Файл: Энергетическая стратегия России, механизм и результаты ее реализации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Достаточно посмотреть на задачи, поставленные в энергостратегии. Так, установленная мощность электростанций в энергосистемах будет увеличена к 2024 году до 254 ГВт, а к 2035 году – до 264 ГВт [3, с. 58].
В-четвёртых, меняется назначение топливно-энергетического комплекса в целом и электроэнергетики в частности. Отрасль становится не «локомотивом» российской экономики, а «стимулирующей инфраструктурой», обеспечивающей энергетическую интеграцию всех регионов страны, а также условия для их комплексного развития как в виде территориально‐производственных кластеров, так и более развитой электрификации.
Синергетический инфраструктурный эффект будет достигаться за счёт взаимоувязанной инвестиционной, инновационной и институциональной политики в сфере энергетики, а также диверсификации номенклатуры энергоресурсов и направлений российского энергетического экспорта.
Это отражено в графе, касающейся оптимизации пространственного и регионального размещения энергетической инфраструктуры. До 2035 года в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне планируется сформировать нефтегазовые минерально-сырьевые центры и нефтегазохимические комплексы, создать транспортную инфраструктуру для экспорта энергоресурсов в страны АТР. Россия всё больше переориентируется с Запада на Восток и ставит целью стать ведущим игроком на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона.
Развитие восточной части страны может дать рост спроса на электрическую энергию со стороны сферы транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, а также энергоёмких промышленных производств, создаваемых в восточных регионах Российской Федерации и на приграничных территориях соседних государств, в первую очередь государств – членов Евразийского экономического союза, Китайской Народной Республики и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона [3, с. 28].
В связи с этим ставятся новые задачи перед разработчиками схем и программ развития электроэнергетики в части повышения их качества. Данные документы должны создаваться на основе выверенных данных, чтобы энергетики могли своевременно обеспечивать текущий и прогнозный спрос на энергию и мощность в конкретных регионах и на конкретные периоды времени.
Более того, в комплекс ключевых мер ЭС-2035, обеспечивающих решение задачи электроэнергетики, введены такие пункты, как совершенствование системы планирования в электроэнергетике и создание института Генерального проектировщика документов перспективного развития электроэнергетики.
Нововведением ЭС-2035 является и появление раздела, посвящённого рискам реализации энергостратегии. В качестве основных факторов риска в электроэнергетике обозначены: диспропорция между заявляемыми характеристиками электропотребления при технологическом присоединении и их последующими фактическими значениями; низкая платёжная дисциплина потребителей на розничном рынке электрической энергии; несовершенство действующей модели отношений и ценообразования в сфере энергоснабжения и теплоснабжения и недостаток конкуренции на рынках электрической энергии и мощности; сохранение перекрёстного субсидирования, снижающее эффективность централизованной системы энергоснабжения; недостаточный уровень автоматизации технологических процессов и повышение уязвимости объектов, связанное с усложнением систем и алгоритмов управления этими объектами.
При разработке сценариев учтено развитие и распространение на стороне потребления ряда технологий, способных оказать влияние на российскую энергетику. В частности, в прогнозы заложен рост потребления газомоторного топлива на транспорте в 7–9 раз к 2035 году. Предполагается электрификация российского энергопотребления, в том числе распространение электромобилей с увеличением их доли в автопарке до 5 % к 2035 году (в оптимистическом сценарии) [3, с. 29].
Предполагается развитие накопителей за счет новых ГАЭС, накопителей на солнечных и ветровых электростанциях, системных накопителей, накопителей у потребителей и на электромобилях (до 20 ГВт к 2035 году в оптимистическом сценарии). Реализация предложенных в Стратегии мер должна обеспечить траекторию развития ТЭК, близкую к оптимистическому сценарию. Более высокие темпы роста ВВП, чем приняты для расчета прогнозного ТЭБ в оптимистическом сценарии (выше 3 %), повысят вероятность приближения значений параметров ТЭК к верхнему, оптимистическому уровню.
Анализ рисков, реализация которых может помещать эффективному осуществлению указанных мер, показывает возможность снижения темпов роста ВВП и параметров ТЭК до уровня консервативного сценария. В процессе разработки Стратегии рассматривались также стрессовые по уровню мировых цен и спроса на российские энергоресурсы сценарии, негативное влияние которых на российский ТЭК непредсказуемо на данном этапе, но может оказаться значительным [3, с. 66].
