрезмерный шум, сквернословить. На переменах может толкнут, ударить другого ученика, бросить в него чем-то тяжелым, не думая при этом о последствиях. На все замечания не реагирует и не склонен признавать собственную вину, в некоторых случаях может вступать в конфликты с педагогами и отстаивать свою «правоту».
2. Характеристика трудного сотрудника

В качестве объекта характеристики выбрана сотрудница М. , работающая в течении 2 лет (была принято на место сотрудницы, ушедшей в декрет, сейчас активно придерживается мнения относительно того, что ее все равно должны оставить после выхода основного работника).

В процессе выполнения работы склонна к быстрым и спонтанным действия, что провоцирует возникновение ошибок (при этом не всегда ею признаваемых), при этом может обращать внимание на менее серьезные ошибки других работников, параллельно призывая их к внимательности. Порученные ей ранее обязанности не хочет распределять между другими сотрудниками (при этом, далеко не всегда выполняя их вовремя, а также в сравнении оптимального периода времени), мотивируя это тем, что они недостаточно компетентны для этого.



Общий уровень эрудированности, а также стремление к профессиональному развитию можно охарактеризовать как средне выраженные. Например, иногда перекручивает общепринятые и общепризнанные понятия и при этом представляет их как единственно правильные. Склонна придерживаться мнения относительно того, что она является главнее, чем другие сотрудники, являющиеся чуть ли не ее помощниками.

Часто отвлекается на телефонную переписку в разнообразных мессенджерах, приходит на работу только в начале рабочего дня (и практически никогда хотя бы на 5-10 минут ранее) и уделяет минут 10 тому, чтобы «привести себя в порядок» (причесаться, поправить макияж). Уходит также строго по времени постоянно ссылаясь на какие-либо срочные дела.
3.Характеристика трудного руководителя

В качестве объекта для описания выбрана начальница службы управления персоналом, П., которая характеризуется чрезмерной вспыльчивостью и отсутствием лояльного отношения к чужому мнению (особенно если оно противоречит ее восприятию). Данный сотрудник занимает вою должность в течении 3 последних лет. Кроме возложенных на нее должностной инструкцией обязанностей, занимается общественной деятельностью (на которую тратит достаточно много рабочего времени, не находясь при этом на рабочем месте).

Данный руководитель проявляет склонность к тому, чтобы, не разобравшись в ситуации, делать замечание человеку, которого хорошо знает и который смог себя неплохо зарекомендовать ранее в процессе выполнения должностных обязанностей. Не всегда объяснив как следует, какой именно конечный результат она хочет получит, может в конечном итоге сказать, что «точки зрения» не совпадают. В определенных ситуациях, если тот или иной сотрудник не оправдывает ее личных ожиданий, связанных с выполнением не совсем правомерных действий, может использовать шантаж, манипулирование и определенные методы, направленные создание препятствий в процессе построения карьеры.

В повседневной жизни часто демонстрирует не совсем однозначное поведение: например, может спокойно разговаривать с человеком, а уже на следующий день делать вид будто бы она его не замечает.

Список использованных источников

1.Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. - М.: Владос-Пресс, 2016.
- 208 c.
2. Ахутина,Т. В. Преодоление трудностей учения. Нейропсихологический подход: Учебное пособие / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - М.: Academia, 2015. - 288 c.
3. Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя. Книга 2. Психологический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание / Б.Ц. Бадмаев. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2011. - 160 c.

4. Истратова О. Н. Психолог в начальной школе. Справочные материалы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - М.: Феникс, 2015. - 416 c.
5. Ковальчук М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос, 2015. - 532 c.

6. Колесникова Г. И. Методология психолого-педагогических исследований / Г.И. Колесникова. - М.: Феникс, 2015. - 320 c.

Приложение 1

Анкета

Добрый день! С целью получения как можно более полной информации об особенностях вербальной коммуникации с учениками, Вам предлагается ответить на несколько вопросов.

1.Ваше ФИО (указывается по желанию)

2. Сколько Вам лет?

3. В течении какого периода Вы работаете педагогом?

4.Чем определяется ваш стиль отношений с учеником? (концепцией воспитания и обучения; примером воспитания учеников другим педагогом)

5. Какие необходимые выражения Вы используете для регулирования поведения учеников?

6. Какие словесные эпитеты Вы используете, когда ученик не подчиняется Вам?

7. Какие формулы вежливости Вы используете в общении с детьми?

– приветствия;

– прощания;

– благодарности.

8. Как часто, занимаясь своими делами, Вы делаете вид, что слушаете ученика, но не слышите его? (Часто, иногда, никогда.)

9. Каким тоном Вы чаще разговариваете с учениками?

10. Как Часто Вы не выслушиваете ученика до конца, перебиваете его? (Часто, иногда, никогда.)

11. Какой темп речи в общении с учеником Вы используете?

12. Как чаще всего вы обращаетесь к ученикам? (По фамилии, по имени...)

13. Всегда ли Вы способны признать свою ошибку в общении с учеником? (Часто, иногда, никогда.)

14. Как чаще всего Вы воздействуете на детей? (При помощи указаний, убеждений, просьб, внушения, объяснений.)

15. Как часто Вы понимаете выражение глаз, мимику ребенка? (Всегда, иногда.)