Файл: Федеративное устройство России: понятие и принципы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) Вопросы государственного строительства:

-принятие и изменение Конституции РФ и федераль­ных законов, контроль за их исполнением;

-федеративное устройство и территория Федерации;

-регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в Российской Федерации, регулирова­ние и защита прав национальных меньшинств;

-установление системы федеральных органов законода­тельной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти;

-федеральная государственная служба.

2) Вопросы регулирование, экономики и социального развития;

-федеральная государственная собственность и управление ею;

-установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Федерации;

установление правовых основ единого рынка, финансо­вое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, де­нежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития;

федеральные энергетические системы, ядерная энер­гетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транс­порт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе.

3) Вопросы внешней политики и внешнеэкономичес­кой деятельности:

-внешняя политика и международные отношения Рос­сийской Федерации, международные договоры Российской Федерации, вопросы войны и мира;

-внешнеэкономические отношения Российской Федерации.

4) Вопросы обороны и охраны границы:

-оборона и безопасность, оборонное производство, оп­ределение порядка продажи и покупки оружия, боеприпа­сов, военной техники и другого военного имущества, про­изводство ядовитых веществ, наркотических средств и по­рядок их использования;

-определение статуса и защита государственной грани­цы, территориального моря, воздушного пространства, ис­ключительной экономической зоны и континентального шель­фа Российской Федерации.

5) Вопросы создания правоохранительных органов и правовой системы:

-судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности;


-федеральное коллизионное право.

6) Государственные награды и почетные звания Рос­сийской Федерации.

Из этого перечня вопросов, составляющих предметы ведения Российской Федерации, можно сделать ряд важ­ных выводов в отношении конституционных прерогатив Фе­дерации, и в частности:

а) только на федеральном уровне можно изменять Кон­ституцию, принимать законы о гражданстве и др.;

б) на территории субъектов Федерации могут распола­гаться объекты федеральной собственности;

в) только на федеральном уровне решаются вопросы ядерной энергетики, развития путей сообщения и деятель­ности в космосе;

г) только федеральные органы власти вправе осуществ­лять внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир;

д) Вооруженные Силы являются едиными для всей стра­ды, ни один субъект Федерации не вправе создавать соб­ственные вооруженные формирования;

е) судоустройство и прокуратура являются едиными для всей страны, только на федеральном уровне можно объяв­лять об амнистии и помиловании и др.

Исключительные полномочия федеральных органов зат­рагивают далеко не все сферы деятельности граждан и об­щественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.

Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов

Под совместным ведением понимается отнесение оп­ределенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов. По этим вопросам, следо­вательно, могут издаваться федеральные законы и законы субъектов Федерации, указы Президента РФ и акты пре­зидентов и глав администраций субъектов Федерации, по­становления Правительства РФ и акты исполнительной вла­сти субъектов Федерации. Вопросы совместного ведения не требуют жесткой централизации, а лишь регулирования в определенной части со стороны федеральных органов госу­дарственной власти. Но на практике это очень сложный вопрос.

Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закрепленные в 14 пунктах ст. 72, можно условно разде­лить на несколько групп.

1) Вопросы государственного строительства и защи­ты прав и свобод:

обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;


защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим погранич­ных зон;

защита исконной среды обитания и традиционного об­раза жизни малочисленных этнических общностей;

установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

2) Вопросы регулирования экономики и социального развития:

-разграничение государственной собственности, вопро­сы владения, пользования и распоряжения землей, недра­ми, водными и другими природными ресурсами;

-природопользование, охрана окружающей среды и обес­печение экологической безопасности, особо охраняемые при­родные территории, охрана памятников истории и культуры;

-общие вопросы воспитания, образования, науки, куль­туры, физической культуры и спорта;

-координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, вклю­чая социальное обеспечение;

-осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихий­ными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

-установление общих принципов налогообложения и сбо­ров в Российской Федерации.