Таким образом, поскольку вероятность реализации таких сценариев оценивается сегодня как довольно малая, в Стратегии они не учитываются, однако, систематически будут рассматриваться в рамках ежегодного мониторинга реализации Стратегии. Решение о корректировке Стратегии вследствие повышения вероятности стрессовых или альтернативных сценариев будет приниматься дополнительно, по мере необходимости.
3.2 Модель прогнозирования
Для гарантированного обеспечения энергетической безопасности и надежной работы производственной структуры электроэнергетики будут установлены обязательные требования к субъектам и объектам электроэнергетики, их созданию и эксплуатации, техническим характеристикам, оборудованию и персоналу.
Общим правилом должна стать синхронизация вводов новых генерирующих мощностей с ростом потребности в электроэнергии и мощности с учетом вывода из эксплуатации устаревших неэффективных генерирующих мощностей. Будут приняты меры к достижению высокой степени обеспечения отрасли преимущественно отечественным оборудованием и ликвидации дефицита квалифицированных кадров. На первом этапе продолжится совершенствование существующей модели отношений и ценообразования на электрическую и тепловую энергию в целях обеспечения баланса интересов потребителей и производителей энергии, прежде всего – сокращение перекрестного субсидирования цен (тарифов) между группами потребителей до оптимального уровня, равного величине субсидирования наименее обеспеченных домохозяйств[7, с. 84].
Будет происходить сокращение накопленных избытков мощности, масштабная модернизация действующих генерирующих мощностей и вывод из эксплуатации устаревшего неэффективного генерирующего оборудования. В дальнейшем продолжится обновление генерирующих мощностей на основе перспективных инновационных технологий и оптимизация их (мощностей) структуры по типам электростанций.
При этом в целях синхронизации развития генерирующих мощностей и роста потребности в них конкретные значения прироста установленной мощности электростанций и производства электроэнергии будут определяться в соответствии с динамикой спроса на электроэнергию и мощность с учетом объемов экспорта. На втором этапе основными событиями в отрасли станут ликвидация всех видов перекрестного субсидирования между отдельными группами потребителей и (или) услугами, а также переход к полноценному долгосрочному ценообразованию на услуги естественных монополий и регулируемых организаций в сфере электроэнергетики.
Действующий порядок оплаты мощности генерирующих объектов, поставляющих мощность на оптовый рынок электрической энергии (мощности) по договорам о предоставлении мощности (ДПМ) предусмотрен до 2028 года [14, с. 34].
При этом на втором этапе ожидается существенное снижение платежей потребителей по ДПМ
, в связи с чем в целях дальнейшего привлечения частных инвестиций в модернизацию генерирующего оборудования представляется возможным рассмотреть создание дополнительных механизмов по стимулированию модернизации тепловых электростанций. Немаловажную роль призвано сыграть развитие ВИЭ и распределенной генерации (включенные в ЕЭС или работающие автономно небольшие, до 25 МВт, электростанции потребителей), осуществляемое в зависимости от структур и концентрации нагрузки в региональных энергетических системах, особенно активное на втором этапе.
Это также будет способствовать повышению энергетической безопасности и широкому использованию инноваций в электроэнергетике. В случае реализации перечисленных мер возможен прирост производства электрической энергии в 2022 году на 4 – 5 %, а к 2035 году – на 30 – 38 % при увеличении установленной мощности электростанций на 13 – 16 % (с 248 до 281 – 289 ГВт).
В целях диверсификации ТЭБ и получения устойчивой структуры генерирующих мощностей предусматривается развитие электростанций всех типов с учетом необходимости минимизации ценовой нагрузки на потребителей. В частности, рост установленной мощности ГЭС может составить 7 – 24 %.
Централизованный отпуск тепла на первом этапе незначительно снизится, но в целом за период 2022 – 2035 гг. он увеличится на 5 – 8% (с 1250 до 1290 – 1315 млн Гкал) [5, с. 114].
Рисунок 1. Консервативный сценарий
Рисунок 2. Оптимистический сценарий
С учетом перспектив развития экономик стран Северо-Восточной Азии и роста спроса на электроэнергию в регионе будет проработана возможность поэтапного объединения энергосистем Республики Корея, КНДР, Японии, Китая, Монголии и России на основе организации перетоков электроэнергии и мощности за счет совместного строительства на российской территории новых объектов генерации, а также межгосударственных линий электропередачи высокого и ультравысокого напряжения.
