Файл: Самостоятельная работа 1 Выполнил слушатель курсов по программе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
ФАКУЛЬТЕТ дополнительного образования
Самостоятельная работа № 1
Выполнил слушатель курсов
по программе
«Образование и общество.
Основы государственной политики РФ
в области образования»
Зареченская Д.А.
Руководитель:
доцент Лосева А.А.
Балашиха
2016
Самостоятельная работа №1
по теме «Нормативно-правовые документы, определяющие основы государственной политики Российской Федерации и Московской области в сфере образования».
СравнитеЗакон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» и «Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и заполните таблицы.
Задание 1. Изучите «Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Глава 2. Система образования. Статья 10. Структура системы образования. Определите уровни общего образования и профессионального образования, заполните таблицу.
Было в старом законе «Об образовании» | Стало в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» |
1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование - бакалавриат; 6) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура; 7) послевузовское профессиональное образование. | 1) дошкольное образование; 2) общее образование: - начальное общее образование; - основное общее образование; - среднее общее образование; 3) среднее профессиональное образование: - подготовка квалифицированных рабочих; - подготовка специалистов среднего звена; 4) высшее образование: - бакалавриат; - магистратура, подготовка специалиста; - подготовка научно-педагогических кадров. |
Задание 2. Сравните документы, ответьте на вопрос, как изменилась классификация образовательных программ, заполнив таблицу?
Было в старом законе «Об образовании» | Стало в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» |
1) общеобразовательные программы: основные общеобразовательные программы: - дошкольного образования; - начального общего образования; - основного общего образования; - среднего (полного) общегообразования. дополнительные общеобразовательные программы 2) профессиональные программы: основные профессиональные программы: -начального профессионального образования; - среднего профессионального образования; - высшего профессионального образования (программы бака- лавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры); - послевузовского профессионального образования (аспирантура (адъюнктура), ординатура и интернатура, докторанту- ра). дополнительные профессиональные образовательные программы: - программы профессиональной переподготовки; - программы повышения квалификации; - программы стажировки. | 1) основные образовательные: основные общеобразовательные программы: - образовательные программы дошкольного образования; - образовательные программы общего образования (начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования). основные профессиональные образовательные программы: - образовательные программы среднего профессионально го образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, программы подготовки специалистов среднего звена); - образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста, программы магистратуры, программы подготовки научно- педагогических кадров). 2) иные виды образовательных программ: дополнительные общеобразовательные программы: - общеразвивающие; - предпрофессиональные; дополнительные профессиональные программы: - программы профессиональной переподготовки; - программы повышения квалификации (профессионального развития); - специализированные последипломные профессиональные программы (программы ординатуры, интернатуры, ассистентуры-стажировки) Из числа образовательных исключаются и становятся самостоятельным видом программы - программы подготовки научных кадров (докторантура) |
Задание 3. Что изменилось в классификации форм обучения?
Было в старом законе «Об образовании» | Стало в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» |
С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам осуществляется с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и без отрыва от работы. | 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). 2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. 3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего 4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. 5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. |
| |
Какие лица имеют право осуществлять образовательную деятельность?
Было в старом законе «Об образовании» | Стало в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» |
Образовательную деятельность вправе вести: образовательные учреждения; научные организации - образовательные программы послевузовского профессионального образования, дополнительные профессиональные образователь- ные программы; иные организации любой организационно-правовой формы - программы профессиональной подготовки; индивидуальные предприниматели | Образовательную деятельность вправе вести: - образовательные организации; - научные организации (по программам высшего образования - программам магистратуры и программам подготовки научно- педагогических кадров, по дополнительным профессиональ ным программам и по программам профессионального обучения); - иные организации любой организационно-правовой формы (по программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным образовательным программам); - индивидуальные предприниматели. |
Дополнительные вопросы для КАТЕГОРИИ 2.
Было в старом законе «Об образовании» | Стало в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» |
В настоящее время предусматриваются следующие виды общеобразовательных учреждений: а) начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования); б) основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования); в) средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования); г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополни- тельную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам); д) гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования); е) лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования); ж) общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой; з) образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; и) образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста; к) общеобразовательная школа-интернат; л) и т.д. | Наименование образовательной организации должно определяться в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и содержать указание на характер ее деятельности посредством использования слова «образовательная» или производных от него слов, а также включать название ее типа. Образовательные организации в рамках одного типа могут использовать специальные наименования в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (уровнями и направленностью образовательных программ, интеграцией различных видов образовательных программ, специальными условиями их реализации и (или) особыми потребностями обучающихся), а также дополнительно осуществляемыми функциями, связанными с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого- педагогическая поддержка, интернат, научно- исследовательская, технологическая деятельность и иные, предусмотренные законодательством об образовании). Специальное название образовательной организации указывается в ее наименовании. |
Задание 4. Изучите «Национальную доктрину образования в Российской Федерации» и заполните таблицу.
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации» - это | основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. |
Перечислите этапы реализации целей и задач, определяемых доктриной: | 1. Создание совета и рабочей группы для разработки и управления программой изменений. Введение указанных целей и задач в новый ФЗ об образовании. 2. Определение изменений и дополнений в образовательные стандарты, основные образовательные программы. 3. Создание новых правовых, нормативных и методических материалов (законов, проектов, программ, учебников, стратегий образования и развития каждого конкретного предмета и всего образовательного минимума, рабочих материалов, КИМов и т.д.) 4. Разработка плана-графика введения ФГОС. Разработка единичных проектов. 5. Реализация их на всех уровнях и ступенях образования с привлечением новых правовых и методических материалов. 6. Контроль реализации с возможностью корректировки деятельности до применения взысканий (на этапе ввода новой доктрины). 7. Создание активной базы опыта внедрения с возможностью получения профессиональной образовательной, правовой консультации на уровне Министерства Образования. |
Задание 5. Изучите ФГОС (в зависимости от категории) и заполните таблицу:
Критерии сравнения | ГОС (первое поколение) | ФГОС (новое поколение) |
Цель | Обеспечить уровень полноценного базового образования. | Способность гибко реагировать на запросы общества и государства |
Прогнозируемые изменения | Учитель транслирует знания. | Изменение позиции учитель-ученик. Учащийся добывает знания через деятельность, которую организует учитель. |
Нормативная база | Совокупность трех компонентов (федерального, регионального, образовательного учреждения),определяющая содержание ООП. | Совокупность требований, обязательных для реализации ООП |
Требования стандарта | -обязательный минимум содержания ООП; -объем учебной нагрузки; -требования к уровню подготовки выпускников; | -требования к структуре ООП; -требования к условиям реализации ООП; -требования к результатам освоения ООП; |
Методологические подходы | Основные направления модернизации российского образования на период до 2010 года. | Системно - деятельностный подход |
Требования к структуре ООП | -федеральный компонент; -региональный компонент; -компонент ОУ; | -вариативная (часть, формируемая участниками ОП); -инвариативная (обязательная) часть; -внеурочная деятельность в структуре УП; |
Требования к результатам | - знать; -уметь; -использовать в практической деятельности; | - личностные; -предметные; -метапредметные |
Требования к условиям | 1.Требование к кадровым условиям 2.Требоваия к психолого-педагогическим условиям 3.Требование к развивающей психолого-педагогической среде 4 .Требование к финансовым материально-техническим условиям | 1.Требований к результату освоения основной образовательной программы основного общего образования, 2.Требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность), 3.Требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.). |