Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Основы финансовой политики государства).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
Помимо налоговых льгот, есть и другие, не менее важные вопросы, которые уравновешивают экономическую систему всей страны. Одним из таких стабилизаторов являются взносы на социальное обеспечение, включая пособия по безработице. Налоги, которые финансируют пособия по безработице, будут сильно увеличиваться в связи с экономическим подъемом, и резервный фонд также растет, когда он оказывает давление на слишком большие расходы, чтобы обуздать инфляцию. Напротив, при слабой занятости резервный фонд используется для привлечения населения, поддерживая потребление. Это приводит к снижению объемов производства, что смягчает снижение объемов производства.
Различные программы, которые позволяют фермерам, также являются важным стабилизатором: когда снижается платежеспособный спрос и падают цены на сельскохозяйственную продукцию, федеральное правительство поддерживает фермеров, высасывая излишки продукции, а когда надвигается инфляция и цены растут, государство выбрасывает ранее купленную продукцию на рынок, поглощая слишком много денег, что подрывает все развитие экономики.[12]
Еще одним встроенным экономическим стабилизатором является эффект надежности предприятий. Практика показала, что для создания иллюзии стабильного дохода компании, акционерные общества и другие подобные юридические лица сохраняют прежний уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы изменяются в течение короткого промежутка времени. Это приводит к ухудшению спроса на товары и услуги, который в противном случае был бы представлен вкладчиками, получившими, например, повышенную прибыль по своим ценным бумагам. Во втором случае наблюдался обратный эффект, который также привел бы к стабилизации ситуации.
Четвертый стабилизатор-это медлительность потребления. Она заключается в том, что человек, привыкший к определенному уровню жизни, медленно адаптируется к увеличению своего дохода.
Однако только дискреционная политика не может быть реализована, так как для стабильного развития экономики необходимо иметь решающее влияние на государство.
Дискреционная политика - это целенаправленное регулирование налогов и государственных расходов с целью изменения фактического объема национального производства и занятости, сдерживания инфляции и ускорения экономического роста.
Основными методами дискреционной фискальной политики являются общественные работы, социальные программы, государственные закупки, государственные инвестиции, государственные трансфертные сборы и налоговое администрирование.
Следующим инструментом дискреционной фискальной политики являются государственные программы социальных расходов. Например, государство чаще всего не выплачивает другие социальные пособия в периоды инфляции, что способствует снижению потребительского спроса. Во время депрессии это увеличивает стоимость социальных потребностей. Недостатком, однако, является краткосрочная стабилизация материальной помощи в целях политического факта, что такие чрезвычайные программы трудно сократить, когда ситуация снова улучшается. Третий инструмент финансовой дискреционной политики — правительственные закупки и инвестиции. Увеличение государственных инвестиций, как и рост частных расходов, стимулирует развитие промышленности, получающей новые заказы. Данное положение подтверждается следующим макроэкономическим законом:
S+M = С + In + Xn + G (1)
Где S-сбережения,
M-импорт,
С-потребление,
In - инвестиции,
Xn- чистый экспорт,
G – государственные закупки.
Второй элемент финансовой политики, как уже было сказано выше, фискальная политика.
Суть ее заключается в искусном изменении величины налогов на протяжении всего экономического цикла.
Налог – это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему фискальной политики.[13]
Существуют два типа налогов – налоги на доходы и имущество и налоги на товары и услуги.
Налоги на доходы и имущество включают в себя подоходный налог с граждан и налог на прибыль фирм; на социальное страхование, на фонд заработной платы и на рабочую силу (социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость, налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
Налоги на товары и услуги – это налог с оборота или налог на добавленную стоимость; акцизы (прямо включаются в цену товаров и услуг); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги, так как они частично или полностью переносятся на цену товаров или услуг.
Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть его уровня доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, поэтому налог с дохода должен быть прогрессивным.
Налогообложение должно быть единовременным, иначе цена товара очень высока, что делает его неконкурентоспособным, с другой стороны, постоянная налоговая нагрузка лишает предпринимателя стимулов к шоу-бизнесу. В этом контексте необходимо заменить налог с продаж налогом на прибыль, в результате чего производитель платит налог только на добавленную стоимость, а не на весь доход от продаж. Однако эти проблемы еще не были полностью устранены из российского законодательства, что иногда приводит к налогообложению продукта по нескольку раз подряд на всех стадиях производства.
Налоговая система не должна оставлять у налогоплательщика сомнений в необходимости уплаты налога. Система штрафов и пеней должна быть такой, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов была менее выгодна, чем своевременное и добросовестное исполнение обязательств налоговыми органами.
Однако дискреционная Фискальная политика и политика, основанная на использовании встроенных стабилизаторов, также имеют много недостатков. Например, срок действия законов, изменяющих налоговые ставки. Еще одна проблема возникает, когда государство повышает налоги в период экономического подъема: это вызывает высокую социальную напряженность и высокое недовольство населения.
Выводы: Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям. Налоговая система должна обеспечивать эффектноe перераспределение создаваемого ВНП.
Таким образом, финансы - механизм неэквивалентного обмена доходов общества в пользу одного из субъектов за счет другого с целью обеспечения возможности выполнения им его основных задач, нужных обществу.
