Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Российской Федерации 1993 г. родоначальница нынешнего правового развития федеративного государства и федеративных отношений в России. Избранная форма федерализма не имеет единого международного образца, а российский федерализм специфичен и имеет динамичность.
Федерализм это - режим и форма государственного устройства, позволяющие создать единство и разделение государственной власти в условиях ее территориальной организации.
Федерализм является основным принципом организации и работы российской государственной и общественной системы, что отображается в различных положениях Конституции, начиная с первой статьи.
Проблемы федеративного устройства Российского государства занимают одно из центральных мест в новой Конституции РФ. Это обусловлено как необходимостью укрепления территориальной целостности и единства России как многонационального государства, решающего задачи стабилизации своей внутренней структуры, так и обеспечения самоопределения народов как носителей и источников власти применительно ко всем субъектам Федерации. Ст.1 Конституции гласит: «Российская Федерация Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В ст. 5 Конституции закреплено: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равноправных субъектов Российской Федерации».
Установление конституционно-правового статуса субъекта федерации имеет значение для любого федеративного государства, так как статус субъекта определяет характер федеративных отношений, которые складываются внутри федерации и возможности субъектов федерации в системе этих отношений.
Глава 1. Формы государственного устройства.
Рассматривая вопрос о федеративном устройстве Российской Федерации для начала нужно уточнить саму суть понятия государственного устройства.
Государственное устройство это - политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Исходя из этого можно говорить о том, что государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В небольших государствах этот вопрос решается достаточно легко, но в крупных государствах он становится серьезной проблемой и приобретает политический характер.
Обозначают две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.
Унитарное государство это - государство, внутри которого нет государственных образований, а административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью.
Унитарное государство является централизованным, в нем законодательная, исполнительная и судебная власти имеют единые высшие органы, функции которых без всякого разделения распространяются на все государство. Унитарное государство имеет единую конституцию, его суверенитет не может быть разделен с какими-либо частями этого государства, не возникает вопроса о внутренних границах и территориальной целостности. Гражданство в таком государстве является единственным. Это не исключает существования в административно-территориальных единицах местного самоуправления, которое в рамках своей компетенции действует самостоятельно.
Федеративное государство – это объединение государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого государства имеют одинаковый статус и права.
Федерация в основном объединяет субъекты с одинаковыми правовыми статусами. В некоторых случаях возможна и асимметричная федерация, но могут возникать некоторые проблемы. Например, когда субъекты федерации имеют какие-то различия, а их принудительное уравнивание может привести к обострению конфликтов и развалу федерации. К асимметричным федерациям ученые относят, Бельгию, Испанию и Россию. Асимметричность Российской Федерации закреплена отчасти в Конституции Российской Федерации. Разделение компетенций между федеральной властью и субъектами федерации является одной из основных проблем федеративного устройства.
Есть еще одна форма государственного устройства – конфедерация, которая предполагает собой объединение нескольких суверенных государств. Такая форма объединения носит международно-правовой характер. Конфедерацию нельзя отнести к устойчивой форме государственного устройства, так как со временем она либо распадается на несколько суверенных государств, либо преобразуется в федерацию, которая даже при формальном сохранении статуса конфедерации несет в себе все основные федеративные свойства и признаки. Так, например, Канада и Швейцария которые давно превратились в федерации, формально сохраняют конфедеративное устройство.
Первые мысли о создании федерации в России появились еще в XVII в. В то время в России существовала единая монархия. Но в начале XX века с появлением идей социализма в России начались новые попытки создать федеративное государственное устройство. Однако попытки развить национально-культурную автономию подавлялись царским правительством. Лишь после революции в феврале 1917 года у народов Российской Империи появилась возможность самоопределения. Еще задолго до созыва Учредительного Собрания на Украине была созвана Центральная Рада, провозгласившая автономию Украины в составе России. На других участках России шла борьба за создание национальных автономий. В 1917 г. в Москве состоялся Всероссийский мусульманский съезд. На нем было принято решение, что единственной удовлетворяющей интересам мусульманских народов России формой государственного устройства является демократическая республика, народы, не имеющие определенных территорий, должны пользоваться национально-культурной автономией.
После прихода к власти большевиков в силу появившегося права на самоопределение, в России вновь образовались независимые республики. В двух случаях были образованы буржуазные государства – Финляндия и Польша, в остальных – Украинская, Латвийская, Азербайджанская и другие советские республики. Большевики придерживались идеи национально-территориальной организации государственного строительства. В годы Гражданской войны развернулось строительство автономий в составе РСФСР. Одной из черт данного этапа является стремление к выделению национальных территорий. Почти все вновь создаваемые автономии приобретали национальные имена: Трудовая Коммуна немцев Поволжья, Карельская Трудовая Коммуна, Башкирская, Татарская, Киргизская автономные республики; Чувашская, Марийская, Калмыцкая автономные области и т.д.
После победы большевиков в гражданской войне автономии, находящиеся в составе РСФСР были ограничены в правах. Вокруг независимых государств, которые к тому времени уже и так стали придатками России (кроме Польши и Финляндии) развернулся спор — включать эти государства в РСФСР в качестве автономий или образовать с ними федерацию. В итоге победили федералисты и был образован Союз Советских Социалистических Республик.
Глава 2. Современное федеративное устройство России.
2.1. Состав субъектов Российской Федерации.
На данный момент форма государственного устройства России и ее структура определена в Конституции. Часть 1 статьи 65 Конституции Российской федерации закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов Российской Федерации на момент принятия настоящей Конституции. В Российской Федерации 85 субъектов, в том числе 22 республика, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округов:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия , Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия , Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым , Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания , Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия ;
Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край , Краснодарский край, Красноярский край , Пермский край , Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область , Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область - Кузбасс , Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;
Москва, Санкт-Петербург, Севастополь - города федерального значения;
Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра , Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Список субъектов федерации дается по видам в той последовательности, как они приводятся в ч. 1 ст. 5 Конституции, а внутри каждого из них - в алфавитном порядке. Это подчеркивает равноправие субъектов: занимаемое в нем место никак не может повлиять на равный конституционный статус включенных в него субъектов.
Наименование индивидуализирует субъект федерации. В Конституции России не может быть субъектов с одинаковыми названиями. Видовой состав субъектов федерации предопределяется ч. 1 ст. 5 Конституции. Это означает, что членами Российской Федерации могут быть образования только с установленными в конституции обозначениями - республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.
Конституция и федеральное законодательство не содержат критериев обретения субъектом той или иной формы. Однако республики (до начала 90-х годов - автономные советские социалистические республики и автономные области - Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская, Хакасская, находившиеся в составе краев), автономные области и автономные округа рассматривались как государственно-правовые формы самоопределения соответствующих народов Российской Федерации, а края, области, города федерального значения (в прошлом - города республиканского значения) представляли собой наиболее крупные ее административно-территориальные единицы.
Исторически они появлялись и видоизменялись в разное время как внутренние образования РСФСР (за исключением Тывы), что получало отражение в Конституции РСФСР 1937 и 1978 гг., а в последующем было оформлено Федеративным договором (договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти соответствующих ее субъектов) от 31 марта 1992 г.
В настоящее время республики, автономную область и автономные округа отличают особенности национального состава населения, быта и культуры. Именно поэтому республики, где данные особенности наиболее выражены, наделены некоторыми специфическими правами. Вместе с тем независимо от государственно-правовой формы все члены Российской Федерации объединены одним понятием – «субъект Российской Федерации»; они равноправны в этом, а также равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.