Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 404
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Особую роль в формировании финансовой структуры государства играют публичные, или как их еще принято называть, муниципальные и государственные финансы. Посредством публичных финансов органы государственной власти и местного самоуправления могут бесперебойно регулировать различные аспекты социального характера, что оказывает непосредственное влияние на многочисленные сектора экономики.
Таким образом, государственные и муниципальные финансы представляют собой определенные финансовые средства, которые необходимы для грамотного контроля, использования, распределения и формирования бесперебойной работы экономических секторов государственных и местных образований.
На сегодняшний момент одной из приоритетных задач выступает разработка эффективной стратегии мониторинга, способствующей систематическому прослеживанию меняющихся потребностей населения страны, а также выявлению «толчков» социальной напряженности и явлений, отрицательно сказывающихся на социальной среде города или региона.
Результат эффективности социальной политики из международного опыта в большей степени определяется тем фактом, насколько учтены интересы большинства слоев населения в различных государственных программах и законопроектах. процесс исследования, направленный на функционирование и развитие механизма управления повышением уровня жизни населения выступает относительно свежим элементом региональной экономики.
Система государственного финансового управления занимает чрезвычайно важное место в экономике страны, определяет качество жизни своих граждан и развитие национальной экономики. В современной России органы управления государственными финансами сталкиваются с задачей обеспечения сбалансированного краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного бюджета с точки зрения соотношения суммы планируемых расходов и общих доходов и доходов от источника финансирования для его дефицита. Тем самым необходимо рассматривать возможности повышения эффективности системы управления государственными и муниципальными финансами РФ.
Основными источниками для разработки темы исследования станут труды таких авторов как: Андреева Л.А., Байгазаков А.Р., Васильева М.В., Галкиевич Р.Р., Галушко Е.С., Гридина Т.А., Дикаева Ж.А., Дороничева Е.В., Досяк А.Я., Екатериновская М.А., Еремеева Н.А., Захарова А., Зулькорнеева Л.И., Игошина Р.М., Караев Р.Ш., Ковалева Т.Н., Колесниченко Е.А., Кондрат Е.Н., Корыстова Т.А., Краснова А.С., Ломова В.А., Мутылина К.О., Нагдалян Д.А., Паркина А.В., Пономарева Е.И., Попова И.В., Свищева В.А., Синявская К.В., Феоктистова Е.С. и др. Публикации данных авторов послужат важной методологической основой для написания настоящей курсовой работы.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации и управления финансами в Российской Федерации.
Предметом курсовой работы являются нормы действующего законодательства и теоретические разработки, направленные на регулирование управления финансами в Российской Федерации.
Цель работы представляет собой комплексное исследование системы управления финансами в Российской Федерации.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
- проанализировать понятие и функции системы государственных финансов в Российской Федерации;
- изучить структуру и органы управления государственными финансами;
- проанализировать уровень и качество жизни населения как основного объекта системы управления финансами в Российской Федерации;
- провести анализ государственного финансового контроля как основы эффективного управления финансами в Российской Федерации;
- выявить основные направления повышения эффективности системы управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации.
Методологические способы, использованные в работе для решения поставленных задач: диалектический, системный, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, структурно-функциональный.
Данные методы позволят наиболее последовательно и полно рассмотреть поставленные вопросы в рамках цели и задач исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения, а также списка использованных источников. Объем работы составляет 33 страницы.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ
1.1 Понятие и функции системы государственных финансов в Российской Федерации
Государственные и муниципальные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Особую роль в формировании финансовой структуры государства играют публичные, или как их еще принято называть, муниципальные и государственные финансы[1].
Посредством публичных финансов органы государственной власти и местного самоуправления могут бесперебойно регулировать различные аспекты социального характера, что оказывает непосредственное влияние на многочисленные сектора экономики. Таким образом, государственные и муниципальные финансы представляют собой определенные финансовые средства, которые необходимы для грамотного контроля, использования, распределения и формирования бесперебойной работы экономических секторов государственных и местных образований[2].
Важно отметить тот факт, что использование государственных финансов, или проще говоря, бюджета, производится в четком соответствии с их конечным назначением на основании закона. Поэтому резервные финансы страны невозможно использовать без юридического на то обоснования, а управление ими осуществляется лишь уполномоченными на то законодательными структурами власти[3].
Таким образом, общее управление государственными финансами может осуществлять глава государства, а также федеральное собрание страны. Что касается оперативного управления, то его может осуществлять специально для этого созданный госаппарат – Минфин РФ[4].
Государственные финансы включают в себя следующие объекты:
1. Главное звено бюджетной структуры государства – федеральный бюджет, который включает в себя такие первоочередные категории, как государственные кредиты, налоги и государственные расходы.
