Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Основы финансовой политики государства).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
Основной объем доходов федерального бюджета в январе-июне 2019 года был обеспечен поступлением НДС и налогов, связанных с добычей и экспортом энергоресурсов: экспортной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых.
Расходы федерального бюджета за 6 месяцев 2019 года составили 3 037 рублей. 9 млрд. рублей или 16,1% ВВП, что на 1,2 процентных пункта выше расходов за аналогичный период прошлого года. В то же время расходы на обслуживание долга в номинальном выражении увеличились с 63,0 млрд. рублей до 74,1 млрд. рублей. Непроцентные расходы в январе-июне 2019 года были выше на 1,2 процентных пункта ВВП, чем в январе-июне 2018 года (2963. 8 млрд. рублей или 15,8% ВВП против 2106,7 млрд. рублей или 14,5% ВВП соответственно). Это связано с более равномерным расходованием средств по месяцам в течение текущего года, а также корректировкой социальных расходов и трансфертов в конце 2018 года и переносом части расходов с 2018 года на начало 2019 года.
Выводы: В то же время предполагается, что тенденция к улучшению соотношения расходов на оснащение и содержание военной организации сохранится.
Необходимым условием перехода экономики на инновационную траекторию развития является активная инвестиционная политика государства и, соответственно, более высокий уровень государственных инвестиций в развитие страны по сравнению с нынешним уровнем.
Основная часть этих инвестиций будет направлена на развитие инфраструктуры, прежде всего Транспортной, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Кроме того, развитие секторов образования и здравоохранения потребует значительного увеличения инвестиций в социальную инфраструктуру.
Глава 3. Основные направления развития финансовой политики в России, возможная корректировка недостатков
Экономический кризис, затронувший Российскую экономику, показал, что в проводимой финансовой политике РФ существуют некоторые значительные недостатки, устранение которых обеспечит большую стабильность нашей экономики.
Одним из главных недостатков российской финансовой политики является то, что она не способна быстро реагировать на изменяющиеся условия. Это наносит огромный ущерб экономике нашего государства. Большая часть финансовых мер государства носит мелкомасштабный характер, они приносят лишь краткосрочные выгоды.
Во время кризиса подготовка долгосрочных планов финансовой политики была еще более отодвинута на второй план. С нормализацией экономической ситуации необходимо вернуться к созданию долгосрочных планов экономического развития, которые также предусматривают вероятность повторения ухудшения экономической ситуации.
Разработка долгосрочной бюджетной стратегии потребует расширения горизонта и повышения достоверности экономических прогнозов, которые должны основываться на обоснованных оценках рыночных параметров и макроэкономических показателей, зависящих от бюджетных расходов.
Необходимо ввести четкие правила оценки объема существующих расходных обязательств и процедуры принятия новых расходных обязательств, предусматривающие повышенную ответственность за достоверность их финансово-экономического обоснования.
Необходимо также обеспечить, чтобы бюджетная система была ориентирована на достижение конкретных результатов. Таким образом, необходимо расширить финансовую самостоятельность органов местного самоуправления и усилить их ответственность за принимаемые ими решения. Это позволит улучшить экономическую ситуацию в отдаленных регионах государства.
Таким образом, основными целями бюджетной реформы в среднесрочной перспективе являются стимулирование структурной перестройки экономики, диверсификация ее структуры, снижение фискальной нагрузки на экономику, повышение благосостояния населения.
Мы должны начать работать над постепенным сворачиванием вынужденных антикризисных мер. В период кризиса государство оказывало серьезную поддержку многим отраслям экономики и конкретным предприятиям, и различные меры этой поддержки продолжают реализовываться и сегодня.[17]
Однако государственная помощь на тех же льготных условиях не может предоставляться в течение длительного времени. Государство не должно подменять частный сектор или выбирать те секторы развития, которые ему обещают. Учитывая это, основной формой поддержки будет софинансирование отдельных проектов или стимулирование мероприятий, способствующих модернизации в рамках государственно-частного партнерства.
В течение ближайших трех лет необходимо обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционного климата в целом, создать условия для постоянного инновационного развития, включая обеспечение макроэкономической стабильности, защиту конкуренции и авторских прав, устранение административных барьеров.
В то же время необходимо разработать и внедрить конкретные механизмы внедрения и поддержки инновационных технологий, в частности проектов в рамках таких направлений, как энергоэффективность, медицинское оборудование и медикаменты, космос и телекоммуникации, атомная энергетика технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.[18]
Необходимо повысить эффективность государственных инвестиций. Наряду с задачами, за которые государство несет полную ответственность, они должны стать катализатором инвестиций частного сектора в те сферы и проекты, где возможно и целесообразно привлекать внебюджетные ресурсы одновременно с использованием бюджетных средств. В то же время мы должны более интенсивно использовать механизмы государственно-частного партнерства.
Для повышения конкурентоспособности российской продукции на внешних рынках необходимо активно использовать потенциал торговых задач, совершенствовать систему предоставления экспортных кредитов, экспортных, страховых и государственных гарантий. Во-первых, это касается экспорта высокотехнологичной продукции, ядерного и энергетического оборудования, военной техники.
Первостепенной ролью налоговой политики в среднесрочной перспективе должна стать разработка законодательных норм, направленных на повышение инвестиционной и инновационной активности, более быстрое снижение налоговой нагрузки на промышленность и сферу услуг, стимулирование экспорта несырьевых товаров, оптимизацию налоговой нагрузки на сырье.
Необходимо повысить стимулирующую функцию налогов, снизить базовую ставку налога на добавленную стоимость и средний единый социальный налог, а также повысить эффективность налогового администрирования и одновременно снизить административную нагрузку на налогоплательщиков.
Выводы: Реформы местного самоуправления в последние годы были направлены на развитие экономического потенциала и повышение эффективности бюджетного сектора. Одним из подходов к решению этой проблемы является закрепление за каждым уровнем бюджетной системы тех видов доходных источников и тех расходных полномочий, администрирование которых наиболее эффективно на соответствующем уровне бюджетной системы. Отношения между муниципальными бюджетами в настоящее время не очень просты, и проблемы финансирования стоят очень остро. Задача региональных органов государственной власти состоит в том, чтобы ориентировать муниципалитеты на самореализацию своих доходных и расходных полномочий.
Поэтому для решения всех проблем, выявленных в ходе курсовой работы, необходимо совершенствовать законодательную базу Российской Федерации по вопросам функционирования финансовой политики.
Заключение
В работе были раскрыты сущность финансов и основные принципы финансовой политики.
Исходя из изученного материала, можно сделать вывод, что финансы-это своеобразный механизм неэквивалентного обмена доходов общества в пользу одного из субъектов за счет другого с целью обеспечения того, чтобы они могли выполнять свои основные задачи, необходимые обществу.
Финансовая политика-это многомерное понятие. В целом сфера его влияния определяется степенью участия государства в управлении экономикой и социальной сферой, исходя из сложившихся теоретических представлений на определенных исторических этапах развития общества.
Также финансовая политика зависит от развития финансовой системы и степени независимости ее отдельных звеньев. Финансовая политика-это не только управление финансами, но и воздействие на окружающую среду, в которой осуществляется финансовый процесс.
Итак, многое зависит от общественного мнения, а также от других не менее важных факторов, влияющих на финансовый процесс – спроса на иностранную валюту, доверия населения к банкам и фондовому сектору и т.д. Также при реализации финансовой политики необходимо учитывать сложившуюся социально-экономическую реальность (обеспечение политической и социальной стабильности, стабильной и безопасной международной обстановки).
Эффективное использование финансовых ресурсов заключается в их рациональном распределении между сферами общественного производства, а также в их концентрации на важнейших направлениях экономического и социального развития.
