Файл: Энергетическая стратегия России, механизм и результаты ее реализации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, топливно-энергетический комплекс страны является драйвером внутреннего экономического роста, поэтому необходимо уже сейчас начать планировать, продолжить энергетическую политику после восстановления мировых рынков после окончания пандемии COVID-19.

Энергетический документ предполагает, что российская ТЭК станет центральной опорой российской экономики в предстоящем десятилетии, а сама отечественная экономика претерпит два основных изменения: переход к ресурсно-инновационному развитию и переход ТЭК из донора в локомотив российской экономики.

2.3 Механизм реализации энергетической стратегии

Основные положения Стратегии детализируются в стратегиях, генеральных схемах развития и других документах стратегического и перспективного планирования в сфере энергетики, служат основой для формирования государственных программ Российской Федерации с необходимым ресурсным обеспечением, в том числе определенным в соответствии с бюджетным прогнозом Российской Федерации на долгосрочный период [3, с. 110].

Стратегия реализуется федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им федеральными государственными бюджетными учреждениями, коммерческими, некоммерческими и иными заинтересованными организациями в сфере энергетики и смежных секторах экономики посредством принятия правовых, политических, организационных, информационных, производственных и иных мер в рамках компетенции.

В целях повышения эффективности управления развитием энергетики процесс реализации Стратегии разделен на два этапа: первый этап - до 2024 года, второй этап - с 2025 по 2035 год. 225. Для обеспечения реализации первого этапа Стратегии разрабатывается план мероприятий («дорожная карта»), включающий в себя перечень конкретных мероприятий, ответственных исполнителей, сроки и ожидаемые результаты.

Реализация Стратегии на первом этапе будет осуществляться в рамках действующих государственных программ, включая государственную программу Российской Федерации «Развитие энергетики», Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, национальных программ и проектов, федеральных и ведомственных проектов, комплексных планов развития отдельных территорий, комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла, крупных инвестиционных проектов организаций ТЭК [3, с. 80].


На первом этапе будет обеспечено достижение национальных целей и решение стратегических задач развития, поставленных в Указе Президента Российской Федерации № 204, а также продолжится диверсификация продуктовой и региональной структуры производства и потребления ТЭР, а также структуры инвестиций, в целях повышения устойчивости внутреннего энергоснабжения и экспортных поставок.

При этом опережающее развитие в газовой отрасли получит производство, торговля и использование СПГ. Будет выстроена система управления, координации и мониторинга цифровой трансформации ТЭК России, созданы условия для разработки и развития цифровых сервисов и решений в единой информационной среде, обеспечена цифровизации государственного управления и контрольно-надзорной деятельности в отраслях ТЭК.

В электроэнергетике, нефтегазовом комплексе и угольной промышленности будут реализованы пилотные проекты и созданы условия для распространения опыта внедрения цифровых технологий и отраслевых платформенных решений [3, с. 80].

На втором этапе основным содержанием преобразований станет переход к энергетике нового поколения с опорой на новые технологии, высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов и новых углеводородных и других источников энергии. Получит развитие водородная энергетика.

В нижнем сценарии наращивание производства энергоресурсов с 2030 года практически прекратится, и развитие ТЭК пойдет в основном по пути качественного совершенствования и повышения эффективности как экспортных поставок, так и внутреннего потребления энергоресурсов. В верхнем сценарии ускоренное развитие получат инновационные энергетические проекты на полуострове Ямал, региональные энергетические системы и энергоемкие производства в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, что существенно увеличит прямой и косвенный (через энергоемкую продукцию) российский энергетический экспорт.

Приоритеты сместятся от добычи и магистрального транспорта топлива к его глубокой переработке с использованием наукоемких технологий в целях полного обеспечения внутреннего спроса и выхода на мировые рынки с продукцией высоких уровней переделов. Рост переработки ресурсов вызовет дополнительный спрос на продукцию и услуги таких секторов как строительство, транспорт, промышленная и социальная инфраструктура.

В электроэнергетике и теплоснабжении на первом этапе продолжится совершенствование существующей модели отношений и ценообразования на электрическую и тепловую энергию в целях обеспечения баланса интересов потребителей и производителей энергии, прежде всего - сокращение перекрестного субсидирования цен (тарифов) между группами потребителей.



Будет происходить сокращение накопленных избытков мощности, масштабная модернизация действующих генерирующих мощностей и вывод из эксплуатации устаревшего неэффективного генерирующего оборудования. В дальнейшем продолжится обновление генерирующих мощностей на основе перспективных инновационных технологий и оптимизация их (мощностей) структуры по типам электростанций в соответствии с динамикой спроса на электрическую энергию и мощность [7, с. 84].

В результате реализации Стратегии будет обеспечено устойчивое, надежное и эффективное удовлетворение внутреннего спроса на продукцию организаций ТЭК и услуги в сфере энергетики. При этом отрасли ТЭК внесут существенный вклад в снижение энергоемкости экономики, в том числе за счет уменьшения удельных расходов топлива на выработку электрической энергии и расходов энергии на собственные нужды отраслей ТЭК, особенно в электроэнергетике и газовой отрасли.

Таким образом, делая вывод по второй главе курсовой работы, важно отметить, что Россия сохранит позиции в тройке мировых лидеров по производству и торговле в сфере энергетики при существенном повышении гибкости экспортной политики за счет географической и продуктовой диверсификации экспорта, включая экспорт российских технологий, оборудования, материалов и услуг в сфере энергетики.

ГЛАВА 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ


3.1 Ключевые сценарии реализации энергетической стратегии России с учетом общемировых тенденций
В основу прогнозных оценок возможностей развития российской энергетики положены два сценария: консервативный и оптимистический. Они определяют диапазон возможных изменений параметров топливно-энергетического баланса (ТЭБ) и основных показателей развития отраслей ТЭК. Нахождение в границах указанного диапазона будет свидетельствовать об адекватности Стратегии и актуальности определенных в ней целей, задач, приоритетов, мер и механизмов реализации [14, с. 81].

Выход за пределы указанного диапазона может свидетельствовать о необходимости пересмотра стратегических ориентиров развития ТЭК.

В обоих сценариях на 2022 – 2035 гг. предполагается:

- снижение энергоемкости и электроемкости ВВП (итоговое снижение энергоемкости в 1,6 раза, электроемкости – в 1,4 раза);

 повышение доступности энергии как по наличию, срокам подключения, так и по цене, в том числе при строительстве жилья и реализации планов территориального развития;


 уменьшение удельных расходов топлива на выработку электроэнергии и расходов энергии на собственные нужды отраслей ТЭК, особенно в электроэнергетике и газовой отрасли;

 снижение удельных показателей загрязнения окружающей среды предприятиями ТЭК;

 увеличение доли углеводородов, добытых с использованием вторичных и третичных методов с повышением коэффициентов извлечения, а также из нетрадиционных ресурсов;

 диверсификацию географической структуры экспорта энергоресурсов с существенным ростом доли рынка стран АТР;

 увеличение инвестиций в развитие и использование нетрадиционных возобновляемых источников энергии (НВИЭ);

 полное обеспечение квалифицированными кадрами.

В число ключевых предпосылок сценариев также входят:

– рост ВВП с 2022 по 2035 гг. в среднем на 2 % ежегодно – в консервативном сценарии, и на 3 % – в оптимистическом;

– рост электропотребления к 2035 году в 1,3-1,35 раза до 1370 – 1420 млрд. кВт-ч (в консервативном и оптимистическом сценарии соответственно) [4, с. 91];

– увеличение общего спроса на энергоносители на 13-16 % при сдерживании его роста за счет использования потенциала энергосбережения в объеме 315 – 580 млн т у.т. в год к 2035 году (в том числе за счет структурных изменений в экономике – 215 – 390 млн т у.т., а вследствие технологической модернизации – 100 – 190 млн т у.т.);

– увеличение объемов потребления автомобильного бензина и дизельного топлива в период до 2025 за счет увеличения общего автомобильного парка, а в дальнейшем – замедление роста их потребления при увеличении доли автотранспорта, использующего газомоторное топливо и электроэнергию;

– в нефтяной отрасли в консервативном сценарии на первом этапе сохраняется система большого налогового манёвра и на весь период действующая система налогообложения с применением стимулирующих льгот, в оптимистическом – с 2023 года начинает активно использоваться новая система налогообложения, основанная на налоге на добавленный доход (НДД).

Таким образом, консервативный сценарий продолжает сложившиеся тренды и отраслевые пропорции развития российской экономики и предусматривает умеренные темпы роста экономики на основе необходимой модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при относительном отставании перерабатывающих отраслей промышленности.

Предусматривается на две трети нарастить добычу и переработку всех видов топлива в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, развить производства транспортабельной энергоемкой продукции высоких уровней передела и соответствующую транспортную и социальную инфраструктуру. Согласно прогнозным расчетам, это позволит более чем в 3 раза увеличить и диверсифицировать энергетический экспорт на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, дать импульс региональному развитию нефте- и газохимии и производству разнообразной продукции с высокой добавленной стоимостью [14, с. 95].


Прогнозные расчеты показывают, что добыча нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке и ее доля в российской добыче более чем удвоятся, добыча газа вырастет более чем в три раза и почти достигнет шестой части добычи в стране. В рамках Восточной газовой программы и других масштабных проектов будут построены уникальные комплексы по добыче и переработке многокомпонентного (включая гелий) газа, современная газо- и нефтехимия, организованы поставки на экспорт сетевого и сжиженного газа, развиты нефте- и газопроводная, железнодорожная, автомобильная, электроэнергетическая и социальная инфраструктуры.

Освоение нефтегазового потенциала Восточной Сибири и Дальнего Востока, наряду с разработкой месторождений угля, урана, других рудных и нерудных ископаемых, будет стимулировать использование лесных ресурсов и развитие гидроэнергетики, и, согласно прогнозу, обеспечит опережающее социально-экономическое развитие Сибирского и Дальневосточного федеральных округов с увеличением в 2,5-2,6 раза их валового регионального продукта и повышением доли в ВВП страны.

Оптимистический сценарий предполагает по возможности полное использование потенциала энергетического сектора для ускорения роста экономики и повышения благосостояния населения России в сочетании с более оптимистичным прогнозом мирового спроса и цен на энергоресурсы, в том числе:

Во-первых, он ориентирован на сдержанный рост внешнего и внутреннего энергопотребления. К 2035 году, в соответствии с разными сценариями развития, потребление вырастет в 1,18–1,25 раза благодаря росту энергоэффективности и снижению темпов экономического роста. Причём свыше 80 % энергопотребления будет приходиться на централизованное энергоснабжение (это к слову о децентрализации энергетики) [6, с. 74].

Во-вторых, сделан акцент на экономической доступности поставок энергоносителей на внутренний рынок. Раньше задачи энергетической безопасности и эффективности сводились к обеспечению ресурсной достаточности, резерву мощностей и снижению энергорасточительности. Ориентация на развитие внутреннего рынка и экономии за счёт дешёвой и доступной энергии – одно из главных достижений новой энергостратегии.

В-третьих, в сценарии чётко обозначена переориентация энергетической политики с ресурсно‐сырьевого к ресурсно-инновационному развитию. В связи с этим во главу угла ставится вопрос не количественного увеличения показателей, а качественного изменения структуры энергопотребления, повышения уровня энергетических услуг, технологического энергосбережения и модернизации, углублённой электрификации, развития нефтегазохимии и других новых отраслей.