Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Основы финансовой политики государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Финансовые взаимодействия

Финансовые отношения – это неотъемлемый элемент экономических отношений, выражающий денежные связи между субъектами экономической системы на всех уровнях.

С помощью системы налогообложения и отчислений предприятий в государственный бюджет общество в облике государства осуществляет право собственности на средства производства, централизуя часть чистого дохода. Но финансовый поток на этом уровне не является односторонним. В силу права собственника государство финансирует предприятие посредством прямых ассигнований, например централизованных капитальных вложений, он также предлагает различные финансовые льготы (для целей налогообложения, освобождая от некоторых сборов). Этот тип отношений еще недавно был главным экономическим государством, но разгосударствление и развитие коллективной и частной собственности, приток денег на объединение государственных и казенных предприятий будут ухудшаться, а отношения между государством и предприятиями других форм собственности будут развиваться еще больше.[6]

Такие отношения складываются из того, что негосударственная компания платит различные налоги, отчисления и арендную плату. Эти выплаты, в свою очередь, идут в государственный бюджет, что создает условия для выполнения государственными органами своих обязанностей по обеспечению благосостояния граждан. Государство, в свою очередь, предоставляет негосударственным компаниям различные заказы для обеспечения развития социально необходимых отраслей экономики.

Отношения между государством и общественными организациями являются важной сферой экономических отношений. Это наиболее самостоятельный вид предприятия-государство, в отношении которого закреплена специальная система, финансы, льготы, налогообложение, а также платежи и отчисления из государственного бюджета.

В настоящее время отношения между компаниями-контрагентами в их системе финансовых отношений очень важны. Помимо действующей системы хозяйственных договоров, регулирующей взаимные платежные обязательства, системы штрафов, штрафов за нарушение контрактной дисциплины и материальной компенсации, отвечающей конкретным требованиям, развиваются новые формы хозяйственных отношений. Таким образом, путем создания" системы стейкхолдеров "хозяйственная и хозяйственная деятельность компаний друг от друга устраняются перегородки. Во-первых, эта задача решается на финансовых рынках, где компании имеют возможность покупать ценные бумаги друг друга. Это сотрудничество между сторонами приводит к взаимному контролю и взаимным ограничениям. С экономической точки зрения эта система означает создание условий для свободного перетока капитала из отрасли в отрасль, когда рынок определяет цель и размер инвестиций.


При наличии кредитной системы между компаниями, государством и предприятиями сложились особые финансовые отношения. Речь идет об экономических отношениях, которые проявляются в виде отношений между компаниями и банковской системой в отношении кредитования в ходе хозяйственной деятельности, финансовых услуг брокерских услуг банков перед компаниями. Кроме того, банки также могут стать совладельцами-акционерами компаний, поэтому их финансовые отношения возникают и разделяются путем распределения чистой прибыли (прибыли).

Рыночные отношения требуют гибкого механизма регулирования финансового оборота. Это требует создания двухуровневой банковской системы и разделения эмиссионной функции, которую выполняет только государственный банк, и кредитной функции, которую выполняют коммерческие банки. Поскольку компании могут покупать акции коммерческих банков, они могут участвовать в распределении прибыли банков. [7]

В условиях относительной самостоятельности структурных подразделений предприятия также возникают разнообразные финансовые отношения между теми, кто занимается распределением денежных средств, связанных с формированием и распределением доходов и прибыли структурного подразделения, подразделения и его коллективного фонда оплаты труда.

Экономические отношения между предприятиями и населением характеризуются самыми простыми и конкретными связями. Предприятия выплачивают работникам заработную плату и другие виды денежной компенсации, которые входят в состав оплаты труда. Кроме того, отдельные социальные взносы производятся из денежных средств предприятий действующими или бывшими членами трудового коллектива и их семьями.

Денежные выплаты от населения предприятий происходят в случае прямых продаж товаров и услуг населению, что непосредственно связано с предприятиями торговли и сферы услуг.

Поток государственных средств, то есть получаемых населением, состоит в основном из пенсий по возрасту и инвалидности, грантов, стипендий и пособий. Обратный экономический поток в виде обложения налогами и формами кредитования государства, население которого движется в сторону населения самого государства. Кредитование населения государству происходит в форме депозитов в сберегательных банках и покупки государственных ценных бумаг.

В формировании экономических отношений между государством и населением решающую роль играет подоходный налог, взимаемый с граждан в зависимости от индивидуальных доходов.


Есть еще одно важное экономическое отношение. Это взаимосвязь образования и распределения финансовых ресурсов государственных органов (бюджетов) на федеральном и местном уровнях. В настоящее время некая независимость между этими уровнями не существует во взаимно переплетающемся потоке, который существовал в прошлом. Последние решения позволили независимому государству передавать государству лишь часть своих доходов, получая при этом лишь необходимое количество государственных разработок с точки зрения общественно значимых событий.

Это общая система финансовых отношений, которая действует на всех уровнях системы управления экономикой. Но страна чаще всего является открытой экономикой, с присущими ей внешнеэкономическими связями, что также приводит к существованию экономических связей и денежных потоков между различными странами. Участниками таких отношений могут быть одни и те же субъекты, но в разных странах, что опосредуется определенной ролью государства в конечном распределении прибыли.

