Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 401

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правительство РФ находится в тесном взаимодействии с Министерством финансов, поскольку является немаловажным звеном в управлении финансами РФ и координировании деятельности соответствующих структур, управляющих и распределяющих финансы государства.

3. Как было отмечено выше. Министерство финансов РФ также имеет особое значение в системе управления финансами РФ, занимаясь функционированием во взаимосвязи с Правительство РФ. При этом первоочередной задачей указанного органа является осуществление финансовой политики как в широком, так и узком смыслах. Органы Министерства финансов РФ проводят разноплановые проверки поступления и расходов финансов государственного бюджета, имеют возможность контролировать государственные внебюджетные фонды, запрашивать отчеты о проделанной работе и оценивать эффективность и целенаправленность распределения финансов[10].

4. Контроль за пополнением и формированием бюджета находится в полномочиях Федеральной налоговой службы. При этом главная задача указанного органа состоит в контроле за соблюдением налогового законодательства как физическими, так и юридическими лицами. Полнота и своевременность пополнения бюджета страны является главной контрольной функцией Федеральной налоговой службы.

5. Контроль за внесением таможенных платежей в бюджет страны возложен на Федеральную таможенную службу. При этом данный органа также обязан контролировать и обеспечивать законность поступления соответствующих платежей.

6. Центральный Банк РФ.

7. Счетная палата РФ имеет в полномочиях возможность контролировать и оценивать соответствие происходящих действий различными государственными органами в рамках финансового и налогового законодательства[11].

Таким образом, приходим к выводу, что управление государственными финансами предопределяет непосредственное взаимодействие соответствующих органов. уполномоченных выполнять определенные функции в сфере финансовой политики страны на благо государства и в рамках действующего законодательства.

1.3 Уровень и качество жизни населения как основной объект системы управления финансами в Российской Федерации


В настоящее время денежные доходы и уровень цен на потребительском рынке – это основные составляющие уровня жизни населения, задающие не только направление, темпы, но и результативность развития социальной сферы в общем. Степень воздействия государства на динамическое повышение уровня жизни населения обуславливается в значительной мере объемом расходов на социальное обеспечение, а также прогрессивностью налоговых ставок.

Сам процесс динамики первичного распределения доходов сопровождает создание общественного блага, а это в свою очередь, проявляется в росте благосостояния малообеспеченного населения и, соответственно, его снижение у состоятельных граждан. Такое действие государства влияет на так называемые «мотивы экономической деятельности»[12].

Сегодня в России развернута активная социальная политика государства, направленная на реализацию приоритетных национальных проектов (здравоохранение, образование, доступное жилье, улучшение демографической ситуации в стране).

На сегодняшний момент одной из приоритетных задач выступает разработка эффективной стратегии мониторинга, способствующей систематическому прослеживанию меняющихся потребностей населения страны, а также выявлению «толчков» социальной напряженности и явлений, отрицательно сказывающихся на социальной среде города или региона. Результат эффективности социальной политики из международного опыта в большей степени определяется тем фактом, насколько учтены интересы большинства слоев населения в различных государственных программах и законопроектах[13].

Нельзя отрицать тот факт, что любое современное государство всегда должно решать две приоритетные задачи: соблюдение в своей внешней и внутренней политике интересов всех социальных групп, а также обеспечение и сохранение и поддержание мира и стабильности[14].

В любой современной стране существуют определѐнные группы населения, которые в силу объективных причин не способны самостоятельно адаптироваться к новым динамическим условиям. Таким группам населения характерна острая необходимость в возможности получения социальной помощи. Для всего остального населения в целом достаточно остро стоят вопросы сохранения и развития уже действующей и работающей системы жизнеобеспечения.

Реформы, произошедшие в Российской Федерации в последние десятилетия (институциональные, социальные, экономические реформы) позволили значительно повысить роль территориальных социально-экономических систем в процессе формировании государственной и региональной социально-экономической политики, элементом которой является политика повышения уровня жизни населения. Исходя из этих факторов, приоритетное значение сегодня приобретают разработка и внедрение в современную практику деятельности региональных и муниципальных органов власти кардинально новых подходов не только к развитию, но и к совершенствованию механизма управления, направленного на повышение уровня жизни населения, а также к разработке инструментария данного механизма[15].


Таким образом, процесс исследования, направленный на функционирование и развитие механизма управления повышением уровня жизни населения выступает относительно свежим элементом региональной экономики. Достаточно большое количество современных исследователей в непосредственном процессе разработки стратегий социально-экономического развития регионов и муниципальных образований используют термин «увеличение жизненного уровня населения» в качестве стратегического приоритета их развития.

Таким образом, в современной экономической науке:

1. Традиционно мало внимания уделяется вопросам формирования государственной социальной политики (многими авторами она рассматривается как синоним политики), а также повышению уровня жизни населения.

2. Предпринимаются многочисленные попытки анализа экономического содержания таких понятий как «жизненный уровень населения», «качество жизненного уровня», «образ жизни населения» и, в большинстве случаев, между ними проводится параллель.

