Файл: Учебник для 3 класса Под ред. Б. М. Неменского. М. Просвещение, 2011г в третьем классе, в соответствии с программой по изобразительному искусству,14 класс, на изучение предмета Изобразительное искусство отводится.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 3 «А» класса на 2022 – 2023 учебный год составлена на основе: рабочей программы по изобразительному искусству, 1-4 класс, утверждённой приказом от ________г. №_______

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Названия учебника и учебных пособий:

1.Е.И.Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса /Под ред. Б. М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011г

В третьем классе, в соответствии с программой по изобразительному искусству,1-4 класс, на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 34 часа (34 учебные недели по 1 часу). В соответствии с календарным учебным графиком в рабочую программу были внесены следующие изменения:

  • объединен материал уроков по теме: «Картина. Натюрморт» и«Натюрморт»;

  • объединен материал уроков по теме: «Скульптура в музее.» и«Скульптура на улице».


Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Календарно - тематическое планирование

по предмету «Изобразительное искусство» для 3 «А» класса на 2022-2023 учебный год.

урока

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки прохождения темы

Искусство в твоём доме (8 ч)

1 – 2

Твои игрушки.

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны.

Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения).

Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета.

Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её, добиваясь целостности цветового решения.













3

Посуда у тебя дома.

Характеризовать связь между формой, декором посуды (её художественным образом) и её назначением.

Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (длительность каждого из Братьев – Мастеров в процессе создания образа посуды). овладевать навыками создания выразительной формы посуды и её декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых общим образным решением.







4

Обои и шторы у тебя дома.

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.

Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.

Обретать опыт творчества и художественно – практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с её функциональным назначением.







5.

Мамин платок.

Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка.

Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен.

Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический).

Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка.

Обрести опыт творчества и художественно – практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный).







6.

Твои книжки.

Понимать роль художника и Братьев – Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т. д.).

Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы).

Узнавать и называть произведения нескольких художников – иллюстраторов детской книги.

Создавать проект детской книжки – игрушки.

Овладевать навыками коллективной работы.







7

Открытки. Контрольная работа за 1 четверть.

Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев – Мастеров в создании форм открыток, изображений на них.

Создавать открытку к определённому событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике).

Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения.







8.

Труд художника для твоего дома.

Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев – Мастеров.

Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.

Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев – Мастеров.

Эстетически оценивать работы сверстников.







Искусство на улицах твоего города (7 ч).

9.

Памятники архитектуры.

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды.

Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села).

Раскрывать особенности архитектурного образа города.

Понимать, что памятники архитектуры – это достояние народа, которое необходимо беречь.

Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев – Мастеров.

Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.







10

Парки, скверы, бульвары.

Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк – мемориал и др.).

Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль.

Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объёмно – пространственную композицию из бумаги.

Овладевать приёмами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.







11.

Ажурные ограды.

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт – Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города.

Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т. д.), выявляя в них общее и особенное.

Различать деятельность Братьев – Мастеров при создании ажурных оград.

Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решётки.

Использовать ажурную решётку в общей композиции с изображением парка или сквера.







12

Волшебные фонари.

Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт - Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений.

Различать фонари разного эмоционального звучания.

Уметь объяснять роль художника и Братьев – Мастеров при создании нарядных обликов фонарей.

Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приёмы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание).







13.

Витрины.

Понимать работу художника и Братьев – Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара.

Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина.

Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина.

Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.







14.

Удивительный транспорт.

Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение.

Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта.

Фантазировать, создавать образы фантастических машин.

Обрести новые навыки в конструировании из бумаги.







15

Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы). Контрольная работа за 2 четверть.

Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города.

Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию.

Овладевать приёмами коллективной творческой деятельности.

Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов.







Художник и зрелище (10 ч)

16

Художник в цирке.

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т. д.).

Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами.

Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное.







17.

Художник в театре.


Сравнивать объекты, элементы театрально – сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы.

Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

Создавать «Театр на столе» - картонный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль.

Овладевать навыками создания объёмно – пространственной композиции.







18

Театральный занавес.

Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.

Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, ножницы, куски ткани.

Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.







19.

Театр на столе.

27.01




20.

Театр кукол.

Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу.

Объяснять роль маски в театре и на празднике.

Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.

3.02




21.

Мы - художники кукольного театра.

10.02




22.

Маски.

