Файл: Энергетическая стратегия России, механизм и результаты ее реализации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Достаточно посмотреть на задачи, поставленные в энергостратегии. Так, установленная мощность электростанций в энергосистемах будет увеличена к 2024 году до 254 ГВт, а к 2035 году – до 264 ГВт [3, с. 58].

В-четвёртых, меняется назначение топливно-энергетического комплекса в целом и электроэнергетики в частности. Отрасль становится не «локомотивом» российской экономики, а «стимулирующей инфраструктурой», обеспечивающей энергетическую интеграцию всех регионов страны, а также условия для их комплексного развития как в виде территориально‐производственных кластеров, так и более развитой электрификации.

Синергетический инфраструктурный эффект будет достигаться за счёт взаимоувязанной инвестиционной, инновационной и институциональной политики в сфере энергетики, а также диверсификации номенклатуры энергоресурсов и направлений российского энергетического экспорта.

Это отражено в графе, касающейся оптимизации пространственного и регионального размещения энергетической инфраструктуры. До 2035 года в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне планируется сформировать нефтегазовые минерально-сырьевые центры и нефтегазохимические комплексы, создать транспортную инфраструктуру для экспорта энергоресурсов в страны АТР. Россия всё больше переориентируется с Запада на Восток и ставит целью стать ведущим игроком на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона.

Развитие восточной части страны может дать рост спроса на электрическую энергию со стороны сферы транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, а также энергоёмких промышленных производств, создаваемых в восточных регионах Российской Федерации и на приграничных территориях соседних государств, в первую очередь государств – членов Евразийского экономического союза, Китайской Народной Республики и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона [3, с. 28].

В связи с этим ставятся новые задачи перед разработчиками схем и программ развития электроэнергетики в части повышения их качества. Данные документы должны создаваться на основе выверенных данных, чтобы энергетики могли своевременно обеспечивать текущий и прогнозный спрос на энергию и мощность в конкретных регионах и на конкретные периоды времени.

Более того, в комплекс ключевых мер ЭС-2035, обеспечивающих решение задачи электроэнергетики, введены такие пункты, как совершенствование системы планирования в электроэнергетике и создание института Генерального проектировщика документов перспективного развития электроэнергетики.


Нововведением ЭС-2035 является и появление раздела, посвящённого рискам реализации энергостратегии. В качестве основных факторов риска в электроэнергетике обозначены: диспропорция между заявляемыми характеристиками электропотребления при технологическом присоединении и их последующими фактическими значениями; низкая платёжная дисциплина потребителей на розничном рынке электрической энергии; несовершенство действующей модели отношений и ценообразования в сфере энергоснабжения и теплоснабжения и недостаток конкуренции на рынках электрической энергии и мощности; сохранение перекрёстного субсидирования, снижающее эффективность централизованной системы энергоснабжения; недостаточный уровень автоматизации технологических процессов и повышение уязвимости объектов, связанное с усложнением систем и алгоритмов управления этими объектами.

При разработке сценариев учтено развитие и распространение на стороне потребления ряда технологий, способных оказать влияние на российскую энергетику. В частности, в прогнозы заложен рост потребления газомоторного топлива на транспорте в 7–9 раз к 2035 году. Предполагается электрификация российского энергопотребления, в том числе распространение электромобилей с увеличением их доли в автопарке до 5 % к 2035 году (в оптимистическом сценарии) [3, с. 29].

Предполагается развитие накопителей за счет новых ГАЭС, накопителей на солнечных и ветровых электростанциях, системных накопителей, накопителей у потребителей и на электромобилях (до 20 ГВт к 2035 году в оптимистическом сценарии). Реализация предложенных в Стратегии мер должна обеспечить траекторию развития ТЭК, близкую к оптимистическому сценарию. Более высокие темпы роста ВВП, чем приняты для расчета прогнозного ТЭБ в оптимистическом сценарии (выше 3 %), повысят вероятность приближения значений параметров ТЭК к верхнему, оптимистическому уровню.

Анализ рисков, реализация которых может помещать эффективному осуществлению указанных мер, показывает возможность снижения темпов роста ВВП и параметров ТЭК до уровня консервативного сценария. В процессе разработки Стратегии рассматривались также стрессовые по уровню мировых цен и спроса на российские энергоресурсы сценарии, негативное влияние которых на российский ТЭК непредсказуемо на данном этапе, но может оказаться значительным [3, с. 66].

Таким образом, поскольку вероятность реализации таких сценариев оценивается сегодня как довольно малая, в Стратегии они не учитываются, однако, систематически будут рассматриваться в рамках ежегодного мониторинга реализации Стратегии. Решение о корректировке Стратегии вследствие повышения вероятности стрессовых или альтернативных сценариев будет приниматься дополнительно, по мере необходимости.



3.2 Модель прогнозирования

Для гарантированного обеспечения энергетической безопасности и надежной работы производственной структуры электроэнергетики будут установлены обязательные требования к субъектам и объектам электроэнергетики, их созданию и эксплуатации, техническим характеристикам, оборудованию и персоналу.

Общим правилом должна стать синхронизация вводов новых генерирующих мощностей с ростом потребности в электроэнергии и мощности с учетом вывода из эксплуатации устаревших неэффективных генерирующих мощностей. Будут приняты меры к достижению высокой степени обеспечения отрасли преимущественно отечественным оборудованием и ликвидации дефицита квалифицированных кадров. На первом этапе продолжится совершенствование существующей модели отношений и ценообразования на электрическую и тепловую энергию в целях обеспечения баланса интересов потребителей и производителей энергии, прежде всего – сокращение перекрестного субсидирования цен (тарифов) между группами потребителей до оптимального уровня, равного величине субсидирования наименее обеспеченных домохозяйств[7, с. 84].