3. Отсутствует связь региональной политики с понятием уровня жизни населения.

Ситуацию в современной социальной сфере представляется возможным охарактеризовать как сложную и неоднозначную. Вместе с определенными положительными сдвигами, большинство негативных явлений перешли в застойный характер, значительно усугубились некоторые социальные проблемы и соответственно стали представлять значительную опасность социально-экономической стабильности в обществе.

Экономически активное население в социально-экономических процессах выступает весомым фактором, участвующим в положительном изменении уровня качества жизни[16]. Стремление в сторону лучшей жизни активного, с экономической точки зрения, населения вносит определенные элементы в характерную динамику социально-экономических процессов. Следовательно, увеличение качества жизни играет существенную роль в активизации капитала вообще.

Закономерное и предсказуемое стремление отдельной личности, группы людей и общества в целом к высокому уровню жизни позволяет активизировать ограниченные ресурсы и генерировать доходы предприятий, организаций, а также значительно увеличивать благосостояние общества. «Индивидуальный» и «общественный» подходы повышения качества жизни дают возможность обосновать с научной точки зрения достоверность оценки степени развития общественного уровня доходности в таком направлении, как системная взаимосвязь, выраженная через сложную структуру взаимосвязей ее составляющих[17].


Отдельный индивид или общество в целом обладают определенным набором потребностей (качество природной и социальной среды, качество здоровья, качество образования, качество культуры) в зависимости от того насколько развит уровень доходности того или иного общества, насколько имеет место создание общей методики модели роста качества жизни, которая давала бы приемлемые результаты динамичности (изменение и появление потребностей, связанное с изменением ценностных параметров уровня и качества жизни)[18].

В современной сфере государственного регулирования заработной платы и цен наблюдается некое перераспределение экономических возможностей. Пока одни приобретают различное преимущество, для остальных значительно сужаются способы и возможности получения дохода[19].

К достоинству представленной меры следует отнести активизацию стимулов к определенной трудовой деятельности и полную ликвидацию негативного положения низко обеспеченных групп населения по отношению к высоко обеспеченным[20].

Элементы управления качеством жизни населения, в свою очередь, приобретают значительную актуальность на этапе распределения результатов функционирования национальной экономической системы, в тот момент, когда осуществляется их перераспределение под воздействием государственной экономической политики, направленной на социальное, институциональное и экологическое развития.

Не менее важным фактором является то обстоятельство, что в будущем социально ориентированная политика государства, а также стимулирование институционного развития выступают своеобразными катализаторами, направленными на формирование трудового, интеллектуального, образовательного, инновационного потенциала экономики, повышения уровня производительности и инновационной трудовой деятельности, развития рынка труда, роста социальной защищенности трудящихся. Но все перечисленное является вторичным по отношению к государственному регулированию экономики.

Эффективное управление финансами является ключевым аспектом Таким образом, поводя итог первой главе курсовой работы "Общая характеристика системы государственных финансов как составной части управления экономическими отношениями" приходим к выводу, что управление государственными финансами предопределяет непосредственное взаимодействие соответствующих органов. уполномоченных выполнять определенные функции в сфере финансовой политики страны на благо государства и в рамках действующего законодательства. Учитывая реалии современного общества, необходимо усилить роль общественного контроля в государственных и муниципальных финансах. Как правило, для повышения эффективности управления государственными финансами в РФ необходимо искать комплексное решение возникающих вопросов, связанных с использованием финансов и человеческого потенциала, но и изучать опыт зарубежных государств, внедрять лучшие их решения на практике.


2. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Государственный финансовый контроль как основа эффективного управления финансами в Российской Федерации

Контроль – это неотъемлемый элемент любой управляемой системы. Наиболее распространен взгляд на контроль как на завершающий этап процесса управления. Эффективный контроль обеспечивает достижение целей объекта управления. Финансовый контроль в Российской Федерации осуществляется государственными и негосударственными органами[21].

Субъектами государственного финансового контроля выступают государственные органы власти, негосударственного – аудиторские организации. Объектами государственного финансового контроля служат учреждения, организации, в какой-либо форме, связанные с бюджетом (финансируемые из бюджета, получающие дотации, субсидии, субвенции, трансферты, бюджетные кредиты; использующие имущество Российской Федерации и др.)[22].

Объектами негосударственного финансового контроля выступают организации, соответствующие следующим критериям:

1) организационно-правовая форма (публичные и непубличные акционерные общества);

2) сфера деятельности (банки, страховые организации, клиринговые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, др.);

3) показатели деятельности (выручка за предшествующий год должна превышать 400 млн. руб. или валюта годового бухгалтерского баланса должна быть более 60 млн. рублей)[23].

Государственный финансовый контроль осуществляется в бюджетной сфере, в банковской системе, в страховании, в области валютных отношений, в микрофинансовой деятельности, на фондовом рынке, в налогообложении и др. Такое разделение продиктовано соответствующими звеньями финансовой системы государства[24].