Файл: Антропоцентризм эпохи Возрождения это культ человека.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 8. Индустриальный период цивилизации
Вариант 1
Задание 1. Какие черты и особенности культуры Возрождения отражены в следующих высказываниях?
-
«Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь» (Пико дела Мирандола «Речь о достоинстве человека»).
В данном высказывании ключевым словом является человек. «Я» это Бог, получается бог поставил в центр мира человека. Он создал его свободным и славным мастером. В центре мироздания - свободный человек, которому подвластно все. Эта идея является ключом к пониманию эпохи.
Антропоцентризм эпохи Возрождения - это культ человека.
Человек рассматривается как центр и высшая цель познания.
Антропоцентризм ставит мыслящего человека во главе мироздания.
Гуманисты эпохи Возрождения делают акцент на творческих способностях.
Именно посредством творчества человек может приблизиться к Богу.
Гуманисты того времени верили в безграничные возможности человека.
Создание абсолютных произведений искусства равнозначно творению Бога.
Творчество Леонардо, Микеланджело, Рафаэля, Тициана уподобляет их Богу.
Важнейшая отличительная черта эпохи Возрождения – антропоцентризим, то есть в центре всего – Человек.
2) «Нужно добросовестно играть свою роль, но при этом не забывать, что это всего навсего роль, которую нам поручили. Маску и внешний облик нельзя делать сущностью, чужое – своим» (М. Монтень «Опыты»).
Ведь кем мы себя видим, тем мы и становимся. То есть, какую маску мы на себя примеряем, та и прирастает, в итоге, к нашему лицу.
В “Опытах”, таким образом, сохраняется главная черта классического эрудитского гуманизма - интерес к человеку и к миру его духа во всех возможных проявлениях. Вместе с тем Монтень - яркий представитель именно позднеренессансного сознания: “героический энтузиазм” и вера в безграничные познавательно-этические возможности человека уступают у него место убеждению в том, что “уловить бытие” столь же невозможно, как и удержать в руке пригоршню воды. С одной стороны, такая позиция приводит Монтеня к искреннему восхищению многообразием
человеческой мудрости и человеческих мнений; он любовно перебирает эти мнения, словно жемчуг в шкатулке, никогда не отвергая их полностью, но и не привязываясь к ним до конца. Поэтому скептицизм Монтеня имеет ярко выраженную антидогматическую (в том числе и антицерковную) направленность: он в принципе противостоит любым формам авторитаризма. С другой стороны, однако, такой скептицизм таил в себе серьезную опасность релятивизма, неумение отличить истину от лжи.
3) «Каждый из нас сад, а садовник в нем – воля. Расти ли в нас крапиве, салату, иссопу, тмину, чему-нибудь одному или многому, заглохнуть ли без ухода или пышно разрастись – всему этому мы сами господа» (В. Шекспир «Отелло»).
Автор этого высказывания величайший драматург и поэт эпохи Возрождения – Уильям Шекспир.
Соотвественно для его творчества характерны черты, присущие этой эпохе.
В своих произведениях он гениально отразил характерные признаки эпохи Возрождения. В высказывании отражены черты эпохи- свобоный человек, который имеет право выбора. Возрождение родилось на рубеже XIII-XIV веков. Перед изумленным Западом открылась забытая духовная культура, основанная на здравом отношении к человеческой природе, свободной мысли. Возник культ античности. В ней увидели прообраз свободного человечества.
Шекспир отразил все стороны этого сложного процесса. В его произведениях перед нами предстают как люди, еще склонные жить по старинке, так и те, кто сбросил оковы отжившей нравственности, и те, кто понимает, что человеческая свобода отнюдь не означает права строить свое благополучие на несчастьях других.
- свободомыслие;
- стремление к созданию новых представлений об обществе и мироздании.
Человек сам выбирает по какому жизненному пути ему следовать, развиваться, добиваться лучшего или остаться ни с чем у разбитого корыта.
Задание 2. Заполните таблицу отличий народной, массовой и элитарной культур:
Параметр сравнения | Народная культура | Массовая культура | Элитарная культура |
Культурно-исторические условия возникновения | Культура, созданная народом, передаваемая им из поколения в поколение. Корни народной культуры берут начало в далеком прошлом. В ее состав входят элементы,имеющие этническую особенность, которые осущестляют этно-интегрирующую функцию народа. | Термин «массовая культура» возник в 40-х годах XX века в текстах Макса Хоркхаймера и Дуайта Макдональда, посвящённых критике телевидения. Массовая культура (поп-культура, масскультура, культура большинства) это культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации | Элитарная культура, как правило, возникает в эпохи культурного кризиса, слома старых и рождения новых культурных традиций, способов производства и воспроизводства духовных ценностей, смены культурно-исторических парадигм. Элитарная культура характеризуется производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны на узкий круг людей |
Характеристики аудитории | Простой народ который, который верит в сказки, белицы, мифы и т.п. или принимает их к сведении. | Широкие массы народа, которые пользуются средствами СМИ. | Привилегированная часть общества, профессиональные творцы. Аудитория данной культуры ограничена узким кругом знатоков. Люди данной культуры называются «Элитой» |
Ведущие принципы культурного производства (традиция/новация/мода, коммерческие/некоммерческие критерии оценки и др.) | Не преследует коммерческих целей. Понятна и доступна широкому кругу людей. Сказки, песни, мифы, легенды. | Ориентирована на коммерческий успех. Интернет, реклама, сериалы, женские романы. Основана на вкусах и предпочтениях больших масс людей. Создаваемая профессионалами. | Не преследует явных коммерческих целей. Воспринимается узким кругом знатоков, сложная по содержанию. Основывается на вкусах высокообразованных людей. Опера, балет, классическая музыка и т.д. |
Элитарная культура — это форма культуры, ориентированная на узкий круг ценителей, непонятная большинству людей. Произведения элитарной культуры создаются либо привилегированной частью общества, либо по ее заказу. Элитарная культура отличается от массовой культуры сложностью содержания. При этом и элитарную, и массовую культуру создают профессионалы — писатели, музыканты, художники, артисты. Создается профессионалами. В отличие от народной культуры, она не анонимна — обычно известны имена авторов.
Три формы культуры не противостоят друг другу. Наоборот, они зачастую питают друг друга.