Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Основы финансовой политики государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что Россия испытывает большие трудности не только в сфере государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов из-за финансово-экономических санкций международного сообщества против этой страны. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность фискальных и иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, которые в соответствии с законодательством обладают полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Независимо от уровня развития страны, основными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышение уровня и качества жизни населения.

В настоящее время грамотная экономическая политика государства играет важную роль в жизни любого общества. Важной частью экономической политики государства является финансовая политика.

Однако финансовая политика практически любого государства базируется не только на базовых экономических принципах, но и с оглядкой на текущую ситуацию в мировой экономике. В условиях глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других дефицитных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться отдельно и будет учитывать только экономические, но и должна быть ориентирована на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.

Объектом исследования является экономика РФ с 2017-2019 годы.

Предмет исследования – финансы РФ и эффективность их формирования и использования.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансов и финансовой политики государства, анализ недостатков и достоинств финансовой политики, проводимой в России.

Задачи данной работы

Дать определение финансы и социум                                                         

Расмотреть структура и назначение финансовой системы                                   Изучить Финансовые взаимодействия                                                               Изучить Финансовую политику государства в исторической ретроспективе и на современном этапе        


Исследовать базовое исследование макроэкономических показателей РФ за период 2017-2018, и плановый 2019 год     

Расмотреть основные направления развития финансовой политики в России, возможная корректировка недостатков

Структура работы содержит 3 главы, введение, заключение и список использованной литературы

ГЛАВА 1. Основы финансовой политики государства

1.1 Финансы и социум

Важнейшей частью хозяйственной жизни современного общества являются финансы.

 Финансы-это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами-фирмами, домохозяйствами и государством.

Они реализуются для перераспределения доходов общества в пользу одного из экономических элементов; для нормального выполнения функций государства; в процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределенности и рисков.[1]

Финансы, обеспечивающие функционирование государства, называются государственными финансами. После перераспределения доходов общества в пользу домашних хозяйств и производителей возникают финансы домашних хозяйств и коммерческих организаций, или фирм и корпораций соответственно.

Национальная экономика - это система, в которой хозяйствующие субъекты (производители, потребители, финансовые посредники) представлены как составные части, государство-как центр, а ее структура формируется взаимосвязями. Эти отношения могут быть денежными, когда деньги опосредуют движение материальных активов в эквивалентных сделках купли-продажи. В результате этих сделок не происходит перераспределения доходов общества в пользу одного из субъектов за счет другого, а, следовательно, нет и финансирования как механизма такого перераспределения. Финансовые отношения между хозяйствующими субъектами возникают тогда, когда денежные средства перемещаются без эквивалента в виде материальных или денежных активов, но только на основании обязательств одной из сторон сделки. Например, люди и предприятия платят государству налоги в денежной форме, а государство в свою очередь берет на себя выполнение его функций. В результате этих операций происходит перераспределение доходов компании.


Можно сделать вывод, что финансы - это денежные отношения хозяйствующих субъектов, в результате которых доход общества изменяет свою структуру путем увеличения его в руках одного субъекта за счет изъятия (неэквивалентности) этой части у другого.

Когда форма активов изменяется от денежной к товарной в эквивалентном обмене между хозяйствующими субъектами, эти отношения вряд ли могут быть финансовыми.[2]

Поскольку современные финансовые рынки на три четверти опосредованы спекулятивными операциями-денежными выигрышами за счет проигрыша другого-слово финансовый в их названии вполне оправдано: одна часть игроков в случае проигрыша перераспределяет часть своих денежных доходов в пользу победителей. Это позволяет создать финансовый механизм для поддержания одной части общества за счет другой. Разница лишь в том, что в случае государства отношения по уплате налогов носят императивный характер, а в случае спекуляции на рынках производных финансовых инструментов эти отношения возникают добровольно.

1.2 Структура и назначение финансовой системы

Две главные функции финансов: распределительная и контрольная. Эти функции осуществляются финансами единовременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция осуществляется при распределении национального дохода, когда происходит создание основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы возникают при распределении национального дохода среди агентов материального производства. Они подразделяются на две группы: зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства и доходы предприятий сферы материального производства.

Но первичные доходы пока не создают государственных средств, достаточных для развития приоритетных направлений национальной экономики, обеспечения обороноспособности государства, удовлетворения материальных и духовных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с перераспределением средств в пользу наиболее эффективного использования доходов; существование непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); перераспределение доходов между различными социальными группами населения.[3]


За счет перераспределения, формирования вторичных или производных доходов. Это прежде всего доходы, полученные в непроизводственных отраслях, налоги (НДФЛ и др.). Вторичный доход необходим для создания окончательных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют преобразованию пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доход, получаемый в результате такого перераспределения, должен обеспечивать соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего, между размером денежных средств и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и потребительских товаров-с другой.

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственными и непроизводственными секторами экономики, регионами материального производства, различными регионами страны, формами собственности и социальными группами.

Основная задача распределения и перераспределения НД и ВВП, осуществляемая с помощью финансов, заключается в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства и обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.

Контрольная функция финансов заключается в контроле за распределением ВВП в соответствующих фондах и их расходованием по целевому назначению.

Финансовый контроль ориентирован на обеспечение быстрого развития государственного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности работы во всех отраслях экономики государства. Она затрагивает производственные и непроизводственные сферы. Его цель-рациональное использование материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов, снижение непроизводительных затрат и сокращение отходов производства

Одной из важных задач финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты исполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.[4]

Контрольная функция финансов проявляется также в различных видах деятельности финансовых органов. Они осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений существенно меняются направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля.


Помимо функции распределения и контроля, финансы также выполняют регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в воспроизводственный процесс. Однако сегодня регуляторная функция в России развита слабо.

В условиях рыночных отношений финансы также должны выполнять стабилизационную функцию. Она направлена на обеспечение стабильных условий в экономических и социальных отношениях для всех хозяйствующих субъектов и граждан. Особое значение имеет вопрос стабильности финансового законодательства, поскольку без него невозможно осуществление инвестиционной политики в производственном секторе со стороны частных инвесторов.[5]

Финансы необходимы на разных уровнях управления; на более низком уровне-предприятия, организации, учреждения и межхозяйственные объединения, объединения, концерны, а также на государственном уровне хозяйствования. Вполне допустимо говорить, что домохозяйства также испытывают потребность в финансах, хотя экономическая наука и практика не всегда рассматривают домохозяйства как самостоятельный субъект финансовой системы. Финансовая система в широком смысле слова-это совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации, в узком смысле слова - это система финансовых институтов, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются государственной политикой, в том числе финансовыми организациями и всеми структурными подразделениями Государственной налоговой службы.

Основа построения финансовой системы базируется на трех китах: функциональности, которая проявляется в том, что каждое звено системы выполняет поставленные задачи; например, государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями, общественностью, обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование является одним из способов создания резервных фондов для граждан. Финансы предприятий выражают отношения создания и использования денежных средств, предназначенных для удовлетворения разнообразных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнения обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками; территориальность - каждый регион и Республика имеет соответствующий аппарат финансовых и страховых органов; единство финансовой системы предопределено единой экономической и политической основой государства. Это приводит к единой финансовой политике, проводимой государством через центральные финансовые органы, и общим целям. Все звенья управляются на основе одних и тех же основных законодательных и нормативных актов.