17.02




23

Афиша и плакат.

Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле).

Уметь видеть и определять в афишах – плакатах изображение, украшение и постройку.

Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или широкому представлению; добиваться образного единства изображения и текста.

Осваивать навыки лаконичного, декоративно – обобщённого изображения (в процессе создания афиши или плаката).

3.03




24

Праздник в городе.

Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.

Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным.

Создавать в рисунке проект оформления праздника.

10.03




25

Школьный карнавал (обобщение темы).

Понимать роль праздничного оформления для организации праздника.

Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.

Участвовать в театрализованном представлении или весёлом карнавале.

Овладевать навыками коллективного художественного творчества.

17.03




Художник и музей (8 ч)

26

Музей в жизни города. Контрольная работа за 3 четверть.

Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.

Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России - Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании экспозиций.

24.03




27

Картина – особый мир. Картина - пейзаж.

Иметь представление, что картина – это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Рассматривать и сравнивать картины – пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передаёт цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.).

Знать имена крупнейших русских художников – пейзажистов.

Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.

Выражать настроение в пейзаже цветом.







28

Картина – портрет.

Иметь представление об изобразительном жанре – портрете и нескольких известных картинах – портретах.

Рассказывать об изображённом на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности характера).

Создавать портрет кого – либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета.







29

Картина – натюрморт.

Воспринимать картину - натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах.

Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом.

Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т. д.).

Развивать живописные и композиционные навыки.

Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта.







30

Картина – натюрморт.

Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении.

Развивать композиционные навыки.

Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т. д.).

Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).







31

Картины исторические и бытовые.







32

Скульптура в музее.

Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры.

Объяснять роль скульптурных памятников.

Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах.

Называть виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор.

Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.







33

Скульптура на улице


Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры.

Объяснять роль скульптурных памятников.

Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах.

Называть виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор.

Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.







34

Итоговая контрольная работа.

Художественная выставка (обобщение темы).

Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность.

Проводить экскурсии по выставке детских работ.

Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней.









Приложение

Контрольная работа по изобразительному искусству за 1 четверть 3 класса

_____________________________________

1 вариант

1 Что такое акварель?

    • прозрачная текучая краска;

    • цветные мелки;

    • густая кроющая краска.

2 Отметь графические художественные материалы

  • простой карандаш;

  • гуашь;

  • восковые мелки.

3 Отметь материалы для лепки.

  • глина;

    • бумага;

    • пластилин.

4 Из чего можно сделать игрушки?

  • из тряпок;

  • из бумаги;

  • из воды.

5 Из чего сделаны дымковские игрушки?

    • пластик;

    • глина;

    • стекло.

6 Из чего в старину на Руси делали посуду?

  • из металла;

    • из стекла;

    • из дерева.

7 Отметь основные цвета гжели.

  • белый и синий;

  • красный ,черный , золотой;

  • зеленый и синий.

8 Как называется изображение того , о чем рассказывается в книге?

  • картина;

  • иллюстрация

  • рисунок.

Контрольная работа по изобразительному искусству за 1 четверть 3 класса

_____________________________________

2 вариант

1 Что такое гуашь?

    • прозрачная текучая краска;

    • цветные мелки;

    • густая кроющая краска.

2 Отметь графические художественные материалы

  • цветные карандаши;

  • гуашь;

  • восковые мелки.

3 Отметь материалы для лепки.

  • глина;

    • акварель;

    • пластилин.

4 Из чего можно сделать игрушки?

  • из тряпок;

  • из глины;

  • из воды.

5 Из чего сделаны богородские игрушки?

    • пластик;

    • глина;

    • дерево.

6 Из чего в старину на Руси делали посуду?

  • из камня;

    • из стекла;

    • из дерева.

7 Отметь основные цвета хохломы.

  • белый и синий;

  • красный ,черный , золотой;

  • зеленый и синий.

8 Как называется изображение того , о чем рассказывается в книге?

  • картина;

  • иллюстрация

  • роспись.



Контрольная работа по изобразительному искусству за 2 четверть 3 класса

_____________________________________

1 вариант

1 Отметь что относится к архитектуре.

    • картины

    • здания;

    • посуда.

2 Из чего делают ажурные ограды?

  • из камня;

  • из стекла;

  • из металла.

3 Отметь основные элементы паркового искусства.


