Файл: Энергетическая стратегия России, механизм и результаты ее реализации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Установленная мощность электростанций России достигает 214 млн кВт. Износ активной части в энергетике достигает 60–65 %, в том числе в сельских распределительных сетях – свыше 75 %, а 15 % мощностей полностью выработало свой ресурс и не подлежит восстановлению [2].
2.2 Основные направления энергетической стратегии России до 2030 года

Для России, как и для многих других богатых ресурсами и экспортирующих энергию стран, энергетический переход создает новые долгосрочные вызовы, ставя под сомнение устойчивость всей экономики, которая сильно зависит от доходов от экспорта углеводородов.

В 2022 году углеводороды обеспечили 25% ВВП и 39% доходов федерального бюджета страны, 65% иностранных доходов от экспорта и почти четверть общих инвестиций в национальную экономику.

Глобальные целевые показатели по возобновляемым источникам энергии и переход к парадигме декарбонизации рассматриваются в России как существенная угроза доходам от экспорта углеводородов и, следовательно, экономической безопасности России.

В середине 2020 года правительство России приняло плановый документ «Энергетическую стратегию России до 2035 года. Документ рекомендует российским регионам руководствоваться им, а не предыдущей стратегией, принятой еще в 2009 году. Данная стратегия была разделена на два этапа: до 2024 года и с 2025 по 2035 год.

Сегодня и в мировой, и в российской энергетике происходят процессы, которые, скорее всего, приведут к изменению прежнего порядка в 2030-2040-е годы. Для дальнейшего содействия экономическому развитию страны и усиления роли Российской Федерации в мировой энергетике потребуется ускоренный переход (модернизационный скачок) к более эффективной, гибкой и устойчивой энергетике.

Для достижения этих широких целей ES-2035 ставит пять ключевых задач [7, с. 84].

Во-первых, это выход внутреннего потребления на качественно новый уровень, который должен быть достигнут за счет внедрения/реализации комплексного комплекса мер, направленных на модернизацию ТЭК. Данные меры будут включать, в частности, новые требования к финансовой прозрачности ведущих игроков / корпораций, работающих на российском рынке, постепенную ликвидацию некоторых отраслевых субсидий и повышение прозрачности тарифов.

Во-вторых, скачок включает цифровую трансформацию и интеллектуализацию секторов топливно-энергетического комплекса (ТЭК).


В-третьих, оптимизация размещения энергетической инфраструктуры, в рамках которой «нефтегазовые и сырьевые центры, нефтегазовые и химические объекты» должны будут создаваться в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне, а Россия станет «ведущим игроком на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона».

Четвертое-достижение технологической независимости и повышение национальной конкурентоспособности. Это должно быть достигнуто за счет технологий отечественного производства, что входит в стратегию импортозамещения, принятую Россией после 2014 года.

Ещё один элемент условно можно назвать именем Греты Тунберг, он предусматривает снижение негативного воздействия секторов ТЭК на окружающую среду и их адаптацию к климатическим изменениям. В итоге Российская Федерация может внести значительный вклад в переходе к низководородному развитию мировой экономики, сохранению окружающей среды и противодействию климатическим изменениям.

В то же время отмечается, что в настоящее время на атомную энергетику, водную энергетику и другие возобновляемые источники энергии приходится более трети выработки электроэнергии, на природный газ-около 50%. При этом сам документ говорит о проблемах угольной отрасли и отмечает не только снижение внутреннего спроса на уголь и его конкуренцию с природным газом, но и «международную кампанию против использования угля под предлогом экологической повестки» [7, с. 54].

В ближайшие 15 лет российские власти начнут рассматривать вопросы безопасности производства в угольной отрасли. В первую очередь будут лицензированы участки угольных месторождений, которые позволяют вести добычу в самых безопасных горногеологических условиях. Шахты с неэффективными мощностями и низкой производительностью труда будут исключены из эксплуатации. Отметим также, что в соответствии со стратегией государство будет готово ввести запрет на производство и использование энергоэффективных единиц техники, оборудования, зданий, производственных процессов, что должно сдержать рост выбросов парниковых газов и в целом снизить объем вредных выбросов в окружающую среду организациями топливно-энергетического комплекса.

