Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
Введение
Актуальность выбранной темы продиктована тем, что законодательство в этой сфере постоянно меняется. Социальное страхование является одним из наиболее важным инструментом реализации социальной политики.
Социальное страхование – один из базовых институтов соци- альной защиты работников в развитых странах. Им охвачено 80-85% населения, и на его долю приходится от 15 до 25% ВВП[1].
Механизмы социального страхования являются основными регуляторами воспроизводства населения страны, составляют основу государственной социальной политики, а также позволяют создать атмосферу сплоченности в обществе.
Государственная социальная политика призвана применять более эффективные механизмы для повышения уровня социальной защищенности населения, для повышения удовлетворения социальных потребностей людей с целью увеличения человеческого потенциала и усиления конкурентоспособности страны. За последнее время в Российской Федерации продолжает совершенствоваться законодательная база страхования, происходит модернизация его механизмов.
Цель исследования состоит изучении государственного социального страхования.
Поставленная цель достигнута путем решения следующих задач:
- рассмотреть организацию системы социального страхования в РФ и в странах Европы и США;
- проанализировать проблемы социального страхования в РФ;
-предложить мероприятия по совершенствованию системы социального страхования в РФ;
Объектом исследования является социальное страхование.
Предмет исследования – социальное страхование РФ.
Методом исследования выступает диалектический метод познания и связанные с ним общенаучные и частные методы: формально-юридический, функциональный, системный и другие.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников.
Глава 1. Организация системы социального страхования в РФ и в странах Европы и США
Выделяют основные системы социальной защиты: европейская (Великобритания, Германия, Швейцария), скандинавская, американская (Канада, США), а также латиноамериканская и азиатская. Уровень экономического развития определяет количественные показатели систем социальной защиты, а уровень стимулирования и степень участия государства взаимосвязаны с выбранной социально-экономической моделью[2].
В государствах одинакового уровня развития существуют разные степени организации систем социальной защиты и разные степени участия государственных институтов. Это происходит в силу исторических, культурных, политических и других факторов. Полная солидарность предполагает отсутствие взаимосвязи между взносом и выплатой, когда право на получение определяется с момента наступления рискового случая, а не зависит от взноса.
Финансовая нагрузка ложится на всех налогоплательщиков, а право на получение социальной защиты имеют все граждане. В этой системе государственный бюджет является единым источником финансирования и механизмом перераспределения доходов, а в качестве регулятора выступает правительство. Системы, основанные на принципе полной солидарности, обычно предоставляют одинаковый, как правило, минимальный уровень социальной защиты всем гражданам. При ограниченной солидарности право на получение выплаты зависит от взноса человека.
Как правило, такая система финансируется за счет отчислений работников и работодателей, а право на получение выплат в зависимости от взноса имеют только те граждане, которые производили отчисления (или за которых они производились работодателем). Данные системы, как правило, дополнительную защиту получает определенная группа населения, например, работники определённого трудового коллектива или формального сектора. Также, есть системы, в которых солидарность отсутствует, где выплаты напрямую зависят при наступлении социальных рисков, т.к. каждый гражданин отчисляет персонифицированные взносы.
Обратим внимание страны с максимальным государственным участием в системе социальной защиты. К ним относятся Франция, Италия, Австрия, Германия, Бельгия, Япония. В некоторых странах Латинской Америки большинство инструментов социальной защиты переданы частному рынку, правительство принимает минимальное участие[3].
В большинстве стран используется смешанная система. К таким странам относятся США, Великобритании, Аргентине, Голландии, Дании, Швеции, Польше, Латвии. В основном, это системы с полной солидарностью - это государственные, персонифицированные системы накопительного характера, преимущественно частные, а при ограниченной солидарности обычно используется смешанная система, предполагающая участие как государственных, так и частных институтов.
Анализируя международный опыт, на такие основные показатели, как административные расходы и охват населения, влияет степень участия государства. В частных системах - наиболее высокие административные расходы на содержание системы социального страхования, низкие - в государственных и смешанных. В государственных системах обеспечен почти полный охват трудоспособного населения, высок уровень охвата в смешанных системах, относительно низок в частных системах.
