Файл: Лекция Технологии предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция 8. Технологии предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости
-
Неуспеваемость учащихся как психолого-педагогическая проблема: дидактический, психологический, медицинский аспекты. -
Типология неуспевающих школьников. -
Причины отставания в учебе, неуспеваемости школьников. -
Подходы к диагностике и коррекции школьной неуспеваемости. -
Методы работы с неуспевающими. -
Возрастные особенности школьников, оказывающие влияние на успеваемость.
По мнению Л.А. Регуш, «в психологии, говоря о неуспеваемости, имеют в виду её психологические причины, которыми являются, как правило, свойства самого ученика, его способности, мотивы, интересы и т.д. Педагогика рассматривает как источник неуспеваемости формы, методы организации обучения и даже систему образования в целом».
А.А. Бударный и У.Д. Розенталь определяют неуспеваемость как несоответствие минимальным требованиям и убеждены в том, что содержание понятия «неуспеваемость» во многом зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс. Поскольку в школе переводят в следующий класс тех, кто удовлетворяет минимуму требований соотносящихся с баллом «три», то неуспеваемость выражается баллами «два» и «один». Однако эти правила подправляются реальной практикой: выставленные удовлетворительные оценки не мешают учителям, родителям, нередко и ученику знать, что он «не успевает»
По мнению М.А. Данилова неуспеваемость связана с движущими силами процесса обучения и его противоречиями. В тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушается, возникает неуспеваемость.
В. Оконь определяет неуспеваемость как нарушение взаимодействия между учениками, учителями и внешними силами.
В большинстве случаев школьная неуспеваемость отражает неэффективность учебной деятельности школьника и понимается как низкий уровень усвоения знаний. Более того, школьная неуспеваемость психически здорового школьника является, как правило, «браком» в работе образовательного учреждения.
Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема: дидактический, психологический, медицинский аспекты.
Всемерное улучшение качества работы учителей по обучению и воспитанию подрастающего поколения в современной школе является важнейшей проблемой педагогической теории и практики, поэтому
вопросы профилактики и преодоления неуспеваемости школьников находятся в центре внимания педагогической общественности, родителей учеников, всего общества в целом.
Психолого-педагогические исследования показывают, что сегодня сложилось противоречие между потребностью общества в образованных, интеллектуальных людях и недостаточно высоким уровнем качества знаний у значительного количества выпускников средней школы. От эффективного разрешения этого противоречия во многом зависит успешное социокультурное развитие нашей страны, общественный прогресс в целом.
Неуспеваемость школьников не носит массового характера, однако даже незначительный процент неуспевающих учеников в общеобразовательной школе является браком в педагогической работе, последствия которого отрицательно сказываются как на судьбе отдельного человека, так и в общественной жизни в целом. В связи с этим проблема борьбы с неуспеваемостью учащихся была и остается актуальной для педагогической теории и практики, она достаточно глубоко исследована в трудах многих выдающихся ученых, психологов и дидактов (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, А. А. Бударный, У.Д. Розенталь, В.С. Цетлин и мн. др.). Эти исследования являются теоретической базой для разработки технологии предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости.
Теоретические основы данной технологии включают определение сущности понятий «неуспеваемость» и «отставание в учебе», определение наиболее общих причин неуспеваемости школьников, разработку типов отстающих или неуспевающих школьников, видов неуспеваемости.
Обобщая имеющиеся в психолого-педагогической литературе и в педагогическом опыте данные, можно дать следующие определения основным понятиям нашей лекции:
-
Отставание в учебе– невыполнение учеником требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри отрезка учебного процесса, на котором происходит контроль усвоения учебного материала, результатом этого является неусвоенность определенной части содержания образования по предмету. -
Неуспеваемость – несоответствие подготовки учащихся требованиям усвоения содержания образования, которое фиксируется по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения – цепочки уроков, посвященных изучению одной или нескольких учебных тем, разделу курса, учебной четверти, полугодия, учебного года.
Отставание и неуспеваемость взаимосвязаны. В
неуспеваемости синтезированы отдельные отставания школьника в процессе обучения, она – итог устойчивого отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, в конечном счете, образуется неуспеваемость.
Задача учителя состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставаний, устранить их – это и есть предупреждение неуспеваемости.
Задаче раскрытия внутреннего содержания понятия «неуспеваемость» служит определение ее видов. А.А. Бударный различает два вида неуспеваемости:
-
Абсолютная неуспеваемость (соотносится с минимумом выполнения учеником учебных требований, что определяет полную неусвоенность учебного материала и ставит вопрос перевода учащегося в следующий класс). В условиях современной школы с десятибалльной системой оценки результатов учебно-познавательной деятельности встречается крайне редко. -
Относительная неуспеваемость – недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы в целом усвоить минимум учебного материала. При решении вопросов повышения успеваемости школьников в целом введение понятия относительной неуспеваемости оправдано с той точки зрения, что оно определяет пути устранения абсолютной неуспеваемости.
