Файл: Протокол пс от 30 08 2021г Руководитель мо согласовано зам директора по вр В. В. Алиева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12» с.Вострецово

Красноармейского муниципального района

Приморского края


Рассмотрено

Протокол ПС №___ от «_30_» _08_ 2021г

Руководитель МО

Согласовано: зам.директора по ВР_______/ В.В.Алиева

Утверждено Приказ №___ от «__ »__ ___2021 г. Директор школы ______/ Журавкова Т.В.





Рабочая программа кружка «Школьный музей»

Авторруководитель кружка «Школьный музей»

Усова Ольга Борисовна

с. Вострецово

2021-2022 г

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1.Название программы: «Школьный музей»

2.Усова Ольга Борисовна

3.Целевые группы: учащиеся 3-11 классов школы (10-17 лет).

4 .Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

5.Направленность: краеведение

6. Срок реализации программы: 1 год

7. Вид программы: модифицированная

Введение

Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.

Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, то есть уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, индивидуальности, личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.

У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной, Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.

С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.


Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно- наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов – предметов быта и утвари, одежды жителей села, школьных принадлежностей, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.

Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях вXIX веке. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко – краеведческой тематики был впервые поставлен в начале XXвека в специальной педагогической литературе. С развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования юбилейных .

Школьный музей, как форма образовательной и воспитательной работы, создана по моей инициативе, как результат собственной поисково – собирательной и исследовательской деятельности. В музее школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией экспонатов быта жителей села, природы родного края, различных предметов и документов. Школьный музей «Память» является кружком дополнительного образования.

Пояснительная записка
В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования. 
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей. 



Авторская дополнительная образовательная программа «Школьный музей» относится к образовательной области «История Отечества. Краеведение» и включает два ведущих компонента: способы деятельности и реализации регионального компонента в образовании. 

Министерство образования России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи. 


Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.


Задачи
1.Организовать поиск материалов для пополнения музейного фонда. 
2.Провести поиск, исследование, систематизацию и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, села, района, области;
3. Организовать учет и хранение собранных документов, предметов, материалов, проводить их систематизацию и методическую обработку; 
4. Выполнять оформление и экспонирование материалов;
5. Проводить экскурсии для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проводить экскурсии для взрослых, посещающих школьный музей. 
 6. Развивать дополнительное образование детей средствами музейной педагогики. 

Концепция дополнительной образовательной программы заключается в изменении содержания образовательного курса на основе изучения истории родного края через методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм.


Музейная педагогика дает возможность: 


- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению; 


- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; 

- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; 

- попробовать собственные силы и само реализоваться каждому ребенку; 

- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; 

-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Практическая культурно-образовательная деятельность музея 

В музее осуществляется процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образователь но-воспитательная и другие функции музея:

Обучение. Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.
Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов дополнительного образования, проектной деятельности, викторин, исторических игр, фестивалей и встреч. 
Общение. Встречи с целью знакомства и общения с учениками, ветеранами, земляками. 
Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых.


По основной направленности программа является :

  1. развивающей (построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной культуры),

  2. социально-адаптивной (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей,

3. направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности).

4. Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций. 
По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с степенью межпредметных обобщений.

Направления деятельности: 

• Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие интереса к общению с музейными ценностями. 
• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции. 
• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности. 
• Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно. 
• Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей и педагогов дополнительного образования. 



Формы организации работы с музейной аудиторией: 

•лекции; 
•экскурсии; 
•консультации; 
•литературные и исторические гостиные; 
• киносеансы; 
• встречи с интересными людьми; 
• исторические игры, викторины; 
• проектная и исследовательская деятельность; 
• использование интернет – технологий; 
• создание презентаций; 
• посещение школьных музеев и музеев района и области; 
• оформление выставок, обновление экспозиций; 
• встречи.

Прогнозируемые результаты: 

1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории родины, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России. 
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими родное село и район , достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края. 
3) В развивающей сфере – достижения учащимися умений и навыков по самостоятельной работе в процессе поиска предметов музейного значения, у проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

Содержание программы «Школьный музей»

Тема 1. Введение (2 час)

Что такое краеведение. Цели, задачи, участники кружка. Программа работы школьного музея.

Тема 2. Наследие в школьном музее (6 часа )

Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия.

Оформление экспозиций: «Быт сельчан - переселенцев», «Минералы»,

«Школьные годы».

Тема 3. Функции школьного музея (2 часа)

Функциональность школьного музея: объединение учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия.