Файл: Учебник для 3 класса Под ред. Б. М. Неменского. М. Просвещение, 2011г в третьем классе, в соответствии с программой по изобразительному искусству,14 класс, на изучение предмета Изобразительное искусство отводится.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 3 «А» класса на 2022 – 2023 учебный год составлена на основе: рабочей программы по изобразительному искусству, 1-4 класс, утверждённой приказом от ________г. №_______
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Названия учебника и учебных пособий:
1.Е.И.Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса /Под ред. Б. М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011г
В третьем классе, в соответствии с программой по изобразительному искусству,1-4 класс, на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 34 часа (34 учебные недели по 1 часу). В соответствии с календарным учебным графиком в рабочую программу были внесены следующие изменения:
-
объединен материал уроков по теме: «Картина. Натюрморт» и«Натюрморт»; -
объединен материал уроков по теме: «Скульптура в музее.» и«Скульптура на улице».
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Календарно - тематическое планирование
по предмету «Изобразительное искусство» для 3 «А» класса на 2022-2023 учебный год.
№ урока | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки прохождения темы |
Искусство в твоём доме (8 ч) | ||||
1 – 2 | Твои игрушки. | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её, добиваясь целостности цветового решения. | | |
| | |||
3 | Посуда у тебя дома. | Характеризовать связь между формой, декором посуды (её художественным образом) и её назначением. Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (длительность каждого из Братьев – Мастеров в процессе создания образа посуды). овладевать навыками создания выразительной формы посуды и её декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых общим образным решением. | | |
4 | Обои и шторы у тебя дома. | Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Обретать опыт творчества и художественно – практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с её функциональным назначением. | | |
5. | Мамин платок. | Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический). Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Обрести опыт творчества и художественно – практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный). | | |
6. | Твои книжки. | Понимать роль художника и Братьев – Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т. д.). Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы). Узнавать и называть произведения нескольких художников – иллюстраторов детской книги. Создавать проект детской книжки – игрушки. Овладевать навыками коллективной работы. | | |
7 | Открытки. Контрольная работа за 1 четверть. | Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев – Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Создавать открытку к определённому событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике). Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения. | | |
8. | Труд художника для твоего дома. | Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев – Мастеров. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев – Мастеров. Эстетически оценивать работы сверстников. | | |
Искусство на улицах твоего города (7 ч). | ||||
9. | Памятники архитектуры. | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры – это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев – Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм. | | |
10 | Парки, скверы, бульвары. | Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк – мемориал и др.). Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль. Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объёмно – пространственную композицию из бумаги. Овладевать приёмами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта. | | |
11. | Ажурные ограды. | Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт – Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города. Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т. д.), выявляя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев – Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решётки. Использовать ажурную решётку в общей композиции с изображением парка или сквера. | | |
12 | Волшебные фонари. | Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт - Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений. Различать фонари разного эмоционального звучания. Уметь объяснять роль художника и Братьев – Мастеров при создании нарядных обликов фонарей. Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приёмы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание). | | |
13. | Витрины. | Понимать работу художника и Братьев – Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины. | | |
14. | Удивительный транспорт. | Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение. Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать, создавать образы фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. | | |
15 | Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы). Контрольная работа за 2 четверть. | Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города. Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию. Овладевать приёмами коллективной творческой деятельности. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов. | | |
Художник и зрелище (10 ч) | ||||
16 | Художник в цирке. | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т. д.). Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. | | |
17. | Художник в театре. | Сравнивать объекты, элементы театрально – сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Создавать «Театр на столе» - картонный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объёмно – пространственной композиции. | | |
18 | Театральный занавес. | Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, ножницы, куски ткани. Использовать куклу для игры в кукольный спектакль. | | |
19. | Театр на столе. | 27.01 | | |
20. | Театр кукол. | Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. | 3.02 | |
21. | Мы - художники кукольного театра. | 10.02 | | |
22. | Маски. | 17.02 | | |
23 | Афиша и плакат. | Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Уметь видеть и определять в афишах – плакатах изображение, украшение и постройку. Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или широкому представлению; добиваться образного единства изображения и текста. Осваивать навыки лаконичного, декоративно – обобщённого изображения (в процессе создания афиши или плаката). | 3.03 | |
24 | Праздник в городе. | Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным. Создавать в рисунке проект оформления праздника. | 10.03 | |
25 | Школьный карнавал (обобщение темы). | Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. Участвовать в театрализованном представлении или весёлом карнавале. Овладевать навыками коллективного художественного творчества. | 17.03 | |
Художник и музей (8 ч) | ||||
26 | Музей в жизни города. Контрольная работа за 3 четверть. | Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России - Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании экспозиций. | 24.03 | |
27 | Картина – особый мир. Картина - пейзаж. | Иметь представление, что картина – это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картины – пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передаёт цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.). Знать имена крупнейших русских художников – пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Выражать настроение в пейзаже цветом. | | |
28 | Картина – портрет. | Иметь представление об изобразительном жанре – портрете и нескольких известных картинах – портретах. Рассказывать об изображённом на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности характера). Создавать портрет кого – либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета. | | |
29 | Картина – натюрморт. | Воспринимать картину - натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т. д.). Развивать живописные и композиционные навыки. Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта. | | |
30 | Картина – натюрморт. | Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т. д.). Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель). | | |
31 | Картины исторические и бытовые. | | | |
32 | Скульптура в музее. | Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Называть виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. | | |
33 | Скульптура на улице | Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Называть виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. | | |
34 | Итоговая контрольная работа. Художественная выставка (обобщение темы). | Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. | | |
Приложение
Контрольная работа по изобразительному искусству за 1 четверть 3 класса
_____________________________________
1 вариант
№1 Что такое акварель?
-
прозрачная текучая краска; -
цветные мелки; -
густая кроющая краска.
№2 Отметь графические художественные материалы
-
простой карандаш; -
гуашь; -
восковые мелки.
№3 Отметь материалы для лепки.
-
глина;
-
бумага; -
пластилин.
№4 Из чего можно сделать игрушки?
-
из тряпок; -
из бумаги; -
из воды.
№5 Из чего сделаны дымковские игрушки?
-
пластик; -
глина; -
стекло.
№6 Из чего в старину на Руси делали посуду?
-
из металла;
-
из стекла; -
из дерева.
№7 Отметь основные цвета гжели.
-
белый и синий; -
красный ,черный , золотой; -
зеленый и синий.
№8 Как называется изображение того , о чем рассказывается в книге?
-
картина; -
иллюстрация -
рисунок.
Контрольная работа по изобразительному искусству за 1 четверть 3 класса
_____________________________________
2 вариант
№1 Что такое гуашь?
-
прозрачная текучая краска; -
цветные мелки; -
густая кроющая краска.
№2 Отметь графические художественные материалы
-
цветные карандаши; -
гуашь; -
восковые мелки.
№3 Отметь материалы для лепки.
-
глина;
-
акварель; -
пластилин.
№4 Из чего можно сделать игрушки?
-
из тряпок; -
из глины; -
из воды.
№5 Из чего сделаны богородские игрушки?
-
пластик; -
глина; -
дерево.
№6 Из чего в старину на Руси делали посуду?
-
из камня;
-
из стекла; -
из дерева.
№7 Отметь основные цвета хохломы.
-
белый и синий; -
красный ,черный , золотой; -
зеленый и синий.
№8 Как называется изображение того , о чем рассказывается в книге?
-
картина; -
иллюстрация -
роспись.
Контрольная работа по изобразительному искусству за 2 четверть 3 класса
_____________________________________
1 вариант
№1 Отметь что относится к архитектуре.
-
картины -
здания; -
посуда.
№2 Из чего делают ажурные ограды?
-
из камня; -
из стекла; -
из металла.
№3 Отметь основные элементы паркового искусства.
-
газоны;
-
скульптуры; -
храмы.
№4 Из каких основных деталей состоит уличный фонарь?
-
ножка; -
ручка; -
светильник.
№5 Где в городе можно увидеть витрины?
-
в жилом доме; -
в театре; -
в магазине.
№6 Отметь старинные средства передвижения
-
карета;
-
автомобиль; -
воздушный шар.
№7 Отметь водные виды транспорта.
-
паровоз; -
пароход; -
вертолет.
№8. Отметь наземные виды транспорта.
-
автомобиль -
яхта -
паровоз
Контрольная работа по изобразительному искусству за 2 четверть 3 класса
_____________________________________
2 вариант
№1 Отметь что относится к архитектуре.
-
картины -
здания; -
одежда.
№2 Из чего делают ажурные ограды?
-
из камня; -
из глины; -
из металла.
№3 Отметь основные элементы паркового искусства.
-
газоны;
-
фонтаны; -
храмы.
№4 Из каких основных деталей состоит уличный фонарь?
-
ножка; -
ручка; -
светильник.
№5 Где в городе можно увидеть витрины?
-
в школе; -
в театре; -
в магазине.
№6 Отметь старинные средства передвижения
-
карета;
-
самолет; -
воздушный шар.
№7 Отметь водные виды транспорта.
-
паровоз; -
пароход; -
самолет.
№8. Отметь наземные виды транспорта.
-
автомобиль -
яхта -
велосипед
Контрольная работа по изобразительному искусству за 3 четверть 3 класса
_____________________________________
1 вариант
№1 Отметь профессии людей, которые выступают в цирке.
-
фокусник; -
певец; -
укротитель животных.
№2 Отметь виды театрального искусства.
-
балет; -
кинофильм; -
опера.
№3 Как называется оформление сцены.
-
иллюстрация;
-
декорация; -
живопись.
№4 Какие бывают куклы в кукольном театре?
-
перчаточные; -
ростовые ; -
марионетки.
№5 Кто не работает в кукольном театре?
-
космонавт; -
кукловод; -
художник-декоратор
№6 Из чего ты можешь сделать театральную маску?
-
из камня
-
из плотной бумаги -
из картона.
№7 Что такое афиша?
-
иллюстрация в книге; -
картина художника; -
плакат, который рекламирует театральное представление.
№8 Отметь что является макетом.
-
уменьшенные копии изделий, повторяющие их внешний вид; -
уменьшенные копии машин, которые могут двигаться, работать.
Контрольная работа по изобразительному искусству за 3 четверть 3 класса
_____________________________________
2вариант
№1 Отметь профессии людей, которые выступают в цирке.
-
фокусник; -
певец; -
жонглёр
№2 Отметь виды театрального искусства.
-
балет; -
кинофильм; -
оперетта.
№3 Как называется оформление сцены.
-
графика
-
декорация; -
живопись.
№4 Какие бывают куклы в кукольном театре?
-
перчаточные; -
ростовые ; -
марионетки.
№5 Кто не работает в кукольном театре?
-
учитель; -
кукловод; -
художник-декоратор
№6 Из чего ты можешь сделать театральную маску?
-
из фарфора;
-
из плотной бумаги -
из картона.
№7 Что такое афиша?
-
иллюстрация в книге; -
рисунок в альбоме; -
плакат, который рекламирует театральное представление.
№8 Отметь что является макетом.
-
уменьшенные копии изделий, повторяющие их внешний вид; -
уменьшенные копии машин, которые могут двигаться, работать.
Итоговая контрольная работа по изобразительному искусству за 3 класса
_____________________________________
1 вариант
№1 Что такое пейзаж?
-
изображение человека; -
изображение природы; -
изображение бытовых предметов.
№2 Что можно увидеть в художественном музее?
-
картины; -
чучела зверей; -
скульптуры.
№3 Отметь народные промыслы.
-
гжель;
-
рисунок; -
хохлома.
№4 Отметь художественные средства живописи?
-
масляные краски; -
мелки; -
акварель.
№5 Что изображают на исторических картинах?
-
будни; -
великие битвы; -
фрукты и цветы
№6 Что такое скульптура
-
объемное изображение предметов и человека;
-
графическое изображение предметов и человека; -
бумагопластика.