2. Бюджеты различных субъектов РФ начиная от обычных граждан, и, заканчивая предприятиями, ИП и прочим.
3. Внебюджетные государственные фонды, которые образуются, независимо от общего федерального бюджета, например, социальное страхование и здравоохранение.
4. А также фонды внебюджетные, которые формируются самими субъектами РФ[5].
Муниципальные финансы как самостоятельное звено в финансовой структуре страны Муниципальные финансы (бюджет) необходимо рассматривать обособлено от государственного, поскольку органы самоуправления занимают отдельную нишу в общей системе государственных органов власти. Таким образом, муниципальные финансы являются неотъемлемой частью социально-экономических отношений, возникающих в результате планирования и реализации денежного бюджета при решении основных задач местного назначения.
Формирование муниципальных финансов осуществляется за счет:
– собственных финансов муниципалитета, например, за счет оплаты услуг, использование объектов собственности, принадлежавших местным органам власти;
– внутренних внебюджетных фондов;
– ценных бумаг и активов, принадлежащих местным властям; – иных ресурсов, которые находятся в собственности конкретного муниципалитета; – а также за счет кредитных и заемных средств[6].
Муниципальные финансы базируются на трех основных принципах:
1. На прозрачности деятельности и гласности.
2. На самостоятельности.
3. На финансово-материальной поддержке со стороны государства[7].
Таким образом, муниципальный бюджет за счет своей собственности и имущества, переданного во владение государством, является мощным инструментом, который помогает осуществлять внутреннее самоуправление с учетом нужд местного населения. При этом органы, которые являются главными представителями местной власти, могут по собственному усмотрению распоряжаться поступающими доходами.
Такие финансы в казну муниципалитета пополняются посредством:
– местных сборов, налогов и штрафов;
– от приватизации или сдачи в аренду собственности муниципалитета;
– от реализации лотерей и предоставления кредитов; – часть прибыли в виде процентов от деятельности местных организаций и предприятий;
– иных поступлений, которые возможны в соответствии с нормами законодательства[8].
Благодаря постоянному развитию и совершенствованию структуры муниципальных финансов, происходит улучшение функционирования структуры государственных финансов в целом.
1.2 Структура и органы управления государственными финансами
Управление финансами в Российской Федерации находится в непосредственной взаимосвязи с имеющейся структурой государственного устройства. Формирование государственных финансов происходит на различных уровнях. В первую очередь выделяют федеральный и уровень субъектов федерации. Муниципальный уровень формирования государственных финансов не относится ни к одному из перечисленных уровней, однако выделяется в обособленную структуру со своей финансовой организацией и финансовым распределением.
При этом следует отметить, что все указанные уровни взаимосвязаны между собой и функционируют на базе единой государственной системы финансирования.
Государственные финансы на федеральном и региональном уровне выделяют еще один способ их классификации. При этом государственные финансы на федеральном уровне следует рассматривать в широком смысле, выделяя: федеральный бюджет, различные внебюджетные фонды государственного уровня, а также государственный кредит, формирующий государственный долг на внешнем и внутреннем уровнях.
Государственные финансы на региональном уровне включают региональные бюджеты, а также внебюджетные фонды, но в отличии от федеральных государственных финансов на региональном уровне[9].
Рассматривая управление финансами необходимо выделить и охарактеризовать основные уровни управления ими.
1. В первую очередь, главное управлением государственными финансами осуществляет Президент Российской Федерации. В его полномочия входит контроль текущего состояния финансового сектора государственной политики, получение отчетов от Бюджетного послания о имеющихся проблемах и текущей ситуации во внутренней и внешней финансовой политики государства. В рамках имеющихся условий, сложившейся ситуации и возможных проблем, формирует основные направления финансовой политики, редактирует основные курсы управления и распределения финансами в Российской Федерации. Также особую роль имеет назначение Президентом РФ кадров, в том числе Председателя Правительства Российской Федерации, а также представляет на рассмотрение Государственной Думы РФ кандидатуры на пост председателя Центрального Банка РФ.
2. Далее по значимости и объему полномочий в сфере управления финансами следует рассматривать Парламент Российской Федерации. В соответствии с имеющимися на законодательном уровне полномочиями, Парламент занимается утверждением федерального бюджета на определенные периоды, при этом осуществляя контроль за грамотным распределениям финансов на различных государственных уровнях. Контроль за распределением федерального бюджета является главной функцией Парламента, поскольку от этого зависит оценка эффективности выбранного курса финансовой политики и необходимость внесения соответствующих корректировок.
Правительство РФ разрабатывает бюджеты государственных внебюджетных фондов, оценивает необходимые направления, нуждающиеся в поддержке государства и способствуют развитию различных отраслей государства.