Определение видов неуспеваемости содержится и в работах А.М. Гельмонта, он выделяет три вида неуспеваемости в зависимости от количества школьных предметов и устойчивости отставания ученика:
-
Общая и глубокая неуспеваемость – по многим или всем учебным предметам длительное время. -
Частичная, но относительно устойчивая неуспеваемость – по одному-трем наиболее сложным предметам. -
Эпизодическая неуспеваемость – то по одному, то по другому предмету, она относительно легко преодолевается.
А.М. Гельмонт, ранжируя виды неуспеваемости по степени ее запущенности и исходя из трудности ее устранения, называет глубоким и полным отставанием в учебе самый запущенный случай неуспеваемости – общую и глубокую неуспеваемость.
Пониманию сущности, видов неуспеваемости способствует разработанная в психолого-педагогической теории и практике типология неуспевающих школьников.
Имеются попытки построить типологию неуспевающих учащихся нахарактеристиках их учебного труда. Так, П.П. Блонский выделил два типа неуспевающих:
-
Первый тип – «плохой работник» - его чертами являются невнимательность при восприятии учебного материала, пассивность в учении, некритичность по отношению к себе, неумение организовать собственный учебный труд, медленный темп учебно-познавательной деятельности, равнодушие к результатам своей учебной работы. -
Второй тип – патологический,это сверхэмоциональные (гипертимные) дети, заявляющие «не могу» еще до начала работы, нуждающиеся в постоянной педагогической поддержке и в одобрении со стороны окружающих, тяжело переживающие учебные трудности и неудачи. В данном случае выделенные черты носят скорее психологический, нежели дидактический характер.
Психологическую типологию неуспевающих школьников дает Н.И. Мурачковский, берущий за ее основухарактер взаимоотношений школьника, а также наиболее существенные стороны его личности. Каждый тип представлен 2 подтипами, в основе деления на которые лежат 2 признака: средства, с помощью которых школьники компенсируют неуспех в учении, и наличие или отсутствие направленности на определенный вид деятельности в будущем. Также автором намечены пути индивидуального подхода к неуспевающим школьникам.
Автор этой типологии выделяет следующие типы неуспевающих школьников:
-
Учащиеся с низким качеством мыслительной деятельности, сочетающимся с положительным отношением к учению и «сохранением позиции школьника». Первый тип– дети с низким уровнем обучаемости, что проявляется в слабом развитии мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.) и определяет стремление приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или избежать умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития, не формируются умения и навыки учебной деятельности. Ученики этого типа не испытывают моральных конфликтов и противоречий, так как в силу ограниченных познавательных возможностей свою неуспеваемость объясняют неспособностью усваивать учебный материал наравне со всеми. Отсутствие морального конфликта с собой и окружающими позволяет им охотно принимать помощь учителей и товарищей, что обусловливает наличие возможности хотя бы частично преодолеть неуспеваемость.
Для учащихся этого типа характерна низкая обучаемость, проявляющаяся в слабом развитии мыслительных процессов. Неуспех в учении не является источником морального конфликта, что способствует формированию у них положительной направленности по отношению к учению при отсутствии познавательных интересов.
-
1 подтип: относятся учащиеся, для которых характерно стремление компенсировать неуспех с помощью практической деятельности. Это налагает отпечаток на характер их мышления: слабое развитие абстрактного мышления сочетается с тенденцией конкретизировать условия и способы решения задачи. Также характерно наличие познавательной направленности на определенный вид деятельности в будущем и адекватная самооценка. При работе с неуспевающими школьниками этого типа необходимо основное внимание направлять на изменение ряда сторон их мыслительной деятельности, учитывая имеющиеся положительные качества (умение организовывать себя, развитая чувственная основа мышления). -
2 подтип: характерно стремление избегать любых трудностей в учебной работе, использование средств, не согласующихся с нормами поведения школьников (списывание, подсказки и т.п.), малый запас представлений и механическое воспроизведение знаний. Отсутствует направленность на определенный вид деятельности в будущем, завышенная или заниженная самооценка. При работе с этим подтипом неуспевающих учеников важно не только изменение качеств мышления, но и проведение воспитательной работы, учитывающей неадекватный уровень притязаний.
-
Учащиеся с высоким качеством мыслительной деятельности, сочетающимся с отрицательным отношением к учению при частичной или полной «утрате позиции школьника». Второй тип – дети, которые приходят в учебное учреждение с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться, однако на качестве их учебной работы отражается то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится, при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном труде. Они избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда. Задания устного характера усваиваются ими поверхностно. Практически не формируются навыки учебного труда, умения преодолевать трудности. У школьников этого типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречиями между достаточно широкими интеллектуальными возможностями и слабой их реализацией, что обусловливает выработку отрицательного отношения к учебе, ведет к отрыву от классного коллектива, может стать условием возникновения трудновоспитуемости, девиантности в поведении, причиной формирования отрицательной морально-нравственной направленности личности ученика. Планы на будущее с учением не связаны. Характерна неустойчивая самооценка.