  • газоны;

    • скульптуры;

    • храмы.

4 Из каких основных деталей состоит уличный фонарь?

  • ножка;

  • ручка;

  • светильник.

5 Где в городе можно увидеть витрины?

    • в жилом доме;

    • в театре;

    • в магазине.

6 Отметь старинные средства передвижения

  • карета;

    • автомобиль;

    • воздушный шар.

7 Отметь водные виды транспорта.

  • паровоз;

  • пароход;

  • вертолет.

8. Отметь наземные виды транспорта.

  • автомобиль

  • яхта

  • паровоз

Контрольная работа по изобразительному искусству за 2 четверть 3 класса

_____________________________________

2 вариант

1 Отметь что относится к архитектуре.

    • картины

    • здания;

    • одежда.

2 Из чего делают ажурные ограды?

  • из камня;

  • из глины;

  • из металла.

3 Отметь основные элементы паркового искусства.

  • газоны;

    • фонтаны;

    • храмы.

4 Из каких основных деталей состоит уличный фонарь?

  • ножка;

  • ручка;

  • светильник.

5 Где в городе можно увидеть витрины?

    • в школе;

    • в театре;

    • в магазине.

6 Отметь старинные средства передвижения

  • карета;

    • самолет;

    • воздушный шар.

7 Отметь водные виды транспорта.

  • паровоз;

  • пароход;

  • самолет.

8. Отметь наземные виды транспорта.

  • автомобиль

  • яхта

  • велосипед



Контрольная работа по изобразительному искусству за 3 четверть 3 класса

_____________________________________

1 вариант

1 Отметь профессии людей, которые выступают в цирке.

    • фокусник;

    • певец;

    • укротитель животных.

2 Отметь виды театрального искусства.

  • балет;

  • кинофильм;

  • опера.

3 Как называется оформление сцены.

  • иллюстрация;

    • декорация;

    • живопись.

4 Какие бывают куклы в кукольном театре?

  • перчаточные;

  • ростовые ;

  • марионетки.

5 Кто не работает в кукольном театре?

    • космонавт;

    • кукловод;

    • художник-декоратор

6 Из чего ты можешь сделать театральную маску?


  • из камня

    • из плотной бумаги

    • из картона.

7 Что такое афиша?

  • иллюстрация в книге;

  • картина художника;

  • плакат, который рекламирует театральное представление.

8 Отметь что является макетом.

  • уменьшенные копии изделий, повторяющие их внешний вид;

  • уменьшенные копии машин, которые могут двигаться, работать.


Контрольная работа по изобразительному искусству за 3 четверть 3 класса

_____________________________________

2вариант

1 Отметь профессии людей, которые выступают в цирке.

    • фокусник;

    • певец;

    • жонглёр

2 Отметь виды театрального искусства.

  • балет;

  • кинофильм;

  • оперетта.

3 Как называется оформление сцены.

  • графика

    • декорация;

    • живопись.

4 Какие бывают куклы в кукольном театре?

  • перчаточные;

  • ростовые ;

  • марионетки.

5 Кто не работает в кукольном театре?

    • учитель;

    • кукловод;

    • художник-декоратор

6 Из чего ты можешь сделать театральную маску?

  • из фарфора;

    • из плотной бумаги

    • из картона.

7 Что такое афиша?

  • иллюстрация в книге;

  • рисунок в альбоме;

  • плакат, который рекламирует театральное представление.

8 Отметь что является макетом.

  • уменьшенные копии изделий, повторяющие их внешний вид;

  • уменьшенные копии машин, которые могут двигаться, работать.



Итоговая контрольная работа по изобразительному искусству за 3 класса

_____________________________________

1 вариант

1 Что такое пейзаж?

    • изображение человека;

    • изображение природы;

    • изображение бытовых предметов.

2 Что можно увидеть в художественном музее?

  • картины;

  • чучела зверей;

  • скульптуры.

3 Отметь народные промыслы.

  • гжель;

    • рисунок;

    • хохлома.

4 Отметь художественные средства живописи?

  • масляные краски;

  • мелки;

  • акварель.

5 Что изображают на исторических картинах?

    • будни;

    • великие битвы;

    • фрукты и цветы

6 Что такое скульптура

  • объемное изображение предметов и человека;

    • графическое изображение предметов и человека;

    • бумагопластика.