3) Вопросы деятельности правоохранительных орга­нов и правовой системы:

-кадры судебных и правоохранительных органов, адво­катура, нотариат;

-административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

4) Координация международных и внешнеэкономичес­ких связей субъектов Федерации, выполнение международ­ных договоров Российской Федерации.

Из этого перечня вопросов следует, что определенная часть отраслей права (административное, трудовое и др.) регулируется Федерацией и ее субъектами совместно, в то время как другие (гражданское, уголовное и др.) — только Федера­цией. Федерация совместно с ее субъектами регулирует та­кую огромную сферу общественной жизни, как социальная сфера. В отношении создания системы органов государственной власти и местного самоуправления Федерация претендует только на совместное установление общих принципов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Россия является самым крупным по территории государством в котором проживает огромное количество различных национальностей, народностей, этносов, РФ удалось почти полностью искоренить национализм, что является одним из важнейших пунктов для создания единого федеративного государства, функционирующего исходя из национальных, культурных традиций проживающего в ней населения, а также географических особенностей ее обширной территории. Таким образом, Россия должна быть федерацией, действующей на основе конституционных принципов, чтобы учитывать особенности ее территорий и населения.


Таким образом, можно сказать, что Россия - это страна многосубъектная, которая имеет федеративный характер, что делает управление большой страной намного проще, удобнее и быстрее.

Рассмотрев принципы федеративного устройства Российской Федерации по Конституции РФ, был выделен главный признак всех субъектов РФ -равноправие. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из ее состава.

Существует важная проблема федеративного устройства в области разделении компетенции между федеральной властью и властью субъектов федерации. Это обусловлено тем, что субъекты федерации хотят претендовать на самостоятельность.

Федерализм в России развивается непоследовательно и противоречиво. Причинами этого, является отсутствие основной, научно обоснованной концепции федеративного преобразования России. У руководителей отсутствует стратегия и модель конечного результата.

Мощным фактором единого правового регулирования и равенства граждан является экономическое развитие, общий рынок.

Федеративное устройство России как институт конституционного права решает главные проблемы страны, как разделение огромной по своим масштабам территории на субъекты РФ. Каждый субъект РФ имеет свои права, нормы и предметы ведения, что намного облегчает руководить большими территориями страны, обновлять и улучшать законодательство РФ.

Стоит отметить, что Российская Федерация является конституционной, а не договорной Федерацией. Государственно-правовые механизмы разграничения полномочий и гарантии обеспечения единства правового регулирования на всей территории Российской Федерации базируются на конституционных положениях о высшей юридической силе и прямом действии Конституции РФ на всей территории Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ) и о верховенстве на всей территории страны федеральных законов, принятых по предметам совместного ведения 

Список использованных нормативных актов и литературы:

1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

  1. Федеративное устройство России — Википедия (wikipedia.org)
  2. Ившина, И.Н. Создание федеративного государства: монография
  3. Мелехин, А.В. Теория государства и права.
  4. Югов, А.А. Система государственного устройства России
  5. Статьи из журналов, научных статей
  6. Бурбина, Ю.В. Основные признаки современных федераций
  7. Касаткина, Н.А. Формы государственного устройства современности: теоретико-правовое исследование
  8. Добрынин, Н.М. Конституционное (государственное) право РФ
  9. Гуляков, А.Д. Основные модели федерализма
  10. Егорцев, В.В. Форма государственного устройства современной России 
  11. Кряклина, Т.Ф. Федерация и федерализм
  12. Пьянов, Н.А. Формы государства 
  13. Топорнин,Б.Н. Федерализм: теория, институты, отношения.
  14. Борисов, А.Б. Большой юридический словарь
  15. Гуляков, А.Д. Множественность моделей федерализма 
  16. Саломатин, А.Ю. Проблемы федерализма в зеркале теории и истории государства и права
  17. Фомина, Н.А. Разновидности форм государственного устройства современности