Можно сказать, что финансы являются структурными связями в экономической системе, которые поддерживают тот социальный институт, деятельность которого необходима обществу.
Фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам построения налоговой системы российского государства и регулировать экономические взаимоотношения внутри федерации.
Глава 2. Базовое исследование макроэкономических показателей РФ за период 2017-2018, и плановый 2019 год
Таблице 1 Основные макроэкономические показатели[14]
ВВП % к пред. периоду |
2017 |
2018 |
2019 |
Индекс промышленного производства |
105.2 |
92.2 |
104.0 |
Инвестиции в основной капитал |
109,8 |
83,8 |
109,8 |
Индекс потребительских цен, за период |
113,3 |
108,8 |
108.8 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения (в % к соответствующему периоду прошлого года) |
101,9 |
102,1 |
104.1 |
Общая безработица, % |
7,1 |
8,4 |
7.5 |
Курс рубля, руб./дол. (средний за период) |
24,90 |
31,75 |
30.4 |
Государственный внешний долг(% к предыдущему году) |
90.4 |
92.6 |
Н.д. |
К концу 2016-2019 гг. ситуация в экономике России приняла форму типичного потребительского и строительного бума. В отдельных кварталах экономический рост стал достигать примерно 8%. Начала ускоряться инфляция. Безработица сократилась до вполне приемлемого уровня 6,3-6,5%. Приток капитала продолжал расти, и внешний долг стал сопоставим с резервами ЦБ.
Первые волны финансового кризиса 2018-2019 года проявились в России как кризисы ликвидности в банковском секторе, но на фоне быстрого роста экономики они не казались серьезной проблемой. В государстве начался глубокий экономический спад.
Россия оказалась одной из наиболее пострадавших стран мира, если судить по масштабам падения ВВП: на пике кризиса в VI квартале 2016 года и I-II кварталах 2017г. Падение ВВП составило -10,3%. Также это заметно по разнице темпов экономического роста в предкризисные годы (7,1 в среднем за год за 2010-2015 гг.) и в 2018 году (-7.9%). Восстановление России началось еже в III квартале 2019 года.
Однако темпы роста в 2019 году несопоставимы с масштабом падения и предкризисным развитием. По оценкам, в 2019 году рост составил менее 4% ВВП.
Таблице 2. Данные о ВВП за последние 3 года и прогноз на 2019.[15]
Факт |
Оценка |
Прогноз |
||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
ВВП, трлн. р. |
41,4 |
39,1 |
45,4 |
50,4 |
Темпы роста реального ВВП, % |
5,9 |
-7,9 |
4 |
4,1 |
Рубль/доллар средний за год |
24,8 |
31,7 |
30,4 |
29,8 |
Основными факторами роста являются частное потребление и включившиеся в рост инвестиции (пока по большей части за счет восстановления запасов), а вот чистый экспорт вносит негативный вклад за счет быстрого роста импорта. По данным ноября 2016 года безработица в России снизилась до 6,7%. Тот факт, что безработица столь низка при низких темпах экономического роста, говорит о том, что экономический кризис не оказал модернизационного влияния на экономику, не способствовал росту производительности труда. Инфляция в этот же период также по большей части снижалась, однако сейчас уже наблюдается ее рост.
В настоящее время российская экономика характеризуется дефицитом бюджета с недофинансированием государственных инвестиций. Экономия бюджетных средств, в той мере, в какой они вообще происходят, во многом обусловлена сокращением статьи " расходы на национальную экономику, ЖКХ и охрану окружающей среды (в федеральном бюджете с 4,7% ВВП в 2017 году до 4.1% ВВП в 2018), при том, что социальные расходы и расходы на силовые ведомства растут. Расчеты ЦМИ показывают, что расходы на экономику – это та статья бюджета, которая оказывает положительное воздействие на экономический рост, а эффект от социальных и военных расходов близок к нейтральному. Поэтому проводимая бюджетная политика - и в части роста социальных расходов, и в части снижения расходов на экономику – может иметь негативные последствия для перспектив экономического роста.
Каковы же перспективы развития российской экономики на 2018 год? Предполагается, что внешние макроэкономические условия будут относительно благоприятными для России, так как рост мировой экономики обеспечит рост спроса на сырьевые товары.
Рост экономики будит идти более медленными темпами, в сравнении с предкризисным периодом. В 2019 году инфляция сохранится примерно на том же уровне, как и в 2019 и составит 8,9%. В результате кризиса государственные финансы стали менее устойчивыми
Таблица 3. Динамика основных видов доходов федерального бюджета (% ВВП)[16]
январь - июнь 2018 г. |
январь - июнь 2019 г. |
|
Доходы, всего |
22,4 |
23,2 |
в том числе: |
||
Налог на прибыль организаций |
1,8 |
1,9 |
Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет |
1,3 |
1,3 |
Налог на добавленную стоимость |
6,7 |
5,0 |
Акцизы |
0,4 |
0,4 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
3,4 |
4,3 |
Ввозные таможенные пошлины |
1,5 |
1,5 |
Вывозные таможенные пошлины |
5,5 |
7,1 |
Другие доходы |
1,8 |
1,7 |