Файл: Рабочая программа по окружающему миру 2022 2023 учебный год Начальное общее образование 4 класс Количество часов 67.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
с. Отрадовка Азовского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОТРАДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
АЗОВСКОГО РАЙОНА
«Утверждаю»
Директор МБОУ Отрадовская СОШ
Приказ № 98 от 12.08.2022 г
Подпись руководителя _____Котова Ж.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
2022 – 2023 учебный год
Начальное общее образование 4 класс
Количество часов – 67
Учитель: Чернобай М.В
Программа разработана на основе авторской программы
А.А. Плешакова «Окружающий мир», М.: Просвещение, 2010 г
Пояснительная записка.
Разработку рабочей программы регламентируют следующие нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
2. Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).
6. Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643)
7. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Отрадовской СОШ;
8. Календарного учебного графика МБОУ Отрадовской СОШ на 2022-2023 учебный год.
Цели программы:
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
На изучение курса «Окружающий мир» отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 68 ч (34 учебные недели). В соответствии с календарно-учебным графиком МБОУ Отрадовской СОШ, программа будет выполнена за 67 часов.
Промежуточный контроль в виде итоговой комплексной работы – 23.05.2023 г
Содержание учебного предмета в учебном плане.
(67 ч)
Земля и человечество (8 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.
Природа России (11 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Экскурсия. Лес и человек.
Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны (10 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия. Поверхность нашего края.
Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Экскурсия. Мир древности. экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории Отечества (19 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия. Во времена Древней Руси (экскурсия в краеведческий музей).
Современная Россия (11 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
| Земля и человечество (8 часов) Мир глазами астронома | 1 | 01.09 |
| Планеты Солнечной системы. | 1 | 05.09 |
| Мир глазами географа | 1 | 08.09 |
| Мир глазами историка | 1 | 12.09 |
| Когда и где? | 1 | 15.09 |
| Мир глазами эколога | 1 | 19.09 |
| Международная Красная книга | 1 | 22.09 |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». Тестирование | 1 | 26.09 |
| Природа России (11 часов) Равнины и горы России | 1 | 29.09 |
| Моря, озера и реки России | 1 | 03.10 |
| Природные зоны России | 1 | 06.10 |
| Зона арктических пустынь | 1 | 10.10 |
| Тундра | 1 | 13.10 |
| Леса России | 1 | 17.10 |
| Лес и человек | 1 | 20.10 |
| Зона степей | 1 | 24.10 |
| Пустыни | 1 | 27.10 |
| У Черного моря | 1 | 07.11 |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России» Тестирование | 1 | 10.11 |
| Родной край – часть большой страны (10 часов) Поверхность нашего края | 1 | 14.11 |
| Водные богатства нашего края | 1 | 17.11 |
| Наши подземные богатства | 1 | 21.11 |
| Наши подземные богатства | 1 | 24.11 |
| Земля - кормилица | 1 | 28.11 |
| Жизнь леса | 1 | 01.12 |
| Жизнь луга | 1 | 05.12 |
| Жизнь в пресных водах | 1 | 08.12 |
| Презентация проектов | 1 | 12.12 |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны» Тестирование | 1 | 15.12 |
| Страницы всемирной истории (5 часов) Мир древности: далекий и близкий | 1 | 19.12 |
| Средние века: время рыцарей и замков | 1 | 22.12 |
| Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | 26.12 |
| Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | 29.12 |
| Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | 09.01 |
| Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | 12.01 |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории» Тестирование | 1 | 16.01 |
| Страницы истории России (20часов) Государство Русь | 1 | 19.01 |
| Страна городов | 1 | 23.01 |
| Из книжной сокровищницы Руси | 1 | 26.01 |
| Трудные времена на Русской земле | 1 | 30.01 |
| Русь расправляет крылья | 1 | 02.02 |
| Куликовская битва | 1 | 06.02 |
| Иван Третий | 1 | 09.02 |
| Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного | 1 | 13.02 |
| Патриоты России | 1 | 16.02 |
| Петр Великий | 1 | 20.02 |
| Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | 27.02 |
| Екатерина Великая | 1 | 02.03 |
| Отечественная война 1812 года | 1 | 06.03 |
| Страницы истории XIX века | 1 | 09,03 |
| Россия вступает в XX век | 1 | 13.03 |
| Россия в первой мировой войне | 1 | 16.03 |
| Страницы истории 1920-1930-х годов | 1 | 27.03 |
| Великая Отечественная война и Великая Победа | 1 | 30.03 |
| Страна, открывшая путь в космос | 1 | 03.04 |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России» Тестирование | 1 | 06.04 |
| Современная Россия (11часов) Основной закон России и права человека. | 1 | 10.04 |
| Мы – граждане России | 1 | 13.04 |
| Славные символы России | 1 | 17.04 |
| Такие разные праздники | 1 | 20.04 |
| Такие разные праздники | 1 | 24.04 |
| Путешествие по России | 1 | 27.04 |
| Путешествие по России | 1 | 04.05 |
64 | Путешествие по России | 1 | 11.05 |
65 | Путешествие по родному краю | 1 | 15.05 |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия» Тестирование | 1 | 18.05 |
67 | Презентация проектов | 1 | 22.05 |