Будет происходить сокращение накопленных избытков мощности, масштабная модернизация действующих генерирующих мощностей и вывод из эксплуатации устаревшего неэффективного генерирующего оборудования. В дальнейшем продолжится обновление генерирующих мощностей на основе перспективных инновационных технологий и оптимизация их (мощностей) структуры по типам электростанций.

При этом в целях синхронизации развития генерирующих мощностей и роста потребности в них конкретные значения прироста установленной мощности электростанций и производства электроэнергии будут определяться в соответствии с динамикой спроса на электроэнергию и мощность с учетом объемов экспорта. На втором этапе основными событиями в отрасли станут ликвидация всех видов перекрестного субсидирования между отдельными группами потребителей и (или) услугами, а также переход к полноценному долгосрочному ценообразованию на услуги естественных монополий и регулируемых организаций в сфере электроэнергетики.

Действующий порядок оплаты мощности генерирующих объектов, поставляющих мощность на оптовый рынок электрической энергии (мощности) по договорам о предоставлении мощности (ДПМ) предусмотрен до 2028 года [14, с. 34].

При этом на втором этапе ожидается существенное снижение платежей потребителей по ДПМ
, в связи с чем в целях дальнейшего привлечения частных инвестиций в модернизацию генерирующего оборудования представляется возможным рассмотреть создание дополнительных механизмов по стимулированию модернизации тепловых электростанций. Немаловажную роль призвано сыграть развитие ВИЭ и распределенной генерации (включенные в ЕЭС или работающие автономно небольшие, до 25 МВт, электростанции потребителей), осуществляемое в зависимости от структур и концентрации нагрузки в региональных энергетических системах, особенно активное на втором этапе.

Это также будет способствовать повышению энергетической безопасности и широкому использованию инноваций в электроэнергетике. В случае реализации перечисленных мер возможен прирост производства электрической энергии в 2022 году на 4 – 5 %, а к 2035 году – на 30 – 38 % при увеличении установленной мощности электростанций на 13 – 16 % (с 248 до 281 – 289 ГВт).

В целях диверсификации ТЭБ и получения устойчивой структуры генерирующих мощностей предусматривается развитие электростанций всех типов с учетом необходимости минимизации ценовой нагрузки на потребителей. В частности, рост установленной мощности ГЭС может составить 7 – 24 %.

Централизованный отпуск тепла на первом этапе незначительно снизится, но в целом за период 2022 – 2035 гг. он увеличится на 5 – 8% (с 1250 до 1290 – 1315 млн Гкал) [5, с. 114].



Рисунок 1. Консервативный сценарий



Рисунок 2. Оптимистический сценарий

С учетом перспектив развития экономик стран Северо-Восточной Азии и роста спроса на электроэнергию в регионе будет проработана возможность поэтапного объединения энергосистем Республики Корея, КНДР, Японии, Китая, Монголии и России на основе организации перетоков электроэнергии и мощности за счет совместного строительства на российской территории новых объектов генерации, а также межгосударственных линий электропередачи высокого и ультравысокого напряжения.
3.2 Расчет по сценариям, ожидаемые результаты, выводы
Главным результатом реализации Стратегии станет переход энергетического сектора страны на более высокий, качественно новый уровень, максимально содействующий динамичному социально-экономическому развитию Российской Федерации и обеспечивающий эффективное использование природно-ресурсного, производственного и финансово-экономического потенциала ТЭК.

Таблица 3.1. Основные параметры прогнозного энергетического баланса на период с 2022 до 2035 года (в числителе представлены значения для оптимистического сценария, в знаменателе для консервативного сценария)


Разделы

Годы




2022

2025

2030

2035

Внутреннее потребление,

1002

1057

1090

1115

млн т у.т.

988

1033

1066

1092

%% к 2015 году

104

110

113

116

из общего потребления

103

107

111

113

- газ

503

548

561

574




503

542

566

580

- жидкие

191

194

195

194




191

197

201

204

- уголь и прочие

159

158

170

169




149

147

148

146

- неуглеродные

149

156

164

178




145

147

151

163

Вывоз, млн т у.т.

1065

1190

1228

1231


в том числе:

999

995

957

916

- нефть сырая, млн т

288

293

303

308




286

278

265

253

- природный газ, млрд куб. м

252

338

353

357




228

256

251

248

- уголь, млн т у.т.

162

185

205

206


- электрическая энергия

135

130

128

126

(нетто-экспорт), млрд кВт. ч

12

25

35

50


Вывоз по направлениям:

11

10

10

10

- СНГ

109

107

102

98




102

79

74

68

- дальнее зарубежье

956

1083

1126

1133




897

916

883

848

Прирост запасов, млн. т у.т.

3

3

3

3

3

3

3

3

ИТОГО РАСХОД, млн т у.т.

2071

2250

2321

2349

1990

2031

2027

2012


РЕСУРСЫ, млн т у.т.


2071


2250


2321


2349

1900

2031

2027

2012

из них:


27


30


26


15

- импорт




32

36

31

23

Производство - всего

2043

2220

2295

2335




1959

1996

1996

1998

%% к 2015 году

109

119

123

125


в том числе:

105

107

107

106

- нефть и конденсат, млн т

555

555

555

555




548

530

512

490

- природный и попутный газ,

702

827

858

875

млрд куб. м

670

727

746

757

- уголь, млн т

425

450

490

490




377

366

360

355

млн т у.т.

293

311

337

335




260

253

248

245

- гидро, млрд кВт-ч

199

204

215

230




193

195

199

201

- атомная, млрд кВт-ч

221

227

238

269




215

223

224

246

- возобновляемые энергоресурсы,

18

28

37

51

млн т у.т.

16

18

23

30