3.2 Расчет по сценариям, ожидаемые результаты, выводы
Главным результатом реализации Стратегии станет переход энергетического сектора страны на более высокий, качественно новый уровень, максимально содействующий динамичному социально-экономическому развитию Российской Федерации и обеспечивающий эффективное использование природно-ресурсного, производственного и финансово-экономического потенциала ТЭК.
Таблица 3.1. Основные параметры прогнозного энергетического баланса на период с 2022 до 2035 года (в числителе представлены значения для оптимистического сценария, в знаменателе – для консервативного сценария)
Разделы | Годы | | |||||||
2022 | 2025 | 2030 | 2035 | ||||||
Внутреннее потребление, | 1002 | 1057 | 1090 | 1115 | |||||
млн т у.т. | 988 | 1033 | 1066 | 1092 | |||||
%% к 2015 году | 104 | 110 | 113 | 116 | |||||
из общего потребления | 103 | 107 | 111 | 113 | |||||
- газ | 503 | 548 | 561 | 574 | |||||
| 503 | 542 | 566 | 580 | |||||
- жидкие | 191 | 194 | 195 | 194 | |||||
| 191 | 197 | 201 | 204 | |||||
- уголь и прочие | 159 | 158 | 170 | 169 | |||||
| 149 | 147 | 148 | 146 | |||||
- неуглеродные | 149 | 156 | 164 | 178 | |||||
| 145 | 147 | 151 | 163 | |||||
Вывоз, млн т у.т. | 1065 | 1190 | 1228 | 1231 | |||||
в том числе: | 999 | 995 | 957 | 916 | |||||
- нефть сырая, млн т | 288 | 293 | 303 | 308 | |||||
| 286 | 278 | 265 | 253 | |||||
- природный газ, млрд куб. м | 252 | 338 | 353 | 357 | |||||
| 228 | 256 | 251 | 248 | |||||
- уголь, млн т у.т. | 162 | 185 | 205 | 206 | |||||
- электрическая энергия | 135 | 130 | 128 | 126 | |||||
(нетто-экспорт), млрд кВт. ч | 12 | 25 | 35 | 50 | |||||
Вывоз по направлениям: | 11 | 10 | 10 | 10 | |||||
- СНГ | 109 | 107 | 102 | 98 | |||||
| 102 | 79 | 74 | 68 | |||||
- дальнее зарубежье | 956 | 1083 | 1126 | 1133 | |||||
| 897 | 916 | 883 | 848 | |||||
Прирост запасов, млн. т у.т. | 3 | 3 | 3 | 3 | |||||
3 | 3 | 3 | 3 | ||||||
ИТОГО РАСХОД, млн т у.т. | 2071 | 2250 | 2321 | 2349 | |||||
1990 | 2031 | 2027 | 2012 | ||||||
РЕСУРСЫ, млн т у.т. | 2071 | 2250 | 2321 | 2349 | |||||
1900 | 2031 | 2027 | 2012 | ||||||
из них: | 27 | 30 | 26 | 15 | |||||
- импорт | |||||||||
| 32 | 36 | 31 | 23 | |||||
Производство - всего | 2043 | 2220 | 2295 | 2335 | |||||
| 1959 | 1996 | 1996 | 1998 | |||||
%% к 2015 году | 109 | 119 | 123 | 125 | |||||
в том числе: | 105 | 107 | 107 | 106 | |||||
- нефть и конденсат, млн т | 555 | 555 | 555 | 555 | |||||
| 548 | 530 | 512 | 490 | |||||
- природный и попутный газ, | 702 | 827 | 858 | 875 | |||||
млрд куб. м | 670 | 727 | 746 | 757 | |||||
- уголь, млн т | 425 | 450 | 490 | 490 | |||||
| 377 | 366 | 360 | 355 | |||||
млн т у.т. | 293 | 311 | 337 | 335 | |||||
| 260 | 253 | 248 | 245 | |||||
- гидро, млрд кВт-ч | 199 | 204 | 215 | 230 | |||||
| 193 | 195 | 199 | 201 | |||||
- атомная, млрд кВт-ч | 221 | 227 | 238 | 269 | |||||
| 215 | 223 | 224 | 246 | |||||
- возобновляемые энергоресурсы, | 18 | 28 | 37 | 51 | |||||
млн т у.т. | 16 | 18 | 23 | 30 |