Файл: Энергетическая стратегия России, механизм и результаты ее реализации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- поддержание надежной сырьевой базы и обеспечение на этой основе устойчивого развития отраслей ТЭК [9, с. 80];
- обеспечение экологической безопасности и минимизация техногенного воздействия на окружающую среду за счет внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки и реализации продукции;
- развитие рыночных отношений и институциональной структуры, поэтапное дерегулирование и либерализация потенциально конкурентных секторов ТЭК при усилении мер антимонопольного регулирования;
- формирование всеобъемлющей и стабильной правовой базы функционирования энергетического сектора экономики;
- совершенствование качества управления ТЭК для повышения эффективности его функционирования.
Таким образом, в соответствии с Законом о стратегическом планировании основные положения Стратегии детализируются в стратегиях и генеральных схемах развития отраслей ТЭК (нефтяной, газовой, угольной промышленности и электроэнергетики), служат основой для формирования государственных программ Российской Федерации с необходимым ресурсным обеспечением, в том числе определенным в соответствии с бюджетным прогнозом Российской Федерации на долгосрочный период.
1.2 Порядок формирования энергетической стратегии, ее основные элементы
Энергетическая стратегия России – это набор утверждений (направлений, приоритетов, ориентиров), которые относятся к долгосрочному развитию энергетического сектора страны. И это комплекс взглядов, на который объективно можно и нужно опираться уже при принятии сегодняшних и завтрашних решений. Действующая Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (ЭС-2020) была утверждена Правительством Российской Федерации почти четыре года назад – в августе 2003 г.
На укрупненной схеме построения Энергетической стратегии выделены ее базовые конструктивные элементы [8, с. 94].
Это такие элементы как:
- четыре оси важнейших стратегических ориентиров: энергетическая безопасность; энергетическая эффективность экономики; экономическая (бюджетная) эффективность энергетики; экологическая безопасность;
- семь составляющих государственной энергетической политики: недропользование и управление государственным фондом недр; развитие внутренних топливно-энергетических рынков; формирование рационального топливно-энергетического баланса; региональная и внешняя энергетическая политика; социальная, научно-техническая и инновационная политика в энергетическом секторе;
- три основных механизма государственного регулирования в сфере ТЭК: меры по созданию рациональной рыночной среды; введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость процесса развития энергетики и стимулирующих энергосбережение; стимулирование и поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов [7, с. 34].
Эти элементы задают ту «систему координат», которую необходимо наполнять конкретным стратегическим содержанием.
Если говорить о главных векторах перспективного развития отраслей ТЭК, то это, прежде всего:
- изменение структуры и масштабов производства;
- создание конкурентной рыночной среды;
- переход на путь инновационного развития;
- интеграция в мировую энергетическую систему.
Структурные и масштабные изменения происходят практически во всех отраслях и сферах деятельности ТЭК.
В соответствии с Энергостратегией все большая роль отводится восточным регионам страны как новой крупной базе развития нефтегазового комплекса. С учетом этого, подготовлен проект Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР.
Этот проект был рассмотрен и одобрен Правительственной комиссией по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы. В результате реализации Программы должны быть не только сформированы и развиты новые центры газодобычи – Сахалинский, Якутский, Иркутский, Красноярский – но и резко нарастить производство нефтехимической и газохимической продукции (суммарно к 2030 г. до более, чем 13 млн тонн) [6, с. 44].
Нефтепереработка. Масштабные изменения намечаются и в нефтепереработке. В период до 2023 года намечается увеличение глубины переработки нефти с 71,3 до 76,8%, объема переработки – не менее чем до 230 млн т. Существенно, что данные ориентиры подкрепляются планами компаний по модернизации действующих и строительству новых нефтеперерабатывающих заводов в период до 2023 - с общим объемом производства около 80 млн т в год. В 2022 г. для финансирования из средств инвестиционного фонда был отобран, в частности, проект строительства комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г. Нижнекамск. Реализация этого проекта позволит к тому же повысить качество отечественной нефти марки «Urals».
Уголь. Поступательно развивается угольная отрасль. Завершается процесс ликвидации негативных социальных и экологических последствий ликвидации неэффективных угольных шахт. При этом разрабатываются и реализуются как проекты развития экспортной инфраструктуры, так и освоения новых месторождений.
Рыночная среда. Эффективная реализация структурных и масштабных преобразований в ТЭК, невозможна без создания конкурентной рыночной среды и перехода на путь инновационного развития [7, с. 84].