1.4 Финансовая политика государства в исторической ретроспективе и на современном этапе

Главные линии в теории финансов по вопросу о роли государства в развитии капиталистического общества в двадцатом столетии определялись классиками буржуазной политэкономии А. Смитом (1723-1780) и Д. Рикардо, (1772-1823) и английским экономистом Дж. Кейнсом (1883—1946).и их последователями.[8]

Основоположники классической политэкономии А. Смит и Д. Риккардо считали, что государство не должно вмешиваться в экономику, они выступали за  сохранение свободной конкуренции. По их мнению, рыночные механизмы играют главной роль в регулировании хозяйственной жизни общества. Следуя этим принципам, финансовая политика до конца 20-х годов двадцатого столетия направлялась на ограничение государственных расходов и налогов и на обеспечение равновесного (сбалансированного) бюджета государств. В соответствии с этими целями организация финансовых отношений обеспечивала реализацию функций государства через финансирование из бюджета в основном расходов военных, управленческих и расходов по обслуживанию и погашению государственного долга. Доходы бюджета формировались в основном за счет косвенных налогов.


Вмешательство государства вело к росту расходов государственного бюджета и поэтому оно одновременно сопровождалось финансовыми мерами, направленными на обеспечение необходимого роста государственных доходов. Основным источником увеличения доходов стал подоходный налог, при исчислении которого применялись прогрессивные ставки обложения. Такая система налогов повышала роль государства в перераспределении национального дохода. В 30-60-х годах XX в. кейнсианская финансовая политика в западных странах доказала свою эффективность

В 70-х годах особенные черты финансовой политики обусловливаются неоклассическим направлением экономической теории. Эта концепция выступала за ограничение вмешательства государства в экономику и социальную сферу.[9]

 В Советском государстве и во всех странах социалистической ориентации финансовая политика была под влиянием теоретических концепций К. Маркса (1818—1881) и В.И. Ленина (1870—1924). Основа финансовой политики советского государства — финансовая централизация.

Финансовая концентрация:

- Концентрация большинства финансовых ресурсов государства и единственная организация государственных экономических отношений.

- Передача частной собственности государству (общественности). В результате государство переложило налог на перераспределение национального дохода с его прямого распределения в сфере производства и перераспределения через государственный бюджет.

- Государственное регулирование ценообразования, валютного обращения, платежной системы и кредитных коэффициентов

Эта экономическая политика была достаточно эффективной. Таким образом, несмотря на очень тяжелое экономическое положение, создавшееся после царской России, Гражданской войны и иностранной военной интервенции, оно помогло Советскому государству создать достаточно эффективный экономический потенциал перед войной с фашистской Германией, выиграть эту войну и в сравнительно короткие сроки восстановить разрушенное в ходе войны народное хозяйство.

Недостатком является то, что из-за низкой заработной платы, слабо развитого сельского хозяйства, легкого земледелия и пищевой промышленности общее благосостояние людей было плохим.

В настоящее время фискальная политика развитых капиталистических государств находится под влиянием современных теорий, которые фактически представляют собой конвергенцию двух регулятивных систем, а отдельные государства-члены используют различные элементы как кейнсианской, так и неокейнсианской систем государственного регулирования.[10]


Налогово-бюджетная политика является одной из важнейших составляющих социально-экономической политики государства.

Политика экономического роста - это система экономических мер, направленных на увеличение фактического объема валового внутреннего продукта и снижение уровня безработицы. Эта поддерживающая бюджетная политика состоит в увеличении государственных расходов и снижении налогов.

Другими словами, если бюджет в настоящее время сбалансирован, то Фискальная политика должна двигаться в сторону дефицита бюджета во время рецессии или спада.

Политика стабилизации реализуется тогда, когда государство стремится поддерживать объемы производства на желаемом уровне.

Государство проводит ограничительную политику в отношении бизнеса в период экономического подъема. Она направлена на сокращение объемов производства, чтобы избежать кризиса перепроизводства и инфляции.

Запрет находит свое отражение в сокращении государственных расходов и повышении налогов.

Поэтому налогово-бюджетная политика должна быть сосредоточена на профиците бюджета, если экономика хочет сдержать инфляцию.

Таким образом, реализация фискальной политики происходит в три этапа. :

а) разработка концепции государственных финансов, которая может быть применена в той или иной стране в нынешних экономических условиях.

б) разработка фискальных стратегий и тактик. При этом учитывается возможность роста или снижения финансовых активов и других внешних и внутренних экономических факторов.

в) осуществление поставленных целей

Существует два типа фискальной политики - дискреционная политика (политика, непосредственно осуществляемая правительством) и недискреционные меры (Фискальная политика, т. е. встроенная стабилизация).

Недискреционная финансовая политика относится к ряду талантов самостабилизации налоговой системы, то есть к некоторым ее особенностям, которые позволяют регулировать экономическую деятельность в стране без прямого вмешательства каких-либо органов ЕЦБ.[11]

Например, производство в стране сокращается, а правительство еще не успело отреагировать. В этом случае снижение доходов граждан и хозяйствующих субъектов неизменно приводит к снижению налоговых поступлений, но это необходимо для стабилизации экономики. Таким образом, правильно функционирующая налоговая система может автоматически регулировать экономику страны, поскольку по мере роста экономики налоги также увеличиваются по мере увеличения доходов граждан.