Система с полной солидарностью характеризуется минимальными стимулами, в то время как в системах, основанных на персонификации учета взноса, - стимулы максимальные. При этом стимулирование стабильной оплачиваемой трудовой деятельности достигается через предоставление дополнительных преимуществ трудящимся и зависит от степени взаимосвязи между взносом и выплатой.
Основываясь на анализе международного опыта был сделан вывод, что наиболее эффективные системы социальной защиты являются и комплексными, в них используются возможности государственных и частных институтов, что позволяет сочетать преимущества персонифицированных и солидарных систем.
Комплексные системы социальной защиты включают в себя следующие основные элементы:
1) государственные пособия;
2) обязательное социальное страхование;
3) социальную помощь;
4) накопительное пенсионное обеспечение.
Отечественная концепция социального страхования сформировалась в советский период, а современную форму организации обрела на границе 1990–1991 гг., в этот период полномочия по управлению был переданы специально созданному государственному фонду социального страхования от профсоюзов[4].
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС) является финансовым органом при правительстве России. Финансовые ресурсы фонда не входят в состав бюджетов других фондов и не могут быть изъяты.
В соответствии с Бюджетным кодексом, ФСС относится к числу государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Денежные ресурсы фонда находятся в федеральной государственной собственности. Вплоть до 1998 г. управление денежными ресурсами выполнялось согласно территориально-отраслевому принципу. ФСС состоял из региональных отделений и центральных отраслевых отделений для ряда отраслей.
В 1998 г. территориально-отраслевой принцип сменился территориальным. Каждое региональное отделение ФСС является исполнительным органом фонда, который реализовывает оперативное управление средствами социального страхования и переданными ФСС санаторно-курортными учреждениями на территории субъекта Российской Федерации.
Средства ФСС формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей – организаций и граждан, и кроме того целевых ассигнований из федерального бюджета. Страховые взносы собирались самим ФСС РФ. В 2017г. взносы в ФСС, ПФР и ОМС, были заменены социальным налогом. Администратором выступают налоговые органы, которые затем перечисляют собранные суммы в ФСС. Характерной чертой государственного социального страхования в Российской Федерации является то, что сами страхователи исполняют обязательства по выплате застрахованным социальных пособий и компенсаций. Страхователи выплачивают такие пособия как: пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д. Эти расходы засчитываются в счет уплаты налога в ФСС, применяется зачетная схема уплаты социального налога.
Страхователь перечисляет только сумму превышения начисленного социального налога над величиной произведенных расходов. Если же, наоборот, сумм, подлежащих уплате в качестве социального налога, недостаточно для выплаты пособий застрахованным, то работодатель обращается в ФСС за субвенцией. Следовательно, работодатель реализовывает основную работу по назначению и выплате пособий, а ФСС и его отделения по сути осуществляют организационные и финансово-контрольные функции[5].
Основными законами, в соответствии с которыми страхователями исчисляются и уплачиваются страховые взносы, а также производятся страховые выплаты застрахованным, являются:
− Федеральный закон от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон №165- ФЗ);
− Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон №212-ФЗ);
− Федеральный закон от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон №125-ФЗ);
− Федеральный закон от 29 декабря 2006 года №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудо- способности и в связи с материнством» (далее – Закон №255-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона №165-ФЗ[6] «обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Основные принципы обязательного социального страхования (статья 4 Закона №165-ФЗ):
− устойчивость финансовой системы социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
− обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
− государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц независимо от финансового положения страховщика;
− государственное регулирование системы социального страхования;
− паритетность участия представителей субъектов социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; − обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
− ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
− обеспечение надзора и общественного контроля;
− автономность финансовой системы обязательного социального страхования[7].
Для целей обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее – ВНиМ), а также обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – НС) используются следующие понятия и термины[8]:
− страховой взнос – обязательный платеж на социальное страхование;
− тариф страхового взноса – ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленных выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц[9];
− заработок застрахованного – все выплаты и иные вознаграждения (как по основному месту работы, так и по совместительству), начисленные в пользу застрахованного в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы, и включаемых в базу для начисления страховых взносов;
− социальный страховой риск – предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется социальное страхование;
− класс профессионального риска – уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей;
− страховой случай – свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию[10];
− обеспечение по обязательному социальному страхованию – исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
− страховой стаж – суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов;