Файл: Курсовая работа Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Коррекционная работа

Основы коррекционного обучения разработаны в психолого-педагогических исследованиях ряда авторов (Б.М.Гриншпун, Н.С.Жукова, Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова и др.). Коррекционное обучение детей с III уровнем речевого развития предусматривает:

• дальнейшее совершенствование связной речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств родного языка;

• формирование правильного произношения: воспитание артикуляционных навыков, фонетической стороны речи, слоговой структуры и фонематического восприятия;

• подготовку к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.

Вся коррекционная логопедическая работа велась с учетом рекомендаций Т.Б.Фили-чевой и Г.В.Чиркиной, изложенных в пособии "Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР".

В ходе исследования было выявлено, что психологические проблемы ребенка, имеющего недоразвитие речи, наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками, поэтому основной формой психокоррекционной работы с такими детьми должны быть групповые и подгрупповые занятия. Основными задачами психокоррекционных занятий данного направления являлись:

• отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;

• снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;

• коррекция агрессивных проявлений и негативных черт характера, препятствующих общению;

• организация эмоционального поведения детей, т.е. создание положительного эмоционального настроя в группе;

• обучение способам регуляции эмоциональны состояний;

• обучение анализу внутреннего состояния (своего и других людей);

• работа над пластикой тела, развитие чувственного восприятия.В условиях детского сада необходимо сочетать психокоррекционную работу с коррекционно-педагогической. С этой целью использовались следующие приемы психологической коррекции:

• приемы игровой психокоррекции;

• приемы библиотерапии с использованием произведений отечественных и зарубежных авторов;

• приемы арттерапии и музыкотерапии;

• приемы гештальттерапии и телесно-ориентированной психотерапии.

Синтез приемов дает возможность один и тот же конфликт пережить в разных системах, первоначально выражая себя через свою систему восприятия мира средствами того или иного искусства, а затем развивая блокированные или малоразвитые системы. В процессе проведения психокоррекционной работы использовались приемы и методы отечественных и зарубежных специалистов (К. Фоппель "Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения", 1998; М.И.Чистякова "Психогимнастика", 1995;ТН.Волковская, Г.Х.Юсупова "Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи" 2003; Г. Шоттенлоэр "Рисунок и образ в гештальттерапии", 2000).


Система работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка была частью комплексной программы коррекционного воздействия по преодолению личностных нарушений у детей с ОНР. С учетом особенностей социальной ситуации развития ребенка нами были использованы следующие направления психо-коррекционной и консультативной работы, апробированные в течение многих лет исследователями и практиками (И.Ю.Левченко, В.В.Ткачева, 2008):


• гармонизация семейных взаимоотношений;

• установление гармоничных детско-родительских отношений;

• помощь родителям в формировании адекватной оценки состояния ребенка;

• обучение элементарным методам психологической коррекции.

Содержание психокоррекционного воздействия, направленного на родителей, представлено двумя формами работы: индивидуальной и групповой. Индивидуальная работа осуществлялась в виде бесед или частично структурированного интервью с родителями ребенка. В ходе этих бесед родителей обучались приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблемами ребенка (В.В.Ткачева, 2007). Групповые коррекционные занятия проводились по трем направлениям:

• гармонизация взаимоотношений между родителями и ребенком;

• гармонизация внутрисемейных отношений;

• оптимизация социальных контактов семьи.

Проводя коррекционную работу с родителями, мы использовали организационные формы и содержание занятий, представленные в практикуме по формированию адекватных родительско-детских отношений " Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии", разработанном В.В.Ткачевой (1999).

Гармонизация внутрисемейных отношений осуществлялась в виде занятий с родителями. Гармонизация позиции матери позволяла оптимизировать отношения между членами семьи и социальные контакты. Коррекционное воздействие, осуществляемое психологом на мать проблемного ребенка, распространялось и на других членов семьи.

Для работы с матерями использовалась специально разработанный В.В.Ткачевой психокоррекционный прием, позволивший обсуждать определенные жизненные ситуации. Психокоррекционный эффект при проведении дискуссий достигался с помощью специально написанных рассказов, в которых описываются жизненные ситуации, в которых приходилось бывать матерям с детьми. В своей работе мы успешно использовали следующие специальные рассказы: "Мама, папа, я - дружная семья", "Моя семья - моя крепость", "Кто виноват?", "Воскресенье - день общенья".

Консультативная работа

Поставленные нами задачи продуктивно реализовались в следующих формах работы, таких как - тематические консультации, семинары-практикумы, групповые собрания родителей с видеопросмотром фрагментов занятий.

Ниже приведена тематика групповых тематических консультаций и семинаров-практикумов:

• Почему ребенок может отставать в развитии?

• Особенности психофизического развития дошкольника.

• Проблемы развития речи и некоторые рекомендации в помощь родителям.

• Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

• Нарушение поведения детей дошкольного возраста и возможности их коррекции.

• Эмоциональное развитие дошкольников.

• Психология семейных отношений.

• Профилактика детских неврозов.

• Готов ли Ваш ребенок к школе?

• Учимся быть внимательными (навыки наблюдения за развитием ребенка).

• Значение артикуляционной гимнастики в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения.

• Пальцы помогают говорить (пальчиковая гимнастика).

• Развивающие игры в коррекционной работе с детьми.

• Грамматика общения.

• Коррекция эмоциональной сферы средствами психогимнастики.

• Формирование графических навыков у детей с целью подготовки руки к письму.

• Формирование пространственных представлений у детей средствами изодеятельности.

Как показала практика, наиболее оптимальной и продуктивной формой работы, оказалась такая, как групповые собрания с просмотром фрагментов занятий с детьми, которая способствует формированию у родителей адекватной оценки психического развития их детей.

По каждой теме родителям были даны рекомендации о том, как правильно нужно себя вести в той или иной ситуации с ребенком, какие требования можно и нужно предъявлять к ребенку, а какие еще рано. Было разъяснено, что все дети нуждаются в помощи, и очень важно, чтобы родители принимали участие в жизни детей, помогали им выполнять и реализовать задуманное, но, ни в коем случае, не выполнять работу за них. Родители убедились в том, что наилучший результат достигается, если играть с ребенком, главное, чтобы цель поставленной игры была выбрана правильно. Через игру и сами дети с большим удовольствием идут на контакт и проживают поставленную перед ними ситуацию, вместе с родителями находят правильное решение и вместе выполняют его. У них все больше развивается ответственность за выполнение своего дела. Все это в совокупности способствует достижению наилучшего результата в общем развитии ребенка и гармонизации внутрисемейных отношений.

В результате проведенной нами коррекционно-развивающей работы у детей возникла устойчивая положительная динамика как в речевом, так и в личностном развитии. Результаты повторного речевого обследования показали, что все дети преодолели общее недоразвитие речи III уровня и в настоящее время имеют нерезко выраженное недоразвитие речи, или общее недоразвитие речи IV уровня, либо остаточное фонетико-фонематическое недоразвитие.

В эмоционально-личностном развитии детей также произошли изменения в лучшую сторону. Дети с большим удовольствием посещали занятия и выполняли различные задания.

В результате проведенной нами психокоррекционной работы достигнута положительная динамика в эмоционально-личностном развитии детей экспериментальной группы и детско-родительских отношениях. У 54 % детей значительно снизился уровень тревожности, у 26 % детей уменьшились проявления агрессии, у 20 % стала менее выраженной отгороженность, появилось желание общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Также проведенная консультативная и психокоррекционная работа оказала положительное влияние и на родителей детей экспериментальной группы. Изменилась модель воспитания ребенка в семье (у 13% родителей изменилась модель воспитания на социально желательную - "кооперация" (методика ОРО), родители стали больше принимать участия в жизни своих детей, считаться с ними, поддерживать их стремления, уважать их решения и принимать детей такими, какие они есть.

Очень важно отметить, что в нашем эксперименте принимал активное участие весь педагогический коллектив детского сада, особенно воспитатели данной группы, старший воспитатель, психолог, детский врач и заведующая МДОУ.

речь моторика недоразвитие дошкольник

Заключение

Таким образом, общее недоразвитие речи ребенка связано с общей и мелкой моторикой.

При обследовании общей и мелкой моторики логопед обращает внимание на общий вид ребенка, его осанку, походку, навыки самообслуживания (завязать бант, заплести косу, застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т. д.), особенности бега, выполнение упражнений с мячом, прыжки в длину на точность приземления. Проверяется умение сохранить равновесие (стояние на левой, правой ноге), попеременно постоять (попрыгать) на одной ноге, выполнить упражнения на переключаемость движений (правую руку к плечу, левую – на затылок, левую руку на пояс, правую – за спину и т. д.).

Оценивается точность воспроизведения задания по пространственно-временным параметрам, удерживанию в памяти составных частей и последовательности элементов структуры действия, наличию самоконтроля при выполнении заданий.

Логопедическое заключение базируется на всестороннем анализе результатов изучения ребенка, на достаточно большом количестве примеров детской речи и на динамическом наблюдении в процессе коррекционно-педагогической работы.

Результаты комплексного обследования обобщаются в виде логопедического заключения, где указывается уровень речевого развития ребенка и форма речевой аномалии. Примерами логопедических заключений могут быть следующие: ОНР третьего уровня у ребенка с дизартрией; ОНР второго уровня у ребенка с алалией; ОНР второго-третьего уровня у ребенка с открытой ринолалией и т. п.

Логопедическое заключение раскрывает состояние речи и нацеливает на преодоление специфических трудностей ребенка, обусловленных клинической формой речевой аномалии. Это необходимо для правильной организации индивидуального подхода на фронтальных и в особенности на подгрупповых занятиях.

Важная роль в коррекции общего недоразвития речи ребенка дошкольного возраста отводится семье.

Именно в семье у ребенка складываются первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества. А проблема семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, с каждым годом становится все более актуальной. Важно понять, что не только дети нуждаются в психокоррекционной помощи, но и не меньшей степени помощь нужна их родителям. Взаимодействие с родителями приобретает все большую значимость для специалистов, работающих с различными категориями детей с речевой патологией.

Список использованных источников

1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2007. – 319 с.

2. Бабина, Г.В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи / Г.В. Бабина. – М.: Книголюб, 2005. – 96 с.

3. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания / Л.И. Белякова. – М.: Книголюб, 2005. – 56 с.

4. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - М.: Книголюб, 2004. – 104 с.

5. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 576 с.

6. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов. – М.: Астрель, 2007. – 318 с.

7. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 416 с.

8. Колягин, В.А. Логопсихология / В.А. Колягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2007. – 320 с.

9. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования / В.С. Кукушин, А.В. Болдырева-Вараксина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 592 с.

10. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод, пособие / И.Ю. Левченко, В.В. Ткаченко. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с.

11. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2007. – 703 с.

12. Науменко, О.А. Коррекционно-развивающая работа по формированию различных форм замещения у дошкольников с общим недоразвитием речи / О.А. Науменко. // Коррекционная педагогика. – 2008. - № 4. – С. 57- 62.

13. Поволяева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поволяева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 445 с.

14. Практикум по дошкольной логопедии / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1988. – 222 с.

15. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми / В.И. Селиверстов. – М. : Владос, 1994. – 344 с.

16. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2002. – 312 с.

17. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2005. – 400 с.

18. Специальная семейная педагогика / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2009. – 358 с.

19. Степанова, Е.В. Организация работы с родителями детей логопедической группы детского сада / Е.В. Степанова // Коррекционная педагогика. – 2008. - № 4. – С. 74 – 78.

20. Ткачева, В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений / В.В. Ткачева. - М.: ГНОМ и Д, 2000. – 160 с.

21. Ткачева, В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева. - М.: ГНОМ и Д, 2000. - 64 с.

22. Ткачева, В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева. - М.: УМК "Психология", 2004. - 192 с.

23. Ткачева, В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб пособие / В.В.Ткачева. - М.: ACT; Астрель, 2007. – 318 с.

24. Филичева, Т.Б. Нарушение речи у детей / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М.: Ассоциация "Профессиональное образование", 1993. – 232 с.

25. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1998. – 223 с.

26. Флоренская, Ю.А. Избранные работы по логопедии / Ю.А. Флоренская. – М.: Астрель, 2007. – 223 с.

27. Хамская, Е.Д. Нейропсихология / Е.Д. Хамская. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.

28. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина. – М.: Просвещение, 2007. – 192 с.

Приложение 1

Упражнения по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук

Задачи: развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое, воспроизведения заданного темпа и ритма, пространственной организации движений пальцев рук.

Упражнение 1

Выполнение единичного поочередного прикосновения большого пальца к указательному, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе.

Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно.

Упражнение 2

Выполнение нескольких (двух, трех, четырех и т.д.) поочередных прикосновений большого пальца к указательному, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе.

Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно.

Упражнение 3

Чередование разного количества поочередных прикосновений. Например: два прикосновения большого пальца к указательному, одно прикосновение большого пальца к среднему, два прикосновения большого пальца к безымянному, одно прикосновение большого пальца к мизинцу.

Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (в разном темпе).

Упражнение 4

Выполнение поочередного прикосновения большим пальцем к другим пальцам за исключением одного запретного (в разном темпе).

Упражнение 5

Выполнение единичного поочередного прикосновения пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе.

Упражнение 6

Выполнение нескольких (двух, трех, четырех и т.д.) поочередных прикосновений пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе.

Упражнение 7

Выполнение прикосновений пальцев правой руки к пальцам левой руки с чередованием количества похлопываний (по два, по одному и т.д.) в умеренном, медленном, быстром темпе.

Упражнение 8

"Игра на рояле" - выполнение поочередного прикосновения к столу пальцев правой руки (левой руки) в направлениях слева направо, справа налево, затем двух рук одновременно во встречных направлениях.

Упражнение 9

Выполнение поочередного сгибания в кулак и поочередного разгибания пальцев.

Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (в разном темпе).

Приложение 2

Упражнения для развития статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений

Задачи: развивать кинестетическую и кинетическую основы движений; совершенствовать плавность и переключаемость движений; совершенствовать координацию артикуляционных движений и движений пальцев рук.

Упражнение с фишками

Перед ребенком вертикальной (затем горизонтальной) линией раскладываются цветные фишки (от трех до пяти штук).

Логопед показывает движения: губы растягиваются в улыбке, палец касается фишки, положение фиксируется, затем губы принимают исходное положение. Далее все повторяется по мере продвижения пальцев по фишкам. Ребенок повторяет упражнение за логопедом.

Примечания: 1. Длина "пути" зависит от индивидуальных возможностей ребенка.

2. Варианты артикуляционных упражнений: "Улыбка", "Трубочка", "Заборчик", "Лопатка", "Иголка", "Горка", "Парус", "Грибок", "Лошадка".

3. В качестве дорожки из фишек можно использовать следующие изображения: клоун с рядом пуговиц, дудочка с рядом отверстий, паровоз с рядом дымовых колец и т.д.

Упражнение с символами

Перед ребенком раскладываются картинки-символы с изображениями артикуляционных упражнений.

Логопед показывает чередующиеся движения: губы растягиваются в улыбке, указательный палец касается нужной картинки; губы вытягиваются трубочкой, третий палец касается нужной картинки и т.д.

Ребенок повторяет упражнение за логопедом.

Примечание. Варианты чередований движений губ: "Заборчик-Трубочка", "Горка-Парус", "Лопатка-Иголочка", "Улыбка-Заборчик-Трубочка", "Лопатка-Горка-Парус", "Иголка-Парус-Горка". Варианты чередований движений пальцев: работает только указательный палец,- работают указательный и третий пальцы,- указательный и четвертый пальцы,- указательный, третий, четвертый пальцы.

Качели

Вариант 1. Рот широко открыт, язык поднимается вверх, затем опускается вниз.

Выпрямленные руки движутся одновременно с языком в тех же направлениях.

Вариант 2. Язык производит те же движения.

Выпрямленные руки движутся в направлениях, противоположных движениям языка.

Часики

Вариант 1. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончик языка попеременно касается уголков рта.

Указательные пальцы выполняют синхронные движения "влево-вправо", направление движений пальцев совпадает с движениями языка.

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения.

Указательные пальцы движутся в направлениях, противоположных движениям языка.

Чистим зубки

Вариант 1. Рот широко открыт, зубы обнажены, язык выполняет движения из стороны в сторону, имитирующие чистку зубов (верхних, затем нижних).

Указательный палец движется синхронно с языком в тех же направлениях.

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения.

Указательный палец движется в направлениях, противоположных движениям языка.

Вкусное варенье

Вариант 1. Рот открыт, широкий язык облизывает верхнюю, затем нижнюю губы, двигаясь по кругу.

Указательные пальцы выполняют вращательные движения в тех же направлениях.

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения.

Указательные пальцы движутся в направлениях, противоположных движениям языка.

Гармошка

Рот широко открыт, язык присасывается к нёбу, нижняя челюсть оттягивается вниз, затем рот закрывается. Руки имитируют игру на гармошке.Лошадка

Рот широко открыт, язык медленно щелкает. Руки синхронно с щелчками выполняют хлопки (удары по коленям).

Примечание. Упражнение можно усложнить, предложив выполнить: а) заданное количество движений; б) движения в заданном ритме.

Барабан

Рот широко открыт, кончик языка "стучит" в альвеолы (д-д-д-д).

Одновременно выполняются постукивания кулачками рук (сначала правый о левый, затем наоборот).

Бочка

Вариант 1. Рот закрыт, напряженный язык упирается то в левую, то в правую щеку.

Кисть левой руки выпрямлена (положение "ребро"), кисть правой руки сжата в кулак и упирается в левую руку (затем наоборот).

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения.

Руки движутся в направлениях, противоположных движениям языка.

Горячий чай

Вариант 1. Рот открыт, широкий язык в форме "чашечки" поднят вверх и движется вперед-назад ("остужаем горячий чай").

Кисти рук соединены в форме "чашечки", руки движутся синхронно с языком.

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в тех же положениях и выполняют те же движения.

Руки движутся в направлениях, противоположных движениям языка.

Гудит самолет

Губы растянуты, кончик языка зажат между зубами, длительно произносится звук "ы".

Руки выполняют вращательные движения.

Гудит пароход

Губы растянуты, кончик языка зажат между зубами, длительно произносится звук "ы".

Кисти рук сложены "лодочкой", большие пальцы подняты вверх, руки выполняют колебательные движения влево и вправо.

Маляр

Вариант 1. Рот широко открыт, язык выполняет движения по нёбу вперед-назад.

Кисть одной руки имитирует потолок, кисть другой руки - кисточку, которая движется синхронно движениям языка.

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения.

Рука движется в направлениях, противоположных движениям языка.