Стратегия также предусматривает создание национальной системы мониторинга и отчетности по выбросам парниковых газов, в том числе от энергетических объектов. Доля утилизированных и обеззараженных остатков в общем количестве остатков в отраслях ТЭК России к 2035 году должна вырасти с 52,6% до 85%.



Следует отметить важность новой стратегии. Так, на сегодняшний день доля топливно-энергетического комплекса в инвестициях в оборотные средства составляет около 30% от общего объема инвестиций в оборотные средства РФ, около 40% в доходах федерального бюджета, свыше 50% (нефтяная зависимость) в российском экспорте (в денежном выражении) при менее чем 4% работников отраслей ТЭК по сравнению с общей численностью занятого в экономике населения [11, с. 202].

Объем производства и выработки электроэнергии опережает внутреннее потребление, что определяет экспорт: более чем в 1,9 раза по нефти, в 1,5 раза по газу, в 1,8 раза по углю, в 2,6 раза по дизельному топливу, в 1,1 раза по бензину. Заметим, что оптимистичный план стратегии сталкивается с некоторыми существенными препятствиями, которые ставят под сомнение осуществимость и основные постулаты, определенные в ЭС-2035, а именно, реализация (и осуществимость) стратегического документа может быть поставлена под сомнение следующими факторами.

Так, среди них - замедление темпов роста мировой экономики, изменение структуры потребления и снижение спроса на продукцию ТЭК, воспроизводство углеводородов и, как следствие, сохранение цен на нефть на низком уровне. Более того, как уже было сказано выше, внутренний рынок не имеет достаточного спроса на инновационное развитие, а внешний рынок и колебания курса черного золота ставят ТЭК в прямую зависимость от мировой экономической ситуации, что и проявилось этой весной.

Предполагается, что объем добычи нефти в РФ вырастет с 555,9 до 555- 560 млн тонн в 2024 году и снизится до 490-555 млн тонн в 2035 году. Кроме того, многие организации ТЭК России находятся в критической зависимости от импорта технологий, оборудования, программного обеспечения по некоторым перспективным направлениям развития энергетики.

У сектора недостаточно инвестиционных ресурсов для структурных изменений из-за сдержанного роста тарифов в энергетике, сложностей с долгосрочными заимствованиями у иностранных инвесторов и слабого венчурного кредитования развития, отмечают авторы стратегии. Непредсказуемость внешних условий и факторов, влияющих на развитие энергетики, в том числе условий и факторов культуры, социальных изменений, международных отношений, научных открытий и инноваций. Авторы документа также обращают внимание на структурные изменения в отрасли внутри страны [11, с. 202].

Производственные центры смещаются в северные и восточные регионы Российской Федерации (с ростом их доли более чем на 80%), а концентрация экономического роста и энергопотребления на 60% перемещается в европейскую часть. Это приводит к «беспрецедентно большому и постоянно растущему количеству более дорогих дальнемагистральных сухопутных перевозок топлива».


Таким образом, считаем, что российские власти в итоге должны работать сразу по нескольким направлениям. Во-первых, обеспечить стабильный рост энергоснабжения во всех сегментах ТЭК, во-вторых, обеспечить внутренний спрос, в-третьих, реагировать на внешние запросы.

Таким образом, комплекс ключевых мер по обеспечению стабильной и растущей добычи нефти в благоприятных условиях включает в себя трансформацию системы налогообложения с налогов с оборота на налогообложение финансовых результатов (то есть доходов). Это необходимо для роста инвестиций в отрасль. В частности, стимулировать разработку зрелых месторождений и запуск небольших месторождений и труднодоступных запасов.