Основными проблемами финансовой политики России являются: несбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; несовершенство налоговой системы; низкие показатели инвестиционного финансирования; отсутствие единства денежно-кредитной и финансовой политики; нестабильность курса рубля; неэффективное использование государственной собственности.
Основными целями финансовой политики Российской Федерации в этот период являются ликвидация последствий финансового кризиса. Это требует стимулирования деловой активности населения, изменения бюджетной политики, внедрения инноваций в производство, повышения эффективности государственных инвестиций. Также важно разработать законодательные нормы, снизить налоговую нагрузку на обрабатывающую промышленность и сферу услуг, стимулировать экспорт несырьевых товаров, оптимизировать фискальную нагрузку на сырьевой сектор.
Необходимо интегрировать разрозненные финансовые рынки, расширить спектр финансовых инструментов, создать систему институциональных инвесторов, способных осуществлять долгосрочные инвестиции.
Грамотная финансовая политика, как в рамках одного хозяйствующего субъекта, так и государства в целом, является залогом экономического благополучия страны и высокого уровня жизни населения.
Список использованной литературы
1. Варин П. И. Финансы и кредит. Учебник-М.: Дашков и Ко, 2017-280с.
2. Грязнова А. Г. Финансы. Учебное пособие-Финансы и статистика, 2017-2019 107С.
3. Дробозина Л. А. Финансы. Учебник-единство, 2015 -527 с.
4. Иванов А. В. Финансы. Учебное пособие-UNITY, 2016 – 183 с.
5. Кирьянова З. В. Финансовая политика. - М.: "Финансы и статистика", 2017-256 с.
6. Колесов А. С. финансовая политика: цели и задачи. Учебное Пособие-Финансы, 2017 – 157 с.
7. Кондраков Н. П. Бухгалтерский Учет: Учеб. Пособие. 9-е изд., перепечатывать. и добавить. М.: ИНФРА-М, 2016. - 640с.
8. Левкович О. А., Бурцева И. Н., Бухгалтерский учет финансов. Учебник. - Минута.: ЗАО "Техноперспектива", 2016 - 448 с.
9. Леонтьев В. Е. Финансы, деньги, кредит и банки. Учебник - 3-е изд., Испр. и добавить. - СПб.- ИВЭСЭП, знание, 2016 -205 С.
11. Лука Пачули. Трактат о счетах и отчетах / под ред. Я. Н.Гоголя. В. Соколов. - М.: "Финансы и статистика", 2017-368 С.
12. Никитин В. М., Никитин Д. А. макроэкономика/ под общей редакцией Ю. И. Иванова. 14-е изд., пересмотренные и дополненные. - М.: "Бизнес и сервис", 2016-206 с.
Никитин В. М., Никитина Д. А. Теория бухгалтерского учета. Курс лекций. - М.: "дело и сервис", 2015 – 320 с.
13. Поляков Г. Б. Финансы. Учебник-3-е изд. Перераб. и дополнительно-UNITY-DANA, 2017-703c.
14. Романовский М. В. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. - М.: Юрайт-М, 2017-153с.
15. Финансовый учет. - М.: Информационно-издательский дом "Филин", 2015-208 с.
16. Соколов Я. V. основы теории бухгалтерского учета. - М.: "Финансы и статистика", 2016-496 с.
17. Татар И. К. Бухгалтерский Учет. Учебник. – Минута.: БГЭУ, 2018 – 255 с.
18. Цыганков К. Ю. О Венецианском варианте двойного учета / / Бухгалтерский учет. - 2015. - №12. 200с.
19. Широков, С. П. механизм формирования прибыли [Текст]: / С. П. Широков / / Финансы и статистика. - 2017. - 239с.
20. Шмелев, П. И. распределение прибыли предприятия [текст]: / П. И. Шмелев / / Финансы и статистика. - 2015. - №4. – 121с.
21. Эдгаров Я. С. История экономических учений. Учебное пособие-м.: ИНФРА-М, 2016 – 156 с.