Меры по формированию рациональной рыночной среды наиболее активно осуществляются на данном этапе в электроэнергетике. Успешно проводится реализация Плана мероприятий по реформированию отрасли. Продолжаются работы по формированию субъектов рынка, переходу к новым правилам работы на оптовом и розничных рынках электроэнергии; начата инвестиционная фаза реформирования электроэнергетики.
Не менее рыночные меры реализованы в других секторах ТЭК – вот лишь некоторые из них:
- начато проведение эксперимента по спотовой торговле газом по не регулируемым государством ценам;
- обеспечена стабильность и предсказуемость таможенно-тарифной политики при осуществлении экспортных поставок нефти и нефтепродуктов;
- освобождено от уплаты ввозных таможенных пошлин оборудование, не производимое в Российской Федерации, в том числе для нефтегазового и угольного комплекса;
- установлена нулевая ставка НДПИ при добыче газа горючего природного из нефтяных месторождений и попутного (нефтяного) газа из нефтяных месторождений;
- создается биржа нефтепродуктов с перспективой выхода на нее нефти.
Важным для создания рациональной рыночной среды является также принятое Правительством Российской решение о переходе на поставки газа с заключением долгосрочных, не менее, чем на 5 лет договоров с организациями электроэнергетики по ценам на газ, ориентированным на достижение равной доходности от продажи газа на внутреннем рынке и на экспорт в 2011 году.
Инновационное развитие экономики. Широк спектр реализуемых и намечаемых мер в сфере инновационного развития ТЭК. В контексте данного доклада упомяну лишь о двух направлениях.
Во-первых, это развитие производства качественной продукции нового поколения для ТЭК на основе отечественного машиностроительного комплекса, с привлечением к решению этой проблемы потенциала оборонно-промышленного комплекса (в том числе, требуются уникальные наукоемкие технологии для эффективной и безопасной разработки находящихся в северных широтах шельфовых месторождений).
Во-вторых, о необходимых инновациях (и требуемых организационно-экономических мерах) в сфере энергоэффективности. Энергоемкость российской экономики остается недопустимо высокой несмотря на то, что пока она снижается даже более высокими темпами, чем намечалось Энергостратегией [16, с. 14].
Таким образом, новый рост внутреннего энергопотребления без значительного снижения энергоемкости может существенно снизить конкурентоспособность как промышленности в целом, так и самих предприятий ТЭК. Реализация организационно-технологического потенциала энергосбережения требует и соответствующего нормативно-правового обеспечения, и целенаправленного комплекса программных мер.
1.3 Нормативная база, определяющая энергетическую стратегию России до 2030 года
В настоящее время в Российской Федерации разработаны и приняты: Энергетическая стратегия Российской Федерации до 2035 года распоряжением Правительства от 9 июня 2020 года № 1523-р, а также государственная программа Российской Федерации «Развитие энергетики» постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года № 321 [4, с. 91].
Их разработкой занималась рабочая группа, состоящая из представителей Минэнерго России, иных федеральных органов исполнительной государственной власти, компаний топливно-энергетического комплекса, а также экспертного и научного сообщества.
Данные документы приняты, как корректирующие, дополняющие, актуализирующие и пролонгирующие уже существовавшие на тот момент энергетические стратегии, а именно Энергетическую стратегию Российской Федерации до 2025 года и Энергетическую стратегию Российской Федерации до 2030 года.
Согласно ЭС-35 функции и полномочия координатора работ по реализации и мониторингу реализации стратегии возложены на Министерство энергетики Российской Федерации.
Данный мониторинг должен осуществляться ежегодно посредством сбора и оценки фактических данных, которые являются индикаторами реализации стратегии. Развитие энергетической отрасли должно происходить на основании осуществления запланированных стратегией мероприятий государственной энергетической политики.
В рамках реализации Энергетических стратегий Российской Федерации за последние 4 года органами государственной власти был разработан и принят ряд нормативно-правовых актов, направленных, в том числе, на сферу регулирования энергетических систем, среди которых:
- постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2019 года № 43, направленное на привлечение инвестиций, необходимых для модернизации генерирующих объектов теплоэлектростанций в Единой энергетической системе России;
- постановление Правительства № 1145 от 27 сентября 2018 года, предусматривающие повышение инвестиционной привлекательности строительства энергетических объектов, использующих возобновляемые источники энергии, за счет смягчения избыточных требований к проектной и иной документации [4, с. 92];
- постановление Правительства № 1298 от 29 августа 2020, целью которого является увеличение роли возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии на розничных рынках, посредством совершенствования процедур введения в эксплуатацию, квалификации генерирующих объектов, использующих ВИЭ, а также порядка заключения с ними договоров купли-продажи электрической энергии;