Государство обещает создать условия и для развития малого и среднего бизнеса до 2035 года. Да, вертикально интегрированные компании будут доминировать на рынке до 2025 года. Однако из-за ухудшения структуры запасов углеводородного сырья и необходимости инноваций и гибкости возрастет роль именно малых и средних нефтегазовых компаний [7, с. 84].

В то время как завершение программы модернизации нефтеперерабатывающих заводов, предусматривающей запуск более 50 установок вторичной переработки нефти и достижение технологического уровня нефтеперерабатывающих заводов промышленно развитых стран, должно стать основной мерой для выполнения необходимых задач в нефтяной отрасли — потребности России в светлых нефтепродуктах к 2035 году должны быть обеспечены на 70% (сейчас чуть более 62%).

Федеральные власти обещают компаниям, строящим новые установки вторичной переработки, государственную поддержку, в том числе налоговую, если они нацелены на производство товаров с высокой добавленной стоимостью. Что касается Татарстана, то это касается компаний ГК «ТАИФ» компаний «Татнефти» с ее «ТАНЕКО». Рентабельность самих нефтеперерабатывающих заводов повысится, прежде всего, благодаря автоматизации и современным цифровым технологиям. Однако государство обещает также сглаживать резкие колебания цен на нефтепродукты на российском рынке, соблюдая «принципы рыночного ценообразования». Представить это на практике с потенциальным давлением российских автовладельцев-задача Минэнерго России [8, с. 52].

Предложение по совершенствованию российских технологий высокой конверсии «тяжелой» нефти и стимулированию процессов высокой конверсии нефтяных остатков на российских нефтеперерабатывающих заводах относится и к «Татнефти», речь идет о высокосернистой и сверхвязкой нефти.


Создание стабильных налоговых условий и мер государственной поддержки строительства новых газо-и нефтехимических объектов включает в себя доступ к льготному финансированию. Среди мер, направленных на внешние рынки, российское правительство предлагает организовать полноценную продажу российских нефтяных марок на российских и зарубежных биржах, создать общие рынки нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза и, что немаловажно, обеспечить необходимое качество нефти в системе магистральных нефтепроводов. К 2035 году также ожидается постепенный отказ от перекрестного субсидирования поставок газа в различные регионы России и различные группы потребителей.

Государство обещает повысить эффективность производства, транспортировки, хранения, реализации и использования сжиженного природного газа (СПГ) и даже либерализовать экспорт с помощью законодательства и тарифообразования.

В целом малое производство СПГ должно стать инструментом обеспечения энергетической безопасности территорий неевропейской части России. Россия намерена к 2035 году осуществить поэтапный переход на использование российских средств диспетчерского управления и сбора данных и программного обеспечения на ключевых объектах топливноэнергетического комплекса и основных объектах информационной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса [3, с. 14].

Если стратегия все-таки будет реализована, то к 2035 году должен произойти полный переход к «энергетике нового поколения с акцентом на новые технологии, высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов и новых углеводородных и других источников энергии», должна развиваться водородная энергетика. Рост производства энергоресурсов практически прекратится с 2030 года. А развитие ТЭК в основном пойдет по пути качественного совершенствования и повышения эффективности экспортных поставок и внутреннего потребления энергоресурсов. Как максимум, быстрыми темпами будут развиваться инновационные энергетические проекты на полуострове Ямал, региональные энергосистемы и энергоемкие заводы Восточной Сибири и Дальнего Востока.

В последнем случае это значительно увеличит прямые и косвенные (за счет энергоемких продуктов) Российский энергетический экспорт. Приоритеты в этом случае могут сместиться с производства и транспортировки основного топлива (как сегодня) на его «высокую конверсию с использованием высоких технологий для удовлетворения внутреннего спроса и выхода на мировые рынки с продукцией высокой конверсии». Авторы документа считают, что рост переработки ресурсов вызовет дополнительный спрос на продукцию и услуги таких отраслей, как строительство, транспорт, промышленная и социальная инфраструктура.